Недействующий

 
  ПРАВИТЕЛЬСТВО РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ  

ПОСТАНОВЛЕНИЕ  

 от 30 октября 2013 года N 351  

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ "ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО И ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА В 2014 - 2018 ГОДАХ"

(в ред. Постановлений Правительства Рязанской области
от 25.06.2014 N 174, от 15.10.2014 N 290)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2015 года на основании
 Постановления Правительства Рязанской области от 29.10.2014 N 306.
____________________________________________________________________

Правительство Рязанской области

постановляет:

1. Утвердить государственную программу Рязанской области "Повышение инвестиционного и инновационного потенциала в 2014 - 2018 годах" согласно приложению.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 года.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Рязанской области О.Е.Булекова.

Губернатор Рязанской области
О.И.КОВАЛЕВ



Приложение
к Постановлению
Правительства Рязанской области
от 30 октября 2013 года N 351

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ "ПОВЫШЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОГО И ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА В 2014 - 2018 ГОДАХ"


(в ред. Постановлений Правительства Рязанской области
от 25.06.2014 N 174, от 15.10.2014 N 290)

ПАСПОРТ государственной программы Рязанской области

Наименование Программы

Государственная программа Рязанской области "Повышение инвестиционного и инновационного потенциала в 2014 - 2018 годах" (далее - Программа)

Заказчик Программы

Министерство экономического развития и торговли Рязанской области (далее - Минэкономразвития Рязанской области); министерство промышленности, инновационных и информационных технологий Рязанской области (далее - Минпром Рязанской области)

Заказчик- координатор Программы

Минэкономразвития Рязанской области

Разработчик Программы

Минэкономразвития Рязанской области

Основание для разработки Программы

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике";
послание Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации от 12.12.2012;
Закон Рязанской области от 9 ноября 2012 года N 85-ОЗ "О государственной поддержке инновационной деятельности в Рязанской области";
Закон Рязанской области от 17 октября 2007 года N 137-ОЗ "О науке и научно-технической деятельности в Рязанской области";
Постановление Правительства Рязанской области от 10.07.2013 N 189 "О государственных программах Рязанской области"

Исполнители Программы

Минэкономразвития Рязанской области;
Минпром Рязанской области;
министерство сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области (далее - Минсельхозпрод Рязанской области);
министерство топливно-энергетического комплекса и
жилищно-коммунального хозяйства Рязанской области (далее - Министерство ТЭК и ЖКХ Рязанской области);
министерство культуры и туризма Рязанской области;
министерство молодежной политики, физической культуры и спорта Рязанской области

Цели и задачи Программы

Цели Программы:
- активизация инвестиционной деятельности на территории Рязанской области;
- создание благоприятной информационной среды для развития инновационной деятельности на территории Рязанской области.
Задачи Программы:
- повышение инвестиционной привлекательности Рязанской области;
- содействие продвижению продукции и услуг предприятий и организаций Рязанской области на внутреннем и внешнем рынках;
- финансовая поддержка и стимулирование инвестиционной деятельности;
- способствование инициации и привлечению инновационных проектов;
- формирование системы информационного обеспечения и поддержки инновационной деятельности и ее популяризации

Целевые индикаторы

Целевыми индикаторами являются:
- количество проведенных презентаций инвестиционного потенциала Рязанской области;
- участие в выставочно-ярмарочных и конгрессионных мероприятиях;
- количество организованных и/или проведенных мероприятий, направленных на увеличение объемов продаж продукции и услуг предприятий и организаций Рязанской области;
- количество обеспеченных инфраструктурой земельных участков, предназначенных для размещения новых предприятий;
- количество инвестиционных проектов, которым оказана государственная поддержка;
- количество проведенных информационных мероприятий по различным аспектам инновационной деятельности;
- число слушателей, принимающих участие в информационных и образовательных семинарах и программах по направлению инноваций;
- количество студентов, аспирантов и молодых ученых - победителей региональных конкурсов инновационных проектов;
- количество инновационных проектов в реестре инновационных проектов Рязанской области, размещенном на инновационном портале Рязанской области;
- число действующих малых инновационных предприятий при вузах Рязанской области в соответствии с Федеральным законом от 02.08.2009 N 217-ФЗ;
- объемы привлеченных средств федерального бюджета на реализацию инновационных проектов на территории Рязанской области;
- объемы привлеченных промышленными предприятиями финансовых средств для технического перевооружения производства и освоения новой конкурентоспособной продукции

Сроки и этапы реализации

2014 - 2018 годы. Программа реализуется в один этап

Перечень подпрограмм

Подпрограмма 1 "Повышение инвестиционного потенциала" (приложение N 1 к Программе);
подпрограмма 2 "Информационное обеспечение научно-технической и инновационной деятельности" (приложение N 2 к Программе)

Объемы и источники финансирования

Объем средств областного бюджета, выделяемых на реализацию мероприятий Программы в 2014 - 2018 годах, составляет 1423026 тыс. руб., в том числе по годам:
2014 год - 255342 тыс. руб.;
2015 год - 262062 тыс. руб.;
2016 год - 297102 тыс. руб.;
2017 год - 439800 тыс. руб.;
2018 год - 168720 тыс. руб.
Объем финансирования подпрограмм:
"Повышение инвестиционного потенциала" на 2014 - 2018 годы составляет 1414626 тыс. руб., в том числе по годам:
2014 год - 255342 тыс. руб.;
2015 год - 262062 тыс. руб.;
2016 год - 297102 тыс. руб.;
2017 год - 435600 тыс. руб.;
2018 год - 164520 тыс. руб.
"Информационное обеспечение научно-технической и инновационной деятельности" на 2014 - 2018 годы составляет 8400 тыс. руб., в том числе по годам:
2014 год - 0 тыс. руб.;
2015 год - 0 тыс. руб.;
2016 год - 0 тыс. руб.;
2017 год - 4200 тыс. руб.;
2018 год - 4200 тыс. руб.

(в ред. Постановления Правительства Рязанской области от 25.06.2014 N 174)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

Реализация Программы позволит в течение 2014 - 2018 годов достичь следующих результатов:
- проведение не менее 10 презентаций инвестиционного потенциала Рязанской области;
- принятие участия в 34 выставочно-ярмарочных и конгрессионных мероприятиях;
- организация и/или проведение 25 мероприятий, направленных на увеличение объемов продаж продукции и услуг предприятий и организаций Рязанской области;
- обеспечение инфраструктурой 1 земельного участка, предназначенного для размещения новых предприятий;
- оказание государственной поддержки 4 инвестиционным проектам;
- увеличение количества проведенных информационных мероприятий по различным аспектам инновационной деятельности до 40;
- увеличение числа слушателей, принимающих участие в информационных и образовательных семинарах и программах по направлению инноваций, до 750 человек;
- увеличение количества студентов, аспирантов и молодых ученых - победителей региональных конкурсов инновационных проектов до 55 человек;
- формирование не менее 40 инновационных проектов в реестре инновационных проектов Рязанской области, размещенном на инновационном портале Рязанской области;
- увеличение числа действующих малых инновационных предприятий при вузах Рязанской области до 12;
- увеличение объемов привлеченных средств федерального бюджета на реализацию инновационных проектов на территории Рязанской области до 25 млн. руб.;
- увеличение объема привлеченных промышленными предприятиями финансовых средств для технического перевооружения производства и освоения новой конкурентоспособной продукции до 170 млн. руб.
Благодаря реализации программных мероприятий планируется достижение социально-экономической эффективности:
- увеличение размера реальной заработной платы в 1,4 - 1,5 раза;
- обеспечение доли инвестиций в валовом региональном продукте к 2018 году на уровне не менее 27%;
- увеличение объема инвестиций в основной капитал не менее чем на 6% ежегодно;
- создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику региона;
- повышение инвестиционной привлекательности Рязанской области;
- приобщение молодежи к научно-технической и инновационной деятельности, повышение популярности и престижа инновационной деятельности в регионе;
- формирование системы информационного обеспечения инновационной деятельности, способствующей созданию инновационных стартапов в научной и инженерной среде;
- создание системы поддержки перспективных разработок, которая позволяет начинающему исследователю пройти путь от генерации идеи до готового инновационного продукта

(в ред. Постановления Правительства Рязанской области от 25.06.2014 N 174)

1. Характеристика проблемы (задачи), решение которой осуществляется путем реализации Программы


Инвестиционная активность - один из решающих факторов инновационного развития и успешной модернизации экономики региона. Поэтому создание комфортных условий для инвестора, повышение инвестиционной и инновационной привлекательности региона рассматривается как приоритетное направление деятельности для региональных органов власти.

Повышение инвестиционного потенциала


Отличительные особенности Рязанской области - выгодное географическое положение, развитая система транспортных коммуникаций и связи, высокий образовательный и квалификационный уровень рабочих и инженерно-технических кадров, большой промышленный и научный потенциал и стабильная общественно-политическая ситуация позволяют рассчитывать на особую заинтересованность регионом со стороны крупных частных инвесторов (в том числе и иностранных).

Подтверждением тому служит тот факт, что сегодня в Рязанской области осуществляют хозяйственную деятельность такие крупные российские и зарубежные компании, как "Евроцемент", "Базэлцемент", "Гардиан Индастриз Корпорейтед", "Яндекс", "Аутомотив Лайтинг", группа компаний "Технониколь", торговые сети "Метро Кэш энд Кэрри", "Зельгрос Кэш энд Кэрри", "Гиперглобус" и другие.

В 2012 году в экономику Рязанской области вложено 66,4 млрд. рублей инвестиций в основной капитал. По сравнению с 2011 годом объем инвестиций увеличился на 21,2%.

Из общего объема инвестиций 52,5% составили инвестиции в машины, оборудование, транспортные средства, 35,2% - в здания и сооружения.

Основным источником финансирования инвестиций в основной капитал являлись привлеченные средства (51%), за счет собственных средств формировалось 49% инвестиций в основной капитал.

Значительный объем инвестиций в основной капитал направлен на развитие следующих видов экономической деятельности: обрабатывающих производств (43,4%), в том числе производство нефтепродуктов (23,9%); транспорта и связи (19,2%); производства, передачи и распределения электроэнергии, газа и воды (10%); производство прочих неметаллических минеральных продуктов (9,4%); производство пищевых продуктов (4,7%); сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства (6,2%); образования (4,1%); строительства (3,8%).

Состояние инвестиционной сферы Рязанской области в последние годы характеризуется низкими показателями по сравнению с другими субъектами Российской Федерации. По данным официальной статистики, по объему инвестиций в основной капитал в 2011 году Рязанская область занимала 14 место среди 18 регионов Центрального федерального округа и 53 место среди субъектов Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" предусмотрено принять меры, направленные на увеличение объема инвестиций до 25% внутреннего валового продукта к 2015 году и до 27% - к 2018 году. На протяжении последних 5 лет динамика доли объема инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте носила нестабильный характер, снизившись в 2010 году до 22,7%. В связи с этим по итогам 2010 года Рязанская область заняла 14 место в Центральном федеральном округе.

В рамках реализации мероприятий долгосрочной целевой программы "Повышение инвестиционного потенциала Рязанской области в 2012 - 2014 годах" в 2012 году был достигнут бюджетный и социальный эффект: заключено 4 инвестиционных соглашения, суммарный объем привлеченных инвестиций по которым составил около 9 млрд. руб.; налоговые поступления в областной бюджет в период господдержки ожидаются в размере 2,2 млрд. руб., общее количество создаваемых рабочих мест - более 500. В то же время следует отметить, что по итогам 2012 года не удалось выйти на запланированный объем инвестиций в основной капитал в размере 68,6 млрд. руб., фактически данный показатель составил 66,4 млрд. руб. (96,8% от запланированного).

Несмотря на положительные изменения в инвестиционной сфере в 2012 году, необходимо сохранить наращивание объемов инвестиций в основной капитал и увеличить приток иностранных инвестиций.

В этих целях следует направить все усилия на формирование инвестиционно-привлекательного имиджа региона и благоприятной административной среды.

Президент Российской Федерации в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации (12.12.2012) и на заседании Государственного совета "О повышении инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации и создании благоприятных условий для развития бизнеса" (27.12.2012) отметил, что нужно показать инвестору потенциал наших регионов; он должен четко видеть, как будет идти развитие инфраструктуры, какие меры государственной поддержки, какие льготы доступны в том или ином субъекте Федерации; где планируется развивать промышленные кластеры; какие кадры будут готовить образовательные центры для реализации предлагаемых проектов.

Немаловажным фактором, влияющим на привлечение инвестиций, является прогрессивное региональное инвестиционное законодательство. В Рязанской области создана нормативная правовая база, предусматривающая широкий спектр поддержки инвестиционной деятельности, в том числе: льготное налогообложение, льгота по арендным платежам, предоставление субсидий, государственных гарантий Рязанской области.

Вместе с тем, постоянно меняющиеся условия развития экономики Рязанской области требуют соответствия инвестиционного законодательства современным экономическим реалиям. Поэтому совершенствование нормативного обеспечения инвестиционной деятельности в регионе остается одной из ключевых задач.

Следует отметить недостаточный уровень инвестиционной привлекательности Рязанской области в сравнении с другими регионами Российской Федерации.

Так, по результатам последнего исследования инвестиционной привлекательности регионов России, ежегодно проводимого журналом "Эксперт" совместно с рейтинговым агентством "Эксперт-РА", по итогам 2011 - 2012 годов Рязанская область занимала 53 место по инвестиционному потенциалу. Также остается высокий уровень финансового (50 место) и экономического (46) риска. Инвестиционный рейтинг Рязанской области за 2012 год остался на том же уровне и характеризовался как "пониженный потенциал - умеренный риск".

Анализ инвестиционной активности показывает, что в настоящее время для инвесторов ключевым фактором принятия решения о приходе в регион становится наличие готовой площадки, оборудованной необходимой инфраструктурой.

В целях активизации работы в этом направлении в Программе предусмотрены мероприятия, позволяющие обеспечить земельные участки необходимой инженерной, транспортной и энергетической инфраструктурой.

Разработанный комплекс мероприятий, направленных на формирование инвестиционных площадок, промышленных зон и индустриальных парков, развитие внешнеэкономических связей Рязанской области, презентационной и выставочной деятельности на территории Российской Федерации и за рубежом, расширение рынков сбыта товаров, услуг, работ хозяйствующих субъектов, будет способствовать расширению торгово-экономического сотрудничества и привлечению в регион российских и иностранных инвесторов.

Информационное обеспечение научно-технической и инновационной деятельности


Основная задача региональной научно-технической политики - обеспечить концентрацию ресурсов для развития приоритетных направлений экономики, создать условия для стратегического партнерства власти, бизнеса и общественных институтов в рамках инновационной модели развития. Повышение эффективности региональной экономики с помощью инноваций в традиционных для Рязанской области отраслях необходимо сделать одним из важнейших региональных приоритетов.

Инновационная экономика должна стать условием для повышения конкурентоспособности всех ее отраслей.

При этом на протяжении двух последних десятилетий в Рязанской области произошло существенное снижение активности научно-технической и инновационной деятельности. Ряд крупных научных и промышленных предприятий прекратили свое существование.

Уменьшилось число организаций, выполняющих исследования и разработки, а также снизилась численность работников научно-исследовательских организаций и конструкторских подразделений промышленных предприятий:

Показатель

1990 год

1995 год

2000 год

2009 год

2010 год

2012 год

Количество организаций, ед.

44

30

18

15

16

17

Количество работников, чел.

19424

6212

3637

3064

2332

2350


Снизилась оплата труда высококвалифицированных специалистов на предприятиях, преподавателей высших учебных заведений. Это привело к значительному уменьшению притока молодежи в науку и производство - средний возраст специалистов предприятий Рязанской области в настоящее время превышает 50 лет. Исчезают научные школы, нарушается профессиональная преемственность между поколениями разработчиков, что закладывает негативную основу для долговременной деградации научно-технической сферы.

Состояние научно-технического комплекса Рязанской области характеризуется более низкими показателями, чем в целом по стране. Анализ информации, приведенной в сборнике федеральной службы государственной статистики, показывает, что по итогам 2010 года Рязанская область по показателям, характеризующим инновационную активность предприятий, занимала 9 - 10 место в Центральном федеральном округе. В рейтинге инновационного развития субъектов Российской Федерации, подготовленном Научно-исследовательским университетом "Высшая школа экономики", Рязанская область по итогам 2010 года заняла 71 место в Российской Федерации.

При этом в Рязанской области сохранен дееспособный научно-производственный потенциал, который позволяет разрабатывать и выпускать высокотехнологичную продукцию (радиолокационное оборудование, газоразрядные приборы, солнечные энергетические установки, устройства радиосвязи, информационно-телекоммуникационные системы и др.).

В 2012 году на территории Рязанской области действовало 17 средних и крупных организаций, выполняющих научные исследования и разработки. Успешно действуют научные подразделения на ряде промышленных предприятий: ОАО "Государственный Рязанский приборный завод", ОАО "Рязанский радиозавод", ОАО "Завод металлокерамических приборов", ОАО "Завод "Красное знамя".

Научно-исследовательские работы выполняются в 5 государственных высших учебных заведениях г. Рязани.

Существует развитая сеть высших, среднетехнических и профессионально-технических учебных заведений, способных обеспечивать предприятия Рязанской области высококвалифицированными кадрами.

В Рязанской области зарегистрировано более 50 малых и средних предприятий технико-внедренческого и производственного типа. Однако развитие инновационного предпринимательства сдерживается недостатком у предприятий стартовых средств для приобретения оборудования и организации собственного производства, отсутствием государственной поддержки в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на российский рынок.

Таким образом, Рязанская область, обладая достаточно высоким научно-техническим потенциалом, заметно отстает в уровне инновационного развития даже от соседних регионов России.

Перелом негативных тенденций, сложившихся в научно-производственном комплексе Рязанской области, невозможно осуществить за счет разнонаправленных усилий исполнительных органов государственной власти Рязанской области, научных институтов и компаний. Для кардинального изменения ситуации необходим системный подход к решению данной проблемы, способный обеспечить необходимую координацию усилий исполнительных органов государственной власти Рязанской области, вузов, научно-исследовательских организаций, предприятий промышленности и бизнеса.

Такой подход возможен только при наличии последовательной государственной поддержки, обеспечивающей создание благоприятных условий для инновационной деятельности на территории Рязанской области, продвижения результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в реальный сектор экономики.

В результате реализации долгосрочной целевой программы "Научно-техническое и инновационное развитие Рязанской области на 2012 - 2014 годы" в 2012 году было проведено более 20 информационно-образовательных и обучающих мероприятий по различным аспектам инновационной деятельности, в которых приняли участие не менее 300 человек; в региональных конкурсах инновационных проектов, проводимых по программе Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере "УМНИК", признаны победителями 22 молодых ученых Рязанской области; создано 5 инновационных предприятий.

Однако в полной мере цель программы достигнута не была, в связи с чем возникла необходимость разработки данной Программы.

2. Цели и задачи реализации Программы


Цели Программы:

- активизация инвестиционной деятельности на территории Рязанской области;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»