(с изменениями на 17 ноября 2022 года)
(в ред. Постановлений Правительства Ивановской области от 05.03.2014 N 70-п, от 24.06.2014 N 247-п, от 08.10.2014 N 415-п, от 03.12.2014 N 501-п, от 13.03.2015 N 74-п, от 22.12.2015 N 591-п, от 25.12.2015 N 597-п, от 30.03.2016 N 74-п, от 09.06.2016 N 161-п, от 03.08.2016 N 241-п, от 30.12.2016 N 474-п, от 28.02.2017 N 47-п, от 26.04.2017 N 152-п, от 17.05.2017 N 175-п, от 24.08.2017 N 330-п, от 06.12.2017 N 450-п, от 19.12.2017 N 475-п, от 29.12.2017 N 521-п, от 30.03.2018 N 75-п, от 13.08.2018 N 247-п, от 28.12.2018 N 419-п, от 01.07.2019 N 259-п, от 31.12.2019 N 566-п, от 25.05.2020 N 243-п, от 05.10.2020 N 464-п, от 22.10.2020 N 528-п, от 21.12.2020 N 647-п, от 11.03.2021 N 110-п, от 27.05.2021 N 244-п, от 19.08.2021 N 375-п, от 14.10.2021 N 461-п, от 15.12.2021 N 634-п, от 20.12.2021 N 672-п, от 31.03.2022 N 132-п, от 06.07.2022 N 340-п, от 21.09.2022 N 504-п, от 17.11.2022 N 668-п)
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Ивановской области от 23.06.2008 N 70-ОЗ "О бюджетном процессе Ивановской области", постановлением Правительства Ивановской области от 03.09.2013 N 358-п "О переходе к формированию областного бюджета на основе государственных программ Ивановской области" Правительство Ивановской области постановляет:
Утвердить государственную программу Ивановской области "Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Ивановской области" (прилагается).
Временно исполняющий обязанности
Губернатора Ивановской области
П.А.КОНЬКОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ "ДОЛГОСРОЧНАЯ СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ И УСТОЙЧИВОСТЬ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
(в ред. Постановлений Правительства Ивановской области от 30.12.2016 N 474-п, от 28.02.2017 N 47-п, от 26.04.2017 N 152-п, от 17.05.2017 N 175-п, от 24.08.2017 N 330-п, от 06.12.2017 N 450-п, от 19.12.2017 N 475-п, от 29.12.2017 N 521-п, от 30.03.2018 N 75-п, от 13.08.2018 N 247-п, от 28.12.2018 N 419-п, от 01.07.2019 N 259-п, от 31.12.2019 N 566-п, от 25.05.2020 N 243-п, от 05.10.2020 N 464-п, от 22.10.2020 N 528-п, от 21.12.2020 N 647-п, от 11.03.2021 N 110-п, от 27.05.2021 N 244-п, от 19.08.2021 N 375-п, от 14.10.2021 N 461-п, от 15.12.2021 N 634-п, от 20.12.2021 N 672-п, от 31.03.2022 N 132-п, от 06.07.2022 N 340-п, от 21.09.2022 N 504-п, от 17.11.2022 N 668-п)
(в ред. Постановления Правительства Ивановской области от 28.12.2018 N 419-п)
Наименование программы | Долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Ивановской области |
Срок реализации программы | 2014 - 2024 годы |
Перечень подпрограмм | 1. Управление общественными финансами (приложение 1). 2. Управление государственным долгом Ивановской области (приложение 2). 3. Обеспечение финансирования непредвиденных расходов областного бюджета (приложение 3). 4. Обеспечение сбалансированности бюджетов муниципальных образований (приложение 4) |
Администратор программы | Департамент финансов Ивановской области |
Ответственные исполнители | Департамент финансов Ивановской области |
Исполнители | Департамент финансов Ивановской области; Департамент экономического развития и торговли Ивановской области; служба государственного финансового контроля Ивановской области |
Цель (цели) программы | Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Ивановской области |
Целевые индикаторы (показатели) программы | - отношение объема государственного долга (за вычетом бюджетных кредитов) к доходам областного бюджета (без учета объема безвозмездных поступлений); - отношение объема государственного долга по состоянию на 1 января года, следующего за отчетным, к общему годовому объему доходов (без учета объема безвозмездных поступлений) областного бюджета; - отношение дефицита областного бюджета к объему доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений |
Объемы ресурсного обеспечения программы | Общий объем бюджетных ассигнований: 2014 год - 5001924700,00 руб., 2015 год - 5384072715,87 руб., 2016 год - 5852113169,84 руб., 2017 год - 5402495414,79 руб., 2018 год - 5080914925,81 руб., 2019 год - 4799780718,53 руб., 2020 год - 5763560161,67 руб., 2021 год - 5404965784,12 руб., 2022 год - 6526606967,46 руб., 2023 год - 3808344128,86 руб., 2024 год - 3589738793,58 руб., - областной бюджет: 2014 год - 5001924700,00 руб., 2015 год - 5384072715,87 руб., 2016 год - 5852113169,84 руб., 2017 год - 5402495414,79 руб., 2018 год - 5080914925,81 руб., 2019 год - 4799780718,53 руб., 2020 год - 5763560161,67 руб., 2021 год - 5404965784,12 руб., 2022 год - 6526606967,46 руб., 2023 год - 3808344128,86 руб., 2024 год - 3589738793,58 руб. |
(в ред. Постановлений Правительства Ивановской области от 01.07.2019 N 259-п, от 31.12.2019 N 566-п, от 25.05.2020 N 243-п, от 05.10.2020 N 464-п, от 22.10.2020 N 528-п, от 21.12.2020 N 647-п, от 11.03.2021 N 110-п, от 27.05.2021 N 244-п, от 19.08.2021 N 375-п, от 14.10.2021 N 461-п, от 15.12.2021 N 634-п, от 20.12.2021 N 672-п, от 31.03.2022 N 132-п, от 06.07.2022 N 340-п, от 21.09.2022 N 504-п, от 17.11.2022 N 668-п) | |
Ожидаемые результаты реализации программы | - поддержание объема долговой нагрузки на областной бюджет в пределах ограничений, предусмотренных бюджетным законодательством; - своевременное и полное исполнение обязательств областного бюджета, отсутствие просроченной кредиторской задолженности; - удержание расходов на обслуживание государственного долга на уровне не более 10% расходов областного бюджета (за исключением расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы) |
В последние годы финансовая ситуация в бюджетном секторе Ивановской области заметно осложнилась - существенно увеличился государственный долг, ежегодно областной бюджет принимается и исполняется со значительным дефицитом, возросла долговая нагрузка на местные бюджеты.
Переломным моментом, определившим текущие тенденции в сфере государственных и муниципальных финансов Ивановской области, стал мировой финансово-экономический кризис 2008 - 2009 годов. Вследствие распространения кризисных явлений в российской экономике в 2009 году существенно снизились объемы налоговых поступлений в областной бюджет. Наряду с этим в 2009 - 2011 годах реализовывались меры по нивелированию последствий финансового кризиса, требовавшие выделения дополнительных бюджетных ассигнований (в части финансирования дополнительных программ занятости, социальной защиты, сдерживания роста тарифов для населения и т.п.).
Как следствие, дефицит областного бюджета в эти годы был близок к предельным значениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации.
К 2012 году экономика Ивановской области по большей части восстановилась от последствий кризиса, однако к этому времени уже был накоплен значительный объем государственного долга, заметно возросли расходы на его обслуживание.
Благодаря предпринятым мерам межбюджетного регулирования описанная выше ситуация в существенно меньшей степени коснулась местных бюджетов, большинство из которых по-прежнему исполняются без дефицита и характеризуются умеренным уровнем долговой нагрузки.
Показатели, характеризующие текущую ситуацию в сфере реализации государственной программы, представлены в нижеследующей таблице 1:
Таблица 1
N п/п | Наименование показателя | Ед. изм. | 2011 год | 2012 год | 2013 год |
1 | Отношение объема государственного долга (за вычетом бюджетных кредитов) к доходам областного бюджета (без учета безвозмездных поступлений) | % | 39,4 | 42,8 | 58,6 |
2 | Отношение общего объема государственного долга к доходам областного бюджета (без учета безвозмездных поступлений из бюджетов других уровней) | % | 49,5 | 49,9 | 65,9 |
3 | Отношение дефицита областного бюджета к объему доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений | % | 10,8 | 10,8 | 18,1 |
4 | Доля муниципальных районов (городских округов), объем муниципального долга которых не превышает 25% доходов местного бюджета (без учета безвозмездных поступлений) | % | 92,6 | 92,6 | 96,3 |
5 | Доля поселений, объем долга которых не превышает 25% доходов местного бюджета (без учета безвозмездных поступлений) | % | 99,2 | 99,2 | 100 |
В 2012 - 2013 годах возникли новые факторы финансового давления на областной бюджет, ключевым из которых было финансовое обеспечение поэтапного повышения заработной платы отдельных категорий работников социальной сферы в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Следствием реализации указанных мер стало сохранение дефицита областного бюджета на высоком уровне и дальнейший рост государственного долга Ивановской области, составившего на начало 2014 года 10,4 млрд рублей.
Выполнение вышеперечисленных указов Президента Российской Федерации потребует еще большего увеличения расходов в ближайшие годы. В соответствии с бюджетными прогнозами на 2014 - 2017 годы бюджет Ивановской области останется дефицитным, а объем государственного долга к концу 2016 года может достигнуть 90,0% от объема налоговых и неналоговых доходов областного бюджета.
В сложившейся ситуации все большее значение и актуальность приобретает повышение эффективности расходов областного бюджета.
В последние годы в Ивановской области были предприняты значительные усилия, направленные на модернизацию государственных и муниципальных финансов. В 2007 - 2010 годах реализовывалась Программа реформирования региональных финансов Ивановской области, в 2011 - 2012 годах реализовывалась Программа Правительства Ивановской области по повышению эффективности бюджетных расходов на 2011 - 2012 годы.
Наиболее важными и значимыми результатами реализации перечисленных программных документов стали:
- переход к формированию областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период (трехлетнему бюджету), который расширил горизонт планирования, повысил гибкость осуществления бюджетных расходов и способствовал принятию взвешенных финансовых решений на трехлетнюю перспективу;
- внедрение в практику составления и исполнения областного бюджета долгосрочных и ведомственных целевых программ, государственных заданий, которые увязали расходы областного бюджета с количественными показателями результатов деятельности, позволили принимать решения о расходах, в том числе исходя из плановых результатов их осуществления. На начало 2013 года в рамках целевых программ формировалось более 60% расходов областного бюджета;
- составление областного бюджета на основе выделения действующих и принимаемых обязательств, обеспечивающее безусловное исполнение в полном объеме ранее принятых (установленных) обязательств. Внедрен механизм конкурсного распределения принимаемых обязательств, обеспечивающий выделение ресурсов на наиболее актуальные и результативные направления;
- реструктуризация сектора государственных учреждений - появились бюджетные и автономные учреждения, имеющие расширенную финансово-хозяйственную самостоятельность, - на начало 2013 года их доля составила 64,5% от общего числа областных государственных учреждений. Деятельность бюджетных и автономных учреждений осуществляется на основе государственных заданий, предъявляющих требования к объему и качеству оказываемых учреждениями услуг, выполняемых работ. С 2011 года объемы финансового обеспечения государственных заданий определяются с применением нормативного финансирования;
- повышение объективности межбюджетного регулирования и предсказуемости объемов дотаций для бюджетов муниципальных образований Ивановской области (далее - муниципальные образования) - установлены прозрачные механизмы определения общего объема дотаций для местных бюджетов, их распределения между муниципальными образованиями; установлены правила, не допускающие снижения объема дотаций для отдельных местных бюджетов. Как следствие, существенно расширились возможности органов местного самоуправления муниципальных образований Ивановской области (далее - органы местного самоуправления) по прогнозированию поступлений и эффективному использованию бюджетных средств;
- создание системы мониторинга и оценки качества финансового менеджмента главных администраторов средств областного бюджета.
Кроме того, в 2008 - 2012 годах была осуществлена модернизация методов планирования бюджетных ассигнований, внедрен электронный документооборот между финансовым органом и главными распорядителями бюджетных средств, органами местного самоуправления, повысилась нормативная регламентация расходов, возросли качество и эффективность администрирования расходов областного бюджета.
Проведение аналогичных преобразований стимулировалось и на уровне муниципальных образований Ивановской области.
Несмотря на то, что потенциал повышения эффективности бюджетных расходов для обеспечения долгосрочной сбалансированности областного бюджета не исчерпан, реализация мер в этом направлении не способна переломить общий тренд на усиление напряженности в секторе государственных и муниципальных финансов Ивановской области.
(в ред. Постановления Правительства Ивановской области от 28.12.2018 N 419-п)
Целевые показатели, характеризующие ожидаемые результаты реализации государственной программы, в том числе по годам реализации, представлены в нижеследующей таблице 2:
Таблица 2
N п/п | Наименование целевого индикатора (показателя) | Единица измерения | Значения целевых индикаторов (показателей) | ||||||||||
2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | 2021 год | 2022 год | 2023 год | 2024 год | |||
1 | Отношение объема государственного долга (за вычетом бюджетных кредитов) к доходам областного бюджета (без учета объема безвозмездных поступлений) (показатель N 1) | % | 58,4 | 85,9 | 56,2 | 54,0 | 54,3 | ||||||
2 | Отношение объема государственного долга к общему объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений (показатель 2) | % | 62,0 | 50,2 | <= 64,0 | <= 56,0 | <= 48,0 | <= 41,0 | |||||
(в ред. Постановлений Правительства Ивановской области от 21.12.2020 N 647-п, | |||||||||||||
3 | Отношение дефицита областного бюджета к объему доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений (показатель N 3) | % | 20,1 | 17,6 | 6,3 | 10,0 | 10,0 | - | - | 10,0 | 10,0 | 10,0 | 10,0 |
(в ред. Постановлений Правительства Ивановской области от 21.12.2020 N 647-п, |