Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 сентября 2013 года N 373

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ НА 2014 - 2017 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства РМ от 15.01.2018 N 11, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликовано в "Известиях Мордовии" - 22.01.2018).
____________________________________________________________________

(в редакции постановлений Правительства Республики Мордовия от 21.10.2013 N 464, от 23.12.2013 N 560, от 12.05.2014 N 210, от 16.06.2014 N 266, от 18.08.2014 N 379, от 22.09.2014 N 452, от 08.12.2014 N 598, от 22.12.2014 N 672, от 02.02.2015 N 62, от 08.04.2015 N 194, от 01.10.2015 N 560, от 20.05.2016 N 261, от 10.10.2016 N 501, от 26.01.2017 N 41, от 12.04.2017 N 239)


Во исполнение Плана мероприятий по разработке проекта республиканской целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий Республики Мордовия" на 2014 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Республики Мордовия от 21 марта 2011 года N 154-Р, Концепции Республиканской целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий Республики Мордовия на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной распоряжением Правительства Республики Мордовия от 26 ноября 2012 года N 671-Р, Правительство Республики Мордовия постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Государственную программу устойчивого развития сельских территорий Республики Мордовия на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года (далее - Государственная программа).

2. Министерству финансов Республики Мордовия и Министерству экономики Республики Мордовия при формировании проектов республиканского бюджета Республики Мордовия включать Государственную программу в перечень государственных программ Республики Мордовия, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия.

3. Установить, что объемы финансирования Государственной программы подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей республиканского бюджета Республики Мордовия.

4. Рекомендовать администрациям муниципальных районов и сельских поселений в срок до принятия бюджета разработать и принять муниципальные программы устойчивого развития сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года.

5. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия совместно с Министерством экономики Республики Мордовия, Министерством финансов Республики Мордовия, Министерством строительства и архитектуры Республики. Мордовия, Министерством энергетики и тарифной политики Республики Мордовия, Министерством торговли и предпринимательства Республики Мордовия, Министерством жилищно-коммунального хозяйства и гражданской защиты населения Республики Мордовия проработать вопрос о разработке республиканских программ, направленных на решение проблем развития инженерной инфраструктуры, благоустройства, организации сферы услуг в сельских населенных пунктах, не предусмотренных к софинансированию в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598.

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства - Министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия В.Н.Сидорова.

7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Республики Мордовия
В.СУШКОВ





Утверждена
постановлением Правительства
Республики Мордовия
от 6 сентября 2013 года N 373

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ НА 2014 - 2017 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

 (в редакции постановлений Правительства Республики Мордовия от 21.10.2013 N 464, от 23.12.2013 N 560, от 12.05.2014 N 210, от 16.06.2014 N 266, от 18.08.2014 N 379, от 22.09.2014 N 452, от 08.12.2014 N 598, от 22.12.2014 N 672, от 02.02.2015 N 62, от 08.04.2015 N 194, от 01.10.2015 N 560, от 20.05.2016 N 261, от 10.10.2016 N 501, от 26.01.2017 N 41, от 12.04.2017 N 239)


 Паспорт Государственной программы устойчивого развития сельских территорий Республики Мордовия на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года

Наименование Государственной программы

-

Государственная программа устойчивого развития сельских территорий Республики Мордовия на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года (далее - Государственная программа)

Ответственный исполнитель Государственной программы

-

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия

Участники Государственной программы

-

Министерство культуры и национальной политики Республики Мордовия;

Министерство строительства и архитектуры Республики Мордовия

(в ред. постановления Правительства Республики Мордовия от 12.04.2017 N 239)

Цели Государственной программы

-

создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности;

активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в решении вопросов местного значения

Задачи Государственной программы

-

удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье;

повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры, автомобильными дорогами;

грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности

(в ред. постановления Правительства Республики Мордовия от 08.12.2014 N 598)

Целевые индикаторы и показатели Государственной программы

-

ввод (приобретение) 125 тыс. кв. метров жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе 91 тыс. кв. метров для молодых семей и молодых специалистов;

ввод в действие общеобразовательных организаций на 800 ученических мест;

открытие 9 фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики;

ввод в действие 20,2 тыс. кв. метров плоскостных спортивных сооружений;

ввод в действие учреждений культурно-досугового типа на 668 мест;

ввод в действие 75,9 км распределительных газовых сетей;

ввод в действие 335,3 км локальных водопроводов;

реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в 9 населенных пунктах;

ввод в эксплуатацию 39,499 км автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции;

реализация 19 проектов местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности, получивших грантовую поддержку

уровень газификации домов (квартир) сетевым газом 81,4 процента;

уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой 62 процента

(в ред. постановлений Правительства Республики Мордовия от 01.10.2015 N 560, от 10.10.2016 N 501, от 12.04.2017 N 239)

Этапы и сроки реализации Государственной программы

-

2014 - 2020 годы

I этап - 2014 - 2017 годы;

II этап - 2018 - 2020 годы

Объемы финансирования Государственной программы

-

общий объем финансирования Государственной программы составляет 7573996,2 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 1347243,0 тыс. рублей;

2015 год - 703814,9 тыс. рублей;

2016 год - 840695,4 тыс. рублей;

2017 год - 880122,9 тыс. рублей;

2018 год - 1116620,0 тыс. рублей;

2019 год - 1223700,0 тыс. рублей;

2020 год - 1461800,0 тыс. рублей;

средства федерального бюджета - 1660399,2 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 429644,0 тыс. рублей;

2015 год - 339865,2 тыс. рублей;

2016 год - 411763,5 тыс. рублей;

2017 год - 479126,5 тыс. рублей;

средства республиканского бюджета Республики Мордовия (далее - республиканский бюджет) - 3743217,2 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 599245,2 тыс. рублей;

2015 год - 221445,9 тыс. рублей;

2016 год - 265333,4 тыс. рублей;

2017 год - 278992,7 тыс. рублей;

2018 год - 703000,0 тыс. рублей;

2019 год - 763800,0 тыс. рублей;

2020 год - 911400,0 тыс. рублей;

средства местных бюджетов - 250565,0 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 30364,8 тыс. рублей;

2015 год - 14592,7 тыс. рублей;

2016 год - 16423,4 тыс. рублей;

2017 год - 11264,1 тыс. рублей;

2018 год - 51620,0 тыс. рублей;

2019 год - 57900,0 тыс. рублей;

2020 год - 68400,0 тыс. рублей;

средства внебюджетных источников - 1919814,8 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 287989,0 тыс. рублей;

2015 год - 127911,1 тыс. рублей;

2016 год - 147175,1 тыс. рублей;

2017 год - 110739,6 тыс. рублей;

2018 год - 362000,0 тыс. рублей;

2019 год - 402000,0 тыс. рублей;

2020 год - 482000,0 тыс. рублей.

Предложения по финансированию Государственной программы за счет средств бюджетов всех уровней носят предельный (прогнозный) характер и ежегодно подлежат уточнению в установленном порядке при формировании проектов бюджетов на очередной год и на плановый период

(в ред. постановления Правительства Республики Мордовия от 12.04.2017 N 239)

Ожидаемые результаты реализации Государственной программы

-

улучшение жилищных условий 1,5 тыс. сельских семей, в том числе 1,0 тыс. молодых семей и молодых специалистов;

сокращение количества обучающихся в общеобразовательных организациях, находящихся в ветхом и аварийном состоянии;

расширение сети фельдшерско-акушерских пунктов и (или) офисов врачей общей практики на 9 единиц;

увеличение количества привлеченных к занятиям физической культурой и спортом граждан, проживающих в сельской местности, прежде всего молодежи, за счет расширения сети плоскостных спортивных сооружений на 20,2 тыс. кв. метров;

улучшение доступа сельского населения к услугам учреждений культурно-досугового типа путем расширения сети таких учреждений на 668 мест;

повышение уровня инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности:

газом - с 80,0% (2013 г.) до 81,4 процента;

водой - с 54,3% (2013 г.) до 62 процентов;

комплексное обустройство площадок под компактную жилищную застройку в 9 населенных пунктах, расположенных в сельской местности;

повышение гражданской активности и участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов путем поддержки 19 проекта местных инициатив

(в ред. постановлений Правительства Республики Мордовия от 01.10.2015 N 560, от 10.10.2016 N 501, от 12.04.2017 N 239)

Раздел 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРОГНОЗ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ДО 2020 ГОДА


Государственная программа разработана во исполнение распоряжений Правительства Республики Мордовия от 21 марта 2011 года N 154-Р и от 26 ноября 2012 года N 671-Р, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", постановлением Правительства Республики Мордовия от 27 июня 2011 года N 234 "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Мордовия"

Главными приоритетами Государственной программы являются повышение благосостояния, уровня жизни и занятости граждан, устойчивое развитие сельских территорий республики

Государственная программа определяет цели, задачи и направления устойчивого развития сельских территорий, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий, показатели их результативности

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ


Развитие Республики Мордовия на современном этапе характеризуется увеличением внимания со стороны государства к развитию сельских территорий

Решение задачи по повышению уровня и качества жизни населения, устойчивому развитию сельских территорий, предусмотренной Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Законом Республики Мордовия от 1 октября 2008 года N 94-З "О стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года", а также задачи по продовольственному обеспечению населения страны, предусмотренной Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г N 120, требует пересмотра места и роли сельских территорий в осуществлении стратегических социально-экономических преобразований в республике, в том числе принятия мер по созданию предпосылок для устойчивого развития сельских территорий путем

повышение уровня комфортности условий жизнедеятельности,

повышения доступности улучшения жилищных условий для сельского населения,

повышения престижности сельскохозяйственного труда и формирования в обществе позитивного отношения к сельскому образу жизни,

улучшения демографической ситуации,

развития в сельской местности местного самоуправления и институтов гражданского общества.

В ходе экономических преобразований в аграрной сфере сформирован и планово наращивается производственный потенциал, дальнейшее эффективное развитие которого во многом зависит от стабильности комплексного развития сельских территорий, активизации человеческого фактора экономического роста. Наращивание социально-экономического потенциала сельских территорий, придание этому процессу устойчивости и необратимости является стратегической задачей государственной аграрной политики, что закреплено в Федеральном законе от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".

Дальнейшее повышение роли и конкурентоспособности республиканского аграрного сектора экономики во многом зависит от улучшения качественных характеристик трудовых ресурсов в сельской местности, повышения уровня и качества жизни на селе: более полного использования имеющихся трудовых ресурсов, привлечения и закрепления высококвалифицированных кадров нового формата и в целом решения проблемы кадрового обеспечения сельскохозяйственной отрасли с учетом неблагоприятных прогнозов на ближайшие годы демографической ситуации и формирования трудоресурсного потенциала села.

Основными причинами сложившейся в течение нескольких десятилетий неблагоприятной ситуации в комплексном развитии села являются остаточный принцип финансирования развития социальной и инженерной инфраструктуры, автомобильных дорог в сельской местности, преобладание дотационности бюджетов на уровне сельских поселений, высокий уровень затратности комплексного развития сельских территорий в связи с мелкодисперсным характером сельского расселения.

(в ред. постановления Правительства Республики Мордовия от 08.12.2014 N 598)

В результате на селе сложилась неблагоприятная демографическая ситуация, прогрессирует обезлюдение сельских территорий, преобладает низкий уровень развития инженерной и социальной инфраструктуры, автомобильных дорог. Этому способствует также крайне низкий уровень комфортности проживания в сельской местности.

(в ред. постановления Правительства Республики Мордовия от 08.12.2014 N 598)

Материальное положение преобладающей части сельского населения не позволяет использовать систему ипотечного кредитования жилищного строительства. Уровень благоустройства сельского жилищного фонда в 2 - 3 раза ниже городского уровня.

Не могут быть признаны удовлетворительными и темпы обеспечения жильем граждан, молодых семей и молодых специалистов, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Низкий уровень комфортности проживания в сельской местности влияет на миграционные настроения сельского населения, особенно молодежи. Соответственно сокращается источник расширенного воспроизводства трудоресурсного потенциала аграрной отрасли.

Для обеспечения социально-экономического развития сельских территорий и создания условий эффективного функционирования агропромышленного производства Правительством Республики Мордовия было принято решение усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности.

Учитывая объективные особенности развития сельских территорий и имеющийся значительный разрыв в уровне и качестве жизни на селе по сравнению с городскими территориями, достижение прогресса в изменении сложившейся ситуации возможно только на условиях использования программно-целевого метода, в том числе постановки задачи, определения путей ее решения с привлечением средств государственной поддержки на федеральном уровне.

Показателем результативности использования программно-целевого подхода являются позитивные изменения в комплексном развитии сельских территорий в ходе реализации приоритетных национальных проектов "Развитие агропромышленного комплекса", "Образование", "Здоровье", Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Мордовия на 2008 - 2012 года, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 7 марта 2008 года N 79, Республиканской целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 31 декабря 2002 года N 620 (далее - Программа), которые создали определенные предпосылки для укрепления производственного и инфраструктурного потенциала сельских территорий, способствовали повышению занятости и доходов сельского населения, решению вопросов улучшения их жилищных условий и социальной среды обитания.

Реализация Программы осуществлялась поэтапно: I этап - 2003 - 2006 годы, II этап - 2007 - 2010 годы, III этап - 2011 - 2013 годы. Выделяемые на ее реализацию средства федерального и республиканского бюджетов выполняют стимулирующую роль для муниципальных образований по привлечению на развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности средств местных бюджетов и внебюджетных источников.

В 2003 - 2013 годах на реализацию программных мероприятий выделено 5,6 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета - 1,9 млрд. рублей, республиканского бюджета - 1,9 млрд. рублей, местных бюджетов - 0,1 млрд. рублей, внебюджетных источников - 1,7 млрд. рублей.

(часть четырнадцатая в ред. постановления Правительства Республики Мордовия от 12.05.2014 N 210)

За счет всех источников финансирования по итогам реализации Программы жилищные условия улучшат 3,1 тыс. сельских семей, в том числе 1,8 тыс. молодых семей и молодых специалистов.

(часть пятнадцатая в ред. постановления Правительства Республики Мордовия от 12.05.2014 N 210)

В результате реализации программных мероприятий по сравнению с 2006 годом значительно улучшится инженерное обустройство жилищного фонда: уровень газификации увеличится с 77 процентов до 80 процентов, уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой с 35 процента до 54,3 процента.

Расширится сеть учреждений социальной сферы на селе: будет построено 4 общеобразовательные школы на 520 ученических мест, открыты фельдшерско-акушерские пункты в количестве 40 единиц, введен в действие многофункциональный спортивный комплекс, приобретено 3 автоклуба, 10 пожарных автомобилей.

Эффективность комплексного подхода к формированию предпосылок для устойчивого развития сельских территорий в контексте взаимосвязи с точками экономического роста аграрного сектора наглядно проиллюстрирована результатами реализации мероприятий по поддержке комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов.

К концу 2013 года завершена реализация 2 проектов комплексной компактной застройки, в рамках которых создана необходимая социальная и инженерная инфраструктура на площадках под строительство индивидуальных жилых домов для 50 специалистов, трудоустраиваемых в рамках реализации новых инвестиционных проектов, преимущественно животноводческого направления.

(в ред. постановления Правительства Республики Мордовия от 12.05.2014 N 210)

Глава 2. ПРОГНОЗ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ДО 2020 ГОДА


Устойчивое развитие сельских территорий является одним из наиболее приоритетных направлений социально-экономической политики Правительства Республики Мордовия в рассматриваемой перспективе.

Динамика устойчивого развития сельских территорий на период до 2020 года будет формироваться под воздействием принятых в последние годы мер. В то же время сохраняется сложная макроэкономическая обстановка в связи с последствиями кризиса, что усиливает вероятность реализации рисков для устойчивого и динамичного развития сельских территорий.

В прогнозном периоде наметятся следующие значимые тенденции:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»