Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 октября 2013 года N 410-п

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "РАЗВИТИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ НА 2017 - 2020 ГОДЫ"

(в редакции постановлений Правительства ХМАО - Югры от 29.05.2014 N 197-п, от 27.03.2015 N 81-п, от 28.08.2015 N 307-п, от 06.11.2015 N 383-п, от 13.11.2015 N 400-п, от 19.08.2016 N 315-п, от 03.11.2016 N 439-п, от 16.12.2016 N 507-п, от 31.03.2017 N 118-п, от 15.12.2017 N 509-п)
  ____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры от 2 ноября 2017 года N 436-п

____________________________________________________________________


В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, руководствуясь постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 июля 2013 года N 247-п "О государственных и ведомственных целевых программах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24 июня 2013 года N 321-рп "О перечне государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2017 - 2020 годы" (далее - государственная программа).

(в ред. постановлений Правительства ХМАО - Югры от 13.11.2015 N 400-п, от 03.11.2016 N 439-п)

2. Определить Департамент недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры ответственным исполнителем государственной программы.

(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 31.03.2017 N 118-п)

3. Утратил силу с 1 января 2016 года. - Постановление Правительства ХМАО - Югры от 13.11.2015 N 400-п.

Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Н.В.КОМАРОВА



Приложение
к постановлению Правительства
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
от 9 октября 2013 года N 410-п

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "РАЗВИТИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ НА 2017 - 2020 ГОДЫ" (ДАЛЕЕ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА)

(в ред. постановлений Правительства ХМАО - Югры от 03.11.2016 N 439-п, от 31.03.2017 N 118-п, от 15.12.2017 N 509-п)


 Паспорт государственной программы

Наименование государственной программы

Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2017 - 2020 годы

Дата утверждения государственной программы (наименование и номер соответствующего нормативного правового акта)

Ответственный исполнитель государственной программы

Департамент недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 31.03.2017 N 118-п)

Соисполнители государственной программы

Цель государственной программы

сбалансированное воспроизводство ресурсной базы и эффективное использование полезных ископаемых для обеспечения текущих и перспективных потребностей экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Задачи государственной программы

 совершенствование организационно-экономических механизмов регулирования в сфере недропользования;

 стимулирование эффективного воспроизводства ресурсной базы и добычи полезных ископаемых;

 повышение геологической изученности территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

 повышение инвестиционной привлекательности топливно-энергетического комплекса региона;

 формирование региональной политики в сфере межотраслевой диверсификации топливно-энергетического комплекса

Подпрограммы или основные мероприятия

 Подпрограмма I:

 "Обеспечение эффективности функционирования системы управления ресурсной базой региона"

 Подпрограмма II:

 "Формирование инвестиционной привлекательности топливно-энергетического комплекса автономного округа"

Целевые показатели государственной программы

 1. Увеличение доли выявленных запасов в начальных извлекаемых ресурсах нефти с 62,8 до 66,8%.

 2. Увеличение текущего коэффициента извлечения нефти с 0,212 до 0,234 д. ед.

 3. Увеличение прироста запасов нефти категории С1 за счет разведочного бурения с 60 до 68 млн. т.

 4. Повышение уровня использования попутного нефтяного газа с 94,1 до 95,8%.

 5. Увеличение объема добычи нефти из залежей с трудноизвлекаемыми запасами с 6,8 до 21,2 млн. т.

 6. Сохранение объема дохода бюджета автономного округа от освоения участков, содержащих общераспространенные полезные ископаемые, на уровне 1,5 млрд. руб.

 7. Увеличение индекса производительности труда в сфере добычи полезных ископаемых в автономном округе относительно уровня 2011 года до 150% к 2018 году

Сроки реализации государственной программы

2017 - 2020 годы

Финансовое обеспечение государственной программы

общий объем финансирования государственной программы составляет 12920558,2 тыс. руб., из них: бюджет автономного округа 1462558,2 тыс. рублей; иные внебюджетные источники - 11458000,0 тыс. рублей, в том числе:

 2017 год - 1272353,3 тыс. руб.;

 2018 год - 2923914,1 тыс. руб.;

 2019 год - 5010536,9 тыс. руб.;

 2020 год - 3713753,9 тыс. руб.

(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 15.12.2017 N 509-п)

Раздел 1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ


Обеспечение рационального использования и воспроизводства природных ресурсов является одной из ключевых задач государства, решение которой позволит сформировать основу долгосрочного социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - автономный округ), сохранить достойную среду обитания и ресурсную базу для жизни и деятельности нынешних и будущих поколений.

Основными этапами организации недропользования являются изучение имеющихся на территории автономного округа ресурсов, осуществление мониторинга, оценки и прогноза возможных изменений их состояния, упорядочение и анализ собранной информации с целью планирования освоения и подготовки инфраструктуры к ведению добычи, переработки и реализации товарной продукции. Реализация государственной программы будет осуществляться применительно к сферам изучения, подготовки и добычи (использования) минерально-сырьевых ресурсов, необходимых для удовлетворения потребностей населения и экономики автономного округа.

Краткая характеристика текущего состояния минерально-сырьевой базы автономного округа представлена в том числе на основании актуальных аналитических данных, полученных в результате социологических исследований.

Развитие и модернизация нефтегазового и нефтегазоперерабатывающего комплексов автономного округа, включая материально-техническую базу, осуществляется с привлечением инвестиций хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в автономном округе.

Минерально-сырьевая база автономного округа обеспечивает развитие экономики и переход на новый технологический уклад.

В развитии минерально-сырьевого комплекса отмечаются следующие основные тенденции:

истощение ресурсной базы;

сокращение количества новых крупных и уникальных месторождений;

повышение роли новых территорий в связи с истощением ресурсной базы в традиционных районах добычи углеводородов;

перемещение районов ведения геологоразведочных работ (далее - ГРР) в удаленные местности со слабо развитой инфраструктурой, что приводит к повышению стоимости поисков, оценки и разведки месторождений полезных ископаемых;

увеличение доли трудноизвлекаемых запасов;

отсутствие действенных экономических механизмов вовлечения ресурсов и запасов месторождений твердых полезных ископаемых в условиях неразвитой транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры.

В свою очередь, потребность в трудовых ресурсах ответственного исполнителя государственной программы, необходимых для ее реализации, а также в финансировании подготовки инженерно-технических кадров за счет бюджетных средств автономного округа для реализации программных мероприятий отсутствует.

Реализация государственной программы будет осуществляться за счет средств бюджета автономного округа и иных внебюджетных источников.

1.1. Углеводородное сырье.


Существенная доля углеводородного потенциала недр автономного округа связана с нефтью: начальные суммарные ресурсы (НСР) углеводородов автономного округа по видам нефтегазового сырья распределены следующим образом: нефть - 80,5%, свободный газ - 11,4%; растворенный газ - 7,4%, конденсат - 0,7%.

На территории автономного округа на 1 января 2015 года открыто 476 месторождений, из них: нефтяных - 414, газонефтяных - 16, нефтегазоконденсатных - 23, газоконденсатных - 5 и газовых - 18.

Согласно официальной статистике по состоянию на 1 января 2016 года на территории автономного округа действует 539 лицензий на право пользования недрами.

Общая площадь распределенного фонда недр составляет 206.7 тыс. кв. км.

Добыча нефти в автономном округе началась в 1964 году и уже в 1978 году доля округа в нефтедобыче России достигла 50%, в 1985 году был достигнут максимальный объем добычи - 361 млн. т (67% от добычи Российской Федерации).

С 2008 года уровень годовой добычи нефти в автономном округе снижается и в 2015 году он составил 243 млн. т - 45,6% от добычи Российской Федерации.

Истощение ресурсной базы - процесс естественный. Во всех нефтегазоносных регионах открываются и вовлекаются в разработку в первую очередь крупнейшие объекты, с течением времени масштабы открытий уменьшаются.

В автономном округе запасы нефти по категориям ABC1+C2, отнесенные к категории трудноизвлекаемых запасов (далее - ТрИЗ), составляют более 8 млрд. т.

Для ввода в разработку таких объектов требуется не только проведение большого объема исследований, уникальная аппаратура и применение современных технологий, но и применение со стороны государства ряда мер, направленных на поддержку и стимулирование освоения трудноизвлекаемых запасов нефти.

Причины трудноизвлекаемости запасов нефти можно разделить на 2 составляющие: естественные и техногенные, в соответствии с которыми при определении принадлежности залежей к группе ТрИЗ используются геологические, технологические и экономические критерии. По данным Государственного баланса запасов, можно в достаточной степени достоверно судить о доле и характеристике ТрИЗ, используя только геологические критерии их определения.

По экономической эффективности разработки к ТрИЗ относятся запасы нефти, полное проектное извлечение которых экономически обосновано до налогообложения, но экономически нецелесообразно (по принятым основным экономическим критериям) при применении полных ставок существующей системы налогообложения, так как ввод в разработку таких запасов требует от недропользователей привлечения значительных капитальных и эксплуатационных затрат. Однако на экономическую эффективность могут влиять и факторы, не зависящие от качества запасов, то есть содержания ТрИЗ. На степень экономической эффективности освоения месторождения оказывают влияние следующие основные факторы:

отсутствие технологий освоения;

развитие новых эффективных технологий освоения запасов связано с высокими технологическими и финансовыми рисками;

необходимость внедрения уже имеющихся дорогостоящих технологий добычи;

применение инновационных технологий ведет к значительному повышению эксплуатационных затрат при добыче нефти, что ведет к отрицательным показателям экономической эффективности.

Для решения данной задачи необходимо создание инновационного промышленного кластера в автономном округе с участием фундаментальной и прикладной науки, экспериментальных полигонов, технопарков и индустриальных парков.

Также необходимо организовать работу по эффективному взаимодействию научных организаций в области разработки инновационных технологий добычи углеводородного сырья.

Снижение годовой добычи имеет место, несмотря на значительные усилия нефтяных организаций по наращиванию объемов производства. С 2002 года по 2015 год объемы эксплуатационного бурения выросли по автономному округу с 5,4 млн. м. до 13,5 млн. м и только в 2014 году снизились до 12,5 млн. м. Действующий эксплуатационный фонд скважин увеличился с 67,9 тыс. скважин до 118,5 тыс. скважин в 2015 году.

До 2005 года рост объемов эксплуатационного бурения сопровождался ростом дебитов новых скважин (с 23 т/сут. в 2000 году до 47,5 т/сут. в 2005 году). Этот рост обеспечивался освоением и массовым применением организациями таких технологий, как гидроразрыв пласта, бурение горизонтальных скважин и боковых стволов. После 2005 года эффективность применения этих технологий стала снижаться, дебит нефти новых скважин составил в 2015 году 28,7 т/сут.

Эффективность ГРР, рассчитанная на основании выделения прироста запасов за счет поисково-разведочного бурения, за последние 3 года находится на уровне 230 т/м, эффективность поискового бурения 60 - 70 т/м.

В 2015 году нефтяными организациями на территории автономного округа добыто 33,9 млрд. м3 попутного нефтяного газа.

Из-за общего снижения добычи попутного нефтяного газа в целом по автономному округу объем полезного использования газа увеличился на 450 млн. м3 (на 1,4%). Объем сжигания газа в факелах в 2015 году также сократился на 261,4 млн. м3 (на 12,9%), 76% всего объема газа направлено на переработку на газоперерабатывающие комплексы на территории автономного округа.

Уровень полезного использования нефтяного газа в 2015 году вырос на 0,9% и достиг 94,1%.

Лицензионные участки автономного округа на значительной площади обустроены объектами производственной инфраструктуры. За последние 2 года объем инвестиций в развитие нефтедобычи составляет около 400 млрд. рублей в год. Одной из главных задач недропользования является снижение аварийности на промысловых трубопроводах. Средний срок службы трубопроводов по округу в 2014 году составил 12,81 лет, и если не увеличивать объемы капремонта и реконструкции, он будет возрастать, что приведет к росту аварийности.

Объем инвестиций на строительство и реконструкцию объектов обустройства к 2020 году составит порядка 514,7 млрд. руб.

В настоящее время в перерабатывающем секторе задействованы 6 нефтеперерабатывающих предприятий, 9 газоперерабатывающих предприятий и Сургутский завод стабилизации газового конденсата.

Добычу нефти на территории автономного округа на 1 сентября 2016 года осуществляют 48 предприятий, 33 из которых входит в состав вертикально интегрированных нефтяных компании (далее - ВИНК), 15 - независимые компании.

Основная доля добычи нефти на территории автономного округа приходится на нефтегазовые предприятия, входящие в состав ВИНК.

В то же время в сегменте нефтесервиса преобладают в основном средние и малые предприятия.

В автономном округе оказанием нефтегазосервисных услуг занимаются порядка 350 организаций, в которых трудятся около 100 тысяч человек.

В настоящее время нефтегазосервис сформировался в самостоятельный сектор экономики страны и является одним из крупнейших потребителей продукции ряда отраслей, выполняет важную роль в модернизации нефтяной и других секторов промышленности.

1.2. Твердые полезные ископаемые.


Автономный округ является составной частью экономически высокоразвитого Уральского федерального округа.

Восточный склон Приполярного Урала автономного округа обладает существенным ресурсным потенциалом твердых полезных ископаемых, сосредоточенных в пределах его территории.

При этом в структуре ресурсного потенциала значительно доминируют прогнозные ресурсы низких категорий, в сравнении с которыми разведанные запасы составляют крайне малую долю. В настоящее время запасы промышленных категорий имеются только по месторождениям кварца, россыпного и рудного золота, бурых углей, строительного камня, цеолитсодержащих пород.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»