МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА, ТРАНСПОРТА, ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО И ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ  

ПРИКАЗ  

 от 5 сентября 2013 года N 111-п  

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ДОРОГИ АДЫГЕИ" НА 2014 - 2016 ГОДЫ  

 (в ред. Приказа Министерства строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства РА от 29.12.2014 N 200-П)

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 14 августа 2008 года N 145 "О Порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ" и в целях повышения транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог республиканского или межмуниципального значения Республики Адыгея

приказываю:

1. Утвердить ведомственную целевую программу "Дороги Адыгеи" на 2014 - 2016 годы согласно приложению к настоящему приказу.

2. Финансирование мероприятий ведомственной целевой программы "Дороги Адыгеи" на 2014 - 2016 годы проводить в пределах средств, предусмотренных в республиканском бюджете Республики Адыгея (средства дорожного фонда Республики Адыгея) на соответствующий период.

3. Считать утратившим силу приказ N 84-п от 31 июля 2012 года "Об утверждении ведомственной целевой программы "Дороги Адыгеи" на 2013 - 2015 годы" с 1 января 2014 года.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея Н.П. Янушкевича.

Министр
В.Н.КАРТАМЫШЕВ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ВЦП "ДОРОГИ АДЫГЕИ" НА 2014 - 2016 ГОДЫ"


В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 14 августа 2008 года N 145 "О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ" и на основании Закона Республики Адыгея от 14 декабря 2012 года N 140 "О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2013 и плановый период 2014 и 2015 годов" разработана ведомственная целевая программа "Дороги Адыгеи" на 2014 - 2016 годы" по прогнозным показателям объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансирование дорожного хозяйства Республики Адыгея (Дорожный фонд) на 2014 - 2016 годы, где прогноз объема бюджетных ассигнований на 2016 год принят на уровне 2015 года.

При принятии Закона РА "О республиканском бюджете РА на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годы" объем бюджетных ассигнований Дорожного фонда на 2014 - 2016 годы и распределение средств по направлениям использования (Приложение N 1, 2) будут уточнены.

Министр
В.Н.КАРТАМЫШЕВ



Приложение
к приказу
Министерства строительства,
транспорта, жилищно-коммунального
и дорожного хозяйства
Республики Адыгея
от 5 сентября 2013 года N 111-п

ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ДОРОГИ АДЫГЕИ" НА 2014 - 2016 ГОДЫ

(в ред. Приказа Министерства строительства, транспорта,
жилищно-коммунального и дорожного хозяйства РА
от 29.12.2014 N 200-П)

ПАСПОРТ Ведомственной целевой программы

Наименование субъекта бюджетного планирования

ГКУ "Управление автомобильных дорог РА "Адыгеяавтодор"

Наименование ведомственной целевой программы:

"Дороги Адыгеи" на 2014 - 2016 годы

Должностное лицо, утвердившее Ведомственную целевую программу, (дата утверждения) или наименование и номер соответствующего нормативного акта

Министр строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея, приказ N 111-п 5 от сентября 2013 года "Об утверждении ведомственной целевой программы "Дороги Адыгеи" на 2014 - 2016 годы.

Цели и задачи ведомственной целевой программы

Целью Программы является создание минимально необходимой сети автомобильных дорог республиканского или межмуниципального значения Республики Адыгея.

Основные задачи Программы:

- сохранение существующих автомобильных дорог и искусственных сооружений,

- удовлетворение потребностей пользователей автомобильных дорог республиканского или межмуниципального значения.

Сроки реализации ведомственной целевой программы

2014 - 2016 годы

Целевые индикаторы

Реконструкция автомобильных дорог и искусственных сооружений - 3,6/161,92 п.м.

Капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог республиканского и межмуниципального значения - 355,971 км, в том числе по годам:

2014 год - 63,071 км

2015 год - 150,8 км,

2016 год - 142,1 км.

Объем финансирования, всего - 3158313,4 тысяч рублей, в том числе по годам:

2014 год - 852802,6 тысяч рублей,

2015 год - 1107198,2 тысяч рублей,

2016 год - 1198312,6 тысяч рублей.

Ожидаемые конечные результаты Реализации ведомственной целевой программы и показатели социально-экономической эффективности

- повышение уровня транспортно-эксплуатационного состояния сети автомобильных дорог республиканского и межмуниципального значения и искусственных сооружений;

- значительное снижение отрицательного влияния дорожной сети на социально-экономическое развитие республики за счет обеспечения связями по наиболее прямым и благоустроенным дорогам, с более высокими скоростями, безопасными и более комфортными условиями движения, не влияющими отрицательно на окружающую среду;

- обеспечение условий для подъема экономики Республики Адыгея, решения ее социальных проблем, развитие рыночных отношений.

2. Характеристика проблемы и необходимость ее решения на ведомственном уровне


Республика Адыгея расположена в северо-западной части Кавказа, на левобережье рек Кубани и Лабы. Северная часть республики представляет собой слабоволнистую Прикубанскую наклонную равнину, южная - предгорья (до 300 м высотой) и горы (до 3238 м, гора Чугуш) Большого Кавказа. Территория ее составляет 7,8 тысяч квадратных километров. В настоящее время в состав республики входят: города Майкоп и Адыгейск, 7 муниципальных образований (Майкопский район, Кошехабльский район, Красногвардейский район, Гиагинский район, Теучежский район, Тахтамукайский район, Шовгеновский район), 5 поселков городского типа, 226 сельских населенных пунктов, 55 сельских и поселковых округов. На ее территории проживает 450 тыс. человек, при этом городское население составляет 54% всех жителей.

Рост автомобильных перевозок обусловлен развитием сельского хозяйства, добычи нерудных строительных материалов, расширением производства по переработке леса, природных богатств и развитием зон отдыха и туризма.

Немаловажную роль в этом процессе играет также увеличение автомобильного парка Республики Адыгея. Рост интенсивности движения, в основном большегрузного транспорта, происходит в связи с большими темпами строительства в г. Краснодаре, на Черноморском побережье Краснодарского края, реконструкцией М-4 "Дон". Для перевозки инертных материалов используются современные большегрузные автопоезда. На такую нагрузку дорожная сеть Республики Адыгея не рассчитана. В связи с этим дорожная одежда нуждается в усилении, а большинство мостов - в реконструкции и капитальном ремонте.

Рост автомобильных перевозок ожидается также в связи с созданием туристско-рекреационной зоны на территории Республики Адыгея.

2.1 Транспортная сеть Республики Адыгея


Железнодорожные ветки Северо-Кавказской железной дороги проходят по территории Республики Адыгея в Тахтамукайском, Кошехабльском, Гиагинском, Майкопском районах.

Имеются подъездные дороги к станциям железных дорог в п. Энем, а. Шенджий, х. Псекупск, г. Майкопе, ст. Гиагинской, а. Кошехабль, п. Каменомостском.

Водный и воздушный транспорт в республике отсутствует.

Автомобильный транспорт в республике играет исключительно важную роль для жизнедеятельности всего производственно-хозяйственного механизма и населения. Это практически единственный вид транспорта, им осуществляются все перевозки грузов и пассажиров в республике. Именно по автомобильным дорогам обеспечивается сегодня доставка практически всех потребительских грузов от "двери до двери" без потерь и снижения их качества. Рыночные процессы - децентрализация системы снабжения, разукрупнение предприятий, повышение требований к скоростям доставки и сохранности грузов привели к увеличению спроса на автомобильные перевозки. Стабилизация же в экономике приведет к ускоренному росту движения на автодорогах. Как показывает опыт развитых стран, этот процесс будет развиваться и впредь - более быстрыми темпами.

Существующее состояние автодорожной сети не отвечает современным требованиям, а тем более перспективным размерам движения, является серьезным тормозом на пути развития экономики, имеет огромные негативные социальные последствия.

2.2. Состояние дорожной сети и ее влияние на социально-экономическое развитие Республики Адыгея


Сеть автомобильных дорог общего пользования в Республике Адыгея представлена дорогами республиканского и межмуниципального значения. По состоянию на 1 января 2014 года их протяженность составила 1374,537 км, в том числе:

с цементо-бетонным покрытием - 0,025 км,

с асфальтобетонным покрытием - 1040,499 км,

с черно-гравийным покрытием - 144,644 км,

с гравийным покрытием - 189,369 км.

Плотность дорожной сети с твердым покрытием на 1 тыс. кв. км территории республики составляет 203,422 км. Сеть автомобильных дорог республики - одна из самых развитых в РФ. Все населенные пункты в Адыгее соединены дорогами с твердым покрытием, и по этому показателю Республика Адыгея занимает 8-ое место в России.

Вместе с тем транспортно-эксплуатационное состояние существующих автомобильных дорог республиканского и межмуниципального значения не соответствует современным требованиям, а тем более перспективным.

Более трети автомобильных дорог республиканского и межмуниципального значения требуют реконструкции с переустройством параметров плана и продольного профиля по нормативам более высоких категорий, больше половины требуют усиления дорожной одежды.

Из-за ограниченности финансирования резко сократился ввод дорог, недостаточно средств выделяется на ремонт и содержание. Из-за недостатка средств ежегодный недоремонт на автомобильных дорогах республиканского и межмуниципального значения составляет порядка 150 км, а согласно межремонтным срокам и дефектным ведомостям, определяющим фактическое состояние сети дорог, необходимо ремонтировать не менее 200 км всеми видами ремонтов.

Изношенными оказались дороги не только с переходным типом покрытия, но и чернощебеночным или черногравийным покрытием. По состоянию на 1 января 2014 года размер недоремонта или доля дорог, несоответствующих нормативу по причине отсутствия своевременного ремонта, составил 48%. Такой значительный недоремонт накоплен вследствие резкого снижения объемов финансирования.

На сети автомобильных дорог республиканского и межмуниципального значения республики эксплуатируется 81 мостовых сооружения общей длиной 4518,19 п.м., из них 4 моста - металлические, 80 - железобетонные. В неудовлетворительном состоянии находятся 5 мостов, которые требуют ежегодно значительных затрат на их содержание.

В число неудовлетворительных входят в основном малые мосты капитального типа 60 годов постройки. На состояние мостов сильно отражается отсутствие планово-профилактических работ и текущего ремонта. Из-за отсутствия своевременного ремонта дефектное состояние мостов прогрессирует, требуется капитальный ремонт, а если капитальный ремонт просрочен на 5 - 10 лет, то стоимость работ вырастает в несколько раз и становится сопоставимой со стоимостью нового строительства. Своевременно вложенные в ремонт и содержание средства должны сэкономить дальнейшие расходы в течение межремонтного периода. В то же время, уменьшение средств на содержание мостов значительно ускоряет переход хороших мостов в категорию удовлетворительных, и далее, неудовлетворительных и аварийных. Мировой опыт эксплуатации автомобильных дорог и мостов показывает, что наиболее эффективной схемой расходования средств является новое строительство и последующее качественное полноценное содержание.

Характеризуя современную сеть дорог общего пользования, следует также отметить, что неудовлетворительное техническое состояние существующих дорог - далеко не единственный ее недостаток. Таким образом, сеть автомобильных дорог, представляя собой единственные пути сообщения республики, по своему техническому состоянию, обустройству, начертанию, протяжению не просто отстает от потребности сегодняшнего дня, но и значительно снижает возможности развития республики в условиях формирования рынка как самостоятельного субъекта в составе Российской Федерации.

Состояние дорожной сети сказывается как в транспортной, так и в прочих сферах экономики. Низкий технический уровень дорог обуславливает низкие скорости движения и, вследствие этого, высокую стоимость перевозок, также является причиной значительного перерасхода горючего, низких сроков службы автопарка, больших расходов на техническое обслуживание.

Неудовлетворительное состояние дорог влекут за собой целый ряд негативных социальных явлений, таких как:

- сдерживается развитие культуры, образования и торговли;

- увеличивается время пребывания в пути к месту работы, обучения, медицинским, административным учреждениям, сокращается количество свободного времени.

Огромное экономическое и социальное значение автомобильных дорог свидетельствует о недопустимости недооценки их роли и экономии средств на совершенствование и развитие дорожной сети.

Экономическое развитие хозяйств, предприятий, сел, районов республики, освоение природных богатств, включая зоны отдыха и туризма, лесные массивы, минерально-сырьевую базу, возможно только при наличии транспортных путей.

В Республике Адыгея единственными путями являются автомобильные дороги, поэтому наличие дорог, их техническое состояние и развитие местной дорожной сети требуют особого внимания.

Реализация программных мероприятий на ведомственном уровне позволит решать проблемы дорожной отрасли мобильно, в более короткий промежуток времени с наибольшей эффективностью вложения бюджетных средств.

3. Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации ведомственной целевой Программы


Главной целью реализации Программы является создание минимально необходимой сети автомобильных дорог, эффективно содействующей развитию экономики, решению социальных проблем, повышению жизненного и культурного уровня населения. Основными задачами Программы является сохранение существующих автомобильных дорог и искусственных сооружений, удовлетворение потребностей пользователей автомобильных дорог.

Программа рассчитана на реализацию в 2014 - 2016 годах.

4. Ожидаемые конечные результаты реализации ведомственной целевой Программы, целевые индикаторы и показатели социально-экономической эффективности


- повышение уровня транспортно-эксплуатационного состояния сети автомобильных дорог республиканского и межмуниципального значения и искусственных сооружений;

- значительное снижение отрицательного влияния дорожной сети на социально-экономическое развитие республики за счет обеспечения связями по наиболее прямым и благоустроенным дорогам, с более высокими скоростями, безопасными и более комфортными условиями движения, не влияющими отрицательно на окружающую среду;

- обеспечение условий для подъема экономики Республики Адыгея, решения ее социальных проблем, развитие рыночных отношений.

Основные показатели (целевые индикаторы) отражены в приложении N 1.

5. Перечень и описание программных мероприятий


Перечень строек и объектов, указанных в приложении 2 к настоящей Программе, и ежегодные объемы финансирования мероприятий Программы, из средств Дорожного фонда Республики Адыгея, ежегодно подлежат уточнению в порядке, устанавливаемом Кабинетом Министров Республики Адыгея, при формировании перечня строек и объектов для государственных нужд Республики Адыгея.

Реализация программных мероприятий осуществляется за счет планируемых средств федерального бюджета и Дорожного фонда Республики Адыгея.

Финансовое обеспечение Программы с указанием расходов по основным мероприятиям, источникам и объемам финансирования по годам отражено в приложении 2 к Программе.

Механизм реализации Программы предусматривает использование рычагов государственной, экономической, финансовой и бюджетной политики. Министерство строительства транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Адыгея обеспечивает координацию действий участников Программы, целенаправленное и эффективное использование финансовых средств на выполнение мероприятий настоящей Программы.

6. Сроки реализации ведомственной программы


Сроки реализации Программы - 2014 - 2016 годы.

7. Социальные, экономические и иные последствия реализации Программы


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»