Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 сентября 2013 года N 482

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "НИКОМУ НЕ ОТДАМ" (ПО ПРОПАГАНДЕ МАТЕРИНСТВА, ПРОФИЛАКТИКЕ АБОРТОВ И ОТКАЗОВ МАТЕРЕЙ ОТ НОВОРОЖДЕННЫХ ДЕТЕЙ В ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2014-2016 ГОДЫ)

{УТРАТИЛ СИЛУ:

Постановление правительства Тульской области от 29.04.2014 N 219; НГР: RU71000201400239}

В соответствии с решением заседания правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, от 29 мая 2012 года N 4, на основании статьи 34 Устава (Основного Закона) Тульской области правительство Тульской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить региональную программу "Никому не отдам" (по пропаганде материнства, профилактике абортов и отказов матерей от новорожденных детей в Тульской области на 2014-2016 годы) (приложение).

2. Управлению пресс-службы правительства Тульской области опубликовать постановление в средствах массовой информации.

3. Постановление вступает в силу со дня опубликования.

Первый заместитель губернатора Тульской области - председатель правительства Тульской области

Ю.М. Андрианов

Приложение к постановлению правительства
Тульской области
от 18.09.2013 N 482

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Никому не отдам" (по пропаганде материнства, профилактике абортов и отказов матерей от новорожденных детей в Тульской области на 2014-2016 годы)

Паспорт программы


Наименование
 региональной программы

Региональная программа "Никому не отдам" (по пропаганде материнства, профилактике абортов и отказов матерей от новорожденных детей в Тульской области на 2014-2016 годы) (далее - Программа)

Государственный заказчик Программы

Министерство здравоохранения Тульской области

Основные разработчики Программы

Министерство здравоохранения Тульской области, министерство труда и социальной защиты Тульской области, комитет Тульской области по спорту и молодежной политике, уполномоченный по правам ребенка в Тульской области (по согласованию), Тульская региональная общественная организация "Ассоциация многодетных семей"
 (по согласованию), Тульское региональное общественное движение поддержки семьи "МамКомпания" (по согласованию)

Исполнители Программы

Министерство здравоохранения Тульской области, государственное учреждение здравоохранения "Тульский областной медицинский информационно-аналитический центр" (по согласованию), государственное учреждение здравоохранения "Тульский областной перинатальный центр"
 (по согласованию), государственное учреждение здравоохранения "Тульский областной центр восстановительной медицины и реабилитации им. Я.С. Стечкина"
 (по согласованию), министерство труда и социальной защиты Тульской области, министерство образования Тульской области, государственное учреждение социального обслуживания населения Тульской области "Кризисный центр помощи женщинам"
 (по согласованию), государственное учреждение социального обслуживания населения Тульской области "Территориальный центр социальной помощи семье и детям Арсеньевского района" (по согласованию), государственное учреждение социального обслуживания населения Тульской области "Территориальный центр социальной помощи семье и детям Новомосковского района"
 (по согласованию), комитет Тульской области по спорту и молодежной политике, уполномоченный по правам ребенка в Тульской области (по согласованию), Тульское региональное общественное движение поддержки семьи "МамКомпания"
 (по согласованию), Тульская региональная общественная организация "Ассоциация многодетных семей" (по согласованию)

Цель и задачи Программы

Цель Программы - пропаганда материнства, профилактика абортов и отказов матерей от новорожденных детей в родильных домах, женских консультациях и детских больницах  через организацию системы выявления и межведомственного социального, медико-психологического сопровождения женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации  или социально-опасном положении (далее - женщины "группы риска").
 Задачи Программы:
 формирование у населения Тульской области системы ценностей, ориентированной на ответственное родительство;

 разработка и внедрение механизма межведомственного взаимодействия по выявлению и сопровождению женщин "группы риска";

 обеспечение медико-социальной и психологической помощи женщинам "групп риска" в учреждениях здравоохранения и социальной защиты;

   развитие системы комплексных социально-медико-психологических и юридических услуг, обеспечение их доступности для женщин "групп риска";

 организация и координация работы кабинетов медико-социальной помощи женских консультаций и учреждений здравоохранения Тульской области;

 обучение специалистов центров (кабинетов)  медико-социальной поддержки женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, учреждений здравоохранения Тульской области;

 разработка информационно-методического обеспечения участников Программы;

 предоставление мер государственной социальной помощи беременным женщинам, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

 обеспечение информационно-методическим и диагностическим сопровождением государственных учреждений здравоохранения и социальной защиты населения - участников Программы

Важнейшие целевые показатели Программы

Суммарный коэффициент рождаемости;

 количество искусственных прерываний беременности;

 доля случаев отказа от новорожденных от общего числа детей, родившихся живыми;

 численность беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, получивших комплексную медико-психологическую  и социальную помощь;

 доля женщин из "группы риска", информация о которых не поступила в кризисные  службы,  от общего числа женщин, отказавшихся от новорожденных детей;

 доля государственных учреждений здравоохран ения и социальной защиты населения, обеспеченных  информационно-методическим и диагностическим сопровождением, от общего числа учреждений - участников Программы;

 численность беременных женщин, получивших областную единовременную выплату

Сроки реализации Программы

Программа реализуется в один этап в течение 2014-2016 годов

Объемы и источники  финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы 633,1443 млн. руб., в том числе:
 в 2014 году - 197,6648 млн. рублей;

 в 2015 году - 211,8215 млн. рублей;

 в 2016 году - 223,658  млн. рублей.
 Бюджет Тульской области - 623,411 млн. руб.
 Внебюджетные средства - 9,7333 млн. рублей (средства, запрашиваемые у Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации – 9,2623 млн. руб. и привлеченные средства – 0,471 млн. руб.)

Основные мероприятия Программы

1. Организационное и ресурсное обеспечение оказания комплексной медико-социальной и психологической помощи беременным женщинам, находящимся в трудной жизненной ситуации.
 2. Оказание комплексного медико-социального и психологического сопровождения беременных женщин и матерей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.
 3. Проведение массовых мероприятий, способствующих формированию системы ценностей, ориентированной на ответственное родительство

Ожидаемые результаты  реализации  Программы

Повышение суммарного коэффициента рождаемости с 1,3 до 1,51;

 снижение количества искусственных прерываний беременности  в Тульской области на 5% ежегодно;

 сокращение доли случаев отказа от новорожденных с 0,49% до 0,3% от общего числа детей, родившихся живыми;

 обеспечение комплексной медико-социальной и психологической помощью беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации,  не менее 2500 человек ежегодно;

 снижение на 80% доли  женщин,  информация о которых не поступила в кризисные службы, от общего числа женщин, отказавшихся от новорожденных детей;

 повышение доли государственных учреждений здравоохранения и социальной защиты населения, обеспеченных  информационно-методическим и диагностическим сопровождением, от общего числа учреждений - участников Программы,
 до 100%

1. Содержание проблемы и обоснование ее решения программно-целевым методом


Реализация в Тульской области государственной политики в отношении материнства и детства, Стратегии действий в интересах детей Тульской области, а также ряда долгосрочных целевых программ области по улучшению положения детей, по улучшению демографической ситуации и поддержке семей, воспитывающих детей, обеспечению жильем молодых семей, по решению проблем инвалидности и инвалидов, содействию занятости населения, развитию образования, в том числе дошкольного, развитию здравоохранения позволила получить позитивные тенденции увеличения рождаемости, улучшения социально-экономического положения семей с детьми, повышения доступности образования и медицинской помощи для детей, увеличения числа устроенных в семьи детей, оставшихся без попечения родителей. Этому способствовало также увеличение объема финансирования социальных расходов из бюджета Тульской области, принятие новых мер социальной поддержки семей с детьми (региональный материнский капитал, ежемесячное пособие на третьего и последующего ребенка от полутора до трех лет, единовременные денежные выплаты беременным женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности).

Несмотря на снижение количества искусственных прерываний беременности за последние пять лет на 28%, острота проблемы не снята.

В 2012 году в Тульской области произведено 8168 абортов, из них у первобеременных - 1001, у девочек до 14 лет – 2, у девочек 15-19 лет – 551.

Однако темпы сокращения числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, остаются низкими. В 2010 году количество таких детей составило 6109 человек, в 2011 году - 5800, в 2012 году – 5528. По состоянию на 01.08.2013 в Тульской области проживает 5084 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ежегодно регистрируется до 100 случаев отказа от новорожденных в учреждениях родовспоможения и детских больницах области.

За 2012 год в родильных домах Тульской области зарегистрировано 76 случаев отказов от новорожденных детей, что составляет 0,49% от общего числа детей, родившихся живыми.

Остается актуальной проблема социального сиротства, которая тесно связана с репродуктивным поведением, распространением алкоголизма, наркомании, ВИЧ-инфекции, порой с материальными, бытовыми, юридическими, психологическими и духовно-нравственными проблемами граждан.

Распространенными социальными причинами отказов матерей от своих детей являются:

низкое имущественное положение, отнесение к категории малообеспеченных граждан;

незапланированная беременность;

несовершеннолетнее материнство;

внутрисемейное насилие;

одинокое материнство, осложненное дефицитом материальных ресурсов и поддержки близких;

нарушение трудовых прав женщин в связи с беременностью, родами, уходом за ребенком;

кризисы в брачных отношениях;

ригидные патриархальные социальные установки родительской семьи;

тяжелая болезнь новорожденного ребенка;

недостаточная информированность женщины о мерах государственной поддержки семей с детьми;

маргинальная многодетность, когда рождение детей в дальнейшем не подкрепляется заботой о них, а является способом получения дотаций от государства.

Особое значение приобретают и социально-психологические особенности личности будущей матери, которые способствуют личностной и эмоциональной незрелости к вынашиванию нежелательной беременности, амбивалентности установок на материнство.

Отказ матери от своего ребенка, происходит, как правило, в родильном доме, вскоре после его рождения или оставления ребенка в детских отделениях учреждений здравоохранения.

Последствия социального сиротства, вызванного отказом матерей от своих детей, приводит к деформации в развитии личности ребенка, его социальной дезадаптации и десоциализации. Многие отказные дети даже при хорошем уходе вырастают с отклонениями в поведении, имеют интеллектуальные и невротические расстройства.

Отказ матерей от своих новорожденных детей является в первую очередь социальной проблемой, и решение этой проблемы зависит от проведения мероприятий по пропаганде материнства и профилактике социального сиротства, которые могут быть успешными только при консолидации усилий государства и гражданского общества.

В настоящее время в Тульской области проводится работа по пропаганде материнства, профилактике абортов и отказов от новорожденных детей в учреждениях здравоохранения и социального развития. В результате проводимой работы по профилактике абортов, изменилось количественное соотношение родов к абортам. Если в 2006 году на 100 родов в Тульской области приходилось 106 абортов, то в 2011 году - на 100 родов уже приходилось 63 аборта, в 2012 году соотношение родов к абортам составило 100:54. Однако необходимо дальнейшее улучшение инфраструктуры социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В соответствии с Законом Тульской области от 7 марта 2002 года N 285-ЗТО "О реализации государственной семейной и демографической политики в Тульской области" беременным женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях области в ранние сроки беременности (до 12 недель), прошедшим пренатальную (дородовую) диагностику нарушений развития ребенка в первом и втором триместрах беременности в государственных учреждениях здравоохранения области после 1 января 2013 года, назначается и выплачивается перед родами областное единовременное пособие в размере 10,0 тыс. рублей.

В 2012 году в учреждениях родовспоможения области создано 8 кабинетов медико-социальной помощи беременным женщинам (кабинеты кризисной беременности) и организационно-методический центр медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, на базе государственного учреждения здравоохранения "Тульский областной перинатальный центр". Кабинеты функционируют на базе государственных учреждений здравоохранения "Алексинский родильный дом", "Новомосковский родильный дом", "Ефремовская районная больница", "Киреевская центральная районная больница", "Узловская районная больница", "Щекинская районная больница", "Городская больница N 11 г. Тулы", "Родильный дом N 1 г. Тулы". Прием женщин в них ведут следующие специалисты: врач акушер-гинеколог, психолог, юрист, социальный работник.

В 2012 году в кабинеты медико-социальной помощи беременным женщинам обратилось 4800 женщин, за 6 месяцев 2013 года - около 2000 женщин, более 180 женщин приняли решение об отказе от прерывания беременности. В 2013-2015 годах будут созданы кабинеты кризисной беременности еще в 15 женских консультациях государственных учреждений здравоохранения.

Работа названных кабинетов и центра по обеспечению медико-социальной и психологической помощи женщинам в случае нежелательной беременности, является важным компонентом комплекса мероприятий, направленных на профилактику и снижение абортов. Другим важным аспектом работы является предупреждение отказов от новорожденных в акушерских стационарах. Работа проводится индивидуально с каждой женщиной, при необходимости решаются проблемы, связанные с незапланированным рождением ребенка.

Предусматривается, в случае необходимости, помещение новорожденного в дом ребенка на временное воспитание без отказа от него для решения материально-бытовых и других проблем родителями ребенка.

В настоящее время в Тульской области в системе социальной защиты населения функционирует 21 учреждение социального обслуживания семьи и детей. Учреждения оказывают социальную, психологическую и иную помощь и поддержку несовершеннолетним, семьям и отдельным гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Получателями социальных услуг также являются беременные женщины. При необходимости несовершеннолетним беременным предоставляется временный приют, проводятся реабилитационные мероприятия, обеспечивается защита их прав и законных интересов.

На базе отделения помощи женщинам, находящимся в трудной жизненной ситуации, государственного учреждения социального обслуживания населения Тульской области "Территориальный центр социальной помощи семье и детям Новомосковского района" функционирует клуб "Молодая семья", в рамках которого проводятся занятия с беременными женщинами по психолого-педагогической подготовке их к рождению ребенка, профилактике отказов от новорожденных. В 2012 году занятия посетили 140 женщин целевой группы.

В государственном учреждении социального обслуживания населения Тульской области "Кризисный центр помощи женщинам" реализуется программа комплексной поддержки несовершеннолетних беременных и юных матерей. На основе данной программы специалисты учреждения разработали проект "Дочки-матери" по социальному, юридическому, медицинскому и психологическому сопровождению несовершеннолетних беременных.

В течение 4 лет было выявлено около 100 несовершеннолетних целевой группы, проживающих в городе Туле и Ленинском районе, из них более половины нуждались в помощи и поддержке. В результате работы с ними всем несовершеннолетним удалось сохранить беременность, родить здорового ребенка, каждая пятая молодая мама зарегистрировала брак с отцом малыша и создала полноценную семью.

Проводится работа по открытию в 2015 году стационарного отделения социальной реабилитации женщин, оказавшихся в кризисной жизненной ситуации.

Значительная часть мероприятий осуществляется на основе комплексного межведомственного подхода в рамках реализации федеральных и региональных нормативно-правовых актов, направленных на улучшение демографической ситуации и организации работы по медико-социальному сопровождению женщин, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Однако на сегодняшний день в регионе система межведомственного взаимодействия государственных структур и общественных организаций, оказывающих помощь женщинам, находящимся в трудной жизненной ситуации требует совершенства.

До сих пор в Тульской области отсутствуют учреждения, решающие проблемы временного круглосуточного пребывания совершеннолетних женщин с новорожденными детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Требуют дальнейшего рассмотрения вопросы улучшения санаторно-курортного обеспечения беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также вопросы повышения квалификации работников, оказывающих комплексную медико-социальную и психологическую помощь данной категории беременных женщин.

Все это указывает на необходимость создания в Тульской области системы выявления и межведомственного сопровождения беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

2. Основные цели и задачи Программы


Цель Программы - пропаганда материнства, профилактика абортов и отказов матерей от новорожденных детей в родильных домах, женских консультациях и детских больницах через организацию системы выявления и межведомственного социального, медико-психологического сопровождения женщин "группы риска".

Для достижения поставленной цели будут решаться следующие задачи:

формирование у населения Тульской области системы ценностей, ориентированной на ответственное родительство;

разработка и внедрение механизма межведомственного взаимодействия по выявлению и сопровождению женщин "группы риска";

обеспечение медико-социальной и психологической помощи женщинам "групп риска" в учреждениях здравоохранения и социального развития;

развитие системы комплексных социально-медико-психологических, юридических услуг, обеспечение их доступности для женщин "групп риска";

организация и координация работы кабинетов медико-социальной помощи женских консультаций и учреждений здравоохранения Тульской области;

обучение специалистов центров (кабинетов) медико-социальной поддержки женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, учреждений здравоохранения Тульской области;

разработка информационно-методического обеспечения участников Программы;

предоставление мер государственной социальной помощи беременным женщинам, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

предоставление мер государственной социальной помощи беременным женщинам, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

обеспечение информационно-методическим и диагностическим сопровождением государственных учреждений здравоохранения и социальной защиты населения - участников Программы.

При решении поставленных задач планируются следующие мероприятия:

разработка и внедрение технологии оперативного реагирования в ситуациях, когда женщина желает прервать беременность путем аборта, отказаться от новорожденного ребенка в условиях родовспомогательных учреждений;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»