Недействующий

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 02.06.2017)


 Введение


Стратегическое видение - основа эффективного управления развитием социально-экономических систем. С увеличением сложности этих систем, ускорением темпов изменений во внешней и внутренних средах значение стратегического управления возрастает. Становится невозможным реактивное управление на основе экстраполяции предшествующего опыта.

Признание важности реализации стратегического подхода в управлении развитием Российской Федерации получило отражение в системе требований, сформулированных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537, Основах стратегического планирования в Российской Федерации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 536, Федеральном законе от 28 июня 2014 года N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации".

(в ред. закона Воронежской области от 02.03.2015 N 33-ОЗ)

Стратегический подход охватывает все уровни государственного управления и предусматривает разработку собственных (региональных) стратегий социально-экономического развития в субъектах Российской Федерации. В Воронежской области 30 июня 2010 года принят Закон N 65-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу", содержащий цели и основные направления развития области в долгосрочном периоде.

В посткризисных условиях усиливается нестабильность, возрастает частота и непредсказуемость перемен в условиях экономической жизни. Изменяются векторы развития экономики Российской Федерации: скорость перемещения капиталов и формирования региональных финансовых центров, усиление интеграционных процессов на макро- и микроуровнях, расширение инновационной деятельности и переход к модели инновационного роста, развитие информационного общества. Усиливается зависимость регионов от процессов, происходящих на федеральном уровне, определяющая требования к согласованности федеральных и региональных нормативных актов.

Все это вызвало необходимость поиска новых подходов к управлению социально-экономическим развитием России. Поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 24 января 2011 года N ВП-П13-398 с целью формирования предложений по актуальным проблемам социально-экономического развития была создана 21 экспертная группа, объединившая представителей науки, органов управления, предприятий, общественных институтов.

Изменения внешних и внутренних факторов сказались и на стартовых условиях и показателях социально-экономического развития Воронежской области, оказали заметное влияние на реализацию начального этапа региональной Стратегии и обусловили необходимость ее корректировки (актуализации). Цель актуализации действующей Стратегии - определение приоритетных направлений развития, позволяющих объединить природные, организационные и финансовые ресурсы для достижения нового качества жизни населения за счет реализации конкурентных преимуществ Воронежской области, ускоренного роста отраслей, обладающих повышенным потенциалом, создания условий устойчивого развития региона при нестабильных внешних и внутренних факторах, достижения соответствия федерального и регионального векторов развития. Управление должно опираться на такую модель экономического роста, которая обеспечит опережающее развитие региона.

Распоряжением правительства Воронежской области от 17 июня 2011 года N 427-р, в свою очередь, образованы 18 экспертных групп по подготовке предложений к Стратегии социально-экономического развития России до 2020 года и актуализации Стратегии развития Воронежской области до 2020 года, в состав которых вошли ученые, государственные служащие, представители общественных организаций.

Методологией, избранной для решения новых задач, является проблемно-ориентированный подход. Выделение проблемных блоков позволяет сосредоточить внимание на достижении целей, имеющих определяющее значение для ускорения роста всех отраслей экономики и социальной сферы. Он обеспечивает, кроме того, корреспонденцию работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии, реализуемой на федеральном и региональном уровнях.

Актуализация действующей Стратегии определила необходимость решения ряда задач:

- скорректировать оценки стартовых позиций Воронежской области и выявить конкурентные преимущества и потенциал развития всех сфер ее народного хозяйства;

- разработать новую модель экономического роста Воронежской области, корреспондированную с федеральной моделью;

- предложить систему приоритетных направлений развития, которая позволила бы скоординировать организационные усилия и финансовые средства для достижения нового качества жизни населения области;

- уточнить систему индикаторов достижения стратегических целей развития Воронежской области;

- сформировать новую парадигму управления развитием Воронежской области и достижением желаемого образа ее будущего, опирающуюся на модернизацию диверсифицированной экономики, новое качество социальной сферы и активную общественную среду;

- предложить систему механизмов, организационные формы, методы и инструменты, обеспечивающие реализацию Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года.

Комплекс методов и подходов, использованных при актуализации Стратегии, включает:

- анализ эффективности действующей Стратегии на основе данных государственной статистики и результатов экспресс-анализа макроэкономических показателей;

- разработку новой модели роста региональной экономики на основе динамического и ситуационного подходов, выявляющих взаимосвязи целей, задач и динамики развития региона, адаптации новой модели к современным условиям и корреспонденции с определением актуальных проблем социально-экономической стратегии России, осуществляемым по поручению Правительства Российской Федерации;

- разработку и оценку предложений исполнительных органов регионального и муниципального (в том числе г. Воронежа) уровней, общественных и политических организаций;

- анализ и использование предложений 18 региональных экспертных рабочих групп, созданных распоряжением правительства Воронежской области, в том числе - авторских предложений экспертов; использование результатов "мозгового штурма" участников региональных и федеральных экспертных групп и "круглых столов", проведенных по инициативе правительства Воронежской области 4 июня и 22 июля 2011 года.

Стратегический анализ позволил заключить, что, несмотря на заметное отставание в развитии по сравнению с регионами-лидерами, Воронежская область сохраняет конкурентные преимущества, по разным причинам не используемые в последние десятилетия. Реализация этих преимуществ и преодоление влияния негативных факторов, повышение конкурентоспособности (в том числе - инвестиционной привлекательности) области - главное условие решения ключевой задачи - роста уровня и качества жизни населения на основе новой, инновационной модели экономического роста.

Идеологией управления развитием Воронежской области и достижения желаемого образа ее будущего может быть только Стратегия опережающего развития, опирающаяся на модернизацию диверсифицированной экономики, новое качество социальной сферы и формирование активной общественной среды.

Целью стратегии опережающего развития является обеспечение лидирующего положения области среди регионов Российской Федерации на основе современных методов управления, эффективного оборота и расходования ресурсов, выполнения экономических, финансовых, социальных обязательств перед обществом.

Стратегические цели развития области:

- модернизация (структурная, техническая, организационная) регионального индустриально-аграрного производственного комплекса;

- формирование единого и взаимоувязанного с сектором реальной экономики научно-образовательного и инновационно-технологического центра;

- формирование транспортно-логистического центра для решения общероссийских и внутриобластных задач;