Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 августа 2013 года N 344

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ "ОКАЗАНИЕ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В РЕСПУБЛИКУ МОРДОВИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ, НА 2013 - 2015 ГОДЫ"

(в редакции постановлений Правительства Республики Мордовия от 09.12.2013 N 524, от 28.04.2014 N 179, от 16.06.2014 N 257, от 18.08.2014 N 395, от 20.10.2014 N 524, от 19.12.2014 N 626, от 19.01.2015 N 6, от 30.03.2015 N 179, от 18.09.2015 N 533, от 04.12.2015 N 681, от 28.12.2015 N 742)

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2016 года на основании постановления Правительства Республики Мордовия от 15.06.2015 N 359.
____________________________________________________________________  

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" и согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 1 августа 2013 года N 1366-р Правительство Республики Мордовия постановляет:

1. Утвердить прилагаемую целевую программу Республики Мордовия "Оказание содействия добровольному переселению в Республику Мордовия соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013 - 2015 годы" (далее - Программа).

2. Определить уполномоченным органом исполнительной власти Республики Мордовия, ответственным за реализацию Программы (далее - уполномоченный орган), Государственный комитет Республики Мордовия по труду и занятости населения.

3. Исполнительным органам государственной власти Республики Мордовия, являющимся исполнителями основных мероприятий Программы, в срок до 10 февраля года, следующего за отчетным, обеспечивать представление в уполномоченный орган информации о реализации основных мероприятий Программы.

4. Уполномоченному органу до 25 февраля года, следующего за отчетным, представлять отчет о ходе реализации программных мероприятий в Правительство Республики Мордовия.

5. Рекомендовать органам местного самоуправления Республики Мордовия принять меры по выполнению мероприятий, направленных на реализацию Программы.

6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства - Министра торговли и предпринимательства Республики Мордовия В.В.Руженкова.

7. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель
 Правительства
Республики Мордовия
В.СУШКОВ


Утверждена
постановлением Правительства
Республики Мордовия
от 19 августа 2013 года N 344

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ "ОКАЗАНИЕ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В РЕСПУБЛИКУ МОРДОВИЯ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ, НА 2013 - 2015 ГОДЫ"

(в редакции постановлений Правительства Республики Мордовия от 09.12.2013 N 524, от 28.04.2014 N 179, от 16.06.2014 N 257, от 18.08.2014 N 395, от 20.10.2014 N 524, от 19.12.2014 N 626, от 19.01.2015 N 6, от 30.03.2015 N 179, от 18.09.2015 N 533, от 04.12.2015 N 681, от 28.12.2015 N 742)  


Паспорт целевой Программы Республики Мордовия "Оказание содействия добровольному переселению в Республику Мордовия соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013 - 2015 годы"

Наименование Программы

Целевая программа Республики Мордовия "Оказание содействия добровольному переселению в Республику Мордовия соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013 - 2015 годы" (далее - Программа)

Дата согласования Проекта Программы Правительством Российской Федерации

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 августа 2013 г. N 1366-р

Основание для разработки Программы

Указ Президента Российской Федерации от 14 сентября 2012 г. N 1289 "О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом"

Распоряжение Правительства Республики Мордовия от 12 ноября 2012 г. N 650-Р "О создании Межведомственной группы по разработке Проекта Программы Республики Мордовия по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013 - 2015 годы"

Уполномоченный орган исполнительной власти Республики Мордовия, ответственный за реализацию Программы (далее - уполномоченный орган)

Государственный комитет Республики Мордовия по труду и занятости населения

Основной разработчик Программы

Государственное казенное учреждение Республики Мордовия "Научный центр социально-экономического мониторинга" (ГКУ РМ "НЦСЭМ")

Цель Программы

Оказание всестороннего содействия полноценному и осознанному процессу переселения в Республику Мордовия соотечественников, проживающих за рубежом, способствующему решению стратегических задач социально-экономического и демографического развития республики

Задачи Программы

1. Создание правовых, организационных, социально-экономических и информационных условий, способствующих добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, в Республику Мордовия для постоянного проживания.

2. Создание условий для социально-культурной адаптации и последующей интеграции в российское общество участников Программы и членов их семей, оказание мер социальной поддержки, предоставление государственных и муниципальных услуг.

3. Содействие в решении вопросов трудоустройства и обеспечения жильем, медицинского и социального обеспечения соотечественников, предоставление образовательных услуг.

4. Сокращение дефицита трудовых ресурсов

Сроки реализации Программы

2013 - 2015 годы

Исполнители основных мероприятий Программы

Государственный комитет Республики Мордовия по труду и занятости населения;

Управление Федеральной миграционной службы по Республике Мордовия - координатор Программы (по согласованию);

Министерство здравоохранения Республики Мордовия;

Министерство образования Республики Мордовия;

Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия;

Министерство печати и информации Республики Мордовия

Объемы и источники финансирования Программы

Всего: 4994,3 тыс. руб., из них:

средства федерального бюджета - 4548,9 тыс. руб.;

средства республиканского бюджета Республики Мордовия - 445,4 тыс. руб.,

в т.ч. по годам:

2013 г. - 348,0 тыс. руб. (средства федерального бюджета - 330,6 тыс. руб., средства республиканского бюджета Республики Мордовия - 17,4 тыс. руб.);

2014 г. - 1987,2 тыс. руб. (средства федерального бюджета - 1734,7 тыс. руб., средства республиканского бюджета Республики Мордовия - 252,5 тыс. руб.);

2015 г. - 2659,1 тыс. руб. (средства федерального бюджета - 2483,6 тыс. руб., средства республиканского бюджета Республики Мордовия - 175,5 тыс. руб.)

(в ред. постановления Правительства Республики Мордовия от 18.09.2015 N 533)

Основные показатели эффективности Программы

1. Количество участников Программы, прибывших в Республику Мордовия и зарегистрированных УФМС России по Республике Мордовия на территории вселения.

2. Доля рассмотренных уполномоченным органом анкет соотечественников - потенциальных участников Программы от общего числа поступивших анкет.

3 - 4. Исключены. - Постановление Правительства Республики Мордовия от 19.12.2014 N 626.

5. Доля участников Программы и членов их семей, получивших гарантированное медицинское обслуживание в период адаптации, от общего числа участников Программы и членов их семей.

6. Доля участников Программы, получивших единовременную финансовую помощь на обустройство, в том числе жилищное, в период адаптации на территории вселения, от общего числа участников Программы (ежегодно).

7. Доля участников Программы, занятых трудовой деятельностью, включая открывших собственный бизнес, от числа прибывших участников Программы на конец отчетного года.

(в ред. постановления Правительства Республики Мордовия от 16.06.2014 N 257)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Реализация Программы позволит обеспечить:

1. Вселение на территорию Республики Мордовия 430 чел. участников Программы, в т.ч. по годам:

в 2013 г. - 100 чел.;

в 2014 г. - 210 чел.;

в 2015 г. - 120 человек.

Всего количество переселенцев в Республику Мордовия с учетом численности членов семей участников Программы составит 1140 чел., в т.ч. по годам:

в 2013 г. - 300 чел.;

в 2014 г. - 480 чел.;

в 2015 г. - 360 человек.

2. Увеличение доли рассмотренных анкет соотечественников - потенциальных участников Программы от общего числа поступивших до 100%.

3. Исключен. - Постановление Правительства Республики Мордовия от 19.01.2015 N 6.

4. Увеличение доли участников Программы и членов их семей, получивших гарантированное медицинское обслуживание в период адаптации, от общего числа участников Программы и членов их семей до 100%.

5. Увеличение доли участников Программы, получивших единовременную финансовую помощь на обустройство, в том числе жилищное, в период адаптации на территории вселения, от общего числа участников до 100%.

6. Увеличение доли участников Программы, занятых трудовой деятельностью, включая открывших собственный бизнес, от числа прибывших участников Программы на конец реализации Программы не менее 70% (в 2012 г. - 58,8%).

7. Уровень финансирования расходного обязательства Республики Мордовия за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия на уровне 5,0% исходя из уровня софинансирования указанного расходного обязательства за счет субсидии, утвержденного Минрегионом России на уровне 95,0 процентов

(в ред. постановления Правительства Республики Мордовия от 20.10.2014 N 524)

Система организации управления и контроль за исполнением Программы

Контроль за исполнением Программы осуществляют Глава Республики Мордовия, Координационный совет Республики Мордовия по демографической и миграционной политике, Общественная палата Республики Мордовия.

Общее управление Программой осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти по оказанию содействия переселению соотечественников - Государственный комитет Республики Мордовия по труду и занятости населения (Указ Главы Республики Мордовия от 23 июля 2007 г. N 134-УГ "Об определении уполномоченного органа исполнительной власти Республики Мордовия, ответственного за реализацию Республиканской программы по оказанию содействия добровольному переселению в Республику Мордовия соотечественников, проживающих за рубежом")


 1. Общая характеристика сферы реализации Программы


Демографическая ситуация в Республике Мордовия характеризуется рядом неблагоприятных тенденций. В регионе наблюдается снижение численности постоянного населения как за счет его естественной убыли, так и вследствие миграционного оттока. В Республике Мордовия за период 2010 - 2012 гг. численность населения уменьшилась на 13,8 тыс. чел., или на 1,6 процента.

На начало 2012 г. численность постоянного населения Республики Мордовия составила 825,4 тыс. чел., из которых 503,1 тыс. чел. (60,6%) - городское население и 322,3 тыс. чел. (39,4%) - сельское. Сокращение численности населения происходило прежде всего из-за превышения уровня смертности над уровнем рождаемости (естественная убыль).

Республика Мордовия характеризуется низким показателем рождаемости, что приводит к демографическому старению населения, в 2012 г. численность женщин в возрасте старше 55 лет и мужчин в возрасте старше 60 лет составила 23,5 процента.

В последнее время происходит изменение возрастного состава населения. Так, за период 2010 - 2012 гг. уменьшилась численность лиц моложе трудоспособного возраста на 0,9%, трудоспособного возраста - на 3,4%, и в то же время увеличилась численность лиц старше трудоспособного возраста на 2,7 процента. В 2012 г. в Республике Мордовия удельный вес лиц моложе трудоспособного возраста составил 14,5% в общей численности населения, лиц старше трудоспособного возраста - 24,1 процента. Число лиц старше трудоспособного возраста превысило число лиц моложе трудоспособного возраста в 1,7 раза.

Старение населения предполагает снижение экономической активности и увеличение демографической нагрузки на работающее население.

На формирование численности населения оказывают влияние и миграционные процессы. За период 2010 - 2012 гг. наблюдалось отрицательное сальдо миграции населения. В 2012 г. с территории республики выбыло 19167 чел. (в 2010 г. - 10314 чел.), прибыло 15743 чел. (в 2010 г. - 8733 чел.), т.о. миграционная убыль в 2012 г. составила 3143 чел. (в 2010 г. - 789 человек).

(в ред. постановления Правительства Республики Мордовия от 16.06.2014 N 257)

Прогнозные оценки демографического развития Республики Мордовия указывают, что вне зависимости от тенденций рождаемости и смертности численность населения будет уменьшаться, сохранится тенденция сокращения численности населения за счет как естественного, так и механического движения.

В Республике Мордовия ежегодное сокращение численности населения будет составлять 7,1 - 6,3 тыс. человек. К 2015 г. прогнозируется уменьшение среднегодовой численности постоянного населения республики до 806,1 тыс. человек.

Наряду с абсолютным сокращением численности населения прогнозируется его старение. К 2015 г. доля населения в возрасте 65 лет и старше составит 25,5 процента. Прогнозируется также изменение возрастной структуры населения: увеличение доли населения старше трудоспособного возраста и небольшое возрастание доли лиц моложе трудоспособного возраста. Это обусловит повышение демографической нагрузки на трудоспособное население: к 2015 г. он составит 689 чел. нетрудоспособного возраста на 1000 чел. трудоспособного возраста.

На динамику численности населения будут оказывать влияние также миграционные процессы. Если в целом по Российской Федерации прогнозируется положительный миграционный прирост населения, то в Республике Мордовия по-прежнему будет наблюдаться миграционный отток.

Основные демографические показатели по Республике Мордовия представлены в Приложениях 5, 6.

Замедлению процесса убыли населения республики может способствовать процедура привлечения соотечественников, проживающих за рубежом.

В Республике Мордовия наблюдается тенденция снижения численности работающих на предприятиях и в организациях государственной и муниципальной форм собственности - на 2,8%, в общественных объединениях и организациях - на 26,3%, на предприятиях с иностранным участием - на 26,2%, на частных предприятиях - на 4,2 процента. Численность занятых индивидуальным трудом и по найму у отдельных граждан, включая занятых в домашнем хозяйстве, в 2012 г. составила 97,5 тыс. чел.

В 2012 г. доля безработных, учитывая незанятых, ищущих работу самостоятельно, без обращения в службы занятости (в соответствии с методикой МОТ они классифицируются как безработные), составила 4,9% от экономически активного населения. Уровень регистрируемой безработицы составил 1,0% от экономически активного населения.

По данным на 1 января 2012 г., заявленная предприятиями и организациями потребность в работниках составила 4,3 тыс. единиц.

В настоящее время возрастает потребность привлечения иностранных граждан на рынок труда республики. Только за 10 месяцев 2012 г. иностранным гражданам было выдано 2294 разрешения на работу. Наибольшее количество разрешений на работу выдано иностранным гражданам Узбекистана (63,8%) и Армении (11,5%), наименьшее - гражданам Молдовы (0,3 процента).

Значительная доля иностранных работников привлекается в строительство - 1717 чел. (74,8%), обрабатывающие производства - 315 чел. (13,7%), сельское хозяйство - 79 чел. (3,4%), оптовую и розничную торговлю - 79 человек (3,4 процента).

Объем и квалификационная структура использования иностранной рабочей силы в целом не влияют на напряженность на рынке труда республики.

По прогнозу Государственного комитета Республики Мордовия по труду и занятости населения, в 2013 - 2015 гг. в связи с сокращением общей численности населения и изменением его возрастной структуры тенденция уменьшения численности трудовых ресурсов сохранится. Численность трудовых ресурсов сократится с 500,6 тыс. чел. в 2013 г. до 480,4 тыс. чел. в 2015 году.

Уменьшение численности трудоспособного возраста в прогнозном периоде будет частично восполнено за счет лиц старше трудоспособного возраста и подростков. Численность занятых в экономике республики составит в 2015 г. 371,3 тыс. человек.

Основные показатели рынка труда по Республике Мордовия приведены в Приложениях 5, 6.

Основные показатели готовности Республики Мордовия к приему участников Программы и членов их семей представлены в табл. 1.

Таблица 1


Основные показатели готовности Республики Мордовия к приему переселенцев

N п/п

Показатели, единицы измерения

Год

2010

2011

2012

1

Общая численность населения на 01.01. текущего года, тыс. чел.

839,2

833,3

825,4

2

Естественный(ая) прирост (убыль) населения, чел.

-5132

-4385

-3691

3

Миграционный(ая) прирост (убыль), чел.

-789

-3424

-3143

4

Удельный вес численности трудоспособного населения в общей численности населения, %

62,1

61,4

61

5

Удельный вес занятых в экономике в общей численности трудоспособного населения, %

84,4

85,7

87

6

Общая численность безработных (по методологии МОТ), чел.

24592

24140

22405

7

Уровень общей безработицы (по методологии МОТ), %

5,3

5,2

4,9

8

Численность граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в качестве безработных, чел.

7136

5614

4724

9

Уровень регистрируемой безработицы от экономически активного населения, %

1,5

1,2

1,0

10

Напряженность на рынке труда (число безработных на 1 вакансию), чел.

2,5

1,3

0,6

11

Численность привлеченных иностранных работников, чел.

1973

1984

2514

12

Прожиточный минимум, руб.

4801

5446

5492

13

Площадь жилья в среднем на 1 жителя, м2

23,5

23,9

24,5

14

Количество мест в учреждениях дошкольного образования на 1 тыс. детей дошкольного возраста, мест

628

605

583

15

Бюджетные доходы - всего, тыс. руб.

30858812,6

33849311,3

40863396,5

16

Бюджетные расходы - всего, тыс. руб.

38323892,2

41600510,7

43810806,4


Оценка возможности трудоустройства участников Программы. Необходимость привлечения соотечественников, проживающих за рубежом, обусловлена сложной демографической ситуацией в республике и отсутствием соответствующего предложения трудовых ресурсов на внутреннем рынке труда. Республика Мордовия испытывает острую потребность в представителях рабочих специальностей и квалифицированных кадрах, особенно в сельском хозяйстве, в строительстве, в сфере промышленности, что связано с реализацией крупных инфраструктурных и инвестиционных проектов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»