Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 09 августа 2013 года N 709

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 30.12.2009 N 1145

Утратило силу в соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 31.12.2013 N 1189 НГР RU36000201301592

В соответствии с Законом Воронежской области от 17.12.2012 N 161-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", постановлением правительства Воронежской области от 19.11.2009 N 993 "О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формировании и реализации" правительство Воронежской области постановляет:

1. Внести в постановление правительства Воронежской области от 30.12.2009 N 1145 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Формирование здорового образа жизни у населения Воронежской области" (2010 - 2015 годы)" (в редакции постановлений правительства Воронежской области от 13.07.2010 N 567, от 04.04.2012 N 244, от 02.11.2012 N 994) следующие изменения:

1.1. В наименовании и тексте постановления слова "Формирование здорового образа жизни у населения Воронежской области" (2010 - 2015 годы)" заменить словами "Развитие медицинской профилактики и формирование здорового образа жизни у населения Воронежской области" (2010 - 2017 годы)".

1.2. Пункт 3 постановления изложить в следующей редакции:

"3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя правительства Воронежской области Попова В.Б.".

1.3. Долгосрочную областную целевую программу "Формирование здорового образа жизни у населения Воронежской области" (2010 - 2015 годы) изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Настоящее постановление вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя председателя правительства Воронежской области Попова В.Б.

Исполняющий обязанности
губернатора Воронежской области
Ю.В.АГИБАЛОВ


Приложение

к постановлению

правительства Воронежской области

от 09.08.2013 N 709

"Утверждена

постановлением

правительства Воронежской области

от 30.12.2009 N 1145

ДОЛГОСРОЧНАЯ ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ И ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У НАСЕЛЕНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ" (2010 - 2017 ГОДЫ)

ПАСПОРТ долгосрочной областной целевой программы "Развитие медицинской профилактики и формирование здорового образа жизни у населения Воронежской области"

(2010 - 2017 годы)


Наименование программы

Долгосрочная  областная  целевая  программа
 "Развитие медицинской профилактики и формирование
 здорового образа жизни  у  населения  Воронежской
 области" (2010 - 2017 годы)

Дата принятия решения о
 разработке программы

Распоряжение правительства Воронежской области от
 07 сентября 2009 года  N  394-р  "Об  утверждении
 концепции  и  разработке  областной  целевой
 программы "Формирование здорового образа жизни  у
 населения  Воронежской  области"  (2010  -  2015
 годы)"

Государственный
 заказчик - координатор
 программы

Департамент здравоохранения Воронежской области

Государственные
 заказчики программы

Департамент здравоохранения Воронежской области;

 департамент  образования,  науки  и  молодежной
 политики Воронежской области;

 департамент  труда  и  социального  развития
 Воронежской области;

 управление  физической  культуры  и  спорта
 Воронежской области;

 департамент  связи  и  массовых  коммуникаций
 Воронежской области

Основные разработчики
 программы

Департамент здравоохранения Воронежской области;

 бюджетное учреждение здравоохранения  Воронежской
 области "Воронежский областной центр  медицинской
 профилактики";

 Воронежская государственная медицинская  академия
 им. Н.Н. Бурденко

Цели и задачи программы

Основными целями являются:
 -  активизация  профилактики  заболеваний,
 увеличение  продолжительности  жизни  населения
 Воронежской  области  за  счет  снижения
 преждевременной  смертности  от  неинфекционных
 заболеваний (НИЗ), формирование здорового  образа
 жизни для обеспечения общественного здоровья;

 - увеличение числа людей, приверженных  здоровому
 образу жизни;

 -  выявление  факторов  риска  (ФР)  основных
 хронических  неинфекционных  заболеваний  у
 населения Воронежской области;

 -  снижение  распространенности  факторов  риска,
 связанных с питанием,  курением  и  употреблением
 алкоголя,  у  населения  Воронежской  области,
 повышение уровня физической активности  населения
 Воронежской области;

 -  сохранение  и  укрепление  здоровья  детей,
 подростков  и  студентов,  снижение  уровня
 распространенности вредных привычек.
 Для  достижения  основных  целей  программы
 предусматривается решение следующих задач:
 -  совершенствование  системы  медицинской
 профилактики  Воронежской  области,  в  т.ч.
 укрепление материально-технической и методической
 базы  кабинетов  и  отделений  учреждений
 здравоохранения и обучения медицинских работников
 эффективным технологиям  проведения  первичной  и
 вторичной  профилактики  неинфекционных
 заболеваний, помощи в профилактике и  прекращении
 курения;

 - повышение информированности населения  о  вреде
 активного  и  пассивного  курения  табака,
 употребления  алкоголя,  о  поведенческих  и
 алиментарно-зависимых факторах риска, доступности
 здорового  питания,  о  пользе  физической
 активности;

 -  проведение  мониторинга  распространенности
 потребления табака, информированности по вопросам
 здорового  питания  и  по  различным  аспектам
 диетологической коррекции факторов риска,  оценки
 уровня физической активности населения;

 -  совершенствование  системы  подготовки  кадров
 (родители,  социальные  работники,  педагоги,
 психологи) для обеспечения помощи в  профилактике
 основных факторов риска  развития  неинфекционных
 заболеваний;

 -  внедрение  программ  борьбы  с  вредными
 привычками,  а  также  рационализации  питания  и
 пропаганды здорового образа жизни среди  детей  и
 подростков

Важнейшие целевые
 индикаторы и показатели
 программы

1.  Охват  профилактическими  мероприятиями
 пациентов  центров  здоровья  (%  от  числа
 зарегистрированных граждан с факторами риска).
 2.  Количество  человек,  прошедших  комплексное
 обследование в центрах  здоровья  (в  расчете  на
 1000 населения).
 3. Доля лиц, обученных основам  здорового  образа
 жизни (% от числа населения Воронежской области).
 4. Доля диспансерных больных, обученных в "школах
 здоровья" (% от числа взятых на диспансерный учет
 за отчетный период).
 5. Доля подростков в возрасте  15  -  18  лет,  в
 отношении которых проводится  мониторинг  вредных
 привычек (% от количества подростков  в  возрасте
 15 - 18 лет, учащихся школ, первых курсов  высших
 учебных заведений и средних  специальных  учебных
 заведений).
 6.  Доля  амбулаторно-поликлинических  учреждений
 здравоохранения  (АПУ),  имеющих  кабинеты
 медицинской  профилактики/отделения  медицинской
 профилактики (КМП/ОМП) (%  от  общего  количества
 амбулаторно-поликлинических учреждений).
 7. Доля учреждений здравоохранения  с  внедрением
 листов регистрации и контроля факторов  риска  (%
 от общего количества  амбулаторно-поликлинических
 учреждений).
 8.  Доля  населения,  информированного  о
 поведенческих  и  алиментарно-зависимых  факторах
 риска  и  продуктах  здорового  и  диетического
 питания  (%  среди  населения  репрезентативной
 выборки).
 9. Доля лиц среди взрослых  с  избыточной  массой
 тела  (%  от  числа  лиц,  посетивших  центры
 здоровья).
 10. Доля населения, мотивированного на увеличение
 уровня физической активности (%  среди  населения
 репрезентативной выборки).
 11.  Ежегодное  снижение  уровня  потребления
 алкогольной  продукции  на  душу  населения  (%
 ежегодного  снижения  потребления  алкогольной
 продукции на душу населения).
 12.  Доля  курящих  среди  населения  (%  среди
 населения репрезентативной выборки).
 13.  Доля  подростков,  информированных  о
 поведенческих факторах риска (вредных  привычках,
 низкой  физической  активности,  нерациональном
 питании)  (%  среди  подростков  репрезентативной
 выборки).
 14. Доля девочек (девушек) интернатных учреждений
 в возрасте 10 -  13  лет,  охваченных  прививками
 против вируса папилломы  человека  (%  от  общего
 количества).
 15. Доля повторной подростковой  беременности  (%
 от числа подростковой беременности).
 16.  Доля  детей,  родившихся  с  генетической
 патологией (% от общего  числа  родов  в  текущем
 году).
 17.  Доля  лиц,  охваченных  мониторингом  для
 выявления суицидально опасного  поведения  (%  от
 общего количества охваченных мониторингом).
 18. Доля случаев рака шейки матки, выявленных  на
 ранних стадиях (доля  случаев  раннего  выявления
 рака шейки матки в %)

Сроки и этапы
 реализации программы

2010 - 2017 годы

Перечень мероприятий
 программы

1 .  Повышение  эффективности  профилактических
 мероприятий по выявлению  пациентов  с  факторами
 риска.
 2 . Проведение мониторинга поведенческих  факторов
 риска и заболеваемости неинфекционными  болезнями
 у  населения  Воронежской  области  и  оценка
 эффективности мероприятий программы.
 3 .  Создание  системы  обучения  медицинских
 работников, ответственных за здоровье  населения,
 и их вовлечение в процесс формирования  здорового
 образа жизни населения.  
 4 .  Создание  постоянно  действующей
 информационно-пропагандистской системы.
 5 .  Оснащение  бюджетного  учреждения
 здравоохранения Воронежской области  "Воронежский
 областной  центр  медицинской  профилактики"
 необходимой  оргтехникой,  оборудованием  и
 инвентарем.
 6 .  Совершенствование  системы  профилактики  в
 учреждениях  первичной  медико-санитарной  помощи
 Воронежской области.
 7 .  Оптимизация  здорового  питания  населения
 Воронежской области.
 8 .  Повышение  уровня  физической  активности
 населения Воронежской области.
 9 . Комплексные меры  по  ограничению  потребления
 табака и алкоголя в Воронежской области на 2013 -
 2017 годы.
 10 . Профилактика вредных  привычек,  формирование
 основ  здорового  образа  жизни  среди  детей,
 подростков и студентов в Воронежской области.
 11 . Раннее выявление заболеваний и факторов риска
 развития заболеваний

Объемы и источники
 финансирования
 программы

Суммарный объем финансирования программы в  ценах
 соответствующих  лет  составляет  271844,32  тыс.
 рублей:
 - средства федерального бюджета  за  2010  год  -
 6943,4 тыс. рублей;

 - средства областного бюджета  -  264900,92  тыс.
 рублей

Ожидаемые конечные
 результаты реализации
 программы и показатели
 социально-экономической
 эффективности программы

- Повышение информированности населения о мерах
 профилактики заболеваний и здоровом образе  жизни
 до 80 - 85%;

 -  повышение  информированности  населения
 Воронежской  области  о  вреде  активного  и
 пассивного  курения  табака,  о  способах  его
 преодоления до 90%;

 -  снижение  распространенности  курения  в
 Воронежской области на 10 - 12%  от  уровня  2013
 года;

 -  повышение  информированности  населения  о
 поведенческих  и  алиментарно-зависимых  факторах
 риска  и  доступности  продуктов  здорового  и
 диетического питания до 90%;

 - снижение  распространенности  поведенческих  ФР
 НИЗ,  связанных  с  нерациональным  питанием
 (повышенное потребление животного  жира,  простых
 углеводов,  поваренной  соли,  недостаточное
 потребление овощей и фруктов), на 20%  от  уровня
 2013 года;

 - снижение  распространенности  избыточной  массы
 тела, гиперхолестеринемии на 5 %  от  уровня  2013
 года;

 - повышение информированности населения  о  вреде
 малоподвижного  образа  жизни  и  мотивации
 увеличения физической активности до 90%;

 -  снижение  уровня  распространенности  низкой
 физической активности среди населения Воронежской
 области на 10% от уровня 2013 года;

 -  увеличение  количества
 амбулаторно-поликлинических  учреждений
 Воронежской области,  имеющих  кабинеты/отделения
 медицинской профилактики, до 100%;

 - увеличение доли лиц старше 18  лет,  получивших
 профилактическую помощь по поведенческим факторам
 риска, до  90%  от  общей  численности  населения
 Воронежской области;

 -  увеличение  доли  амбулаторно-поликлинических
 учреждений,  внедривших  листы  регистрации  и
 контроля факторов риска, до 100%;

 -  повышение  информированности  о  поведенческих
 факторах риска до 90% среди подростков;

 -  снижение  количества  детей,  родившихся  с
 генетической патологией, на 20%  от  уровня  2013
 года;

 -  снижение  доли  повторной  подростковой
 беременности до 3% от уровня 2013 года;

 - выявление сахарного диабета на ранних стадиях;

 -  снижение  числа  лиц  с  суицидально  опасным
 поведением на 20% от уровня 2013 года;

 - увеличение доли раннего  выявления  рака  шейки
 матки до 65%

Раздел 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМ МЕТОДОМ


Концепция разработана на основании:

- Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р;

- Протокола совещания в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20.03.2009 "О разработке комплексных мероприятий по формированию здорового образа жизни на 2009 - 2015 годы";

- постановления правительства Воронежской области от 19.10.2009 N 993 "О Порядке принятия решений о разработке долгосрочных областных целевых программ, их формировании и реализации";

- Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";

- Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению";

- Протокола видеоселекторного совещания о разработке Концепции развития медицинской профилактики, включая диспансеризацию, и медицинской реабилитации от 07.11.2012 N 14-1/1.

Здоровье следует рассматривать как целостное многомерное динамическое состояние организма человека, которое обеспечивает ему физиологически обусловленную продолжительность жизни, достаточную удовлетворенность состоянием своего организма и приемлемую социальную дееспособность.

Основными показателями здоровья, интегрально отражающими его различные стороны, являются:

- уровень и гармоничность физического развития, функциональное состояние организма и наличие резервных возможностей его основных физиологических систем;

- резистентность организма к различным неблагоприятным факторам;

- наличие заболеваний, нарушений физического или психического развития.

Ни по одному из указанных параметров здоровье населения Воронежской области нельзя признать удовлетворительным, что подтверждается наличием неблагоприятных тенденций медико-демографических показателей, показателей болезненности и смертности. По-прежнему основными причинами заболеваемости и смертности остаются болезни системы кровообращения, злокачественные новообразования, травмы и отравления, заболевания органов дыхания.

Демографическая ситуация в Воронежской области, как и в целом по России, остается напряженной уже на протяжении ряда последних лет. Для Воронежской области, как и в целом для России, характерно устойчивое сокращение численности населения. В 2010 году оно составляло 2335200 человек, в 2011 году оно уменьшилось на 3700 человек и составило 2331500 человек. Естественная убыль населения составила 5,7 промилле. Одна из причин высокой смертности в области - продолжающийся процесс старения населения и сокращение численности детей и подростков. За 2011 год общая заболеваемость всего населения выросла на 1,6%. На первом месте по-прежнему остаются болезни органов дыхания - 20,7%, далее идут болезни системы кровообращения - 18,3%, костно-мышечной системы - 7,4%, новообразования - 4,3%.

По данным отдела мониторинга факторов риска неинфекционных заболеваний БУЗ ВО "Воронежский областной центр медицинской профилактики", положение с потреблением психоактивных веществ среди 31861 подростка, подвергшегося опросу, вызывает определенную тревогу. Так, хотя бы 1 раз пробовали алкоголь 49,2% юношей (по РФ - 55,4%) и 50,7% девушек (по РФ - 67,9%). Хотя бы 1 раз пробовали курить табак 36% юношей (по РФ - 35,2%) и 24,7% девушек (по РФ - 22,1%), наркотически действующие вещества - 29,2% юношей (по РФ - 16, 4%) и 9,7% девушек (по РФ - 6,3%).

Сложившаяся ситуация во многом является следствием низкой гигиенической культуры населения, что проявляется в резком увеличении распространенности вредных привычек, ухудшении состояния окружающей среды, условий труда, быта и отдыха.

Наряду с указанными причинами ухудшение состояния здоровья населения обусловлено также недостатками в организации здравоохранения и утратой позиций профилактики в медицине.

Следует признать, что в этих условиях изменить ситуацию может только реальное повышение в здравоохранении приоритета профилактической деятельности и целенаправленное ее развитие и совершенствование.

Но усилий одного только здравоохранения недостаточно для того, чтобы изменить поведение человека, сделать для него стремление к сохранению и укреплению здоровья приоритетным. Здесь требуется объединение усилий всех слоев общества, организаций и ведомств.

Формирование здорового образа жизни представляет собой единый непрерывный процесс, начинающийся еще при рождении ребенка и сопровождающий человека впоследствии на всех этапах жизни.

Создание постоянно действующей информационно-пропагандистской системы позволит формировать у населения активное отношение к здоровому образу жизни на всех этапах его жизнедеятельности, бороться с вредными привычками, пропагандировать научно обоснованные методики укрепления здоровья, разрабатывать современные методические информационные материалы, а также организовывать акции на областном и городском уровнях.

Данная программа направлена на координацию и активизацию деятельности всех заинтересованных учреждений и ведомств, общественных организаций по повышению эффективности пропаганды здорового образа жизни, внедрению самых современных методов работы по укреплению материально-технической базы учреждений медицинской профилактики области (Воронежского областного центра медицинской профилактики, отделений и кабинетов медицинской профилактики, кабинетов здорового ребенка лечебно-профилактических учреждений города и области).

Выполнение мероприятий программы требует серьезной государственной и общественной поддержки, взаимного сотрудничества областных органов государственной власти, негосударственных структур, общественных объединений и граждан.

Следовательно, при отсутствии благоприятных изменений (социально-психологических, социальных, экономических и других) нет оснований для оптимистического прогноза в отношении улучшения состояния здоровья населения.

Достоверно известно, что многие из определяющих факторов здоровья, по данным Всемирной организации здравоохранения, находятся за пределами сферы одного только здравоохранения (более чистая и безопасная окружающая среда, условия труда и проживания, отвечающие санитарным нормам и требованиям, высокий образовательный ценз).

Всемирная организация здравоохранения, опираясь на опыт работы в странах самого разного экономического уровня развития, убедительно доказала, что наиболее эффективным методом влияния на состояние здоровья населения является гигиеническое воспитание и образование, формирование навыков здорового образа жизни. Поэтому в преамбуле программного документа, опубликованного в 1992 году Международным союзом санитарного просвещения, сказано: "Сегодня мы не можем предложить для укрепления и защиты здоровья населения ничего лучшего, чем санитарное просвещение".

Работа по санитарному просвещению населения, которая велась постоянно и планомерно в нашей стране до начала 90-х годов, приносила ощутимые результаты, но кризисные процессы, происходившие в сфере здравоохранения, затронули и эту область. В последние годы профилактическая работа с населением постепенно возвращает утерянные позиции, о чем свидетельствует неуклонное увеличение количества проводимых мероприятий.

Сохранение и укрепление здоровья человека, увеличение средней продолжительности и качества жизни, предупреждение преждевременной смертности являются актуальными проблемами не только здравоохранения, но и общества в целом.

Укрепление здоровья - процесс, предоставляющий населению возможность осуществлять контроль за состоянием своего здоровья и факторами, влияющими на него. Определено пять ключевых областей деятельности по укреплению здоровья:

1. Разработка социальной государственной политики, направленной на увеличение потенциала здоровья, и ее законодательное закрепление.

2. Создание окружающей среды, обеспечивающей поддержание здоровья человека.

3. Усиление деятельности по укреплению здоровья на региональном и местном уровнях.

4. Развитие и совершенствование индивидуальных умений и навыков здорового образа жизни и профилактики заболеваний.

5. Переориентация служб здравоохранения на активные действия по профилактике заболеваний и укреплению здоровья.

Основными элементами системы здоровья являются гигиеническое обучение и воспитание (ГОиВ) и профилактика заболеваний, взаимосвязанные между собой. Целью функционирования указанной системы является минимизация отрицательных факторов риска (курение, употребление алкоголя и наркотиков, гиподинамия, нерациональное питание и т.д.) и стимулирование позитивных факторов, увеличивающих резервы здоровья.

Профилактику неинфекционных заболеваний (НИЗ) необходимо осуществлять по ряду стратегических направлений.

Первое - популяционное: пропаганда здорового образа жизни (ЗОЖ) и обеспечение условий для ЗОЖ.

Задачей пропаганды ЗОЖ является обеспечение высокого качества доступной и легко понимаемой информации для любого нуждающегося в ней. Реализация этой задачи осуществляется всеми средствами и методами в первую очередь средствами массовой информации всех уровней.

Задачами обеспечения условий для ЗОЖ являются:

- совершенствование нормативно-правовой базы;

- обеспечение доступности здоровой пищи (производство достаточного количества фруктов и овощей, продуктов со сниженным содержанием животных жиров, трансизомеров жирных кислот и соли, размещение легко читаемой информации о калорийности, содержании жиров, углеводов и соли в продуктах);

- создание условий для повседневной физической активности (парковые зоны в шаговой доступности, велосипедные дорожки, доступные спортивные залы, стадионы и т.д.).

Второе направление - выявление лиц с высоким риском и коррекция факторов риска. Задачами этого направления являются:

- развитие инфраструктуры медицинской профилактики в рамках первичной медико-санитарной и специализированной помощи, санаторно-курортного лечения;

- совершенствование диспансеризации населения и раннего выявления заболеваний.

Третье направление - вторичная профилактика факторов риска, задачами которого являются:

- обеспечение стандарта лечения;

- организация кабинетов медицинской профилактики (КМП)/отделений медицинской профилактики (ОМП) стационаров;

- подготовка кадров для системы медицинской профилактики, обучение участковых врачей, врачей-специалистов;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»