Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО КАМЧАТСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 августа 2013 года N 368-П

О внесении изменения в долгосрочную краевую целевую программу "Доступная среда на 2011- 2015 годы в Камчатском крае", утвержденную постановлением Правительства Камчатского края от 09.02.2011 N 59-П

{Утратило силу
постановлением Правительства Камчатского края от 14.02.2014 N 82-П}


ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в долгосрочную краевую целевую программу "Доступная среда на 2011-2015 годы в Камчатском крае", утвержденную постановлением Правительства Камчатского края от 09.02.2011 N 59-П, изменение, изложив ее в редакции согласно приложению.

2. Настоящее постановление вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.

ГУБЕРНАТОР КАМЧАТСКОГО КРАЯ
В.И. ИЛЮХИН


Приложение к постановлению

Правительства Камчатского края

от 21.08.2013 N 368-П


Приложение к постановлению

Правительства Камчатского края

от 09.02.2011 N 59-П

Долгосрочная краевая целевая программа "Доступная среда на 2011 - 2015 годы в Камчатском крае"

г. Петропавловск-Камчатский 2012 год

Паспорт долгосрочной краевой целевой программы "Доступная среда на 2011 - 2015 годы в Камчатском крае" (далее - Программа)


Наименование Программы

Долгосрочная краевая целевая программа "Доступная среда на 2011-2015 годы в Камчатском крае"

Основание для разработки Программы

1)  распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11. 2008 N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года";

 2)  распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 2181-р "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы";

 3)  распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2009 N 2094-р "Об утверждении Стратегии социально- экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года";

 4)  постановление Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 1225 "О предоставлении субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Российской Федерации";

 5)  приказ Минтруда России от 06.12.2012 N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения";

 6)  постановление Правительства Камчатского края от 27.07.2010 N 332-П "Об утверждении Стратегии социально экономического развития Камчатского края до 2025 года";

 7)  постановление Правительства Камч атского края от 23.09.2008 N 281-П "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных краевых целевых программ, их формирования и реализации и порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных краевых целевых программ";

 8)  распоряжение Правительства Камчатского края от 03.11.2010 N 544-РП "О разработке проекта долгосрочной краевой целевой программы "Доступная среда на 2011 - 2015 годы в Камчатском крае".

Ответственный Исполнитель Программы

Министерство социального развития и труда Камчатского края.

Соисполнители Программы
                 Главные распорядители (распорядители) средств Программы

Министерство образования и науки Камчатского края;
Министерство здравоохранения Камчатского края;
Министерство культуры Камчатского края;
Министерство транспорта и дорожного строительства Камчатского края;

 Министерство спорта и молодежной политики Камчатского края;

 Министерство строительства Камчатского края;
Агентство по занятости населения и миграционной политике Камчатского края;

 Агентство по туризму и внешним связям Камчатского края.
   Министерство образования и науки Камчатского края;
Министерство здравоохранения Камчатского края;
Министерство социального развития и труда Камчатского края;

 Министерство культуры Камчатского края;

 Агентство по занятости населения и миграционной политике
 Камчатского края;

 Министерство транспорта и дорожного строительства Камчатского края;

 Министерство спорта и молодежной политики Камчатского края;

 Агентство по туризму и внешним связям Камчатского края;
Министерство строительства Камчатского края.

Цель Программы

Обеспечение беспрепятственного доступа (далее - доступности) приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) (далее - МГН) в Камчатском крае.

Задачи Программы

1)  совершенствование нормативно-правовой и организационной основы создания доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Камчатском крае;

 2)  повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Камчатском крае;

 3)  повышение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в общество) в Камчатском крае;

 4)  информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в общество в Камчатском крае;

 5)  преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН в Камчатском крае;

 6)  развитие сети учреждений социального обслуживания населения в Камчатском крае.

Целевые показатели (индикаторы) Программы

1)  доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН, в общей численности инвалидов в Камчатском крае;

 2)  количество принятых нормативных правовых актов, определяющих порядок формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Камчатском крае;

 3)  доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидо в и других МГН, нанесенных на карту доступности по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов на территории Камчатского края;

 4)  доля доступных (адаптированных) для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов на территории Камчатского края;

 5)  доля объектов социальной инфраструктуры, на которые сформированы паспорта доступности, среди общего количества объектов социальной инфраструктуры в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Камчатском крае;

 6)  доля учреждений профессионального образования, в которых сформирована безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве учреждений профессионального образования в Камчатском крае;

 7)  доля парка городского наземного транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки МГН, в общем парке городского наземного транспорта общего пользования в Камчатском крае;

 8)  доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в возрасте от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения;

 9)  доля инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации и услугами в соответствии с региональным перечнем в рамках индиви дуальной программы реабилитации, в общей численности инвалидов в Камчатском крае;

 10)  доля специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов в общество, среди всех специалистов, занятых в этой сфере в Камчатском крае;

 11)  доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Камчатском крае;

 12)  количество построенных и реконструированных учреждений социального обслуживания населения Камчатского края.

Сроки и этапы реализации Программы

Программа реализуется в срок 2011-2015 годы в два этапа:
 1  этап - 2011-2013 годы;

 2  этап-2014-2015 годы.

Объемы и источники финансирования Программы (в ценах соответствующих лет)

- общий объем финансирования Программы составляет 275 381,174 тыс. рублей, из них по годам:
 2011  год - 138 082,697 тыс. рублей;

 2012  год - 35 066,712 тыс. рублей;

 2013  год - 42 826,780 тыс. рублей;

 2014  год - 28 740,359 тыс. рублей;

 2015  год - 30 664,626 тыс, рублей;

 федеральный бюджет (по согласованию) - 2 558,000 тыс. рублей, из них по годам:
 2011  год - 0,000 тыс. рублей;

 2012  год - 0,000 тыс. рублей;

 2013  год - 2 558,000 тыс. рублей;

 2014  год - 0,000 тыс. рублей;

 2015  год - 0,000 тыс. рублей;

 краевой бюджет - 264 989,924 тыс. рублей, из них по годам:
 2011  год - 138 017,697 тыс. рублей;

 2012  год - 32 921, 412 тыс. рублей;

 2013  год - 37 747,580 тыс. рублей;

 2014  год - 27 424,859 тыс. рублей;

 2015  год - 28 878, 376 тыс. рублей;

 местные бюджеты (по согласованию) - 7 723,450 тыс. рублей, из них по годам:
 2011  год - 65,000 тыс. рублей;

 2012  год - 2 035,500 тыс. рублей;

 2013  год - 2 521,200 тыс. рублей;

 2014  год - 1 315,500 тыс. рублей;

 2015  год - 1 786,250 тыс. рублей;

 внебюджетные источники (по согласованию) - 109,800 тыс. рублей, из них по годам:
 2011  год - 0,000 тыс. рублей;

 2012  год - 109,800 тыс. рублей.
 2013  год - 0,000 тыс. рублей;

 2014  год - 0,000 тыс. рублей;

 2015  год - 0,000 тыс. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально- экономической эффективности

В результате реализации мероприятий Программы ожидается:
 1)  формирование условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других МГН в Камчатском крае;

 2)  обеспечение межведомственного взаимодействия и координации работ исполнительных органов государственной власти Камчатского края при формировании условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Камчатском крае;

 3)  сбор и систематизация информации о доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Камчатском крае с целью размещения в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет";

 4)  формирование условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Камчатском крае;

 5)  обеспечение доступности городского наземного транспорта общего пользования для инвалидов и других МГН в Камчатском крае;

 6)  повышение доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов в Камчатском крае;

 7)  преодоление социальной разобщенности и "отношенческих" барьеров в обществе.

1. Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами


Государственная поддержка и социальная защита инвалидов в современных социально-экономических условиях является одной из важнейших задач общества. Создание доступной для инвалидов и других МГН среды жизнедеятельности является составной частью государственной социальной политики. Основанием для разработки Программы по обеспечению безбарьерной среды для инвалидов и других МГН Камчатского края являются следующие нормативные правовые акты:

- Конвенция Организации Объединенных Наций "О правах инвалидов" от 13.12.2006;

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года";

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.12.2009 N 2094-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года";

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 2181-р "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы";

- приказ Минтруда России от 06.12.2012 N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения";

- постановление Правительства Камчатского края от 27.07.2010 N 332-П "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Камчатского края до 2025 года";

- постановление Правительства Камчатского края от 23.09.2008 N 281-П "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных краевых целевых программ, их формирования и реализации и порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных краевых целевых программ";

- распоряжение Правительства Камчатского края от 03.11.2010 N 44-РП "О разработке проекта долгосрочной краевой целевой программы "Доступная среда на 2011 - 2015 годы в Камчатском крае".

Актуальность данной проблемы определяется большим количеством граждан с инвалидностью, приводящей к ограничению жизнедеятельности и вызывающей необходимость развития системы социальной защиты инвалидов. Инвалиды, в том числе дети-инвалиды, являются одной из самых незащищенных категорий населения Камчатского края, которым требуется дополнительная поддержка со стороны государства.

По статистическим данным в Камчатском крае, по состоянию на 1 января 2013 года численность инвалидов составляла 16 410 человек, в том числе 1 107 детей (на 01.01.2011 - 16 115 человек, в том числе 1 092 ребенка).

Доля инвалидов, проживающих на территории Камчатского края, составляет 5,3 % от общего количества населения Камчатского края.

Анализ статистических данных по Камчатскому краю за несколько предшествующих лет позволил выявить тенденцию к увеличению числа инвалидов, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. При этом следует отметить, что в общей численности инвалидов возрастает доля инвалидов трудоспособного возраста. Так, по данным органов статистики на начало 2013 года число инвалидов трудоспособного возраста составляет 69,3 на 10 тыс. населения.

По структуре инвалидности: 1-2 группу инвалидности имеют 9 207 человек, что составляет 56,1 % от общего количества инвалидов.

Каждый год освидетельствуются около 7 977 человек, в том числе впервые - порядка 2 267 человек.

Дети-инвалиды, по данным органов социальной защиты населения Камчатского края, составляют более 1,7 % от общего числа детского населения края. За последние годы также отмечена тенденция к увеличению числа детей-инвалидов.

Многие инвалиды практически изолированы в своих квартирах из-за отсутствия в подъездах домов специальных пологих спусков (пандусов), из-за невозможности безопасного перемещения по улицам в связи с отсутствием световых табло, светофоров со звуковым сопровождением, иных устройств, обеспечивающих беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры, информации и услугам, неприспособленностью общественного транспорта к нуждам инвалидов. Таким образом, большинство социально значимых объектов из-за отсутствия элементарных приспособлений (пандусы, звуковые и световые указатели) недоступны для инвалидов, в связи с чем, проблема создания доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН остается актуальной на всей территории Камчатского края.

В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, независимо от организационно-правовых форм, должны обеспечивать инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также возможности беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации.

Исходя из положений данного закона, одним из основных направлений государственной социальной политики, проводимой в Камчатском крае в отношении инвалидов, является комплексная реабилитация инвалидов, направленная на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов с целью восстановления их социального статуса и достижения материальной независимости.

Прямое отношение к формированию безбарьерной среды имеет вопрос трудоустройства инвалидов. Для инвалидов, имеющих трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, законом Камчатского края от 11.06.2009 N 284 "О квотировании в Камчатском крае рабочих мест для отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы" установлено квотирование рабочих мест, однако условия труда не всегда доступны людям с ограниченными возможностями. Для трудоустройства зачастую необходимо образование, а в школах, средних специальных учебных заведениях и высших учебных заведениях практически отсутствует безбарьерная среда. Дети и подростки, ограниченные в движении, не должны быть оторваны от общества, для них должны быть созданы условия для обучения в обычных школах. Необходимо формировать толерантное отношение детского и взрослого сообщества к людям с ограниченными возможностями, развитие инфраструктуры территорий, доброжелательной к данной категории граждан.

В этой связи в качестве важнейшего условия, обеспечивающего комплексность реабилитационных мероприятий, рассматривается создание безбарьерной, доступной для инвалидов и других МГН среды жизнедеятельности, то есть среды, дооборудованной с учетом потребностей инвалидов и позволяющей им вести независимый образ жизни. В течение последних лет в Камчатском крае проводится ряд мероприятий по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры, к информации и услугам.

В целях реализации комплексного подхода к созданию доступной среды для инвалидов и других МГН, обеспечения их беспрепятственного доступа к объектам и услугам наравне с другими, учитываются потребности всех категорий инвалидов: инвалидов по зрению, по слуху, инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, инвалидов с ментальными нарушениями.

Планирование мероприятий осуществляется на основе данных по результатам мониторинга объектов социальной инфраструктуры.

Результаты мониторинга объектов социальной инфраструктуры на территории Камчатского края показали, что не все обследованные объекты оборудованы необходимыми приспособлениями, облегчающими доступ к ним инвалидов и других МГН: отсутствуют пандусы, перила, поручни, световые указатели, информационные табло, указатели с речевым сопровождением, тактильные плитки, лифт либо стационарный подъемник на 2-й и другие этажи внутри зданий; нет специализированных санузлов для инвалидов.

Так, по результату проведенного мониторинга (апрель - май 2012 года) на территории Камчатского края уровень обеспеченности объектов социальной инфраструктуры пандусами составил 14,36 %:

- объектов здравоохранения - 3,8 %;

- объектов образования - 8,0 %;

- объектов культуры -18,0%;

- объектов социальной защиты населения - 35,0%;

- объектов спорта - 7,0%.

Состояние материально-технической базы учреждений, методическая обеспеченность, отсутствие специалистов в области реабилитации инвалидов (специалисты по адаптивной физкультуре, реабилитологи) не соответствуют современным требованиям оказания реабилитационной услуги.

Обеспеченность парковочными местами для автотранспорта инвалидов на территории Камчатского края составила 8%.

Пешеходные дороги на пути к обследованным зданиям находятся в неудовлетворительном состоянии. Светофоры и устройства, регулирующие движение пешеходов через транспортные коммуникации, не оснащены звуковыми сигналами и приспособлениями, обеспечивающими беспрепятственное и безопасное передвижение инвалидов и других МГН.

В телевизионных передачах местного телевидения (за исключением рекламных сообщений) отсутствует субтитрирование о событиях в Камчатском крае, что ограничивает получение информации и не позволяет инвалидам принимать активное участие в социальных и других общественных процессах.

Таким образом, абсолютное большинство объектов социальной инфраструктуры по-прежнему остаются либо полностью, либо частично недоступными для инвалидов и других МГН.

В настоящее время нерешенность проблемы доступа инвалидов к среде жизнедеятельности порождает ряд серьезных социально-экономических последствий, среди которых:

- высокая социальная зависимость, вынужденная самоизоляция инвалидов, что осложняет проведение мероприятий по медицинской, социальной и психологической реабилитации инвалидов;

- дискомфорт и ограничения жизнедеятельности других МГН;

- негативное отношение к инвалидам в массовом сознании общества, что предопределяет необходимость проведения соответствующих разъяснительных, образовательно-информационных кампаний.

Сложившаяся ситуация определяет приоритеты государственной социальной политики, проводимой в Камчатском крае в отношении инвалидов и других МГН, и требует комплексного решения существующих проблем по обеспечению полноценного уровня жизнедеятельности данных категорий граждан.

Эффективным механизмом реализации комплексного подхода к решению проблем доступности объектов и услуг для инвалидов и других МГН является межведомственное взаимодействие всех заинтересованных структур, включающих органы власти, учреждения, общественность. Для обеспечения взаимодействия исполнительных органов государственной власти Камчатского края, органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае и организаций, общественных организаций инвалидов на территории Камчатского края постановлением Губернатора Камчатского края от 24.08.2009 N 196 "О Совете при Губернаторе Камчатского края по делам инвалидов" утвержден Совет при Губернаторе Камчатского края по делам инвалидов, в компетенцию которого входят и вопросы создания доступной среды для инвалидов и других МГН на территории Камчатского края.

Безусловно, эффективное решение проблемы доступности среды для инвалидов и других МГН требует комплексного программно-целевого подхода и консолидации усилий органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, что предполагает привлечение нескольких источников финансирования, в том числе средств федерального бюджета.

В рамках заявленной Программы будет продолжена системная работа, направленная на реализацию мероприятий по адаптации социальной, инженерной, информационной и транспортной инфраструктур для самостоятельного доступа к ним инвалидов и других МГН. Предполагается укрепление материально- технической базы учреждений социального обслуживания населения, учреждений здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта для последующего внедрения новых реабилитационных технологий, что позволит расширить спектр предоставляемых услуг, повысить их качество, создать условия для проведения комплексной реабилитации инвалидов.

Программа предполагает реализацию комплекса мероприятий, направленных как на обеспечение условий для беспрепятственного доступа инвалидов к востребованным объектам и услугам, так и на поддержку инвалидов в виде обеспечения техническими средствами реабилитации, позволяющими повысить качество медико- социальной реабилитации, что будет способствовать созданию равных с другими гражданами возможностей и обеспечит интеграцию инвалидов в общество.

Учитывая потенциальный вклад инвалидов в общее благосостояние, а также активную деятельность общественных организаций инвалидов, формирование доступной среды создаст возможности для полной реализации инвалидами своих прав человека и основных свобод, а также будет способствовать полноценному участию инвалидов в жизни Камчатского края, позволит укрепить у них чувство причастности и добиться значительных успехов в социальном и экономическом развитии общества.

2. Цель, задачи и целевые показатели (индикаторы) Программы


2.1. Целью Программы является обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Камчатском крае

2.2. Задачи Программы определяются ее целью и заключаются в следующем:

1) совершенствование нормативно-правовой и организационной основы создания доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Камчатском крае.

Реализация указанной задачи позволит скоординировать деятельность исполнительных органов государственной власти Камчатского края и органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, организаций при обеспечении доступности для инвалидов и других МГН приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, при развитии системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов в общество;

2) повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Камчатском крае.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»