ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 апреля 2009 года N 133
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ НА 2010 - 2012 ГОДЫ"
(фактически утратил силу)
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (с последующими изменениями), постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.2006 N 1 "О федеральной целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2010 года" (с последующими изменениями) и в целях защиты населения и территорий Республики Хакасии от чрезвычайных ситуаций природного характера, Правительство Республики Хакасия ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного характера в Республике Хакасия на 2010 - 2012 годы".
Председатель Правительства Республики Хакасия В. Зимин
Республиканская целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного характера в Республике Хакасия на 2010-2012 годы"
Наименование | - республиканская целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного характера в Республике Хакасия на 2010 - 2012 годы". |
Государственный заказчик | - Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия. |
Цель | - снижение рисков и смягчение последствий стихийных бедствий в Республике Хакасия, повышение уровня защиты населения, окружающей среды в условиях возможных чрезвычайных ситуаций природного характера. |
Задачи | - анализ возможных рисков чрезвычайных ситуаций, связанных с подтоплениями на территории Республики Хакасия; |
Показатели результативности | - снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций: |
Сроки реализации | - 2010-2012 годы. |
Объемы и источники | - всего из республиканского бюджета Республики Хакасия планируется выделить 3000,0 тыс. рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты - реализации | - снижение на 30-50 процентов рисков возникновения чрезвычайных ситуаций для населения, проживающего в районах, подверженных воздействию опасных факторов природного характера; |
Обеспечение безопасности человека, общества и окружающей среды представляет собой сложную социальную проблему. Современный период развития общества характеризуется все более нарастающими противоречиями между человеком и окружающей его средой. Анализ чрезвычайных ситуаций с учетом структуры угроз и динамики их изменений свидетельствует, что стихийные бедствия, связанные с опасными природными явлениями, а также техногенные аварии, являются основными источниками возникновения чрезвычайных ситуаций и представляют угрозу для безопасности граждан и экономики Республики Хакасия.
Проблема снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций носит характер первостепенной важности, ее решение относится к приоритетной сфере защиты населения и территорий республики от чрезвычайных ситуаций. Анализ и управление рисками должны лечь в основу системы регулирования безопасности населения и территории Республики Хакасия и обеспечить преодоление негативного влияния чрезвычайных ситуаций на жизнедеятельность населения республики, уменьшение масштабов ущерба от них. Такой подход является наименее затратным в экономическом отношении. Поскольку многие стихийные бедствия, аварии и катастрофы предотвратить нельзя, то борьба за уменьшение ущерба и потерь от них должна стать приоритетным направлением работы, в основу которой должны быть положены прогнозирование и своевременное предупреждение людей о грозящем бедствии. На новом этапе развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций основное внимание будет уделяться осуществлению комплекса предупреждающих мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей и минимизацию материальных потерь.
Практика показывает, что усилия по оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации требуют все больше затрат. Имеющиеся ограниченные ресурсы должны быть в первую очередь направлены на обеспечение безопасности, а не на оплату огромных расходов при покрытии причиненного ущерба.
Наличие на территории республики химических, пожароопасных и взрывоопасных производств и технологий свидетельствует о существовании высокой степени рисков чрезвычайных ситуаций техногенного характера. В основном опасные производственные объекты расположены в городах Абакане, Черногорске и Саяногорске. Одновременно с техногенными рисками территория республики подвержена воздействию большей части спектра опасных природных явлений и процессов геологического, гидрологического и метеорологического происхождения.
Из всех перечисленных угроз наибольшую опасность для населения и территорий Республики Хакасия представляют затопления и подтопления населенных пунктов и объектов экономики. Вредное воздействие вод проявляется в виде затопления и подтопления населённых пунктов, где проживает значительная часть населения, склоновыми водами, разливами рек в периоды весеннего половодья и летне-осенних дождевых паводков. За последние годы зарегистрированы две чрезвычайные ситуации регионального масштаба, в результате которых был причинен значительный социальный и материальный ущерб.
Наиболее паводкоопасными территориями Республики Хакасия являются г. Абаза, Таштыпский и Аскизский районы. Так, в 2003 году были подтоплены г. Абаза, населенные пункты Аскизского и Таштыпского районов. В результате подтопления пострадало 50 объектов ЖКХ, 18 объектов социальной сферы, 853 дома с населением 2641 чел. Общий ущерб составил около 40 млн. рублей, а общая площадь подтопления - 44,6 кв. км. В 2004 году были подтоплены г. Абаза, ряд населенных пунктов Аскизского района. В результате подтопления пострадало 60 объектов ЖКХ, 6 объектов социальной сферы, 1077 домов с населением 3296 чел, погибло 9 человек. Общий ущерб составил около 30 млн. рублей, общая площадь подтопления - 20,5 кв. км. Следует отметить, что за последние несколько лет на капитальный ремонт защитных дамб г. Абазы было выделено более 30 млн. рублей, что снизило риск подтопления города в период весеннего половодья.
Сложившаяся ситуация свидетельствует о необходимости выполнения мероприятий по защите жизни, здоровья и имущества граждан от воздействий природного характера, связанных с возможным подтоплением населенных пунктов.
Главной целью программы является снижение рисков и смягчение возможных последствий от стихийных бедствий, вызванных подтоплениями населенных пунктов и объектов экономики Республики Хакасия.
Программа рассчитана на 2010 - 2012 годы и предусматривает решение следующих задач:
снижение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций для населения, проживающего в районах, подверженных воздействию опасных природных явлений;
уменьшение возможного материально-экономического ущерба при возникновении чрезвычайных ситуаций.
3.1. Разработка и реализация системы мер по выявлению опасностей и комплексному анализу риска чрезвычайных ситуаций.
В ходе реализации этого направления планируется осуществить оценку рисков чрезвычайных ситуаций, связанных с подтоплением населенных пунктов и объектов экономики. Будет уточнен перечень подтапливаемых населенных пунктов и объектов экономики, опасные уровни воды, разработаны возможные сценарии развития природных чрезвычайных ситуаций. Планируется составить планы возможного подтопления населенных пунктов и объектов экономики, определить места эвакуации пострадавшего населения, уточнить силы и средства, привлекаемые для проведения аварийно-спасательных работ и ликвидации возможных последствий. Будет продолжена работа по созданию геоинформационной системы источников чрезвычайных ситуаций в Республике Хакасия, в том числе связанных с опасными гидрологическими явлениями.
Срок реализации мероприятия - 2010-2011 годы. Исполнителем мероприятия является Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия.
3.2. Уменьшение вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций, снижение возможных последствий при их возникновении.
Прежде всего ограниченные финансовые средства предполагается направить на противопаводковые мероприятия в Таштыпском и Аскизском районах. Перечень населенных пунктов определялся исходя из анализа чрезвычайных ситуаций, зарегистрированных в 2003-2004 годах, и оценки состояния защитных дамб. При этом планируется отремонтировать следующие защитные сооружения:
защитная дамба на реке Абакан на участке с. Перевозное - с. Усть - Таштып муниципального образования Аскизский район;
защитная дамба на реке Абакан в 1 км западнее с. Арбаты муниципального образования Таштыпский район;
защитная дамба на реке Таштып, восточная окраина с. Усть - Есь муниципального образования Аскизский район;
защитная дамба на реке Таштып в с. Анчул муниципального образования Таштыпский район;
защитная дамба на реке Таштып в п. Верх-Таштып муниципального образования Таштыпский район;
защитная дамба на реке Абакан в с. Катаново муниципального образования Аскизский район.
Данные защитные сооружения находятся в аварийном или в неудовлетворительном состоянии. Ремонт указанных выше защитных дамб позволит снизить риск возникновения чрезвычайных ситуаций в период прохождения весенне-летнего половодья.
Срок реализации мероприятия - 2010 - 2012 годы. Исполнителем мероприятия является Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия.
Всего на реализацию программы за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия предусмотрено 3000,0 тыс. рублей, в том числе:
год - 1200,0 тыс. рублей;
год - 1000,0 тыс. рублей;
год - 800,0 тыс. рублей.
На реализацию мероприятия по разработке и реализации системы мер по выявлению опасностей и комплексному анализу риска чрезвычайных ситуаций требуется 100,0 тыс. рублей. На реализацию мероприятия по уменьшению вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций, снижение возможных последствий при их возникновении предполагается затратить 2900,0 тыс. рублей.
N | Наименование мероприятия | Объем финансирования за счет средств республиканского бюджета (тыс. руб.) | |||
Всего | В том числе по годам | ||||
2010 | 2011 | 2012 | |||
1 | Оценка рисков чрезвычайных ситуаций, связанных с подтоплением населенных пунктов и объектов экономики. | 100,0 | 50,0 | 50,0 | - |
2 | Ремонт защитной дамбы на реке Абакан на участке с.Перевозное - с.Усть-Таштып муниципального образования Аскизский район. | 950,0 | 950,0 | - | - |
3 | Ремонт защитной дамбы на реке Абакан в 1 км западнее с.Арбатымуниципального образования Таштыпский район. | 200,0 | 200,0 | - | - |
4 | Ремонт защитной дамбы на реке Таштып, восточная окраина с.Усть-Есь муниципального образования Аскизский район. | 550,0 | - | 550,0 | - |
5 | Ремонт защитной дамбы на реке Таштып в с.Анчул муниципального образования Таштыпский район. | 400,0 | - | - | 400,0 |
6 | Ремонт защитной дамбы на реке Таштып в п. Верх-Таштып муниципального образования Таштыпский район. | 400,0 | - | - | 400,0 |
7 | Дамба на реке Абакан в с.Катаново муниципального образования Аскизский район. | 400,0 | - | 400,0 | - |
Итого: | 3000,0 | 1200,0 | 1000,0 | 800,0 |
Государственным заказчиком Программы является Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия. Государственные заказы на выполнение программных мероприятий размещаются посредством заключения государственных контрактов (договоров).
Управление по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Республики Хакасия осуществляет организацию выполнения и контроль за реализацией Программы.
В результате выполнения намеченных Программой мероприятий снизится риск возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с возможными подтоплениями населенных пунктов и объектов экономики, уменьшится возможный материально - экономический ущерб при их возникновении.
Показатели выполнения Программы:
снижение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций для населения, проживающего в районах, подверженных воздействию опасных факторов природного характера: 2010 год - на 10 процентов, 2011 год - на 15 процентов, 2012 год - на 15 процентов;
уменьшение возможного материально-экономического ущерба при возникновении чрезвычайных ситуаций: 2010 год - на 2 млн. рублей, 2011 год - на 3 млн. рублей, 2012 год - на 3 млн. рублей.
Социально-экономический эффект от реализации мероприятий Программы будет достигнут за счет предотвращения чрезвычайных ситуаций или уменьшения возможного ущерба при их возникновении.