ПРИКАЗ
от 20 ноября 2012 года N 916
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании приказа Минздрава Республики Хакасия от 19.09.2019 N 1001, вступившего в силу со дня официального опубликования.
____________________________________________________________________
(в редакции приказов Минздрава Республики Хакасия от 14.08.2013 N 870, от 13.12.2013 N 1334, от 12.07.2017 N 700, с изм., внесенными приказом Минздрава Республики Хакасия от 01.08.2014 N 771)
В соответствии со ст. 90 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", на основании Положения о Министерстве здравоохранения Республики Хакасия, в целях обеспечения внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в организациях, осуществляющих медицинскую деятельность на территории Республики Хакасия, приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Примерное положение о внутреннем контроле качества и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях (приложение 1).
(п. 1.1 в ред. приказа Минздрава Республики Хакасия от 14.08.2013 N 870)
1.2. Примерную Форму журнала внутреннего контроля качества и безопасности медицинской помощи (приложение 2).
(п. 1.2 в ред. приказа Минздрава Республики Хакасия от 14.08.2013 N 870)
1.3. Примерную инструкцию по ведению журнала внутреннего контроля качества и безопасности медицинской помощи (приложение 3).
(п. 1.3 в ред. приказа Минздрава Республики Хакасия от 14.08.2013 N 870)
2. Руководителям государственных учреждений здравоохранения Республики Хакасия своим приказом утвердить порядок осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
(п. 2 в ред. приказа Минздрава Республики Хакасия от 14.08.2013 N 870)
3. Считать утратившим силу приказ Министерства здравоохранения Республики Хакасия от 20.08.2008 N 501 "Об утверждении Положения о системе ведомственного контроля качества медицинской помощи в Республике Хакасия".
4. Контроль за исполнением приказа возложить на Первого заместителя министра О.В. Ананьевского.
И.о. министра,
Первый заместитель министра
О.В.АНАНЬЕВСКИЙ
ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ВНУТРЕННЕМ КОНТРОЛЕ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
(в редакции приказов Минздрава Республики Хакасия от 14.08.2013 N 870, от 13.12.2013 N 1334, от 12.07.2017 N 700)
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с:
(в ред. приказа Минздрава Республики Хакасия от 14.08.2013 N 870)
Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей";
(в ред. приказа Минздрава Республики Хакасия от 14.08.2013 N 870)
1.2. Положение устанавливает порядок организации и проведения внутреннего контроля за соответствием качества выполняемых медицинских работ (услуг) установленным требованиям (стандартам) и безопасностью медицинской помощи, оказываемой гражданам организациями, осуществляющими медицинскую деятельность на территории Республики Хакасия (далее - медицинские организации).
1.3. Целью внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (далее - контроля качества медицинской помощи) является обеспечение прав граждан на получение медицинской помощи необходимого объема и надлежащего качества на основе применения медицинских технологий в соответствии с утвержденными стандартами и порядками оказания медицинской помощи, организационно-медицинскими технологиями медицинской помощи на этапах ее оказания, маршрутами движения пациентов.
1.4. Задачами контроля качества медицинской помощи являются:
выявление дефектов медицинской помощи, оказанной конкретным пациентам, установление причин их возникновения и степени их влияния на здоровье;
оценка организационных технологий оказания медицинской помощи, оптимальности использования кадровых и материально-технических ресурсов медицинской организации;
организация и проведение контроля качества медицинской помощи по уровням, определенным пунктом 2.3 настоящего Положения;
оценка выводов о качестве медицинской помощи, сделанных на нижестоящих уровнях контроля;
анализ данных, полученных при проведении мониторинга показателей качества медицинской помощи в медицинской организации;
оценка удовлетворенности пациентов оказанной медицинской помощью;
подготовка предложений для руководителя медицинской организации, направленных на устранение причин возникновения дефектов медицинской помощи, повышение качества и эффективности оказываемой медицинской помощи.
1.5. Основные термины и определения, используемые при организации и проведении контроля качества медицинской помощи:
контроль качества медицинской помощи - определение соответствия оказанной медицинской помощи установленным на данный период стандартам и современному уровню медицинской науки и технологий с учетом объективно имеющихся потребностей отдельных пациентов;
стандарт - нормативный документ, в котором устанавливаются для всеобщего и многократного использования правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов, и который направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области;
протокол ведения больного (отраслевой стандарт) - нормативный документ системы стандартизации в здравоохранении, определяющий требования к выполнению медицинской помощи больному при определенном заболевании, с определенным синдромом или при определенной клинической ситуации;
дефекты медицинской помощи - действия или бездействие медицинского персонала, являющиеся несоответствием медицинской помощи (медицинской услуги) обязательным требованиям, предусмотренным законодательством; нарушением требований безопасности медицинской услуги; несоответствием медицинской помощи (услуги) целям, для которых данная медицинская помощь (услуга) обычно оказывается, выразившимся в причинении вреда жизни и здоровью пациентов; неоптимальным выбором технологии оказания медицинских услуг; нарушением правил оформления медицинской документации;
ятрогении (ятрогенные осложнения медицинской помощи) - любые нежелательные или неблагоприятные последствия профилактических, диагностических и терапевтических мероприятий, которые приводят к нарушениям функций организма, инвалидности или смерти.
2.1. Контроль качества медицинской помощи проводится во всех организациях, осуществляющих медицинскую деятельность.
Контроль качества медицинской помощи осуществляется в медицинской организации при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности на вид работ (услуг) "экспертиза качества медицинской помощи".
В случае отсутствия у медицинской организации лицензии на вид работ (услуг) "экспертиза качества медицинской помощи" внутренний контроль качества и безопасности медицинской помощи может быть обеспечен путем заключения договора с организацией здравоохранения, имеющей лицензию на данный вид работ (услуг). Услуги по контролю качества медицинской помощи, предоставляемые согласно заключенным договорам, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации и выполняться в соответствии с настоящим Положением.
2.2. Контроль качества медицинской помощи осуществляется работниками, ответственными за проведение контроля качества медицинской помощи (далее - ответственными за проведение контроля), назначенными приказом руководителя медицинской организации.
2.3. Контроль качества медицинской помощи осуществляется по трехуровневой системе:
первый уровень контроля - заведующие отделениями (подразделениями, кабинетами) медицинской организации;
второй уровень контроля - заместители руководителя медицинской организации;
третий уровень контроля - врачебная комиссия медицинской организации (ВК).
Контроль качества медицинской помощи в центрах, кабинетах, подразделениях, врачебных амбулаториях и т.д., не имеющих статус отделения или по штатному расписанию не предусматривающих должность заведующего отделениями (подразделениями, кабинетами), проводится заместителями руководителя медицинской организации в пределах объемов, установленных распорядительными документами медицинской организации.
(п. 2.3 в ред. приказа Минздрава Республики Хакасия от 12.07.2017 N 700)
2.4. Функции заведующего отделением (подразделением) при осуществлении контроля качества медицинской помощи (первый уровень):
контроль за обоснованностью, своевременностью и правильностью постановки диагноза, проводимого лечения, направления на госпитализацию, санаторно-курортное лечение и МСЭ, выдачи листков нетрудоспособности, выписки рецептов, в т.ч. льготным категориям граждан;
контроль за работой с хроническими больными и группой часто и длительно болеющих, проведением диспансерных осмотров и диспансерному наблюдению;
анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности, летальности, первичного выхода на инвалидность, госпитализации;
контроль совместно со старшей медицинской сестрой санитарно-эпидемиологического режима, прививочной работы, своевременности и правильности выполнения врачебных назначений;
контроль за правильностью ведения утвержденной медицинской документации.
2.5. Функции заместителя главного врача при осуществлении контроля качества медицинской помощи (второй уровень):
контроль за обеспечением преемственности в работе между поликлиникой, стационаром, подразделениями скорой и неотложной помощи, диагностическими службами и другими медицинскими и фармацевтическими организациями;
организация работы лечебно-контрольной комиссии;
анализ летальности с разбором случаев расхождения патологоанатомического и клинического диагнозов;
организация работы комиссии по госпитализации, анализ обоснованности плановой и экстренной госпитализации, полноты использования возможностей амбулаторного этапа лечения;
контроль совместно с главной медицинской сестрой за соблюдением санитарно-эпидемиологического режима, анализ актов проверок Роспотребнадзора; метрологическим обслуживанием и состоянием медицинской аппаратуры; повышением квалификации врачебного и сестринского персонала.
2.6. Функции врачебной комиссии при осуществлении контроля качества медицинской помощи (третий уровень):
принятие решений по вопросам профилактики, диагностики, лечения, медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан в наиболее сложных и конфликтных ситуациях, требующих комиссионного рассмотрения;
определение трудоспособности граждан;
продление листков нетрудоспособности в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;
принятие решения по вопросу о направлении пациента на медико-социальную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации;
проведение экспертизы профессиональной пригодности некоторых категорий работников;
оценка качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов;
оценка соблюдения в медицинской организации установленного порядка ведения медицинской документации;
разработка мероприятий по устранению и предупреждению нарушений в процессе диагностики и лечения пациентов;
изучение каждого случая смерти пациента в целях выявления причины смерти, а также выработки мероприятий по устранению нарушений в деятельности медицинской организации и медицинских работников в случае, если такие нарушения привели к смерти пациента;
принятие решения по вопросам назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами в соответствии с законодательством Российской Федерации;
принятие решения о назначении лекарственных препаратов в случаях и в порядке, которые установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок назначения и выписывания лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты, а также лекарственных препаратов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг;
проведение отбора пациентов, формирование и направление комплекта документов в комиссию органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения по отбору пациентов для оказания высокотехнологичной медицинской помощи в соответствии с Порядком направления граждан Российской Федерации для оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации, путем применения специализированной информационной системы, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 декабря 2011 года N 1689н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 8 февраля 2012 года N 23164);