ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

от 6 июня 2013 года N 23-РЗ


Об участковых комиссиях в Республике Северная Осетия-Алания

(с изменениями на 8 декабря 2023 года)

(в ред. Законов Республики Северная Осетия-Алания от 03.06.2017 N 31-РЗ, от 09.01.2019 N 4-РЗ, от 02.04.2020 N 24-РЗ, от 04.03.2021 N 9-РЗ, от 05.05.2022 N 25-РЗ, от 06.06.2022 N 45-РЗ, от 27.12.2022 N 93-РЗ, от 06.04.2023 N 18-РЗ, от 07.11.2023 N 68-РЗ, от 08.12.2023 N 84-РЗ)




Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) определяет статус, порядок формирования, компетенцию, полномочия и порядок деятельности участковых комиссий при проведении выборов и референдумов на территории Республики Северная Осетия-Алания.



Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



Статья 1. Правовая основа организации и деятельности участковых комиссий


Правовую основу организации и деятельности участковых комиссий при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдумов составляют федеральные законы, Конституция Республики Северная Осетия-Алания, настоящий Закон, иные законы Республики Северная Осетия-Алания, уставы муниципальных образований.


Основные понятия и термины, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе.



Статья 2. Статус участковых комиссий


1. В соответствии с Федеральным законом участковые комиссии формируются для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума.


2. Участковые комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.


3. Участковые комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, эти кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума или его (ее) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.


4. Участковые комиссии вправе, в том числе в связи с обращениями, указанными в части 3 настоящей статьи, обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти.


5. Решения и иные акты участковых комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для органов исполнительной власти, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума. Решения и иные акты участковых комиссий не подлежат государственной регистрации.


6. Решение участковой комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом. При этом вышестоящая комиссия вправе принять решение по существу вопроса или направить участковой комиссии, решение которой было отменено, соответствующие материалы на повторное рассмотрение. В случае, если участковая комиссия повторно не рассмотрит вопрос, решение по существу данного вопроса вправе принять вышестоящая комиссия.


7. В целях обеспечения реализации положений Федерального закона, законодательства Республики Северная Осетия-Алания государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения без возмещения и оплаты комиссиями затрат на использование помещений и оплату коммунальных услуг, в том числе для хранения избирательной документации, документации референдума (до передачи указанной документации в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных законом) и технологического оборудования участковых комиссий, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанных документации и оборудования, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.


(часть 7 в ред. Закона Республики Северная Осетия-Алания от 07.11.2023 N 68-РЗ)


7.1. Органы исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов обязаны содействовать участковым комиссиям в работе по обеспечению избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, являющихся инвалидами, с учетом имеющихся у них стойких расстройств функций организма, а также указанным гражданам в оказании необходимой помощи на основании заключаемого между ними соглашения.


(часть 7.1 введена Законом Республики Северная Осетия-Алания от 09.01.2019 N 4-РЗ)


8. Организации, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, Республики Северная Осетия-Алания и (или) муниципального образования Республики Северная Осетия-Алания превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, официального опубликования решения о назначении референдума, их должностные лица обязаны оказывать участковым комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять транспортные средства, средства связи, техническое оборудование, помещения.


9. Государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны безвозмездно предоставлять участковым комиссиям эфирное время для информирования избирателей, участников референдума в порядке, установленном Федеральным законом, иными законами, и печатную площадь для опубликования решений участковых комиссий и размещения иной информации. При этом расходы организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий осуществляются в порядке, установленном пунктом 10 статьи 50 Федерального закона.


10. Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации всех форм собственности, в том числе организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, редакции периодических печатных изданий, а также должностные лица указанных органов и организаций обязаны предоставлять участковым комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения участковых комиссий в пятидневный срок, если обращение получено за пять и менее дней до дня голосования, - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а если в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Указанные сведения и материалы предоставляются участковым комиссиям безвозмездно.



Глава 2. ФОРМИРОВАНИЕ (РАСФОРМИРОВАНИЕ) И ПОЛНОМОЧИЯ УЧАСТКОВЫХ КОМИССИЙ



Статья 3. Порядок формирования участковых комиссий


1. Участковые комиссии формируются территориальными комиссиями на избирательных участках, участках референдума.


2. На избирательном участке, участке референдума, образованном на территории воинской части, расположенной в обособленной, удаленной от населенных пунктов местности, а также на избирательном участке, участке референдума, образованном в труднодоступной или отдаленной местности, в вахтовом поселке, в местах временного пребывания избирателей, участников референдума или в местах, где пребывают избиратели, участники референдума, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, участковая комиссия формируется территориальной комиссией из резерва составов участковых комиссий, предусмотренного частью 8 настоящей статьи, не позднее чем за 15 дней до дня голосования, а в исключительных случаях - не позднее дня, предшествующего дню голосования.


(в ред. Закона Республики Северная Осетия-Алания от 27.12.2022 N 93-РЗ)


2.1. На избирательных участках, участках референдума, образованных в результате уточнения перечня избирательных участков, участков референдума в случаях, предусмотренных пунктами 2 и 2.1 статьи 19 Федерального закона, участковые комиссии вне периода избирательной кампании, кампании референдума формируются в течение 60 дней со дня принятия решения об уточнении перечня избирательных участков, участков референдума, а в период избирательной кампании, кампании референдума - не позднее чем за 35 дней до дня голосования. Срок приема предложений по их составу составляет 30 дней.


(часть 2.1 введена Законом Республики Северная Осетия-Алания от 09.01.2019 N 4-РЗ)


2.2. Для обеспечения голосования, предусмотренного пунктом 17 статьи 64 и (или) пунктом 19 статьи 66 Федерального закона, и (или) досрочного голосования, предусмотренного пунктом 17 статьи 65 Федерального закона, Избирательной комиссией Республики Северная Осетия-Алания могут быть сформированы специальные участковые комиссии. Такие комиссии могут быть сформированы в том числе из числа работников мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, либо полномочия таких участковых комиссий могут быть возложены на иные участковые комиссии.


(часть 2.2 введена Законом Республики Северная Осетия-Алания от 07.11.2023 N 68-РЗ; в ред. Закона Республики Северная Осетия-Алания от 08.12.2023 N 84-РЗ)


3. Срок полномочий участковой комиссии, сформированной в соответствии с частью 1 настоящей статьи, составляет пять лет. Если срок полномочий участковой комиссии, сформированной в соответствии с частью 1 настоящей статьи, истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума. Срок полномочий участковой комиссии, сформированной в соответствии с частью 2 или частью 2.2 настоящей статьи, устанавливается сформировавшей ее комиссией, но не может истекать ранее чем через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов, референдума, если в вышестоящую комиссию не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной комиссии, в результате которых были нарушены порядок голосования и (или) порядок подсчета голосов, либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования итогов голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума полномочия такой участковой комиссии прекращаются со дня, следующего за днем исполнения участковой комиссией решения вышестоящей избирательной комиссии либо вступившего в законную силу судебного решения. Полномочия участковой комиссии прекращаются досрочно решением территориальной комиссии в случае ликвидации избирательного участка, участка референдума в связи с уточнением перечня избирательных участков, участков референдума.


(в ред. Законов Республики Северная Осетия-Алания от 03.06.2017 N 31-РЗ, от 07.11.2023 N 68-РЗ)


3.1. Если срок полномочий участковой комиссии истекает в период избирательной кампании, кампании референдума, формирование нового состава такой комиссии не производится до дня официального опубликования результатов выборов, референдума. Срок приема предложений по новому составу участковой комиссии составляет 30 дней и должен начинаться не ранее дня официального опубликования результатов выборов, референдума и оканчиваться не позднее чем через 60 дней со дня официального опубликования результатов выборов, референдума. Сформированная в новом составе участковая комиссия собирается на свое первое заседание в десятидневный срок после дня окончания избирательной кампании, кампании референдума.


(часть 3.1 введена Законом Республики Северная Осетия-Алания от 09.01.2019 N 4-РЗ)


4. Число членов участковой комиссии с правом решающего голоса определяется формирующей ее территориальной комиссией в зависимости от числа избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного участка, участка референдума, в следующих пределах:


1) до 1001 избирателя, участника референдума - 3 - 9 членов участковой комиссии;


2) от 1001 до 2001 избирателя, участника референдума - 7 - 12 членов участковой комиссии;


3) более 2000 избирателей, участников референдума - 7 - 16 членов участковой комиссии.


5. В случае совмещения дней голосования на выборах и (или) референдумах разных уровней максимальное число членов участковой комиссии с правом решающего голоса, предусмотренное частью 4 настоящей статьи, может быть увеличено, но не более чем на четыре из резерва составов участковых комиссий на срок, установленный территориальной комиссией. Этот срок не может истекать ранее чем через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов, референдума, если в вышестоящую комиссию не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной участковой комиссии, в результате которых были нарушены порядок голосования и (или) порядок подсчета голосов, либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования итогов голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума полномочия этих членов участковой комиссии продлеваются до дня принятия вышестоящей комиссией решения либо до дня, следующего за днем исполнения участковой комиссией решения вышестоящей избирательной Комиссии либо вступившего в законную силу судебного решения. При этом дополнительная оплата труда (вознаграждение) этих членов участковой комиссии и выплата им компенсации за период, в течение которого они были освобождены от основной работы, производятся за счет средств соответствующего бюджета.


(в ред. Закона Республики Северная Осетия-Алания от 03.06.2017 N 31-РЗ)


6. Участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Парламенте Республики Северная Осетия-Алания, предложений других политических партий, предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования, иных общественных объединений, а также предложений представительных органов муниципальных образований, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Количество вносимых предложений не ограничивается.


(в ред. Закона Республики Северная Осетия-Алания от 03.06.2017 N 31-РЗ)


7. Территориальная комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов участковой комиссии на основе поступивших предложений:


1) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;


2) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Парламенте Республики Северная Осетия-Алания;


(в ред. Закона Республики Северная Осетия-Алания от 03.06.2017 N 31-РЗ)


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»