Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО КАМЧАТСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 сентября 2012 года N 425-П

Об утверждении долгосрочной краевой целевой программы "Обеспечение защиты трудовых прав работников в Камчатском крае на 2013 - 2015 годы"

{Утратило силу
постановлением Правительства Камчатского края от 14.02.2014 N 82-П}

{изменения:
Постановление Правительства Камчатского края от 18.12.2012 N 574-П
Постановление Правительства Камчатского края от 21.06.2013 N 270-П
Постановление Правительства Камчатского края от 30.09.2013 N 423-П}

В соответствии с постановлением Правительства Камчатского края от 23.09.2008 N 281-П "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных краевых целевых программ, их формирования и реализации и порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных краевых целевых программ", распоряжением Правительства Камчатского края от 11.04.2012 N 139-РП и в целях обеспечения защиты трудовых прав работников в Камчатском крае

ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить долгосрочную краевую целевую программу "Обеспечение защиты трудовых прав работников в Камчатском крае на 2013 - 2015 годы" (далее - Программа) согласно приложению.

2. Ответственность за реализацию Программы возложить на Министра социального развития и труда Камчатского края, в части предусмотренного краевым бюджетом финансирования, на Министра финансов Камчатского края.

3. Настоящее постановление вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникающие с 01 января 2013 года.

ВРИО ПЕРВОГО ВИЦЕ-ГУБЕРНАТОРА
КАМЧАТСКОГО КРАЯ
А.М. ПОТИЕВСКИЙ


Приложение к постановлению

Правительства Камчатского края

от 20.09.2012 N 425-П

Долгосрочная краевая целевая программа "Обеспечение защиты трудовых прав работников в Камчатском крае на 2013 - 2015 годы"

г. Петропавловск-Камчатский 2012 год

Паспорт долгосрочной краевой целевой программы "Обеспечение защиты трудовых прав работников в Камчатском крае на 2013 - 2015 годы" (далее - Программа)


Основание для разработки Программы

Распоряжение Правительства Камчатского края от 11.04.2012 N 139-РП.

Государственный заказчик (заказчик-координатор) Программы, государственный заказчик Программы

Министерство социального развития и труда Камчатского края

Разработчик Программы

Министерство социального развития и труда Камчатского края

Главные распорядители (распорядители)средств Программы

Министерство социального развития и труда Камчатского края;

 Министерство здравоохранения Камчатского края;
Государственная инспекция труда в Камчатском крае (по согласованию);

 Государственное учреждение - Камчатское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ КРО ФСС РФ) (по согласованию)

Цель Программы

Обеспечение защиты трудовых прав работников в Камчатском крае

Задачи Программы

-  развитие социального партнерства в сфере труда в Камчатском крае;

 -  содействие разрешению коллективных трудовых споров в организациях в Камчатском крае;

 -  содействие обеспечению трудовых прав и гарантий граждан в области оплаты труда;

 -  внедрение механизмов управления профессиональными рисками в системы управления охраной труда в организациях, расположенных на территории Камчатского края;

 -  совершенствование нормативно-правовой базы Камчатского края в сфере труда;

 -  подготовка работников по вопросам охраны труда на основе современных технологий обучения;

 -  информационное обеспечение и пропаганда соблюдения трудового законодательства;

 -  совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения Камчатского края.

Основные мероприятия программы

Основные мероприятия по реализации Программы представлены в приложении N 1 к Программе

Сроки и этапы реализации Программы

Программа реализуется в один этап с 2013 по 2015 годы

Объемы и источники финансирования Программы  (в ценах соответствующих лет)

Общий объем финансирования Программы составляет 75 525,509 тысяч рублей, в том числе:
 за счет средств краевого бюджета -  4 875,509 тысяч рублей, из них по годам:
 2013 год - 1 542,0 тысяч рублей;

 2014 год - 1 623,726 тысяч рублей;

 2015 год - 1 709,783 тысяч рублей;

 за счет внебюджетных источников (средства Фонда социального страхования РФ  (по согласованию), средства  Государственной инспекции труда в Камчатском крае (по согласованию)) - 70 650,0 тысяч рублей, из них по годам:
 2013 год - 23 550,00 тысяч рублей;

 2014 год - 23 550,00 тысяч рублей;

 2015 год - 23 550,00 тысяч рублей.

Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы

В результате реализации Программы к 2015 году ожидается:
 -  увеличение доли работающего населения, охваченного коллективными договорами, от общей численности работающего населения до 39,7%;

 -  снижение количества пострадавших от несчастных случаев на производстве до 264 человек;

 -  снижение количества пострадавших от несчастных случаев на производстве со смертельным исходом до 25 человек;

 -  сохранение численности лиц с впервые установленным профзаболеванием на уровне 2011 года;

 -  снижение численности лиц, которым впервые установлена инвалидность по трудовому увечью, до 4 человек в год;

 -  сохранение удельного веса работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно- гигиеническим нормам, на уровне, не превышающем 42,1%;

 - увеличение удельного веса работников, занятых на рабочих местах, аттестованных по условиям труда, от общего количества занятых в экономике в Камчатском крае, до 34,0%;

Система организации выполнения Программы и контроля за исполнением программных мероприятий

- увеличение количества организаций, расположенных на территории Камчатского края, принявших участие в проекте "Декларирование деятельности предприятия по реализации трудовых прав работников и работодателей", до 10 ежегодно Общее руководство и контроль за исполнением Программы осуществляет Министерство социального развития и труда Камчатского края

(паспорт в редакции постановления Правительства Камчатского края от 18.12.2012 N 574-П)

(паспорт в редакции постановления Правительства Камчатского края от 30.09.2013 N 423-П)

1. Технико-экономическое обоснование Программы


В 2011 году среднесписочная численность работников предприятий и организаций в Камчатском крае полного круга видов экономической деятельности (крупных, средних, субъектов малого предпринимательства) составила 122,5 тысячи человек, численность экономически активного населения, занятого в экономике - 189,1 тысяч человек. По состоянию на 01.01.2012 на учете в Статистическом Регистре предприятий (организаций) состояло И 263 организации и 13 292 индивидуальных предпринимателя.

В течение последних лет в Камчатском крае отмечается положительная динамика формирования и развития социального партнерства. Увеличивается количество заключенных и прошедших уведомительную регистрацию коллективных договоров, растет численность работников, охваченных коллективными договорами. Сформированы полномочные стороны социального партнерства, действует Краевая трехсторонняя комиссия по регулированию социально- трудовых отношений в Камчатском крае.

Важнейшим показателем развития социального партнерства является количество и качество заключаемых соглашений и коллективных договоров, поскольку в данных правовых актах содержатся дополнительные меры социальной защиты и социально-трудовые гарантии работников и их семей, установленные сторонами социального партнерства сверх законодательного минимума.

В 2011 году в Камчатском крае действовало 6 соглашений: краевое трехстороннее Соглашение на 2011 - 2013 годы; региональное отраслевое соглашение по образовательным учреждениям, подведомственным Министерству образования и науки Камчатского края, на 2009 - 2011 годы; территориальное отраслевое соглашение по учреждениям образования Петропавловск- Камчатского городского округа на 2009 - 2011 годы; отраслевое Соглашение по агропромышленному комплексу Камчатского края на 2009 - 2011 годы; отраслевое Соглашение по учреждениям социального обслуживания населения Камчатского края на 2011 - 2013 годы; трехстороннее соглашение о взаимодействии между главой Вилючинского городского округа, отделом образования Вилючинского городского округа и Вилючинской городской организацией профсоюза работников народного образования на 2011 - 2013 годы.

В тоже время многие отрасли производства не охвачены соглашениями, например, в такой важной для Камчатского края отрасли, как рыбохозяйственная, соглашений нет.

За 2011 год Министерством социального развития и труда Камчатского края проведена уведомительная регистрация 77 коллективных договоров и 109 соглашений о внесении изменений и дополнений к коллективным договорам. Таким образом, в 2011 году в Камчатском крае действовало 311 коллективных договоров, численность работников, охваченных коллективными договорами, составляет 47 940 человек (39,3 % от среднегодовой численности работников, в 2010 году -39,1%).

В целях недопущения социальной напряженности в сфере трудовых отношений ведется работа по выявлению, анализу и обобщению причин и условий возникновения коллективных трудовых споров, а также предупреждению перерастания трудовых конфликтов в забастовки. В последние годы социально- трудовую обстановку в организациях в Камчатском крае можно охарактеризовать как относительно стабильную, коллективные трудовые споры не зарегистрированы.

В Камчатском крае наблюдается устойчивая положительная динамика показателей, свидетельствующих о повышении уровня жизни населения. За январь-ноябрь 2011 года номинальный среднедушевой денежный доход в Камчатском крае сложился в сумме 30 034,9 рублей, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2010 года на 13 %.

Анализ отношения среднедушевых денежных доходов к прожиточному минимуму показывает стабильное увеличение указанного соотношения. Среднедушевой доход по краю в 2011 году составил 2,53 величины прожиточного минимума. Это отношение выше, чем в 2010 году на 7,2 процента.

Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника в январе-октябре 2011 года составила 37 906,0 рублей, что на 8,5 процента выше, чем в указанный период 2010 года.

Особое внимание в Камчатском крае уделяется совершенствованию оплаты труда работников бюджетной сферы, внедрению новых принципов организации заработной платы. В 2009 году в Камчатском крае был завершен перевод работников краевых и муниципальных бюджетных учреждений на новые системы оплаты труда, которые ориентированы на более высокую дифференциацию оплаты труда работников внутри коллектива в зависимости от качества и количества выполняемой работы. Вследствие чего произошло сближение соотношения среднемесячной заработной платы работников государственных (муниципальных) учреждений социальной сферы к среднемесячной заработной плате работников, занятых во всех сферах экономики региона.

Ежеквартально проводится мониторинг эффективности внедрения новых систем оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях бюджетной сферы, а также по распределению численности работников учреждений по уровню заработной платы в конкретном диапазоне.

Вместе с тем, по экспертным оценкам уровень бедности, регистрируемый органами статистики, за 2011 год составляет 18,3 процента населения Камчатского края.

Одним из важнейших аспектов, влияющих на уровень жизни населения, является наличие задолженности по заработной плате. Эффективным механизмом в погашении задолженности по заработной плате является Межведомственная комиссия по обеспечению своевременной выплаты заработной платы и содействию в осуществлении контроля за полнотой уплаты налогов (сборов) в бюджеты всех уровней и в государственные внебюджетные фонды.

За 2011 год проведено 6 заседаний Межведомственной комиссии, на которых заслушаны 11 руководителей организаций, допустивших задолженности по заработной плате, а также главы отдельных муниципальных образований в

Камчатском крае, на территории которых регистрировалась задолженность по заработной плате и налогам (сборам) в бюджеты всех уровней.

В результате проводимых мероприятий задолженность по заработной плате в организациях всех форм собственности в Камчатском крае по итогам 2011 года сократилась с 24 260 тыс. рублей до 707 тыс. рублей или в 34,3 раза.

В последние годы в Камчатском крае, благодаря комплексу предпринимаемых мер, наблюдалась положительная тенденция снижения общего уровня производственного травматизма, однако ситуация с несчастными случаями с тяжелыми последствиями остается напряженной (таблица 1).

Таблица 1

Мониторинг производственного травматизма в Камчатском крае

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Количество пострадавших в результате несчастных случаев на производстве* (человек)

322

285

298

287

279

283

272

В том числе количество пострадавших со
 смертельным исходом**
 (человек)

18

18

14

14

10

18

28

* по данным ГУ КРО ФСС;

** по данным Государственной инспекции труда в Камчатском крае.

Значительный рост числа погибших от несчастных случаев на производстве обусловлен произошедшим в 2011 году групповым несчастным случаем с судном "Аметист" ФГУП "КамчатНИРО" при осуществлении им работ в Охотском море.

В течение последних лет уровень производственного травматизма (Кч), то есть численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве в расчете на 1 тысячу работающих в Камчатском крае, характеризуется следующими данными (таблица 2).

Таблица 2

Уровень производственного травматизма в Камчатском крае

(по данным Росстата)

Уровень травматизма на производстве в расчете на 1000 работающих (Кч)

Уровень травматизма на производстве со смертельным исходом в расчете на 1000 работающих

годы

2007

2008

2009

2010

2011

2007

2008

2009

2010

2011

Российская Федерация

2,7

2,5

2,2

2,1

0,124

0,109

0,090

0,094

0,086

Дальневосточный
 Федеральный
 округ

3,5

3,3

2,7

2,8

Данных нет

0,191

0,184

0,125

0,147

Данных нет

Камчатский край

3,3

3,3

3,3

3,3

2,8

0,091

0,095

0,066

0,231

0,201

Приведенные данные показывают, что уровень производственного травматизма в Камчатском крае выше, чем в среднем по Российской Федерации.

Самый высокий уровень производственного травматизма в Камчатском крае за 2011 год допущен на предприятиях, занятых: рыболовством (Кч=12,8), добычей полезных ископаемых (Кч=7,0), строительством (Кч=3,9). Уровень производственного травматизма в этих отраслях на протяжении последних лет остается значительно выше среднего по Камчатскому краю.

Основными причинами несчастных случаев на производстве в Камчатском крае являются: неудовлетворительная организация производства работ, отсутствие должного контроля за подготовкой работников по охране труда и за состоянием условий труда на рабочих местах работников со стороны их руководителей, неприменение средств защиты, низкий уровень культуры производства.

На предприятиях и в организациях в Камчатском крае наблюдается высокий уровень профессиональных рисков. В базовых отраслях экономики Камчатского края (промышленность, строительство, транспорт, связь) в условиях труда, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, в 2011 году работало 10 116 человек или 42,1 % (в 2010 году - 45,1%), из них женщин 18,5%.

С 2008 года в Камчатском крае наблюдается тенденция увеличения удельного числа работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно- гигиеническим нормам (таблица 3). Это объясняется активизацией в Камчатском крае проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, и как следствие, выявление вредных производственных факторов на рабочих местах, а также развитием горнорудной промышленности.

Таблица 3

Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам (по данным Росстата)

Территория

Годы

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Российская Федерация

23,4

24,9

26,2

27,5

29,0

30,5

Камчатский край

33,2

32,4

34,9

38,1

45,1

42,1

Наибольшая относительная численность работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, отмечается в организациях, осуществляющих деятельность по производству и распределению электроэнергии, газа и воды - 56,7%, добыче полезных ископаемых - 51,4%, промышленности-48,1%.

Компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда в Камчатском крае предоставляются практически каждому второму работающему, в 2011 году их получали 52,4% от общего числа работников промышленности, строительства, транспорта и связи.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»