Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 июня 2013 года N 298

О государственной программе Республики Калмыкия "Доступная среда на 2013 - 2017 годы"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства РК от 26.12.2016 N 436.
____________________________________________________________________

В целях формирования условий для беспрепятственного доступа к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также их интеграции с обществом и повышения уровня жизни, в соответствии с постановлением Правительства Республики Калмыкия от 3 апреля 2012 года N 86 "Об утверждении перечня государственных программ Республики Калмыкия", Правительство Республики Калмыкия постановляет:

1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Калмыкия "Доступная среда на 2013 - 2017 годы" (далее - Программа).

2. Определить ответственным исполнителем Программы Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия, соисполнителями - Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия, Министерство спорта, туризма и молодежной политики Республики Калмыкия, Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия.

3. Министерству экономики и торговли Республики Калмыкия и Министерству финансов Республики Калмыкия при формировании проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год и плановый период включать Программу в перечень Государственных программ, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета, и уточнять ежегодно объем финансовых средств, выделяемых на ее реализацию.

4. Министерству здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия до 15 июня 2013 года разработать и принять комплексный план действий по реализации Программы на среднесрочную перспективу.

Председатель Правительства

Республики Калмыкия И. Зотов

Утверждена
постановлением Правительства
Республики Калмыкия
от 14 июня 2013 г. N 298

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ "ДОСТУПНАЯ СРЕДА НА 2013 - 2017 ГОДЫ"

ПАСПОРТ государственной программы Республики Калмыкия "Доступная среда на 2013 - 2017 годы"


Ответственный исполнитель Программы

-

Министерство здравоохранения и социального развития Республики Калмыкия

Соисполнители Программы

-

Министерство образования, культуры и науки Республики Калмыкия,
 Министерство спорта, туризма и молодежной политики  Республики Калмыкия,
 Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия

Подпрограммы Программы

-

"Создание условий для формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения",
 "Обеспечение мер для свободного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры"

Программно-целевые  инструменты Программы

-

отсутствуют

Цели Программы

-

Формирование условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения,
 повышение уровня и качества жизни инвалидов

Задачи Программы

-

оценка состояния доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

 повышение уровня информированности граждан о вопросах формирования доступной среды жизнедеятельности;

 повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах  жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

 устранение социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами;

 обеспечение равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам

Целевые индикаторы и показатели Программы

-

Удельный вес реабилитированных инвалидов в общей численности инвалидов, ежегодно переосвидетельствуемых в учреждениях медико-социальной экспертизы;

 количество реабилитированных инвалидов;

 численность трудоустроенных инвалидов;

 снижение численности инвалидов;

 повышение уровня доступности для инвалидов объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктур

Этапы и сроки реализации  Программы

-

2013 - 2017 годы (реализация мероприятий Программы предусмотрена в один этап)

Объемы бюджетных  ассигнований Программы

-

Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы составляет 13604,0 тыс.рублей, в том числе:
 - за счет средств республиканского бюджета - 4870,0 тыс. рублей, в том числе на реализацию:
 подпрограммы "Создание условий для формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения"- 100 тыс.рублей;

 подпрограммы "Обеспечение мер для свободного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры" - 4770,0 тыс.рублей.
  Объем ресурсного обеспечения реализации Государственной программы за счет средств республиканского бюджета по годам составит:
 2013 год - 0 тыс. рублей;

 2014 год - 1750,0 тыс.рублей;

 2015 год - 1800,0 тыс. рублей;

 2016 год - 1020,0 тыс.рублей;

 2017 год - 300,0 тыс.рублей.
  - за счет средств местного бюджета - 8470,0 тыс.рублей:
 2013 год - 572,0 тыс.рублей;

 2014 год - 795,0 тыс.рублей;

 2015 год - 5803,0 тыс. рублей;

 2016 год - 650,0 тыс.рублей;

 2017 год - 650,0 тыс.рублей.
  - за счет внебюджетных источников - 264,0 тыс.рублей:
 2013 год - 226,0 тыс.рублей;

 2014 год - 13,0 тыс.рублей;

 2015 год - 15,0 тыс. рублей;

 2016 год - 0 тыс.рублей;

 2017 год - 10,0 тыс.рублей

Ожидаемые результаты  реализации Программы

-

Создание универсальной безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения;

 повышение уровня и качества жизни инвалидов;

 повышение доступности и качества реабилитационных и иных услуг для инвалидов;

 увеличение численности инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидности.

I. Общая характеристика сферы реализации Программы, включая описание текущего состояния, основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития

1. Характеристика сферы реализации Программы, описание текущего состояния, основных проблем в сфере и прогноз её развития


Принятый в 1995 году Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определил государственную политику в области социальной защиты инвалидов в России, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в соответствии с принципами и нормами международного права.

В современных условиях, когда политическая, экономическая, социальная жизнь продолжает претерпевать коренную трансформацию, решение проблем инвалидности, улучшение условий жизни инвалидов, как одной из самых социально уязвимых категорий населения, входит в число приоритетных задач, которые определены в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

Это свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности и определяет необходимость проведения комплекса мероприятий по созданию системы социальной защиты инвалидов, обеспечивающей повышение их жизненного уровня и интеграции в общество.

По оценкам экспертов ООН, инвалиды составляют в среднем 10 процентов населения. В России отмечается увеличение как абсолютного, так и относительного показателей инвалидности, что происходит на фоне уменьшения численности населения страны и ее отдельных регионов, увеличения заболеваемости и смертности.

Как показывает статистика, в Республике Калмыкия с 2009 по 2013 год прослеживается увеличение численности инвалидов в целом (22534 чел. против 24006 чел.).

В республике проживает 24006 инвалидов, в том числе 2214 детей - инвалидов. В общей численности инвалидов насчитывается 533 инвалида по слуху, 1274 инвалида по зрению, 1117 инвалидов, страдающих нарушением опорно-двигательного аппарата.

Анализ показывает, что ежегодно в республике впервые признаются инвалидами более 2,4 тыс. человек, из которых 363 признаются детьми-инвалидами. Большинство из числа впервые признанных инвалидами старше 18 лет (55,2%) являются гражданами трудоспособного возраста.

Свыше 53,0% инвалидов имеют 3 группу инвалидности. Основной причиной инвалидности является общее заболевание (17825 чел., или 83% от общего количества инвалидов). Трудовую рекомендацию имеют около 7751 инвалидов, из них работают 3846 человек, или 49,6%. В связи с чем, необходимо увеличение объема реабилитационных мероприятий и услуг, способствующих полноценному возвращению инвалидов в трудовую жизнь.

Уровень детской инвалидности и уровень первичной инвалидности детского населения на протяжении ряда лет имел устойчивую тенденцию к снижению, но с 2009 года по 2013 год отмечается их увеличение за счет увеличения врожденных аномалий, психических расстройств, болезней нервной системы.

По информации ФГУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Калмыкия" в 2012 году основными заболеваниями, приводящими к инвалидности, являются:

на первом месте - заболевания системы кровообращения - (30,4% от общего количества человек, признанных инвалидами);

на втором - онкологические заболевания - (18,6%);

на третьем - болезни костно-мышечной системы - (10,6%);

на четвертом - последствия травм, отравлений и др. воздействий - (7,6%);

на пятом - психические расстройства (6,7%);

на шестом - болезни глаза и придаточного аппарата (5,2%);

на седьмом - туберкулез -(5,0%).

Это обусловлено высоким уровнем заболеваемости и травматизма населения, отсутствием в республике реабилитационных учреждений для инвалидов из числа взрослого населения, недостаточным предоставлением реабилитационных услуг, что отрицательно сказывается на показателях инвалидности взрослого населения.

Проведенные социологические исследования показали, что уровень жизни инвалидов значительно ниже, чем в среднем у населения, а многочисленные их проблемы решаются недостаточно эффективно.

Низкий уровень и качество жизни у большинства инвалидов сопровождаются серьезными личностными проблемами, обусловленными дезадаптивностью этих людей в быстро меняющейся социокультурной среде. Недоступность в настоящее время многих объектов социальной инфраструктуры области для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения является значительным препятствием для реализации их гражданских прав и свобод.

У большинства инвалидов развита установка, в результате которой человек уходит в болезнь, надеется на пенсионное и льготное содержание его государством, не ориентирован на восстановление трудоспособности и не предпринимает активных шагов по восстановлению своего социального статуса, а зачастую не имеет к этому возможности.

Сложившаяся на сегодня инфраструктура городов и населенных пунктов республики не в полной мере приспособлена для жизнедеятельности инвалидов, ограничивает их возможности передвижения и препятствует их активному участию во всех сферах жизни общества, а отсутствие автобусов, оснащенных специализированными устройствами для перевозки инвалидов ограничивает возможность их передвижения.

Из-за отсутствия комплексного подхода к решению важнейшей социальной задачи - созданию равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества путем обеспечения доступности физического, социального, экономического и культурного окружения сформировался целый ряд проблем, в том числе:

несовершенство законодательного и нормативного регулирования вопросов обеспечения доступной среды для инвалидов - неполнота, недостаточная гармонизированность нормативных правовых актов с нормами международного права, а также рекомендательный для исполнения характер норм, правил и стандартов, определяющих условия формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов;

отсутствие либо неэффективность координации и взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, бизнеса и общественных организаций инвалидов по созданию доступной среды;

отсутствие системы независимой экспертизы и контроля в области проектирования, строительства и реконструкции объектов с позиции доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения.

Нерешенность проблемы формирования доступной среды порождает следующие серьезные социально-экономические последствия:

дестимуляция трудовой и социальной активности инвалидов, которая негативно отражается на образовательном и культурном уровне инвалидов, а также уровне и качестве их жизни;

высокая социальная зависимость, вынужденная изоляция инвалидов, осложняющая проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации, выступающая в качестве самостоятельного фактора инвалидизации и предопределяющая возрастание спроса у инвалидов на медицинские и социальные услуги в стационарных и надомных условиях;

равнодушное отношение к инвалидам в массовом сознании граждан и социальная разобщенность инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами, предопределяющие необходимость проведения соответствующих разъяснительных и образовательно-информационных кампаний;

ограничение жизнедеятельности других маломобильных групп населения (лиц преклонного возраста, временно нетрудоспособных, беременных, людей с детскими колясками, детей дошкольного возраста).

В первоочередном порядке необходимо подготовить и принять соответствующие нормативные правовые акты и методические документы для реализации необходимых мероприятий по определению приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, выполнению обследований и паспортизации этих объектов, принятию решения о реализации мероприятий по обеспечению доступности указанных объектов и услуг.

Реализация мероприятий Программы позволит проводить целенаправленную работу по комплексному решению проблем создания условий для формирования доступной среды жизнедеятельности, осуществлению контроля за предоставлением мер социальной поддержки инвалидам, информационно - методическому сопровождению мероприятий государственной программы.

II. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, описание основных ожидаемых конечных результатов Программы, сроков и этапов реализации Программы

1. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы


Обеспечение доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения включено в Концепцию социально-экономического развития Республики Калмыкия на период до 2015 года, утвержденную постановлением Правительства Республики Калмыкия от 20 мая 2011 г. N 152-п, план мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года в Республике Калмыкия (постановление Правительства Республики Калмыкия от 10.10.2012 г. N 368). Данные приоритеты государственной политики определены в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.

Создание доступной среды для инвалидов позволит им реализовывать свои права и основные свободы, что будет способствовать их полноценному участию в жизни страны.

Обеспечение доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения является одной из важнейших социально-экономических задач, которые затрагивают права и потребности граждан и необходимость решения которых вытекает из требований законодательства Российской Федерации, в том числе из международных договоров Российской Федерации.

Приоритетными направлениями в рамках реализации Программы будут являться:

Совершенствование нормативной правовой базы по регулированию системы поддержки инвалидов и других маломобильных групп населения

Обеспечение открытости и доступности информации о создании доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения

Создание условий для обеспечения равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества

Создание доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.

2. Цели, задачи, показатели (индикаторы) реализации Программы и основные ожидаемые конечные результаты Программы, сроки ее реализации


Целью Программы является формирование условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, повышение уровня и качества их жизни.

Для их достижения указанной цели предусматривается решение задач по:

оценке состояния доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

повышению уровня информированности граждан по вопросам формирования доступной среды жизнедеятельности;

повышению уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;

устранению социальной разобщенности инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами;

обеспечению равного доступа инвалидов к реабилитационным услугам.

Эффективность реализации Программы оценивается по показателям и индикаторам, характеризующим состояние и динамику уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также характеризующим состояние и динамику инвалидности.

Эффективность реабилитации оценивается, прежде всего, по ежегодному показателю, характеризующему долю инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации, в общей численности инвалидов, прошедших реабилитацию (взрослые (дети)), который планируется довести к концу 2017 года до 6,7 процентов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»