ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 июля 2011 года N 262-П

О комплексе мер по модернизации общего образования Астраханской области в 2011 году

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 31.05.2011 N 436 "О порядке предоставления в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования" и по согласованию с Министерством образования и науки Российской Федерации

Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемый комплекс мер по модернизации общего образования Астраханской области в 2011 году.

2. Определить министерство образования и науки Астраханской области уполномоченным исполнительным органом государственной власти Астраханской области, осуществляющим реализацию комплекса мер по модернизации общего образования Астраханской области в 2011 году.

3. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

4. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор

Астраханской области

А.А. Жилкин

УТВЕРЖДЁН
постановлением
Правительства
Астраханской области
от 25.07.2011 N 262-П

Комплекс мер по модернизации общего образования Астраханской области в 2011 году

1. Общие положения


Переход на качественно новый этап развития системы образования Астраханской области диктует необходимость осуществления изменений подходов к образовательным стандартам, включающим требования к условиям обучения, содержанию и результатам образовательной деятельности.

В целях реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", утвержденной Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым от 04.02.2010 N Пр-271, поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина, данного на заседании Правительства Российской Федерации от 04.04.2011, по модернизации образования, и доведения средней заработной платы учителей до уровня средней заработной платы по экономике, обеспечения выполнения стратегических направлений развития системы образования Астраханской области необходимо проведение комплексных мероприятий по модернизации общего образования Астраханской области.

Настоящий комплекс мер по модернизации общего образования Астраханской области (далее - комплекс мер) разработан министерством образования и науки Астраханской области (далее – министерство) в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 31.05.2011 N 436 "О порядке предоставления в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования".

В рамках реализации комплекса мер предусматривается:

- обеспечение на территории Астраханской области единой государственной политики по реализации основных положений национальной образовательной инициативы "Наша новая школа";

- дальнейшее развитие организационно-финансовых механизмов региональной системы общего образования, направленных на обеспечение качественного образования;

- создание равных стартовых возможностей для получения обучающимися качественного образования независимо от места проживания и состояния здоровья путем модернизации учебно-материальной базы образовательных учреждений региональной системы общего образования, а также расширение использования дистанционных форм обучения;

- повышение квалификации и профессиональной переподготовки руководящих и педагогических работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений Астраханской области для работы в соответствии с новыми федеральными государственными стандартами начальной школы;

- создание условий для привлечения молодых учителей в образовательные учреждения, реализующие программы общего образования;

- увеличение среднемесячной заработной платы учителей на 30% до конца 2011 года;

- доведение средней заработной платы учителей до уровня средней заработной платы в экономике региона до конца 2012 года;

- создание условий для обеспечения участия учителей общеобразовательных учреждений в государственной программе софинансирования накопительной части трудовой пенсии.

2. Содержание проблемы, обоснование необходимости ее решения


Реализация целевых программ модернизации системы общего образования Астраханской области с 2005 по 2010 год, направленных на предоставление населению Астраханской области независимо от места жительства возможности получения качественных образовательных услуг с учетом обеспечения психофизической безопасности, позволила:

- создать условия функционирования системы общего образования, направленной на обеспечение потребителей качественными образовательными услугами;

- создать условия обеспечения доступности качественных образовательных услуг вне зависимости от места проживания обучающихся;

- привести к качественному изменению кадровой составляющей системы образования, повышению степени заинтересованности педагогических работников в результатах своей профессиональной деятельности;

- ввести новые экономические механизмы, позволяющие эффективно расходовать бюджетные средства и привлекать в систему дополнительные ресурсы;

- повысить эффективность общественного участия в управлении общеобразовательными учреждениями, а также привлекать инвестиции в систему образования;

- проводить мониторинговые процедуры, позволяющие получать информацию о состоянии системы, соответствии ее заданным параметрам.

Однако в системе образования Астраханской области существуют проблемы, которые могут стать препятствием на пути дальнейшей модернизации системы общего образования и создания новой модели общего образования, в полной мере удовлетворяющей образовательные потребности граждан, проживающих на территории Астраханской области. Главной из них является низкий уровень заработной платы учителей общеобразовательных учреждений, который, по данным Росстата, на конец 2010 года составил 9030 руб., что составляет менее 50 % от сложившегося уровня среднемесячной заработной платы в экономике региона.

За 4 года в рамках модернизации системы образования Астраханской области из бюджетов разных уровней в систему образования было привлечено дополнительно более 2 млрд руб. Это позволило в значительной степени улучшить учебно-материальную базу, приобрести автотранспорт, провести ремонтные работы в каждом третьем образовательном учреждении, обеспечить образовательные учреждения принципиально новыми современными техническими средствами обучения, подключить все общеобразовательные учреждения к сети Интернет. Доля школьников, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, отвечающих современным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса, достигла к концу 2010 года показателя 70 % (в 2006 году - 15 %).

В то же время выборочные проверки показывают, что приобретенное и безвозмездно переданное в общеобразовательные учреждения оборудование в отдельных случаях используется не в полной мере. Основной причиной является неразвитость инновационной образовательной среды, что в целом приводит к неэффективности использования имеющихся в распоряжении общеобразовательных учреждений ресурсов. Для кардинального изменения отношения руководящих и педагогических работников к современным образовательным ресурсам необходима разработка нового механизма повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических и руководящих кадров, изменения процедур аттестации кадров и аккредитации образовательных учреждений.

Кроме того, реализация национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" требует достижения принципиально новых параметров обновления учебно-материальной базы образовательных учреждений, которые призваны обеспечить широкомасштабное внедрение компетентностного образования.

Важнейшим ресурсом современного качественного образования являются информационно-коммуникационные технологии. Одним из средств достижения высокого показателя охвата обучающихся качественным образованием является внедрение в образовательный процесс новых обучающих технологий в первую очередь дистанционных. Опыт организации обучения с применением дистанционных технологий показал, что важнейшим элементом, обеспечивающим его эффективность, является формирование единой информационной образовательной среды Астраханской области и создание наиболее эффективных условий для интеграции информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс и управление образованием.

Таким образом, актуальность разработки и реализации комплекса мер обусловлена:

- необходимостью проведения на территории Астраханской области единой государственной политики по реализации основных положений национальной образовательной инициативы "Наша новая школа";

- необходимостью дальнейшего развития организационно-финансовых механизмов системы образования Астраханской области;

- необходимостью создания равных стартовых возможностей получения качественного образования для обучающихся независимо от места проживания и состояния здоровья;

- необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития системы образования в целом, государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений;

- необходимостью усиления социальной значимости труда учителя, увеличением его среднемесячной заработной платы на 30% до конца 2011 года;

- необходимостью доведения средней заработной платы учителей до средней заработной платы в экономике региона до конца 2012 года.

Без дополнительной государственной поддержки система образования не в состоянии быстро и эффективно провести необходимые модернизационные мероприятия.

3. Основные цели и задачи комплекса мер


Основные цели:

- повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина;

- создание условий для проведения на территории Астраханской области единой государственной политики, обеспечивающей успешную реализацию основных положений национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".

Для комплексного подхода к достижению поставленных целей предполагается сосредоточение усилий по решению следующих задач:

- совершенствование и модернизация внедренных и разработка новых организационно-финансовых механизмов в системе образования;

- обеспечение качественного изменения профессиональной квалификации педагогических и руководящих работников;

- обеспечение современных требований к условиям, содержанию и результатам обучения путем их модернизации, материального обеспечения образовательного процесса, дальнейшее внедрение в процесс обучения информационно-коммуникационных технологий.

4. Срок и этапы реализации комплекса мер


Срок реализации комплекса мер - 2011 год.

5. Система программных мероприятий комплекса мер


В рамках реализации комплекса мер в 2011 году предусматриваются мероприятия, направленные на:

- совершенствование механизмов финансирования учреждений системы общего образования;

- расширение рынка услуг повышения квалификации педагогических работников общеобразовательных учреждений;

- научно-методическое и технологическое обеспечение деятельности, связанной с модернизацией системы общего образования Астраханской области;

- закупку необходимого программно-методического обеспечения для обновления содержания и технологий компетентностного обучения;

- реализацию основных направлений национальной образовательной инициативы "Наша новая школа";

- проведение мероприятий по ремонту помещений общеобразовательных учреждений;

- приобретение современного учебно-наглядного, учебно-технологического, лабораторного, столового оборудования, спортивного инвентаря, учебной мебели для общеобразовательных учреждений;

- закупку компьютерного, аудио- и видеооборудования, современных средств обучения и лицензионного программного обеспечения для общеобразовательных учреждений;

- создание условий для обеспечения доступа к сети Интернет общеобразовательным учреждениям;

- создание системы информирования граждан об образовательных услугах, обеспечивающей полноту, доступность и достоверность информации;

- внедрение объективной системы оценки учебных и внеучебных достижений обучающихся;

- приобретение оборудования и обеспечение дистанционного образовательного процесса;

- обеспечение участия в региональных, российских и международных мероприятиях всех категорий обучающихся государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений;

- создание действенной системы выявления и поддержки одаренных детей в различных областях творческой и интеллектуальной деятельности, спорта;

- создание и задействование финансово-экономических механизмов переподготовки кадров, ориентированной на решение новых образовательных задач;

- создание условий в первую очередь в сельской местности для привлечения молодых учителей в общеобразовательные учреждения дальнейшим развитием практики оказания социальной поддержки выпускникам учреждений профессионального образования путем выплаты единовременных пособий и обеспечения жильем;

- проведение организационных и информационно-разъяснительных мероприятий для учителей по содержанию пенсионной реформы в целях обеспечения максимального количества учителей, участвующих в государственной программе софинансирования накопительной части трудовой пенсии;

- организационное обеспечение выполнения комплекса мер;

- информационное обеспечение выполнения комплекса мер.

Перечень мероприятий комплекса мер с указанием исполнителей, сроков исполнения, объемов финансовых средств, источников финансирования, показателей эффективности представлен в приложениях N 1, 2 к комплексу мер.

6. Ресурсное обеспечение комплекса мер


Затраты на реализацию комплекса мер утверждаются по следующим источникам финансирования:

- за счет средств федерального бюджета;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»