• Текст документа
  • Статус
Действующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 мая 2010 года N 225-П

О стратегии развития системы здравоохранения Астраханской области до 2014 года

В целях совершенствования системы здравоохранения Астраханской области

Правительство Астраханской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Одобрить прилагаемую стратегию развития системы здравоохранения Астраханской области до 2014 года (далее - стратегия).

2. Министерству здравоохранения Астраханской области (Акишкин В.Г.):

2.1. В срок до 01.07.2010 разработать и утвердить комплекс мероприятий по реализации стратегии.

2.2. При разработке отраслевых целевых программ учитывать мероприятия по реализации стратегии.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области предусмотреть за счет средств местных бюджетов финансирование мероприятий по реализации стратегии.

4. Агентству связи и массовых коммуникаций Астраханской области (Зайцева М.А.) опубликовать данное постановление в средствах массовой информации.

5. Постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор

Астраханской области

А.А. Жилкин

Приложение. СТРАТЕГИЯ развития системы здравоохранения

Приложение
к постановлению
Правительства
Астраханской области
от 25.05.2010 N 225-П

Астраханской области до 2014 года

1. Общие положения


Стратегия развития здравоохранения Астраханской области до 2014 года (далее - стратегия) разработана в целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Астраханской области. Одним из приоритетов государственной политики является сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи.

Эффективное функционирование системы здравоохранения определяется основными системообразующими факторами:

- совершенствованием организационной системы, позволяющей обеспечить формирование здорового образа жизни и оказание качественной бесплатной медицинской помощи всем жителям Астраханской области (в рамках государственных гарантий);

- развитием инфраструктуры и ресурсного обеспечения здравоохранения, включающего финансовое, материально-техническое и технологическое оснащение лечебно-профилактических учреждений на основе инновационных подходов и принципа стандартизации;

- наличием достаточного количества подготовленных медицинских кадров, способных решать задачи, поставленные перед здравоохранением Астраханской области.

Стратегия развития здравоохранения в Астраханской области до 2014 года разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Законом Астраханской области "О стратегическом планировании социально-экономического развития Астраханской области" (утвержден постановлением Государственной Думы Астраханской области от 25.06.2009 N 285/5), общепризнанными принципами и нормами международного права в сфере здравоохранения.

2. Современное состояние здравоохранения в Астраханской области


2.1. Демографическая ситуация в Астраханской области

Известно, что начиная с 1992 года численность населения Российской Федерации уменьшается. В Астраханской области начиная с 2008 года снижение численности населения приостановилось. Более того, превышение показателя рождаемости над уровнем смертности в регионе позволило зафиксировать прирост населения.

Так, на территории Астраханской области за 2009 год зарегистрировано 14350 новорожденных, что на 150 больше, чем в 2008 году, а показатель рождаемости за 2009 год составил 14,3 на 1000 населения. В 2009 году зарегистрировано 13527 умерших, что на 133 меньше, чем за 2008 год, и показатель смертности составил 13,5 на 1000 населения. Таким образом, достигнут в сравнении с 2008 годом еще больший положительный естественный прирост населения - "плюс" 0,8 на 1000 жителей (в 2008 году – "плюс" 0,5).

Уровень младенческой смертности за 2009 год уменьшился с 8,6 до 7,9 на 1000 живорожденных. Это в значительной степени обусловлено снижением ранней смертности новорожденных за счет планомерного осуществления мероприятий по охране материнства и детства, внедрением современных перинатальных технологий. Благодаря этой работе снизился и показатель материнской смертности с 35,2 на 100 тыс. живорожденных в 2008 году до 13,9 в 2009 году.

В последние годы начала увеличиваться ожидаемая продолжительность жизни населения, которая служит признанным индикатором качества жизни и здоровья граждан.

В структуре смертности населения наибольшая частота смертельных исходов в 2009 году по-прежнему была связана с болезнями системы кровообращения (54%), злокачественными новообразованиями (16%), внешними причинами (10%).

В общем числе умерших около трети - это лица трудоспособного возраста (28%), около двух третей – старше трудоспособного (70%), а доля детей менее 2%.

На первом месте по причинам смерти среди умерших в трудоспособном возрасте находятся болезни системы кровообращения (31%), на втором месте у мужчин и на третьем у женщин - травмы, отравления и другие последствия внешних причин (28%), а на третьем месте у мужчин и на втором у женщин - новообразования (16%). Показатели, зарегистрированные в Астраханской области, соответствуют аналогичным по Российской Федерации.

2.2. Показатели здоровья и главные факторы риска заболеваемости населения Астраханской области

В Астраханской области большое внимание уделяется борьбе с социально значимыми заболеваниями.

Ежегодно профилактическое обследование на ВИЧ-инфекцию проводится на уровне 12-15% населения области, за 2009 год проведено 174,7 тыс. обследований на наличие антител к ВИЧ. За 2009 год зарегистрирован 61 случай ВИЧ-инфекции среди местных жителей (в 2008 году - 47).

По состоянию на конец 2009 года показатель пораженности этой инфекцией на 100 тыс. населения составил 35,4 (в 2008 году - 29,2). Данный показатель в 9,3 раза ниже показателя по России (339,2) и в 3,5 раза – по Южному федеральному округу (124,8). Астраханская область находится на 76 ранговом месте по уровню пораженности населения ВИЧ-инфекцией среди 83 субъектов Российской Федерации и на шестом – среди шести субъектов Южного федерального округа.

Удельный вес инфицированных в возрасте 30 - 49 лет составил 52,5%, а в возрасте 50 лет и старше – 6,5%. Продолжается рост случаев в возрастной группе 15 – 29 лет – 37,7% (в 2008 году – 36,2%). Удельный вес зарегистрированных в возрастной группе 0-4 лет – 3,3% (2 случая).

Остается в целом стабильной и эпидемиологическая обстановка по туберкулёзу. Показатель заболеваемости коренного населения Астраханской области в 2009 году снизился и составил 73,4 на 100 тыс. населения (в 2008 году - 74,8), но остается несколько выше среднероссийского (68,9).

Остается проблемным вопросом полный охват обследованием на туберкулез. В целом по области осмотрено флюорографически 88% населения против 84% в 2008 году.

Среди первичных больных, как и в предыдущем году, 67% выявлено при профосмотрах. Выявляемость запущенных форм на протяжении многих лет не превышает 1,5% среди больных с впервые установленным туберкулезом.

В то же время за 2009 год показатель заболеваемости детей увеличился с 28,3 до 29,5 на 100 тыс. детей и в 1,6 раза превышает показатель по Российской Федерации (16,4 на 100 тыс. детей). Мероприятия по раннему выявлению и профилактике туберкулеза среди детского и подросткового контингента выполняются на должном уровне: уровень охвата туберкулинодиагностикой составляет 99%, привито 95,4% новорожденных детей в родильных домах, 4,1% вакцинированы на участках, 0,5% не иммунизированы в связи с имеющимися противопоказаниями.

В 2009 году в Астраханской области зарегистрировано 30 450 больных наркологическими расстройствами или 3% общей численности населения области. Последние 5 лет характеризовались снижением учтённой распространённости наркологических расстройств (среднегодовой темп снижения составил 7%).

Показатель алкоголизма по области в 2009 году составил 1617,6 на 100 тыс. населения, что соответствует среднероссийскому показателю. Первичная заболеваемость алкогольными психозами, являющаяся индикатором распространённости алкоголизма, характеризующая тяжесть течения заболевания, составила 45,9 на 100 тыс. населения (по Российской Федерации в 2008 году - 40,8), но с тенденцией снижения этого показателя. Превышение уровня показателя по Астраханской области подтверждает актуальность проблемы алкоголизма.

В 2009 году зарегистрировано 2607 больных наркоманией, или 259,3 на 100 тыс. населения. По сравнению с 2008 годом этот показатель снизился на 4,9%.

В 2009 году в Астраханской области впервые выявлено 3176 больных со злокачественными новообразованиями (в 2008 году - 3362). Показатель заболеваемости на 100 тыс. населения составил 315,9 (в 2008 году - 325,1).

Смертность от злокачественных новообразований составила 1910 случаев или 190,0 на 100 тыс. населения (в 2008 году - 176,5), таким образом, показатель в сравнении с 2008 годом несколько увеличился.

Среди больных, впервые взятых на учет, у каждого второго злокачественное новообразование было диагностировано в ранней (I-II) стадии заболевания (51%), в запущенной (IV) стадии - 23%. Высокая частота запущенности характерна для новообразований внутренних локализаций, таких как рак желудка (41%), бронхов и легкого (40%).

Показатель выявляемости злокачественных новообразований при проведении профилактических осмотров пациентов в течение последних лет выше среднероссийского и в 2009 году составил 14,0% (в 2008 году - 16,0%), из них в 76% случаев новообразование выявлено в ранней (I-II) стадии заболевания.

Однако остаются высокими показатели запущенности злокачественного процесса визуальных локализаций (III, IV стадии), таких как полость рта и глотки (66%), прямая кишка (56%), молочная железа (42%), щитовидная железа (50%).

В результате запущенности одногодичная летальность больных составила 33,5%, что несколько выше показателя 2008 года (31,4%) и наиболее высока при злокачественном процессе внутренних локализаций.

На конец 2009 года на учете в ГУЗ "Областной онкологический диспансер" состояло около 16 тысяч больных. Из этого числа 46% состоят на учете пять лет и более.

Инвалидность в Российской Федерации с 1990 года по 2008 год не уменьшается, в том числе и среди лиц трудоспособного возраста, доля которых в общем числе лиц, впервые признанных инвалидами, составляет не менее 40%.

Всего инвалидов в Российской Федерации 14 млн. человек, в том числе 523 тыс. детей. Это говорит о невысоком качестве медицинской помощи и неадекватной социальной реабилитации. В структуре первичной инвалидности взрослого населения преобладают сердечно-сосудистые заболевания и злокачественные новообразования. Только в 2009 году в Астраханской области вследствие злокачественных новообразований впервые инвалидами признаны 1116 человек, из которых 474 человека трудоспособного возраста. Среди заболеваний, обусловивших развитие инвалидности у детей, лидируют психические расстройства, болезни нервной системы, врожденные аномалии и нарушения обмена веществ.

В Российской Федерации существуют четыре основных фактора риска: высокое артериальное давление, высокий уровень холестерина, табакокурение и чрезмерное потребление алкоголя, доля которых в структуре общей смертности составляет 87,5%. По экспертным оценкам, относительные показатели мало изменились за последние 6 лет.

2.3. Реализация Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Астраханской области

Начиная с 2005 года, Правительством Российской Федерации ежегодно утверждаются нормативы финансирования медицинской помощи на одного человека в год.

Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Астраханской области (далее - программа госгарантий) обеспечивается за счет федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и средств системы обязательного медицинского страхования (далее - ОМС). Расходы на оказание бесплатной медицинской помощи в 2009 году составили 5004,0 млн. руб. На 2010 год утвержденная стоимость программы госгарантий составила 5337,7 млн. руб. при расчетной стоимости по федеральным нормативам 8001,1 млн. руб. При этом дефицит составляет 2663,4 млн. руб. или 33,3%.

Стоимость территориальной программы ОМС как составной части программы госгарантий за 2009 год составила в части кассовых расходов лечебно-профилактических учреждениях (далее - ЛПУ) 2255,7 млн. руб. Дефицит утвержденной стоимости территориальной программы ОМС на 2010 год составляет 45,1% при расчетной стоимости 4 350,3 млн. руб. и утвержденной стоимости 2 389,7 млн. руб.

По причине дефицита программы госгарантий существует дифференциация обеспеченности финансированием по муниципальным образованиям, что приводит к различной по доступности и качеству медицинской помощи на территории Астраханской области.

Средства системы ОМС доводятся до лечебных учреждений через страховые медицинские организации (далее - СМО), которые заинтересованы в повышении качества медицинской помощи застрахованным и снижении издержек на ее оказание.

Дополнительным каналом поступления средств в ЛПУ являются платные медицинские услуги и программы добровольного медицинского страхования. Наличие этих источников, с одной стороны, позволяет ЛПУ в условиях дефицита финансирования получить дополнительные средства для зарплаты сотрудникам и текущего содержания ЛПУ, но, с другой стороны, в отсутствие жесткой регламентации этих услуг приводит к снижению доступности и качества медицинской помощи населению, обслуживаемому по программе госгарантий.

Основными проблемами реализации программы госгарантий являются:

- недостаточное финансовое обеспечение, не позволяющее внедрить преимущественно одноканальную систему финансирования через систему ОМС;

- различия в реализации программы госгарантий по муниципальным образованиям;

- раздробленность источников финансирования медицинской помощи;

- слабая заинтересованность ЛПУ в повышении качества оказания медицинской помощи.

2.4. Система организации медицинской помощи населению

В настоящее время медицинская помощь населению Астраханской области оказывается в 77 учреждениях здравоохранения, в том числе в 33 больницах, 5 диспансерах, 18 самостоятельных амбулаторно-поликлинических учреждениях, 6 самостоятельных стоматологических поликлиниках.

Первичная медико-санитарная помощь представляет первый этап непрерывного процесса охраны здоровья населения, которая должна быть максимально приближенной к месту жительства и работы людей.

Ведущее место в её организации наряду с фельдшерско-акушерскими пунктами и врачебными амбулаториями, особенно в сельской местности Астраханской области, должно быть отведено участкам врачей общей практики. Это позволит разгрузить амбулаторные участки, сократить сроки ожидания, повысить доступность и качество медико-санитарной помощи, появится возможность выполнять основную, наиболее важную для охраны здоровья населения, функцию - профилактику заболеваемости.

В настоящее время в Астраханской области скорую медицинскую помощь обеспечивают 14 станций и отделений, укомплектованных общепрофильными (42% от общего количества бригад), специализированными (5%), фельдшерскими (45%) бригадами и бригадами интенсивной терапии (8%). В течение 2009 года выполнено свыше 455 тыс. выездов к больным, при этом госпитализировано только 81,5 тыс. человек, то есть только каждый шестой вызов заканчивался госпитализацией.

Совершенствование стационарной медицинской помощи в Астраханской области должно осуществляться на основе научно-изыскательских работ по зонированию медицинской помощи и оптимизации количества и профиля коек в лечебных учреждениях области.

Мероприятия позволят достичь к 2014 году оптимальной среднегодовой занятости койки и средней длительности пребывания больного в стационаре.

Важным этапом реформирования структуры коечного фонда ЛПУ Астраханской области (далее - коечный фонд) должно стать завершение программы по внедрению стационарозамещающих технологий в деятельность амбулаторно-поликлинической службы области.

После внесения изменения в структуру коечного фонда по результатам научно-изыскательской работы по зонированию медицинской помощи объем коечного фонда станет оптимальным для обеспечения населения Астраханской области стационарной помощью.

На сегодняшний день в Астраханской области отсутствует стройная система восстановительного лечения и реабилитации. Существующие в настоящее время отделения (кабинеты) по восстановительному лечению и реабилитации не соответствуют современным требованиям по оснащению диагностическим и лечебным оборудованием. Отмечается острая нехватка специализированных кадров реабилитационной службы (врачей и инструкторов ЛФК, физиотерапевтов, логопедов, нейропсихологов, медицинских психологов, трудотерапевтов, социальных работников и др.). Полностью отсутствует необходимая нормативно-правовая база процесса восстановительного лечения и реабилитации.

2.5. Кадровое обеспечение развития здравоохранения

Несмотря на то, что врачей в Астраханской области больше на душу населения, чем в среднем в Российской Федерации, качество медицинской помощи и показатели здоровья населения в регионе остаются на среднероссийском уровне, что свидетельствует о недостаточной эффективности системы медицинской помощи, недостаточной квалификации врачей и слабой мотивации их к профессиональному совершенствованию.

Соотношение между численностью врачей и среднего медицинского персонала в Астраханской области значительно ниже, чем по Российской Федерации, что вызывает дисбаланс в системе оказания медицинской помощи, ограничивает возможности развития служб долечивания, патронажа, реабилитации.

Кроме того, наблюдается существенная диспропорция в распределении врачебных кадров: излишняя концентрация их в стационарных учреждениях и нехватка в амбулаторно-поликлинических.

Среди проблем в области управления медицинскими кадрами следует отметить низкую заработную плату медицинских работников, слабую социальную защищенность, непрестижность медицинской профессии, несоответствие федеральных государственных образовательных стандартов высшего и среднего профессионального образования современным потребностям здравоохранения и невысокое качество преподавания, отсутствие системы непрерывного медицинского образования, низкую информированность медицинских работников о современных методах диагностики и лечения заболеваний, слабую подготовку управленческих кадров.

2.6. Дополнительное лекарственное обеспечение в амбулаторных условиях

В настоящее время на территории Астраханской области обеспечение граждан лекарственными средствами происходит по трем моделям: дополнительное лекарственное обеспечение льготных категорий граждан в рамках набора социальных услуг, предусмотренного Федеральным законом от 17.07.99 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"; лекарственное обеспечение отдельных групп населения бесплатно или со скидкой по рецептам врача в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.94 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", а также обеспечение дорогостоящими лекарственными средствами больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, миелолейкозом, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и тканей. Система дополнительного лекарственного обеспечения в рамках набора социальных услуг функционирует с 2005 года.

В 2010 году численность лиц, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет бюджета Астраханской области, составила 71 260, планируемый объем финансирования - 69,5 млн. рублей. Фактически за I квартал 2010 года своим правом воспользовались 12 577 региональных льготников или 17,7% . Количество лиц, сохранивших свое право на набор социальных услуг, на 1 апреля составило 19 164, фактически воспользовались с начала года своим правом 8 906 человек или 46,5%.

В целом существующая система льготного обеспечения граждан лекарственными средствами в амбулаторных условиях подлежит изменению по следующим причинам:

- отсутствие возможности эффективно планировать и контролировать уровень затрат;

- ограниченность перечня лекарственных средств, не основанная на анализе клинической и экономической эффективности;

- отсутствие мотивации эффективно использовать бюджетные средства.

Таким образом, отмеченные диспропорции и неблагоприятные тенденции в развитии сети медицинских учреждений подчеркивают несомненную актуальность проблемы и требуют принятия комплекса мер.

2.7. Информатизация здравоохранения

В Астраханской области разработка и реализация программ информатизации здравоохранения ведется с 1992 года. К настоящему времени во многих ЛПУ созданы элементы информационно-коммуникационной инфраструктуры для собственных нужд, однако внедренные информационные системы, как правило, носят узконаправленный характер, ориентированный на обеспечение частных функций и задач ЛПУ. Как результат - отсутствие единого информационного пространства в медицинской сфере региона. Такая "кустарность" информатизации имеет крайне низкую итоговую эффективность, в том числе и экономическую, для сферы в целом, так как не дает возможности сфере здравоохранения функционировать как единая система, привносить в нее новые свойства, такие как эффективная управляемость, распределение ресурсов, планирование расходов, повышение качества оказания услуг населению.

Первоочередными задачами полномасштабной эффективной информатизации сферы здравоохранения являются создание единого информационного пространства, разработка стандартов и форматов создания и функционирования специализированных медицинских систем, их физической инфраструктуры, программной среды, системы информационной безопасности. Это станет необходимой платформой для широкомасштабного внедрения электронной истории болезни, единой системы учета ресурсов. Следующим шагом должно стать повсеместное внедрение аналитических систем, систем поддержки принятия решений, телемедицинских технологий.

3. Цели, задачи и основные направления стратегии развития системы здравоохранения Астраханской области до 2014 года


Целями развития здравоохранения являются:

- снижение общей смертности до 13,0 на 1000 населения;

- снижение показателя младенческой смертности до 7,5 на 1000 родившихся живыми;

- снижение показателя материнской смертности до 18,0 на 100 000 родившихся живыми;

- формирование здорового образа жизни населения, в том числе снижение распространенности употребления табака и алкоголя;

- повышение качества и доступности медицинской помощи, гарантированной населению Российской Федерации.

Задачами развития здравоохранения являются:

- создание условий и мотивации населения Астраханской области для ведения здорового образа жизни;

- совершенствование системы предоставления государственных гарантий оказания населению Астраханской области бесплатной медицинской помощи;

- оптимизация дополнительного лекарственного обеспечения в амбулаторных условиях;

- повышение квалификации медицинских работников и создание системы мотивации их к качественному труду;

- развитие медицинской науки и инноваций в здравоохранении;

- продолжение информатизации здравоохранения Астраханской области;

- создание модели управления финансовыми ресурсами учреждений здравоохранения Астраханской области с внедрением преимущественно одноканального финансирования из средств ОМС.

Основными направлениями стратегии являются:

3.1. Создание условий и мотивации населения Астраханской области для ведения здорового образа жизни.

Для формирования здорового образа жизни необходимо внедрение системы государственных и общественных мер, а именно:

- совершенствование медико-гигиенического образования и воспитания населения через средства массовой информации и обязательное расширение соответствующих образовательных программ в учреждениях дошкольного, среднего и высшего образования;

- повышение эффективности мер борьбы с вредными привычками (злоупотребление алкоголем, табакокурение, наркомания и др.);

- профилактика факторов риска неинфекционных заболеваний;

- организация и развитие профилактической помощи путем внедрения современных технологий;

- разработка и проведение местных информационных и коммуникационных кампаний популяризации здорового образа жизни;

- организация взаимодействия центров здоровья и специалистов первичной медико-санитарной помощи;

- повышение эффективности работы школ здоровья с учетом основных факторов риска;

- обеспечение высокого уровня контроля (надзора) за соответствием продукции, предназначенной для человека, а также факторов среды обитания человека требованиям действующего законодательства по санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Обеспечение здорового безопасного питания населения всех возрастных групп является важным направлением формирования здорового образа жизни среди населения, включающим:

- поддержку грудного вскармливания детей раннего возраста,

- развитие регионального производства специализированных продуктов детского питания;

- создание системы здорового питания детей в организованных коллективах, в том числе в общеобразовательных учреждениях;

- обучение различных групп населения принципам здорового питания;

- проведение информационно-коммуникационной кампании по формированию у населения рациона здорового безопасного питания;

- осуществление мониторинга качества питания населения.

3.2. Совершенствование системы предоставления государственных гарантий оказания населению Астраханской области бесплатной медицинской помощи.

Совершенствование системы предоставления государственных гарантий оказания населению Астраханской области бесплатной медицинской помощи должно быть основано на следующих мероприятиях:

- конкретизация государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи;

- стандартизация медицинской помощи;

- совершенствование принципов организации медицинской помощи;

- модернизация системы финансового обеспечения оказания медицинской помощи;

- эффективное использование финансовых и материально-технических средств.

3.2.1. Конкретизация государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи.

Государственные гарантии оказания гражданам Российской Федерации на территории Астраханской области бесплатной медицинской помощи ежегодно утверждаются Правительством Астраханской области в виде Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Астраханской области, включающей:

- перечень заболеваний и видов медицинской помощи, предоставляемой гражданам бесплатно;

- перечень учреждений здравоохранения и медицинских организаций Астраханской области, участвующих в программе госгарантий;

- стоимость программы госгарантий;

- муниципальные и государственные задания с объемами финансовых средств на предоставление медицинских услуг;

- перечни жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и изделий медицинского назначения, необходимых для оказания медицинской помощи;

- территориальный перечень видов дорогостоящей (высокотехнологичной) медицинской помощи;

- условия оказания медицинской помощи;

- информацию о предоставлении дополнительной бесплатной медицинской помощи, предусматривающей обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами;

- медицинскую помощь и мероприятия, осуществляемые в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования в составе программы госгарантий;

- информацию о финансировании оказания медицинской помощи;

- нормативы объемов и финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи с подушевыми нормативами финансирования программы госгарантий;

- критерии качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой на территории Астраханской области бесплатно.

Мониторинг реализации государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи осуществляется ежеквартально, при этом информация о выполнении программы госгарантий в соответствующем году является основой для формирования программ госгарантий на последующие периоды. Вместе с тем продолжает наблюдаться "перекос" объемов медицинской помощи в сторону затратной круглосуточной стационарной медицинской помощи и скорой медицинской помощи, не выполняются объемы амбулаторно-поликлинической помощи, регистрируются жалобы населения о фактах взимания платы за услуги, которые должны предоставляться бесплатно.

В связи с этим необходимо внедрение эффективных мероприятий, стимулирующих учреждения здравоохранения к активной работе по выполнению установленных заданий в соответствии с программой госгарантий, не подменяя бесплатную гарантированную для населения медицинскую помощь платными медицинскими услугами.

3.2.2. Стандартизация медицинской помощи.

Одним из основных факторов создания системы качественной и доступной медицинской помощи является наличие единых для всей территории Астраханской области стандартов оказания медицинской помощи при заболеваниях и патологических состояниях.

На основе созданных стандартов медицинской помощи необходимо рассчитать реальную стоимость медицинских услуг в регионе, определить затраты на медицинскую помощь населению.

Эффективное применение стандартов медицинской помощи позволит оптимизировать ее этапность, обеспечить преемственность ведения больного на всех этапах, значительно повысить качество медицинской помощи населению.

Стандарты медицинской помощи должны быть основой медико-экономических стандартов и учитываться в расчете программ госгарантий.

3.2.3. Совершенствование принципов организации медицинской помощи.

В целях обеспечения качества и доступности медицинской помощи необходимо создание организационной системы, предусматривающей:

- максимально быструю доставку пациента в ЛПУ, оснащенное необходимым лечебно-диагностическим оборудованием, укомплектованное подготовленными медицинскими кадрами и обеспеченное лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения согласно соответствующим стандартам;

- при необходимости поэтапное продолжение лечения в других медицинских учреждениях или на дому;

- создание правовых и экономических условий для формирования системы оказания медицинской помощи населению;

- развитие первичной медико-санитарной помощи, в том числе придание приоритета профилактической работе, усиление патронажной и реабилитационной функции, развитие системы "стационаров на дому", обеспечиваемых мобильными специально оснащенными патронажными бригадами, дооснащение учреждений, совершенствование и расширение стационарозамещающих медицинских технологий;

- совершенствование работы системы скорой медицинской помощи, в том числе оптимизацию маршрутов доставки больных в стационар, внедрение порядка оказания медицинской помощи на догоспитальном этапе;

- оптимизацию работы учреждений стационарного уровня в части установления целевых показателей работы учреждений, отражающих не только виды и объемы оказанной медицинской помощи, но и ее качество, внедрение этапности медицинской помощи, создание службы маршрутизации, ответственной за организацию долечивания и реабилитацию выписывающихся больных, а также расширение объемов и внедрение новых видов высокотехнологичной помощи;

- унификацию оснащения медицинских организаций оборудованием в соответствии со стандартами медицинской помощи;

- повышение ответственности учреждений здравоохранения за результаты своей деятельности.

Развитие первичной медико-санитарной помощи (амбулаторно-поликлинический уровень) должно происходить в направлении приоритетного обеспечения населения прикрепленной территории (или учреждения), прежде всего здоровых людей и лиц с хроническими заболеваниями вне обострения, профилактической помощью. Основными функциями на первичном амбулаторно-поликлиническом уровне должны стать:

- пропаганда здорового образа жизни и консультирование по вопросам поддержания и улучшения здоровья человека, семьи или трудового коллектива;

- диспансеризация населения с выделением групп риска по развитию заболеваний и разработка индивидуальных программ профилактики;

- мониторинг здоровья беременных женщин и скрининговые обследования;

- профилактика инфекционных заболеваний, включая все виды вакцинации;

- лечение нетяжелых заболеваний и функциональных отклонений;

- долечивание, включая дневные стационары;

- услуги сестринского ухода за больными.

Дальнейшее развитие стационарной медицинской помощи будет происходить в направлении оказания эффективной помощи больным, нуждающимся в контроле и коррекции жизненно важных функций, проведения диагностических и лечебных мероприятий, требующих круглосуточного наблюдения за больными.

Выписка больного из стационара должна обеспечиваться последующими поэтапным восстановительным лечением и реабилитацией, преемственностью в ведении больного на всех этапах, передачей информации о больном и медико-социальных рекомендаций в амбулаторно-поликлиническое подразделение по месту жительства больного.

Внедрение эффективной системы оказания медицинской помощи населению обеспечит реализацию принципа поэтапного распределения диагностических, профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий в логичной и рациональной последовательности, что повысит медицинскую и экономическую эффективность всей системы здравоохранения Астраханской области.

3.3. Оптимизация дополнительного лекарственного обеспечения в амбулаторных условиях.

Неконтролируемый отпуск рецептурных препаратов и низкая культура потребления лекарственных средств населением интенсифицируют самолечение, приводящее к ухудшению течения болезни, возникновению серьезных осложнений, что влечет за собой увеличение продолжительности временной нетрудоспособности, снижение производительности труда, а также сокращение продолжительности жизни населения.

Преодоление негативных тенденций возможно посредством внедрения программы всеобщего обязательного лекарственного страхования, направленной на оптимальное соотношение эффективности и стоимости лечения при рациональном расходовании ресурсов.

Основными принципами программы лекарственного страхования, реализуемой через систему ОМС, будут являться:

- всеобщность - программа охватывает всех граждан, застрахованных в системе ОМС;

- обязательность участия в программе;

- целевая ориентация на сохранение здоровья трудового потенциала населения с обеспечением условий повышения качества медицинской помощи, оказываемой застрахованным в системе ОМС гражданам, не утратившим трудовую функцию, за счет повышения доступности современной высокоэффективной лекарственной терапии;

- включение программы лекарственного страхования в систему ОМС как неотъемлемой части программы госгарантий;

- принцип солидарного участия, основанный на софинансировании гражданами стоимости отпущенных им лекарственных средств;

- обеспечение равных условий доступа к лекарственной помощи, оказываемой в рамках программы госгарантий, вне зависимости от социального статуса застрахованного гражданина.

Лекарственное обеспечение в амбулаторных условиях в рамках программы лекарственного страхования должно стать одной из государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, определяемой стандартами оказания медицинской помощи.

Для реализации программы лекарственного страхования будут привлекаться медицинские страховые организации с возложением на них соответствующих функций по управлению финансовыми обязательствами, осуществлению контроля и экспертизы качества оказания медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических условиях, формированию информационных потоков и отчетности.

3.4. Осуществление единой кадровой политики.

Ведущими направлениями кадровой политики являются:

- подготовка и переподготовка специалистов для получения знаний и практических навыков в области высоких медицинских технологий и новых методов профилактики, диагностики и лечения;

- достижение оптимального соотношения численности врачей и среднего медицинского персонала;

- создание условий для мотивированного труда медицинского персонала;

- создание системы профессионального самоуправления и корпоративной ответственности в коллективе.

Внедрение системы самоуправления позволит регулировать деятельность каждого медицинского работника и медицинского коллектива, гибко используя экономические и морально-нравственные рычаги. Важными компонентами развития системы самоуправления являются:

- формирование системы корпоративной ответственности за качество оказываемой медицинской помощи;

- оценка результатов работы каждого члена медицинского коллектива;

- корпоративное распределение финансовых средств за оказанные медицинские услуги;

- формирование системы персональных допусков к видам медицинской деятельности в зависимости от уровня их сложности;

- повышение мотивации медицинских работников к непрерывному профессиональному образованию.

Внедрение принципов врачебного самоуправления и корпоративной ответственности позволит значительно повысить качество как персональной работы, так и деятельности всего ЛПУ.

В рамках реализации кадровой политики предлагается осуществить следующие мероприятия:

- приведение численности и структуры медицинских кадров в соответствие с объемами оказываемой медицинской помощи и перспективными задачами;

- развитие системы непрерывного образования медицинских и фармацевтических работников;

- совершенствование нормативной правовой базы, определяющей профессиональную деятельность медицинского и фармацевтического персонала;

- повышение качества подготовки специалистов в сфере управления здравоохранением;

- подготовка и переподготовка специалистов с высшим и средним медицинским и фармацевтическим образованием в соответствии с приоритетными направлениями отрасли;

- совершенствование целевой формы подготовки кадров, предусматривающей заключение трехстороннего договора между обучающимся, образовательным учреждением и администрацией муниципального образования с предоставлением студентам и молодым специалистам определенных социальных гарантий;

- оптимизация правовых и экономических взаимоотношений между медицинскими образовательными и лечебно-профилактическими учреждениями;

- расширение сферы применения информационно-коммуникационных технологий в медицинских образовательных учреждениях Астраханской области;

- совершенствование системы непрерывного медицинского образования;

- развитие государственных программ международного обмена в рамках профессионального совершенствования медицинских работников;

- совершенствование системы подготовки управленческих кадров в здравоохранении и специалистов кадровых служб медицинских организаций, основанной на современных принципах управления качеством, стандартизации, многопрофильных профессиональных знаниях;

- разработка системы страхования ответственности медицинских работников;

- совершенствование работы главных внештатных специалистов министерства здравоохранения Астраханской области;

- повышение роли научных медицинских и профессиональных обществ и ассоциаций в аттестации медицинских работников.

3.5. Инновационное развитие здравоохранения.

Совершенствование медицинской помощи населению возможно при условии инновационного развития здравоохранения на основе достижений фундаментальной науки, создания и внедрения новых эффективных лечебно-диагностических и информационно-коммуникационных технологий, лекарственных средств в медицинскую практику. Непрерывный поступательный процесс обновления медицинских технологий и лечебных субстанций, обеспечивающий повышение эффективности лечения и профилактики, требует формирования и адекватного финансового обеспечения целевых научных программ по приоритетным направлениям развития медицины и здравоохранения.

Постановка "на поток" высокотехнологичных медицинских услуг, создание новых медицинских центров, которые позволят сократить сроки ожидания и обеспечат доступность высокотехнологичных видов медицинской помощи пациентам независимо от их места жительства, требуют научного обоснования подходов к формированию клинических протоколов ведения больных по высокотехнологичным видам медицинской помощи.

Для перехода на инновационный путь развития здравоохранения необходимо осуществление следующих мероприятий:

- создание условий для развития фундаментальных и прикладных биомедицинских научных исследований;

- концентрация финансовых средств и кадровых ресурсов на приоритетных и инновационных направлениях развития медицинской науки;

- формирование государственного задания на разработку стандартов оказания медицинской помощи и клинических протоколов;

- формирование государственного задания на разработку новых медицинских технологий профилактики, диагностики, лечения заболеваний и реабилитации больных, обоснование объемов их реализации, алгоритмов внедрения и контроля за применением;

- разработка научных программ фундаментальных исследований, направленных на расширение и углубление новых знаний о природе и человеке, этиологии, пато- и морфогенезе основных наиболее распространенных заболеваний человека, выполняемых на основе межведомственного взаимодействия научных коллективов;

- укрепление отраслевого научного потенциала;

- планирование научных исследований в соответствии с перечнем приоритетных направлений, характеризующихся научной новизной, высокой практической значимостью и конкурентоспособностью;

- внедрение критических технологий, которые могут стать для российского здравоохранения и медицинской науки "прорывными" и нуждаются в рисковом финансировании;

- создание системы внедрения результатов научно-технической деятельности в практику здравоохранения с использованием различным форм государственно-частного партнерства, поддержка малого и среднего бизнеса в медицинской науке;

- создание на базе достижений фармацевтики, биотехнологии и нанотехнологий принципиально новых эффективных методов профилактики, диагностики и лечения, лекарственных средств, диагностических препаратов и медицинских изделий нового поколения, средств генной терапии и адресных транспортных систем лекарственных препаратов;

- формирование инновационной инфраструктуры медицинской науки, развитие коммерциализации результатов научно-технической деятельности;

- формирование рынка научных медицинских услуг на основе конкуренции научных организаций всех форм собственности;

- создание приоритетного инновационного промышленного фармацевтического кластера в Астраханской области на основе строительства объектов промышленности и реинжиниринга, объектов инфраструктуры, по производству инъекционных и пероральных импортозамещающих и оригинальных лекарственных препаратов с применением нанофармацевтических технологий.

3.6. Информатизация здравоохранения.

Создание современного эффективного управленческого механизма немыслимо без развития соответствующей информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. Информационная система в здравоохранении - это необходимое условие развития отрасли в целом, это основа (базис) построения любых организационных и финансовых механизмов. Современные медицинские информационные технологии оказывают существенное влияние на качество и доступность медицинских услуг для населения в сочетании с ростом эффективности планирования и управления ресурсами системы здравоохранения Астраханской области на основе мониторинга и анализа показателей качества медицинской помощи.

В целях информационного обеспечения оперативного управления и планирования ресурсов системы здравоохранения, а также повышения доступности и качества медицинской помощи гражданам Российской Федерации на территории Астраханской области должна быть создана государственная информационная система персонифицированного учета оказания медицинской помощи (далее - система учета), которая обеспечит оперативный учет медицинской помощи в учреждениях здравоохранения и медицинских кадров для создания надежной основы решения ключевых задач управления отраслью.

Планируется реализовать следующие основные направления:

- создание информационных систем ведения региональных реестров и регистров, а также нормативно-справочной информации в сфере здравоохранения;

- создание информационной системы персонифицированного учета оказания медицинской помощи;

- информационная поддержка лечебно-диагностического процесса на основе обеспечения доступа медицинских работников к нормативно-справочной информации;

- создание и внедрение автоматизированной системы ведения медицинской карты пациента в электронном виде;

- создание условий для организации медицинской помощи с использованием системы постоянного мониторинга и анализа показателей качества медицинской помощи;

- создание аналитических систем различного уровня для оперативного и стратегического управления системой здравоохранения;

- создание единого диспетчерского пункта по организации потоков пациентов;

- создание хранилища медицинской информации;

- развитие региональной части Государственной информационной системы обязательного медицинского страхования (далее - ГИС ОМС);

- проведение комплекса мероприятий для обеспечения информационной безопасности.

Информация, формируемая в рамках системы учета, позволит решать задачи анализа и прогнозирования ключевых показателей развития отрасли здравоохранения в Астраханской области, а также повышения качества и оперативности предоставления медицинских услуг населению. Это будет достигнуто за счет автоматизации:

- мониторинга финансовых потоков в учреждениях здравоохранения Астраханской области;

- оценки эффективности управления кадровыми ресурсами в сфере здравоохранения;

- прогнозирования потребности в лекарственных препаратах, в том числе по программе лекарственного страхования и на основе данных регистров различных категорий населения Астраханской области;

- прогнозирования затрат на медицинскую помощь;

- оценки эффективности деятельности учреждений здравоохранения Астраханской области.

Современные медицинские информационные технологии могут оказать существенное влияние на повышение качества и доступности медицинских услуг населению в сочетании с ростом эффективности планирования и управления ресурсами системы здравоохранения Астраханской области на основе мониторинга и анализа показателей качества медицинской помощи.

3.7. Финансовое обеспечение реализации стратегии.

Оказание гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Астраханской области осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджета Астраханской области и бюджетов муниципальных образований, средств ОМС с разграничением расходных обязательств между уровнями бюджетов.

За счет средств федерального бюджета оказывается:

- специализированная медицинская помощь в федеральных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

- первичная медико-санитарная и скорая медицинская помощь работникам организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда;

- первичная медико-санитарная и скорая медицинская помощь населению закрытых административно-территориальных образований, наукоградов Российской Федерации, территорий с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами.

За счет средств бюджета Астраханской области оказывается:

- специализированная (санитарно-авиационная) скорая медицинская помощь;

- специализированная медицинская помощь в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, наркологических заболеваниях.

За счет средств местных бюджетов оказывается первичная медико-санитарная помощь, включая неотложную медицинскую помощь, гражданам при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, психических расстройствах, расстройствах поведения и наркологических заболеваниях.

За счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов в установленном порядке обеспечивается оказание медицинской помощи и предоставление медицинских и иных услуг в медицинских учреждениях, входящих в номенклатуру учреждений здравоохранения, утверждаемую Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, и не участвующих в реализации программы госгарантий.

За счет средств ОМС в рамках программы госгарантий предоставляется первичная медико-санитарная и специализированная медицинская помощь, за исключением высокотехнологичной.

Основными источниками доходов системы ОМС являются:

- страховые взносы работодателей на ОМС работающего населения;

- страховые взносы на ОМС неработающего населения, уплачиваемые из бюджета Астраханской области;

- межбюджетные трансферты на выравнивание финансовых условий реализации территориальных программ ОМС.

Страховые взносы работодателей с 2011 года будут установлены в размере 5,1% от фонда оплаты труда, они будут распределяться в пропорции: 4% - в бюджет территориального фонда ОМС и 1,1% – в бюджет Федерального фонда ОМС.

Взносы на ОМС неработающего населения будут уплачиваться из бюджета Астраханской области в зависимости от платежей работодателей на работающее население с учетом коэффициентов удорожания/удешевления медицинской помощи и от половозрастной структуры неработающего населения. При этом порядок расчета взносов на ОМС неработающего населения будет определен федеральным законом и станет единым для всех субъектов Российской Федерации.

Повышение размера страховых взносов на ОМС будет сопровождаться переходом на преимущественно одноканальное финансирование медицинской помощи через систему ОМС. Поэтапно в финансовое обеспечение за счет средств ОМС будут включены:

- расходы ЛПУ сверх пяти статей расходов, финансируемых за счет средств ОМС;

- скорая медицинская помощь, за исключением санитарной авиации;

- высокотехнологичная специализированная медицинская помощь;

- лекарственное обеспечение граждан в амбулаторных условиях;

- бюджетные инвестиции.

С учетом увеличения размера страховых взносов минимальный подушевой норматив финансового обеспечения программы госгарантий может быть обеспечен в объеме около 5 400 рублей на человека в год в 2010 году и 30 400 рублей в 2020 году (в ценах соответствующих лет). Указанное увеличение позволит повысить средний уровень заработной платы медицинского персонала не менее чем до среднего уровня заработной платы по Российской Федерации, увеличить расходы на медикаменты и перевязочные средства, питание, расходные материалы, расходы на содержание учреждений.

Внедрение принципа одноканального финансирования медицинской помощи через систему ОМС, а также конкретизация государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи должны сопровождаться созданием системы выравнивания финансовых условий реализации территориальных программ государственных гарантий в субъектах Российской Федерации в части базовых программ ОМС за счет средств федерального бюджета и бюджета Федерального фонда ОМС.

Конкретизация государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи потребует внедрения системы финансирования учреждений здравоохранения в зависимости от целевых показателей.

В структуру тарифа на медицинскую помощь за счет ОМС, а также в нормативную стоимость единицы государственного задания включаются все затраты лечебного учреждения.

Тарифы на медицинскую помощь за счет ОМС устанавливаются субъектом Российской Федерации на основании принятых им медико-экономических стандартов. По заболеваниям, не охваченным стандартами медицинской помощи, устанавливаются перечни диагностически связанных групп с минимальными обобщенными тарифами, по которым оплачивается лечение заболеваний, входящих в конкретную группу.

Для государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения, у которых поступления по тарифам ОМС не покрывают затраты на их содержание (например, сельские учреждения), должен быть предусмотрен механизм адресного частичного субсидирования расходов на оплату труда, коммунальных услуг и текущего ремонта.

В целях обеспечения качества оказываемой помощи должны быть установлены критерии эффективности деятельности каждого лечебно-профилактического подразделения, основанные на профильных стандартах медицинской помощи, оказывающие влияние на размер оплаты труда медицинских работников.

При введении одноканальной модели финансирования программы госгарантий покупателями медицинских услуг являются страховые медицинские организации, с которыми территориальные фонды ОМС заключают договоры. При этом страховые медицинские организации заключают договоры на покупку медицинских услуг с медицинскими организациями независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.

Необходимо предусмотреть расширение требований государства к страховым медицинским организациям: установление единых требований к квалификационным характеристикам страховщиков, а также создание механизмов контроля за их выполнением; использование механизмов экономического стимулирования страховщиков по ряду показателей, отражающих эффективность использования ресурсов в системе оказания медицинской помощи.

Для осуществления текущего и стратегического планирования ресурсов, увеличения доступности и повышения качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программы госгарантий, должен быть внедрен единый электронный страховой полис, который станет первым этапом информатизации здравоохранения, и в том числе создания системы персонифицированного (индивидуального) учета по ОМС.

Необходимо внедрять рыночные (конкурентные) механизмы, а именно:

- предоставить возможность выбора ЛПУ, когда это возможно, для населения Астраханской области через повышение информированности пациента о качестве работы ЛПУ;

- создать конкуренцию между ЛПУ для реализации программ госгарантий на конкурсной основе;

- осуществлять финансирование ЛПУ и оплату труда медицинских работников согласно объемам и качеству оказанной медицинской помощи;

- расширить права руководителей ЛПУ в сфере управления ЛПУ;

- поэтапно привести организационно-правовые формы государственных и муниципальных ЛПУ в соответствие с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, конкретизация государственных гарантий бесплатной медицинской помощи по видам и условиям оказания помощи, вступление в силу стандартов и порядков оказания медицинской помощи, а также введение системы лекарственного обеспечения граждан при амбулаторной помощи будет являться стимулом для развития добровольного медицинского страхования, как расширяющего виды и условия оказания медицинской помощи, так и обеспечивающего ускоренный доступ к лечению, предоставление дополнительных услуг, а также выбор дополнительных учреждений.

Развитие добровольного медицинского страхования должно быть неразрывно связано с разграничением платных и бесплатных медицинских услуг в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения с целью недопущения ограничения доступности бесплатной медицинской помощи.

4. Нормативное правовое обеспечение реализации стратегии.


Правовое обеспечение реализации стратегии предусматривает как издание новых законодательных актов, так и совершенствование действующего законодательства, которое должно осуществляться поэтапно.

Первоначальный этап правового обеспечения заключается в принятии законодательных актов, направленных на реализацию задач по конкретизации государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи, созданию эффективной модели управления финансовыми ресурсами, переходу на современную систему организации медицинской помощи, улучшению лекарственного обеспечения.

В целях реализации указанных задач потребуется уточнение нормативных правовых актов Астраханской области, закрепляющих систему организации здравоохранения и оказания медицинской помощи в Астраханской области, права пациентов и медицинских работников, а также гарантированный механизм реализации этих прав.

Необходимо отметить, что действующее в настоящее время законодательство Российской Федерации не обеспечивает в полной мере четкого разграничения между порядком получения гражданами бесплатной медицинской помощи и платных медицинских услуг. В связи с этим помимо конкретизации условий и порядка оказания бесплатной медицинской помощи потребуется совершенствование механизма правового регулирования оказания платных медицинских услуг.

Необходимо разработать регламенты межведомственного взаимодействия и принять нормативные акты для реализации стратегии на территории Астраханской области.

В целях развития здравоохранения потребуется принятие решения о включении лекарственного обеспечения граждан в программу ОМС.

На втором этапе правового обеспечения реализации поставленных задач развития здравоохранения в целях создания правовых и финансовых основ для урегулирования вопросов, связанных с качеством оказания медицинской помощи, должны быть приняты федеральные законы "О защите прав пациента" и "Об обязательном страховании профессиональной ответственности медицинских работников".

В целях развития рынка медицинских услуг, предоставляемых учреждениями здравоохранения, а также в целях расширения финансовой самостоятельности ЛПУ необходимо внести изменения в Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" в части отмены ограничения по запрету создания автономного учреждения здравоохранения путем изменения типа существующего учреждения здравоохранения. Кроме того, потребуется пересмотр законодательства об автономных учреждениях с целью установления более гибких механизмов управления автономными учреждениями, а также в части определения состава затрат на оказание государственной услуги, чтобы не допустить перекрестного субсидирования расходов на содержание имущества автономных учреждений при внедрении полного тарифа на медицинскую помощь в системе ОМС.

На данном этапе правового обеспечения стратегии потребуется также совершенствование законодательства, регулирующего вопросы донорства крови и ее компонентов, трансплантации органов и тканей.

Учитывая, что в настоящее время судебная практика Европейского суда указывает на несовершенство российского законодательства о психиатрической помощи в части нарушения прав пациента, требуется внести изменения в Федеральный закон от 02.06.92 N 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

Следующим этапом нормативного правового регулирования, обеспечивающего выполнение задач развития здравоохранения, должно являться совершенствование действующего санитарно-эпидемиологического законодательства. При этом нормативно-правовое регулирование в указанной сфере должно быть направлено на формирование здорового образа жизни населения, предупреждение инфекционных и социально значимых заболеваний, ужесточение ответственности за несоблюдение санитарно-эпидемиологического законодательства.

5. Основные этапы и ожидаемые результаты реализации стратегии


Реализация стратегии будет происходить поэтапно. Реализация всех направлений стратегии обеспечит к 2015 году формирование здорового образа жизни населения Астраханской области, а также создаст систему здравоохранения, позволяющую оказывать доступную и качественную медицинскую помощь на основе единых требований и подходов с учетом передовых достижений научно-технического прогресса, которая будет являться залогом устойчивого социально-экономического развития Астраханской области в долгосрочной перспективе.

5.1. Этапы реализации мероприятий по конкретизации государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи

2010 - 2012 годы:

- повышение качества мониторинга реализации программы госгарантий; формирование системы оплаты по законченному случаю лечения;

- включение дополнительных (сверх пяти основных) статей расходов в систему ОМС для перехода на преимущественно одноканальное финансирование через систему ОМС и развитие принципа частичного фондодержания;

- дооснащение и реструктуризация учреждений здравоохранения с разделением ЛПУ, имеющих в своем составе поликлинику и стационар, на отдельные юридические лица с целью исключения порочной системы "заработка денег" за счет стационара;

2013 - 2014 гг. – конкретизация государственных гарантий на основе стандартизации медицинской помощи и расчета медико-экономических стандартов.

5.2. Этапы реализации мероприятий по стандартизации медицинской помощи 2010 - 2012 годы:

- разработка клинических рекомендаций, регламентов, стандартов и индикаторов качества оказания медицинской помощи при социально значимых заболеваниях;

- пилотное внедрение регистров больных сосудистыми, онкологическими, психическими и другими заболеваниями;

2013 - 2014 годы:

- поэтапное внедрение системы управления качеством медицинской помощи на основе регламентов и стандартов ее оказания, регистров стационарных больных, включающих индикаторы качества оказанной помощи, а также совершенствование тарифной политики оплаты труда медицинских работников, зависимой от результатов деятельности и качества выполнения работы;

- установление порядка лицензирования медицинских организаций исходя не только из наличия соответствующего материально-технического оснащения и сертифицированных специалистов, но и возможности соблюдения технологии оказания медицинской помощи (наличие достаточного количества подготовленных медицинских кадров с допусками к необходимым видам помощи и материально-технических ресурсов, позволяющих внедрить график эксплуатации оборудования в соответствии с технологиями оказания медицинской помощи).

5.3 Этапы реализации мероприятий по совершенствованию принципов организации медицинской помощи

2010 - 2012 годы:

- совершенствование системы оперативного учета медицинской помощи, обеспеченности учреждений здравоохранения материально-техническими, финансовыми и кадровыми ресурсами;

- эффективное планирование материальных и нематериальных ресурсов;

- планирование развития сети лечебно-профилактических учреждений с их перепрофилированием, перераспределением кадров и лечебно-диагностических мощностей, формированием маршрутов движения больных, созданием системы поэтапной преемственной помощи;

- совершенствование системы оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями: внедрение в учреждениях первичного амбулаторно-поликлинического уровня автоматизированной оценки риска сосудистых заболеваний и первичной профилактики инсульта и инфаркта миокарда; создание сосудистых отделений, обеспечивающих экстренной специализированной медицинской помощью больных с острыми сосудистыми нарушениями, оказывающих круглосуточную консультативно-диагностическую (в том числе телемедицинскую) и высокотехнологичную помощь при сосудистых заболеваниях;

- совершенствование системы оказания помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях на основе организации экстренной догоспитальной и госпитальной помощи в стационарах, расположенных вдоль федеральных магистралей;

- совершенствование системы оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями: внедрение тотального скрининга онкологических заболеваний в учреждениях первичного амбулаторно-поликлинического уровня и стационарах, дооснащение оборудованием и доукомплектование кадрами;

- совершенствование системы оказания помощи женщинам в период беременности и родов, а также новорожденным и детям.

2013 - 2014 годы:

- перепрофилирование части ЛПУ с целью расширения восстановительного лечения (долечивания), реабилитации и медицинского ухода, создания дневных стационаров;

- совершенствование первичной медико-санитарной помощи;

- доукомплектование ЛПУ амбулаторно-поликлинического уровня квалифицированными медицинскими кадрами (врачами и средним медицинским персоналом);

- придание приоритета профилактической работе (системе оздоровительных мероприятий, диспансеризации, скрининговым осмотрам, вакцинации, углубленным осмотрам) на основе эффективной тарифной политики;

- обеспечение профилактической помощью населения сельской местности и труднодоступных территорий с помощью формирования мобильных медицинских бригад, оснащенных необходимым оборудованием;

- развитие телемедицинских технологий для проведения дистанционной консультативно-диагностической деятельности;

- совершенствование службы активного патронажа;

- дооснащение учреждений, совершенствование и расширение стационарозамещающих технологий;

- внедрение амбулаторной реабилитационной службы;

- внедрение целевых показателей работы учреждений амбулаторно-поликлинического звена (доля здоровых лиц среди прикрепленного населения, ранняя выявляемость заболеваний и т.п.);

- оптимизация маршрутов доставки больных в стационар в зависимости от вида патологии, тяжести состояния больного;

- внедрение стандартов догоспитального ведения больных с разными видами патологии;

- обеспечение бригад скорой медицинской помощи мобильной связью;

- дооснащение службы скорой медицинской помощи согласно стандартам медицинской помощи;

- внедрение целевых показателей работы скорой медицинской помощи (время приезда на вызов, время транспортировки в стационар, догоспитальная летальность и т.п.);

- оптимизация работы ЛПУ стационарного уровня:

- дальнейшее внедрение в деятельность клинических подразделений стационаров стандартов медицинской помощи, регистров больных и системы управления качеством медицинской помощи;

- расширение объемов и внедрение новых видов высокотехнологичной помощи, в том числе при неотложных состояниях;

- доукомплектование стационаров квалифицированными кадрами;

- дооснащение стационаров согласно стандартам медицинской помощи;

- обеспечение работы круглосуточной телемедицинской связи между стационарами ЛПУ муниципального и областного уровней;

- совершенствование этапности оказания медицинской помощи на основе создания в каждом стационаре службы маршрутизации, ответственной за организацию долечивания и реабилитацию выписывающихся больных;

- интенсификация работы стационарной койки за счет внедрения стационарозамещающих диагностических технологий на амбулаторно-поликлиническом уровне и организации поэтапного восстановительного лечения (патронажная служба, система долечивания и реабилитации);

- совершенствование целевых показателей работы учреждений стационарного уровня, отражающих качество медицинской помощи (летальность, степень восстановления нарушенных функций и т.п.);

- совершенствование тарифной политики, основанной на оплате в зависимости от вида, объема и качества оказанной медицинской помощи;

- совершенствование системы поэтапного восстановительного лечения и реабилитации:

- создание сети учреждений (отделений) восстановительного лечения (долечивания), реабилитации, медицинского ухода, в том числе за счет перепрофилирования части учреждений;

- расширение сети дневных стационаров восстановительного лечения и реабилитации;

- укомплектование учреждений (отделений) восстановительного лечения (долечивания), реабилитации, медицинского ухода квалифицированными кадрами;

- оснащение учреждений (отделений) восстановительного лечения (долечивания), реабилитации, медицинского ухода согласно стандартам;

- внедрение высокотехнологичных реабилитационных технологий;

- создание системы целевых показателей работы учреждений патронажно-реабилитационного уровня, отражающих качество медицинской помощи (степень восстановления нарушенных функций, показатели первичной инвалидности, утяжеление инвалидности и т.п.);

- совершенствование тарифной политики, основанной на оплате в зависимости от вида, объема и качества оказанной медицинской помощи;

- повышение ответственности ЛПУ за результаты экономической деятельности, в том числе при изменении организационно-правовых форм, на основе единой системы критериев.

5.4. Этапы реализации мероприятий по осуществлению единой кадровой политики

2010 - 2012 годы:

- разработка, внедрение и постоянное ведение единого регистра медицинских работников с использованием технологии смарт-карт и центров сертификации;

- формирование кадрового потенциала здравоохранения Астраханской области;

- разработка стандартов подготовки специалистов по организации здравоохранения, разработка и реализация образовательных программ для работы в новых условиях;

- подготовка методологической базы непрерывного медицинского образования;

- разработка требований и процедур допуска к осуществлению медицинской деятельности с использованием профессиональной электронной смарт-карты для медицинских и фармацевтических специалистов;

- разработка механизма допуска выпускников медицинских и фармацевтических образовательных учреждений к самостоятельной профессиональной деятельности, включающего перечень практических навыков и умений по каждой специальности по диплому и его соответствие должностям в учреждениях здравоохранения - врач-терапевт, врач-хирург, врач-акушер-гинеколог, медицинская сестра, фельдшер и др.;

- оптимизация управления кадровой политикой с привлечением главных внештатных специалистов министерства здравоохранения Астраханской области, научных, экспертных и консультативных органов, медицинских профессиональных обществ и ассоциаций;

- разработка нормативных правовых актов по формированию и развитию профессиональных сообществ, повышению их роли в образовательной и инновационной деятельности.

2013 - 2014 годы:

- подготовка медицинских специалистов, соответствующих новым требованиям к профессиональной медицинской деятельности; достижение соотношения врачей и среднего медицинского персонала 1:4;

- апробация системы допуска к осуществлению медицинской деятельности;

- оптимизация системы непрерывного медицинского образования;

- формирование системы профессионального роста;

- разработка и введение в действие механизмов реализации прав работников системы здравоохранения на страхование в случаях, когда исполнение обязанностей связано с угрозой их жизни и здоровью;

- создание системы страхования профессиональной ответственности на случай ошибки и при наличии риска в связи с медицинским вмешательством;

- поэтапный переход на оптимальную систему расстановки медицинских кадров; достижение соотношения численности врачей и среднего медицинского персонала 1:7 для патронажной службы Астраханской области;

- мониторинг состояния кадрового обеспечения здравоохранения и движения кадров, оптимизация кадровой политики в соответствии с потребностями системы здравоохранения;

- формирование профессионального самоуправления в решении вопросов кадровой и инновационной политики, разработке единых стандартов оказания медицинской помощи и оценке ее качества.

5.5. Этапы реализации мероприятий по инновационному развитию здравоохранения

2010 - 2012 годы:

- определение приоритетных направлений научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

- разработка целевых научных программ, направленных на достижение конкретных результатов (формирование государственного задания профильным научным организациям);

- разработка механизма мониторинга научных исследований и анализ инновационного развития;

- разработка системы стимулирования, поддержки развития и внедрения инноваций в здравоохранение.

2013 - 2014 годы:

- разработка межведомственных целевых программ, планирование развития и совершенствования здравоохранения в Астраханской области;

- реализация целевых программ;

- внедрения результатов анализа развития системы здравоохранения в Астраханской области в медицинскую практику;

- анализ и контроль выполнения отраслевых целевых программ;

- корректировка приоритетных направлений целевых программ в зависимости от полученных результатов и потребностей здравоохранения;

- формирование государственного задания медицинской науке на последующие годы;

- дальнейшая разработка и реализация межведомственных программ.

5.6. Этапы реализации мероприятий по информатизации здравоохранения

2010 - 2012 годы:

- разработка и согласование организационно-технических требований к компонентам системы учета, предусматривающих возможность использования социальных карт Астраханской области;

- утверждение системного проекта на создание системы учета;

- формирование, апробация типовых программно-технических комплексов, создаваемых в рамках системы учета;

- установка типовых программно-технических комплексов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и подключение их к сети Интернет;

- создание Астраханского информационного центра обработки данных в сфере здравоохранения в рамках системы учета;

- доработка по итогам опытной эксплуатации типовых программно-технических комплексов, установленных в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения;

- создание подсистем региональных реестров, регистров и нормативно-справочной информации в сфере здравоохранения с возможностью доступа органов государственной власти и организаций Астраханской области, а также органов местного самоуправления муниципальных образований к информации, содержащейся в Астраханском центре обработки данных, в том числе к подсистемам реестров и регистров в сфере здравоохранения.

2013 - 2014 годы:

- ввод системы учета в промышленную эксплуатацию;

- внедрение единой системы идентификации получателей медицинских услуг на основе использования социальной карты Астраханской области;

- создание системы централизованного ведения и актуализации научно-справочной информации, включая справочники, классификаторы, медико-экономические стандарты;

- создание единой региональной системы сбора и хранения электронных историй болезни на базе национальных стандартов.

5.7. Этапы финансового обеспечения реализации стратегии

2010 - 2012 годы:

- переход на экономически обоснованные тарифы медицинской помощи;

- создание системы экспертизы медицинской помощи, основанной на стандартах медицинской помощи;

- внедрение системы персонифицированного учета застрахованных в системе обязательного медицинского страхования;

- переход на страховые взносы работодателей и внедрение единой методики расчета страховых взносов субъектов Российской Федерации на обязательное медицинское страхование неработающего населения;

- паспортизация медицинских учреждений на предмет оснащенности помещениями и оборудованием с целью определения возможности включения инвестиционных расходов в систему ОМС;

- разработка межведомственной информационной системы "Электронный полис обязательного медицинского страхования".

2013 - 2014 годы:

- переход на подушевой принцип оплаты первичной амбулаторно-поликлинической помощи;

- проведение пилотных проектов по разделению финансовых рисков территориальных фондов обязательного медицинского страхования со страховыми медицинскими организациями;

- переход высокотехнологичной медицинской помощи в систему ОМС;

- включение в подушевой норматив программы госгарантий расходов инвестиционного характера, а также расходов на приобретение дорогостоящего оборудования;

- постепенное внедрение во всех муниципальных образованиях Астраханской области межведомственной информационной системы "Электронный полис обязательного медицинского страхования".

О стратегии развития системы здравоохранения Астраханской области до 2014 года

Название документа: О стратегии развития системы здравоохранения Астраханской области до 2014 года

Номер документа: 225-П

Вид документа: Постановление Правительства Астраханской области

Принявший орган: Правительство Астраханской области

Статус: Действующий

Опубликован: Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области N 25 от 10.06.2010
Дата принятия: 25 мая 2010

Дата редакции: 25 мая 2010