Недействующий

ЗАКОН

ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

от 24 апреля 1997 года N 50-ЗТО

ОБ АДРЕСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

Принят Тульской областной думой 24 апреля 1997 года

{УТРАТИЛ СИЛУ:

Закон Тульской области от 28.12.2004 N 495-ЗТО}

{ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ:

Закон Тульской области от 01.12.2001 N 273-ЗТО,

Закон Тульской области от 10.10.2002 N 333-ЗТО}

Настоящий Закон устанавливает правовые, экономические меры и порядок оказания адресной социальной помощи жителям области, а также категории граждан, имеющих право на нее, предусматривает права граждан на адресную социальную помощь, предоставляемую за счет средств областного бюджета и других источников, не запрещенных законодательством, компетенцию и ответственность органов государственной власти и местного самоуправления при оказании адресной социальной помощи.

Закон не затрагивает прав граждан на адресную социальную помощь, а также порядок ее оказания, устанавливаемый законодательством Российской Федерации.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основы государственной политики по оказанию адресной социальной помощи


1. Государственная политика в сфере адресной социальной помощи направлена на удовлетворение минимальных потребностей граждан на основании прожиточного минимума, определяемого на территории области для каждой конкретной группы населения.

2. Основные направления развития системы адресной социальной помощи разрабатываются администрацией области и представляются в областную Думу вместе с проектом закона об областном бюджете на очередной год.

Статья 2. Законодательство об адресной социальной помощи


Законодательство об адресной социальной помощи основывается на общих принципах, установленных Конституцией Российской Федерации, Федеральным Законом "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" и состоит из других Федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Тульской области.

Статья 3. Основные понятия, применяемые в Законе


Социальная помощь - это оказание дифференцированной помощи нуждающимся гражданам в денежной и натуральной форме, в виде услуг и льгот, осуществляемое за счет средств областного, местных бюджетов, внебюджетных фондов и благотворительных организаций и организаций всех форм собственности.

Адресная социальная помощь - это социальная помощь, оказываемая гражданам, имеющим среднедушевой доход ниже утвержденного на территории области прожиточного минимума.

Среднедушевой доход - это отношение совокупного дохода семьи к количеству членов семьи.

Социальное пособие - это денежная помощь, носящая доплатный до прожиточного минимума характер.

Прожиточный минимум - это минимальный объем потребления материальных благ и услуг в стоимостном выражении, необходимых для поддержания жизнедеятельности и сохранения здоровья человека.

Величина прожиточного минимума устанавливается для социально-демографических групп населения на определенный период времени на основе данных государственной статистики о потребительских ценах на основные виды товаров и услуг.

Трудная жизненная ситуация - это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью; сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, жестокое обращение в семье, одиночество и т.п.), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Экстремальная ситуация - это ситуация, сложившаяся под воздействием стихийных бедствий, межнациональных конфликтов и войн, несчастных случаев (пожар, авария, катастрофа и т.п.), в результате которых гражданин остался без жилья, имущества, средств к существованию.

Статья 4. Принципы оказания адресной социальной помощи


Государственная политика в сфере оказания адресной социальной помощи строится на следующих принципах:

- преимущественно государственный характер адресной социальной помощи в сочетании с заявительным подходом по инициативе органов местного самоуправления, социальной защиты и заинтересованных граждан;

- дифференцированного подхода при определении размеров и видов помощи в соответствии с прожиточным минимумом и в зависимости от материального положения граждан при первоочередном оказании помощи нетрудоспособным лицам, находящимся в сложной жизненной ситуации;

- гарантированность адресной социальной помощи;

- преемственность всех видов и форм адресной социальной помощи;

- ответственность органов государственной власти области, органов местного самоуправления, социальных служб, а также должностных лиц за обеспечение прав населения в сфере оказания адресной социальной помощи;

- самостоятельность органов местного самоуправления в вопросах оказания дополнительной адресной помощи.

ГЛАВА II. ПРАВО НА АДРЕСНУЮ СОЦИАЛЬНУЮ ПОМОЩЬ

Статья 5. Право граждан на адресную социальную помощь


Право на адресную социальную помощь имеют малоимущие семьи или малоимущие одиноко проживающие граждане, имеющие среднедушевой доход ниже прожиточного минимума и проживающие, а также прошедшие регистрацию по месту жительства либо пребывания на территории области.

{Статья 5 в новой редакции Закона Тульской области от 10.10.2002 N 333-ЗТО}

Статья 6. Категории граждан, имеющих первоочередное право на адресную социальную помощь


1. К гражданам, имеющим первоочередное право на адресную социальную помощь относятся следующие категории:

1.1. Одинокие неработающие пенсионеры по возрасту, по случаю потери кормильца или супружеские пары, достигшие пенсионного возраста, у которых отсутствуют родственники, обязанные в соответствии с федеральным законодательством их содержать;

1.2. Одиноко проживающие лица, получающие социальные пенсии;

{Подпункт 1.2 в новой редакции Закона Тульской области от 10.10.2002 N 333-ЗТО}

1.3. Инвалиды I и II групп;

1.4. Малоимущие семьи с несовершеннолетними детьми;

{Подпункт 1.4 в новой редакции Закона Тульской области от 10.10.2002 N 333-ЗТО}

{Подпункты 1.5, 1.6, 1.7, 1.8 исключены Законом Тульской области от 10.10.2002 N 333-ЗТО}

1.5. Сироты - студенты вузов, учащиеся средних специальных и профессиональных учебных заведений очного обучения;

{Подпункт 1.9 считается подпунктом 1.5: Закон Тульской области от 10.10.2002 N 333-ЗТО}

1.6. Студенты вузов, учащиеся средних специальных и профессиональных учебных заведений очного обучения, имеющие несовершеннолетних детей;

{Подпункт 1.10 считается подпунктом 1.6: Закон Тульской области от 10.10.2002 N 333-ЗТО}

1.7. Выпускники детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 21 года;

{Подпункт 1.11 считается подпунктом 1.7: Закон Тульской области от 10.10.2002 N 333-ЗТО}

1.8. Лица, попавшие в экстремальные ситуации.

{Подпункт 1.12 считается подпунктом 1.8: Закон Тульской области от 10.10.2002 N 333-ЗТО}

2. Органы местного самоуправления осуществляют оказание государственной социальной помощи в пределах полномочий, передаваемых им органами государственной власти вместе с материальными и финансовыми ресурсами для их осуществления.

{Пункт 2 в новой редакции Закона Тульской области от 10.10.2002 N 333-ЗТО}

Статья 7. Виды и периодичность адресной социальной помощи


1. Адресная социальная помощь исходя из конкретных условий оказывается в виде:

- денежного социального пособия;

- натуральной помощи либо социальных услуг и (или) льгот.

2. Социальная помощь может предоставляться:

- в разовом порядке;

- на период до достижения получателем прожиточного минимума;

- на продолжительное время - в случае полного отсутствия у граждан дохода или невозможности устройства на работу;

- при невозможности устройства в государственное учреждение одиноких престарелых граждан и несовершеннолетних детей, оставшихся без средств к существованию;

- при невозможности устройства на работу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитанников детских домов, школ-интернатов и других учебных заведений.

Статья 8. Размер социального пособия


Размер социального пособия устанавливается ежеквартально в соответствии с Законом "О прожиточном минимуме в Тульской области".

Статья 9. Полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в сфере оказания адресной социальной помощи


1. Оказание адресной социальной помощи осуществляется через систему органов социальной защиты населения и их специализированные социальные учреждения.

2. Администрация области и ее подразделения в целях исполнения настоящего Закона при подготовке проекта бюджета на очередной бюджетный год представляют предложения о финансировании предусмотренных в нем мер в областную Думу. Затраты на реализацию адресной социальной помощи выделяются отдельной строкой в расходной части бюджета.

3. Органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица организаций всех форм собственности обязаны разъяснять гражданам о предоставленных им законодательством правах в сфере социальной помощи и о порядке их реализации.

ГЛАВА III. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ АДРЕСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

Статья 10. Порядок формирования информационного банка данных о нуждающихся в социальной помощи


1. Органы социальной защиты населения администрации области обеспечивают методическое руководство по формированию банка данных о нуждающихся в социальной помощи (далее по тексту - банк данных) с целью последующего планирования основных направлений по оказанию адресной социальной помощи и ее финансированию.

2. Практическая работа по сбору информации для областного банка данных возлагается на органы местного самоуправления и осуществляется в соответствии с порядком и условиями, определенными администрацией области.

Статья 11. Оказание адресной социальной помощи


Адресная социальная помощь назначается:

- органами социальной защиты населения по месту жительства (регистрации) гражданина, имеющего на нее право согласно статьи 5 настоящего Закона на основании банка данных;

- по заявлению гражданина или его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения.

Статья 12. Исчисление среднедушевого дохода


1. Для исчисления среднедушевого дохода в составе семьи учитываются: супруги, их дети и родители, другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, проживающие совместно и ведущие общее хозяйство.

В качестве семьи также рассматриваются лица, не состоящие в зарегистрированном браке, но совместно проживающие, ведущие общее хозяйство.

2. Дети, находящиеся на полном государственном обеспечении, военнослужащие срочной службы, лица, находящиеся в местах лишения свободы, в составе семьи не учитываются.

3. В неполных семьях в составе семьи учитывается только тот родитель, который воспитывает ребенка и проживает совместно с ним.

4. Среднедушевой доход на члена семьи (одиноко проживающего гражданина) исчисляется путем деления общей суммы всех видов доходов всех членов семьи (гражданина) за три календарных месяца, непосредственно предшествовавших обращению за оказанием адресной социальной помощи, на число месяцев (на три), а затем - на число членов семьи.

5. Если среднедушевой доход члена семьи (гражданина) менее установленного на день обращения за оказанием адресной социальной помощи прожиточного минимума, утвержденного в установленном порядке, то такая семья (гражданин) признается малообеспеченной.

При исчислении среднедушевого дохода семьи из расчета исключаются трудоспособные неработающие члены семьи, не зарегистрированные в органах занятости населения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»