Недействующий

О ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЖИЛИЩЕ" НА 2009-2011 ГОДЫ

2. Характеристика проблемы


Проблема обеспеченности населения жильем в Волгоградской области на современном этапе развития является наиболее значимой социальной проблемой. Ограниченные возможности привлечения прямых государственных, муниципальных и частных инвестиций, недоступность кредитных ресурсов и низкий уровень доходов населения сдерживают рост жилищного строительства. В настоящее время в Волгоградской области проживает 2598,9 тыс. человек. Средний уровень обеспеченности жильем на 1 января 2009 г. составил 21,2 кв. метра на человека.

Федеральной целевой программой "Жилище" поставлена задача - к 2010 году довести уровень обеспеченности населения жильем до 21,7 кв. метра на человека. Исходя из требуемого уровня обеспеченности населения жильем, жилищный фонд области на сегодня должен составлять не менее 56,4 млн. кв. метров.

Жилищный фонд Волгоградской области по состоянию на 1 января 2009 г. составляет 54,7 млн. кв. метров общей площади. Исходя из показателей, предусмотренных федеральной целевой программой "Жилище", ввод жилья по Волгоградской области за период 2009 - 2011 годов должен составить не менее 2250 тыс. кв. метров, в том числе по годам: в 2009 году - 670 тыс. кв. метров, в 2010 году - 750 тыс. кв. метров, в 2011 году - 830 тыс. кв. метров.

Из общего объема ввода за период 2009 - 2011 годов 100 тыс. кв. метров предполагается ввести за счет реализации мероприятий подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства на территории Волгоградской области на 2009 - 2011 годы".

Для улучшения жилищных условий населения важно не только увеличение объемов вводимого нового жилья, но и повышение его качества. Программа жилищного строительства должна быть направлена на стимулирование применения высококачественных современных строительных технологий - использование прогрессивных строительных материалов и конструкций в жилищном строительстве с ориентацией на применение энерго- и ресурсосберегающих экологически чистых материалов; выпуск товарной продукции в виде готовых комплектов индивидуальных жилых домов с целью снижения стоимости строительства.

Основными причинами, сдерживающими рост объемов ввода в эксплуатацию жилья, являются:

ограниченные возможности финансирования жилищного строительства из бюджетов всех уровней;

недоступность кредитных ресурсов из-за высоких процентных ставок для большинства граждан и юридических лиц;

недостаток площадок, обустроенных инженерными коммуникациями;

несовершенство существующей системы градорегулирования и землепользования, которая не стимулирует привлечение частных инвестиций в жилищное строительство.

Решая такую большую государственную проблему, как демография, необходимо в первую очередь решить задачу обеспечения жильем молодых семей. В Программу входит подпрограмма "Молодой семье - доступное жилье" на 2009 - 2011 годы, задачей которой является оказание молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условии, финансовой поддержки (предоставление субсидий на приобретение жилья, в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита).

Остается нерешенной проблема обеспечения доступности жилья для граждан с невысоким уровнем дохода.

Высокая стоимость жилья и постоянный рост цен на него по сравнению с доходами граждан делают для многих жителей Волгоградской области неразрешимой проблему приобретения нового жилья или улучшения жилищных условий. В настоящий момент назрела необходимость кардинального решения данной проблемы. Высокая стоимость вводимого в эксплуатацию нового жилья обусловливает необходимость обращения граждан к вторичному рынку жилья, на котором в последнее время приобретение жилья становится все более сложной задачей даже для обеспеченных граждан.

В сложившихся условиях особую актуальность приобретает развитие механизма ипотечного жилищного кредитования, что, с одной стороны, будет способствовать увеличению платежеспособного спроса на квартиры и развитию жилищного строительства, а с другой стороны - позволит улучшить жилищные условия граждан.

Решить эти задачи поможет целенаправленная работа по реализации Программы, в состав которой входит подпрограмма "Развитие системы жилищного кредитования на территории Волгоградской области" на 2009 - 2011 годы.

В Волгоградской области жилищное кредитование осуществляют специализированные фонды жилья и ипотеки, коммерческие банки.

В 2008 году населению области предоставлено банками кредитов на покупку жилья на сумму 9249,285 млн. рублей, в том числе ипотечных жилищных кредитов на сумму 8108,485 млн. рублей. За 2008 год улучшили свои жилищные условия 6475 семей, в том числе за счет ипотечных жилищных кредитов - 4372 семьи.

В течение трех лет предстоит построить более 2 млн. кв. метров жилья полностью за счет частных инвестиций либо при оказании различных форм государственной поддержки. Для обеспечения указанных объемов ввода жилья должны быть задействованы различные механизмы вовлечения инвестиций в строительство.

В настоящее время более 34,6 тыс. человек (около 1,3 процента населения Волгоградской области) проживает в ветхих и аварийных домах, не приспособленных для постоянного проживания, что составляет более семи процентов численности семей, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий.

Суммарная площадь жилых помещений, непригодных для проживания, и жилых помещений многоквартирных домов, признанных аварийными в Волгоградской области (далее именуется - аварийный жилищный фонд), составляет около 1159,6 тыс. кв. метров (около 2,1 процента жилищного фонда Волгоградской области).

Решение проблемы переселения граждан из аварийного жилищного фонда, осуществляемой в соответствии с подпрограммой "Переселение граждан, проживающих на территории Волгоградской области, из многоквартирных домов, признанных непригодными для проживания" на 2009 - 2011 годы, будет способствовать снижению социальной напряженности в области, улучшению демографической ситуации, развитию базы стройиндустрии в Волгоградской области в целом, созданию новых рабочих мест.

Одной из приоритетных задач национальной жилищной политики Российской Федерации и Волгоградской области является обеспечение комфортных условий проживания и доступности коммунальных услуг для всех слоев населения.

В настоящее время жилищно-коммунальное хозяйство Волгоградской области характеризуется низкой инвестиционной привлекательностью и требует привлечения больших инвестиций для модернизации и развития.

Более 20 процентов водопроводов с забором воды из поверхностных источников не имеют необходимого комплекса очистных сооружений и не обеспечивают полное обеззараживание и очистку воды в соответствии с требованиями, предъявляемыми к качеству питьевой воды. Указанные системы обеспечивают водой 35 процентов поселков городского типа от общего количества в области, а также более 90 процентов в сельской местности.

Низкое качество предоставляемых коммунальных услуг является следствием износа и технологической отсталости объектов коммунальной инфраструктуры. По состоянию на 1 января 2009 г. уровень износа объектов коммунальной инфраструктуры Волгоградской области составляет в среднем 68,9 процента.

Одной из причин высокого уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры является недоступность долгосрочных инвестиционных ресурсов для организаций коммунального комплекса. Как следствие, организации не имеют возможности осуществлять модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры без значительного повышения тарифов. Привлечение инвестиционных и заемных средств на длительный период могло бы позволить организациям коммунального хозяйства снизить издержки при производстве коммунальных услуг за счет модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и обеспечить возвратность кредитов, а также окупаемость инвестиций без значительного повышения тарифов.

Наличие системных проблем в отрасли жилищно-коммунального хозяйства требует программно-целевых методов для их решения. Реализация такого подхода позволит создать механизм, стимулирующий снижение издержек производства и повышение качества услуг, обеспечить инвестиционную привлекательность жилищно-коммунального комплекса, активизировать процесс замены сетевого хозяйства и модернизации объектов коммунального комплекса за счет всех видов источников.

Вопросы, связанные с развитием жилищного строительства в Волгоградской области, а также обеспечением населения качественными жилищно-коммунальными услугами, комплексно решаются в рамках Программы.