• Текст документа
  • Статус
Действующий

АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 мая 1997 года N 268

О СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", постановлениями Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и от 3 августа 1996 г. N 924 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", Положением о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации 1993 года, в целях совершенствования работы сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Волгоградской области постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Волгоградской области.

2. Рекомендовать главам муниципальных образований Волгоградской области до 1 июня 1997 г. разработать и утвердить в установленном порядке Положение о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны местного уровня.

3. Назначить начальником сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Волгоградской области председателя Государственного комитета по охране окружающей среды Волгоградской области Желтобрюхова В.Ф.

4. Контроль за исполнением постановления возложить на отдел по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и взаимодействию с воинскими частями аппарата Главы Администрации Волгоградской области.

5. Положение о сети наблюдения и лабораторного контроля области, утвержденное распоряжением Главы Администрации Волгоградской области от 30.06.94 N 636-р, признать утратившим силу.

Первый заместитель

Главы Администрации

Волгоградской области В.И. Галушкин

ПОЛОЖЕНИЕ о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Волгоградской области

УТВЕРЖДЕНО

постановлением

Главы Администрации

Волгоградской области

от 20.05.97 N 268

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящее Положение определяет организацию, основные задачи и порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны (далее - сеть наблюдения и лабораторного контроля) Волгоградской области, созданной на основании постановлений Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и от 3 августа 1996 г. N 924 "О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций ".

2. Сеть наблюдения и лабораторного контроля Волгоградской области является составной частью сил и средств наблюдения и контроля территориальной подсистемы Волгоградской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Выполнение стоящих перед ней задач является обязательным для всех управлений, комитетов, объединений, инспекций и учреждений (организаций), включенных в структуру сети наблюдения и лабораторного контроля Волгоградской области.

3. Координацию деятельности сети наблюдения и лабораторного контроля Волгоградской области осуществляет Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации Волгоградской области.

Непосредственное руководство подведомственными учреждениями и лабораториями сети наблюдения и лабораторного контроля Волгоградской области осуществляют руководители соответствующих управлений, комитетов, объединений, инспекций и учреждений (организаций), независимо от формы собственности, включенных в структуру сети наблюдения и лабораторного контроля Волгоградской области.

4. Наблюдение и лабораторный контроль в Волгоградской области организуется и проводится в целях:

своевременного обнаружения и оценки радиационной, химической , биологической (бактериологической ) обстановки;

определения степени загрязнения объектов окружающей среды, воздуха, почвы, воды открытых водоемов, растительности, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды радиоактивными веществами, химически опасными веществами и биологическими средствами;

принятия комиссией по чрезвычайным ситуациям Администрации Волгоградской области решений и экстренных мер по обеспечению защиты населения и территорий.

Наблюдение - способ разведки, обеспечивающий своевременное обнаружение зараженности (загрязненности) объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды радиоактивными веществами, отравляющими веществами, химически опасными веществами и биологическими средствами с помощью технических средств.

Лабораторный контроль - обнаружение в пробах объектов окружающей среды, продовольствии, пищевом и фуражном сырье, питьевой воде, клиническом материале искомого агента (для биологических (бактериологических) средств - после проведения специфической индикации).

Основными задачами сети наблюдения и лабораторного контроля Волгоградской области являются:

прогнозирование и оценка радиационной, химической и биологической обстановки при потенциальной угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

своевременное выявление и оценка радиационной, химической и биологической обстановки методом наблюдения и лабораторного контроля;

участие в определении зон радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения по степени опасности для населения, сельскохозяйственного производства;

обобщение и передача данных о радиационной, химической и биологической обстановке в соответствующие инстанции по установленным формам и выработка предложений для принятия экстренных мер по защите населения и территорий .

5. Сеть наблюдения и лабораторного контроля Волгоградской области имеет пять уровней:

федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.

Федеральный уровень сети наблюдения и лабораторного контроля формируется на основе академических научно-исследовательских учреждений, организаций и учреждений центрального подчинения, действия которых в целом координирует Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Региональный уровень сети наблюдения и лабораторного контроля состоит из учреждений, организаций, отраслевых научно-исследовательских учреждений, кафедр (лабораторий) высших учебных заведений соответствующего профиля, функционирующих на территории Волгоградской области и решающих задачи в масштабе региона. Координацию деятельности учреждений данного уровня осуществляет Северо - Кавказский региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России.

Территориальный уровень сети наблюдения и лабораторного контроля формируется на основе учреждений, организаций, профильных центров, функционирующих на территории Волгоградской области и решающих задачи в интересах области. К ним относятся Государственный центр санитарно- эпидемиологического надзора в Волгоградской области, Волгоградская областная ветеринарная лаборатория, Волгоградская областная станция защиты растений, Государственный центр агрохимической службы " Волгоградский ", Государственный комитет по охране окружающей среды Волгоградской области, Волгоградский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с гидрометеостанциями, Жилищнокоммунальный комитет Администрации Волгоградской области, Пограничная государственная инспекция по карантину растений по Волгоградской области, 514-я химико-радиометрическая лаборатория.

Координацию деятельности учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля на территориальном уровне осуществляют комиссия по чрезвычайным ситуациям Администрации Волгоградской области и Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации Волгоградской области.

Местный уровень сети наблюдения и лабораторного контроля формируется на основе учреждений, организаций, профильных центров, функционирующих на территории муниципальных образований Волгоградской области. К ним относятся центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора, ветеринарные лаборатории, станции защиты растений, государственные станции агрохимической службы "Камышинская" и "Михайловская", государственные комитеты и инспекции по охране окружающей среды.

Координацию деятельности учреждений и лабораторий сети наблюдения и лабораторного контроля на местном уровне осуществляют комиссии по чрезвычайным ситуациям муниципальных образований и соответствующие штабы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям .

Объектовый уровень сети наблюдения и лабораторного контроля формируется из базовых, складских, производственных лабораторий (заводских, фабричных и др.) акционерных обществ и ассоциаций, муниципальных унитарных производственных предприятий и постов радиационно-химического наблюдения.

Координацию деятельности лабораторий сети наблюдения и лабораторного контроля Волгоградской области на объектовом уровне осуществляют объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям и начальники гражданской обороны объектов.

6. Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации Волгоградской области:

организует и координирует деятельность учреждений, включенных в сеть наблюдения и лабораторного контроля на территории Волгоградской области;

руководит их деятельностью при ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

контролирует состояние готовности сети наблюдения и лабораторного контроля к действиям в условиях мирного и военного времени;

контролирует обучение, подготовку (переподготовку) специалистов;

обеспечивает взаимодействие со специализированными учреждениями Министерства обороны Российской Федерации, Управлением федеральной службы безопасности по Волгоградской области, Управлением внутренних дел Волгоградской области.

II. ОРГАНИЗАЦИЯ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ

1. Сеть наблюдения и лабораторного контроля Волгоградской области включает:

Волгоградский научно-исследовательский противочумный институт;

Волгоградский научно-исследовательский институт гигиены, токсикологии и. профпатологии Министерства здравоохранения Российской Федерации;

Волгоградский филиал Всероссийского научно - исследовательского и проектно-технологического института химизации сельского хозяйства (ВНИПТИХИМ);

Государственное унитарное предприятие "Волгоградский специализированный комбинат "Радон";

Центр санитарно-эпидемиологического надзора Волгоградского отделения Приволжской железной дороги;

Волгоградский отдел гигиены и эпидемиологии на транспорте Нижне- Волжского зонального центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Волгоградской области и 33 сельских районных центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора г.Волгограда ;

Волгоградский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с 14 авиа- и гидрометеорологическими станциями;

Государственный комитет по охране окружающей среды Волгоградской области с государственной инспекцией контроля качества окружающей среды в г. Волгограде, инспекциями лабораторного контроля в г.г.Волжском, Камышине, Фролове;

Государственный комитет по охране окружающей среды г.Волгограда с инспекциями аналитического контроля природных сред Северной и Южной промышленных зон города;

Волгоградскую областную и 31 сельские районные ветеринарные лаборатории;

Государственный центр агрохимической службы "Волгоградский";

Государственную станцию агрохимической службы "Камышин-ская":

Государственную станцию агрохимической службы "Михайловская" ;

Волгоградскую областную и 33 сельские районные станции защиты растений;

Пограничную государственную инспекцию по карантину растений по Волгоградской области;

производственные лаборатории ОАО "Волгоградский мясокомбинат", ОАО "Мясокомбинат "Волжский", АО "Мясокомбинат Камышинский", АООТ "Молочный завод "Волгоградский", ОАО "Комбинат молочный "Волгоградский", ОАО "Молочный завод N 3 "Волгоградский", ОАО "Молочно-сыродельный комбинат "Волжский", АООТ "Маслосыркомбинат "Камышинский" Главного управления сельского хозяйства и продовольствия Администрации Волгоградской области;

производственные химико-бактериологические лаборатории муниципального унитарного производственного предприятия "Волгоградводоканал", производственного управления "Водопроводно-канализационное хозяйство" г.Камышина, муниципального предприятия '"Водоканал" г.Волжского, Жилищно - коммунального комитета Администрации Волгоградской области;

514-ю химико-радиометрическую лабораторию;

посты радиационно-химического наблюдения.

Количество постов радиационно-химического наблюдения, входящих в сеть наблюдения и контроля, определяют главы муниципальных образований Волгоградской области своим постановлением.

2. Основу сети наблюдения и лабораторного контроля Волгоградской области составляют областные и городские учреждения, являющиеся головными:

Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Волгоградской области;

Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора г. Волгограда;

Государственный комитет по охране окружающей среды Волгоградской области;

Волгоградский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;

Волгоградская областная ветеринарная лаборатория;

Волгоградская областная станция защиты растений.

3. Головные учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля выполняют следующие задачи:

определяют загрязненность объектов окружающей среды, продовольствия, пищевого и фуражного сырья, питьевой воды радиоактивными веществами, зараженность их отравляющими веществами, химически опасными веществами и проводят специфическую индикацию биологических (бактериологических) средств;

осуществляют сбор, обобщение и анализ информации о радиоактивном загрязнении, химическом и биологическом (бактериологическом) заражении продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья, объектов окружающей среды на территории Волгоградской области при чрезвычайных ситуациях;

разрабатывают нормативно-методические документы для подчиненных подразделений сети наблюдения и лабораторною контроля;

осуществляют методическое руководство подчиненными учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля при проведении всех видов лабораторных исследований и контроль за состоянием их готовности;

организуют подготовку (переподготовку) специалистов сети наблюдения и лабораторного контроля.

Головные учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля являются подразделениями повышенной готовности со сроками приведения в готовность 6 - 8 часов. При эвакуации головные учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля рассредоточиваются в загородной зоне, которая подготавливается заблаговременно в соответствии с планом перевода учреждений с мирного на военное время.

4. В целях повышения устойчивости функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля в мирное и военное время головным учреждениям назначаются дублеры, на которые возлагаются функции и задачи областных и городских учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля. Дублерами головных учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля Волгоградской области являются:

Михайловский районный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора (для Центра государственного санитарно- эпидемиологического надзора в Волгоградской области);

Калачевский районный центр государственного санитарно- эпидемиологического надзора (для Центра государственного санитарно- эпидемиологического надзора г.Волгограда);

Инспекция лабораторного контроля г. Волжского (для Государственного комитета по охране окружающей среды Волгоградской области);

Михайловская районная ветеринарная лаборатория (для Волгоградской областной ветеринарной лаборатории);

Калачевская районная станция защиты растений (для Волгоградской областной станции защиты растений).

5. Основными аадачами Волгоградского научно- исследовательского противочумного института, Волгоградского научно-исследовательского института гигиены, токсикологии и профпатологии, Волгоградского филиала Всероссийского научно- исследовательского и проектно-технологического института химизации сельского хозяйства являются:

разработка методов выявления и оценки радиоактивного загрязнения и индикации отравляющих веществ, химически опасных веществ и биологических (бактериологических) средств в объектах окружающей среды, продовольствии, питьевой воде, пищевом и фуражном сырье, а также в материалах, взятых от больных и трупов людей, животных и птиц;

оказание методической помощи головным учреждениям сети наблюдения и лабораторного контроля Волгоградской области по вопросам индикации отравляющих веществ, химически опасных веществ и биологических (бактериологических) средств и оценки радиоактивного загрязнения;

развертывание в чрезвычайных ситуациях на базе своих лабораторий (подразделений) профильных центров индикации биологических (бактериологических) средств, химических, токсикологических, радиологических, эпизоотических центров с возложением на них задач по индикации биологических (бактериологических) средств, идентификации выявленных штаммов микроорганизмов, проведению экспертных анализов по токсикологии, радиологии, эпизоотологии и химико-аналитическим исследованиям;

участие в выявлении, оценке и прогнозировании радиационной, химической и биологической (бактериологической) обстановки, складывающейся в районах чрезвычайных ситуаций;

разработка совместно с Госстандартом России государственных и отраслевых стандартных образцов и контрольных проб для проведения проверок готовности учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля к действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;

установление наличия в воздухе, почве и растительности в районе расположения учреждения отравляющих и химически опасных веществ и проведение их индикации.

6. Основными задачами Государственного унитарного предприятия "Волгоградский специализированный комбинат "Радон", Волгоградского областного центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Государственного комитета по охране окружающей среды Волгоградской области с инспекциями контроля качества окружающей среды, Государственного комитета по охране окружающей среды г. Волгограда с инспекциями аналитического контроля природных сред являются:

измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;

установление наличия в воздухе, почве, растительности, воде открытых водоемов отравляющих и химически опасных веществ в районе расположения учреждения и проведение их индикации;

установление границ зон радиоактивного загрязнения и химического заражения в районах чрезвычайных ситуаций;

определение удельной и объемной активности радионуклидов в объектах окружающей среды;

установление радионуклидного состава исследуемых проб;

подготовка специалистов гидрометеорологических станций и гидрометеорологических постов по ведению радиационного и химического наблюдения.

7. На Волгоградский областной центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, Волгоградский городской центр государственного санитарно- эпидемиологического надзора, центр санитарно-эпидемиологического надзора Волгоградского отделения Приволжской железной дороги возлагаются задачи:

проведение санитарно-эпидемиологической разведки в очагах массового поражения силами создаваемых на базе центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора, групп эпидемиологической разведки, санитарно-эпидемиологических отрядов, специализированной противоэпидемической бригады;

установление вида микробиологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний при чрезвычайных ситуациях мирного времени в пробах, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья, а также в материалах, взятых от больных и трупов людей (специфическая индикация);

осуществление идентификации выделенных штаммов микроорганизмов и токсинов (только для Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Волгоградской области);

проведение санитарной экспертизы продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, зараженных радиоактивными веществами, отравляющими веществами, химически опасными веществами и биологическими (бактериологическими) средствами с выдачей заключения о пригодности их к использованию по назначению;

измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения учреждения;

установление наличия в воздухе, почве, воде и растительности в районе расположения учреждения отравляющих и химически опасных веществ и проведение их индикации;

определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья на контролируемых объектах;

установление радионуклидного состава исследуемых проб;

определение на контролируемых объектах зараженности продовольствия, питьевой воды, пищевого сырья отравляющими и химически опасными веществами

оказание методической помощи и руководство работой нижестоящих звеньев центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора на подведомственной территории.

8. Основными задачами Волгоградской областной ветеринарной лаборатории являются:

проведение ветеринарной разведки на объектах сельского хозяйства области;

установление вида биологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний животных в мирное время в материалах, взятых от больных, трупов животных и птиц, а также в пробах фуражного сырья и воды в местах водопоя животных (специфическая индикация);

проведение лабораторной диагностики инфекционных болезней животных и птиц;

осуществление идентификации выделенных микроорганизмов;

измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения областной ветеринарной лаборатории;

определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах пищевого сырья и воды на объектах ветеринарного надзора;

установление радионуклидного состава исследуемых проб, зараженных радиоактивными веществами;

установление наличия в воздухе, воде, почве и растительности в районе расположения областной ветеринарной лаборатории отравляющих и химически опасных веществ и проведение их индикации;

определение зараженности сельскохозяйственных животных и птиц, продуктов животноводства, растениеводства, фуражного сырья и воды отравляющими, химически опасными веществами и осуществление их индикации;

проведение ветеринарно-санитарной экспертизы пищевого сырья животного происхождения, воды для водопоя скота, а также фуражного сырья, загрязненных радиоактивными веществами, зараженных отравляющими веществами, химически опасными веществами и биологическими (бактериологическими) средствами с выдачей заключения о возможности их использования по назначению;

прогнозирование и оценка радиационной, химической и биологической (бактериологической) обстановки в целях обоснования планируемых защитных мероприятий;

оказание методической помощи районным ветеринарным лабораториям области и подготовка кадров-специалистов.

9. Основными задачами Государственного центра агрохимической службы "Волгоградский", Государственных станций агрохимической службы "Камышинская" и "Михайловская" являются:

измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения центра и станций агрохимической службы и на территории контролируемых объектов;

установление наличия в объектах окружающей среды отравляющих и химически опасных веществ и проведение их индикации;

определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах почвы, растений, кормов, минеральных и органических удобрений, пестицидов, воды;

установление радионуклидного состава исследуемых проб;

определение на объектах сельскохозяйственного производства зараженности почвы, воды, растений, кормов, минеральных и органических удобрений отравляющими, химически опасными веществами, пестицидами, фитотоксикантами и осуществление их окончательной идентификации;

проведение длительных систематических наблюдений на стационарных контрольных участках с обработкой коэффициентов накопления и перехода;

оценка радиоактивного загрязнения и химического заражения путем проведения полевого обследования сельскохозяйственных угодий, участие в проведении специальных опытов.

10. Основными задачами Волгоградской областной станции защиты растений являются:

измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения станции и на территории контролируемых объектов;

установление наличия в объектах окружающей среды отравляющих , химически опасных веществ и возбудителей болезней растений в районе расположения станции и на территории сельскохозяйственных угодий, проведение индикации отравляющих и химически опасных веществ;

установление вида биологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей различных болезней растений при чрезвычайных ситуациях мирного времени в пробах сельскохозяйственных культур и насаждений;

определение зараженности пестицидами посевов сельскохозяйственных культур, продукции растениеводства, насаждений, воды, территории сельскохозяйственных угодий;

участие в выявлении и оценке химической и биологической обстановки в целях обоснования предложений по ведению растениеводства в условиях химического и биологического заражения сельскохозяйственных угодий.

11. На центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора 2-й и 3-й категории муниципальных образований Волгоградской области, Волгоградский отдел гигиены и эпидемиологии на транспорте Нижне- Волжского зонального центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора возлагаются задачи:

проведение санитарно-эпидемиологической разведки на обслуживаемой территории;

измерение мощносги доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения центров госсанэпиднадзора;

установление наличия в объектах окружающей среды (почве, воде, воздухе, растительности) в районе расположения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора отравляющих и химически опасных веществ и проведение их индикации;

установление наличия (на основе косвенных признаков) в объектах окружающей среды микробиологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей инфекционных заболеваний людей при чрезвычайных ситуациях мирного времени;

исследование проб, отобранных из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья на зараженность известными возбудителями;

отбор проб из объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды и пищевого сырья, загрязненных радиоактивными веществами, зараженных отравляющими веществами, химически опасными веществами и биологическими (бактериологическими) средствами, и доставка их в головные центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора для лабораторных исследований и проведения санитарной экспертизы.

12. Основными задачами районных и межрайонных ветеринарных лабораторий Волгоградской области являются:

проведение ветеринарной разведки в очагах биологического заражения на контролируемых объектах сельского хозяйства;

установление наличия (на основе косвенных признаков) биологических средств боевых рецептур в военное время и

возбудителей инфекционных заболеваний животных и птиц при чрезвычайных ситуациях мирного времени;

проведение ветеринарно-санитарной экспертизы пищевого и фуражного сырья, воды (для водопоя сельскохозяйственных животных) на загрязненность радиоактивными веществами, зараженность отравляющими веществами, химически опасными веществами и биологическими (бактериологическими) средствами с выдачей заключения о возможности использования их по назначению;

проведение лабораторных исследований на наличие возбудителей бактериальной группы;

измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения ветеринарной лаборатории;

установление наличия в воздухе, почве, воде и растительности в районе расположения лаборатории отравляющих веществ, химически опасных веществ и проведение их индикации;

установление на контролируемой территории факта загрязнения радиоактивными веществами, зараженности отравляющими веществами, химически опасными веществами воды открытых водоемов (для водопоя скота), пищевого сырья животного происхождения, фуражного сырья и заражения животных и птиц;

отбор на объектах ветеринарного надзора проб пищевого сырья животного происхождения, фуража, воды, а также материала от больных, трупов животных и птиц, загрязненных радиоактивными веществами, зараженных отравляющими веществами, химически опасными веществами и биологическими (бактериологическими) средствами, и в сомнительных случаях доставка их в головные учреждения для лабораторных исследований и проведения ветеринарно-санитарной экспертизы.

13. На районные станции защиты растений Волгоградской области возлагаются задачи:

измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения станции и на территории контролируемых объектов;

установление наличия во внешней среде отравляющих веществ и химически опасных веществ в районе расположения станции и проведение их индикации;

установление на контролируемой территории сельскохозяйственных угодий факта загрязнения их радиоактивными веществами, заражения отравляющими веществами, химически опасными веществами и осуществление предварительной индикации;

проведение фитосанитарной разведки на объектах растениеводства;

установление факта появления и распространения возбудителей болезней растений на объектах растениеводства и территории сельскохозяйственных угодий;

установление (на основе косвенных признаков) вида биологических средств боевых рецептур в военное время и возбудителей различных болезней растений и вредителей при чрезвычайных ситуациях мирного времени в пробах сельскохозяйственных культур и насаждений;

определение зараженности пестицидами посевов сельскохозяйственных культур, продукции растениеводства, насаждений, воды, территории сельхозугодий;

участие в работе по оценке химической и биологической обстановки в целях обоснования предложений по ведению растениеводства в условиях химического и биологического заражения сельскохозяйственных угодий;

отбор на контролируемых объектах проб пищевого сырья растительного происхождения, растений, почвы, загрязненных радиоактивными веществами, зараженных отравляющими веществами, химически опасными веществами и биологическими (бактериологическими), средствами и доставка их в головные учреждения для лабораторных исследований и проведения экспертизы.

14. Основными задачами Пограничной государственной инспекции по карантину растений по Волгоградской области являются:

измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения инспекции и на территории контролируемых объектов;

установление наличия во внешней среде в районе расположения инспекции отравляющих веществ и химически опасных веществ;

проведение фитосанитарной разведки;

установление факта появления и распространения карантинных вредителей и возбудителей болезней растений;

осуществление карантинной проверки и экспертизы семян, растений, продукции растительного происхождения на обследуемых территориях и объектах.

15. На производственные лаборатории предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы возлагаются задачи:

измерение мощности доз радиоактивного излучения на территории расположения лаборатории, в границах предприятия (объекта) или санитарно-защитной зоны;

установление наличия в воздухе, почве, воде, растительности в районе расположения лаборатории и на территории предприятия (объекта) отравляющих веществ, химически опасных веществ и проведение их индикации;

установление на контролируемой территории факта загрязнения радиоактивными веществами, заражения отравляющими веществами, химически опасными веществами воды открытых водоемов, используемой для промышленных нужд и рыбного хозяйства, питьевой воды на контролируемых городских водопроводных станциях, на выпусках сточных вод и осуществление предварительной идентификации отравляющих веществ и химически опасных веществ;

установление наличия радиоактивных веществ, отравляющих веществ, химически опасных веществ в перерабатываемой, выпускаемой, перевозимой и хранящейся пищевой продукции, продовольствии, пищевом сырье;

определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах продовольствия, воды, пищевого сырья, пищевой продукции (перерабатываемой, выпускаемой, перевозимой и хранящейся);

отбор и доставка проб в соответствующие учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля Волгоградской области для проведения экспертизы и исследований по определению загрязнения их радиоактивными веществами, зараженности отравляющими веществами, химически опасными веществами и биологическими (бактериологическими) средствами.

16. Основными задачами 514-й химико-радиометрической лаборатории являются:

измерение мощности доз радиоактивного излучения на территории расположения лаборатории;

установление наличия в воздухе, воде, почве и растительности в районе расположения лаборатории отравляющих веществ, химически опасных веществ и проведение их индикации;

проведение оперативного радиационного и химического контроля в зонах чрезвычайных ситуаций ;

ведение радиационной, химической разведки в зонах заражения (загрязнения) на территории Волгоградской области;

участие в подготовке специалистов производственных (объектовых) лабораторий, включенных в сеть наблюдения и лабораторного контроля Волгоградской области;

определение удельной и объемной активности радионуклидов в пробах почвы, воды, растений, продовольствия на контролируемых объектах;

отбор и доставка проб в головные учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля Волгоградской области для проведения экспертизы и исследований по определению их загрязнения радиоактивными веществами, зараженности отравляющими веществами, химически опасными веществами;

проведение контроля качества и определение пригодности средств индивидуальной защиты длительного хранения;

осуществление контроля обстановки при выполнении специализированными подразделениями задач по вывозу источников ионизирующих излучений;

техническая проверка дозиметрических приборов всех учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля Волгоградской области.

17. Посты радиационно-химического наблюдения , включенные в сеть наблюдения и лабораторного контроля Волгоградской области, выполняют задачи:

своевременного обнаружения в окружающей среде радиоактивного загрязнения, химического и биологического (бактериологического) заражения объекта народного хозяйства;

определения времени начала и окончания выпадения радиоактивных веществ, прохождения первичного облака зараженного воздуха;

подачи сигналов оповещения "Радиационная опасность" и "Химическая тревога";

определения уровней радиации и типа примененных противником отравляющих веществ в районе расположения поста наблюдения;

контроля за изменением уровней радиации и концентрации отравляющих веществ в воздухе и на местности в районе расположения поста наблюдения;

определения направления распространения облака отравляющих веществ или химически опасных веществ ;

определения исходных данных для засечки ядерных взрывов: времени взрыва, времени от момента вспышки до прихода ударной (звуковой) волны;

18. Основными задачами гидрометеорологических станций и постов являются:

измерение мощности доз радиоактивного излучения на местности в районе расположения метеоплощадок;

установление наличия отравляющих веществ, химически опасных веществ в атмосферном воздухе, воде открытых водоемов, на местности в районе расположения станции или поста;

отбор проб воздуха, аэрозолей из приземного слоя атмосферы, воды открытых водоемов и доставка их в Волгоградский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

19. Учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля, в зависимости от профиля деятельности, должны иметь следующие документы:

ведомственное положение (инструкцию) о работе учреждения (лаборатории) сети наблюдения и лабораторного контроля;

соответствующий штат и табель оснащения;

план-график перевода учреждения с мирного на военное положение;

схему оповещения, сбора личного состава учреждения (лаборатории) в рабочее и нерабочее время;

перечень особо опасных инфекций и поражений людей, сельскохозяйственных животных и растений ;

перечень химически опасных веществ, нарабатываемых на химических предприятиях и хранящихся на территории объекта в районах Волгограда, в городах и районах области;

перечень потенциально опасных объектов в радиационном, химическом и микробиологическом отношении;

инструкцию о порядке ведения радиационного, химического, биологического наблюдения (разведки) и порядок оповещения о загрязнении объектов окружающей среды;

инструкцию о порядке передачи информации о загрязнении объектов окружающей среды со схемой связи;

нормы допустимых уровней радиоактивного загрязнения, предельно допустимых концентраций отравляющих веществ, химически опасных веществ в воздухе, питьевой воде, продовольствии, пищевом и фуражном сырье на мирное и военное время;

журнал регистрации отобранных проб (поступивших) и учета результатов анализов;

журнал радиационного, химического и биологического (бактериологического) наблюдения (разведки);

план подготовки и развития учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля на текущий год и на перспективу.

III. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И ПОРЯДОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ.СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ

Функционирование сети наблюдения и лабораторного контроля осуществляется в трех режимах:

1. В режиме повседневной деятельности (мирное время, нормальная радиационная, химическая, микробиологическая обстановка, отсутствие эпидемий, эпизоотии, эпифитотий) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, установленных для данного учреждения вышестоящим органом. Информация о результатах наблюдения и лабораторного контроля представляется по установленному регламенту в вышестоящую организацию по подчиненности. Донесения соответствующих учреждений предоставляются в Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации Волгоградской области в установленные сроки.

Учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля создают и освежают запасы материальных средств, занимаются подготовкой и обучением специалистов, поддерживают в готовности лабораторное оборудование и средства передачи информации.

2. В режиме повышенной готовности (ухудшение производственно-промышленной, радиационной, химической, микробиологической, сейсмической, гидрометеорологической обстановки, прогноз о возможном возникновении чрезвычайной ситуации и угрозе начала войны) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, предусмотренных настоящим Положением о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Волгоградской области.

При осуществлении наблюдения и лабораторного контроля за потенциально опасными для населения объектами особое внимание обращают на условия хранения и применения опасных химических, радиоактивных веществ и биологических (бактериологических) средств.

В случае обнаружения в объектах окружающей среды (в воздухе, почве, воде), растительности, продовольствии, пищевом и фуражном сырье:

радиоактивных веществ в уровнях радиации, превышающих фоновые значения;

химически опасных веществ в количествах, превышающих предельно допустимые концентрации;

отравляющих веществ и биологических (бактериальных) средств в любых, даже минимальных концентрациях,

а также:

о случаях высокого загрязнения окружающей среды;

о случаях опасных для жизни и здоровья инфекционных заболеваний людей, животных и растений информация передается учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующий территориальный штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям. Передача информации (уведомление) осуществляется в формализованном и неформализованном виде по имеющимся каналам связи не позднее двух часов с момента обнаружения, а также выявления признаков угрозы возникновения чрезвычайной ситуации, и далее с периодичностью не более четырех часов.

3. В режиме чрезвычайной ситуации (возникновение и ликвидация чрезвычайных ситуаций в мирное время, применение противником современных средств поражения в военное время) наблюдение и лабораторный контроль проводятся в объеме задач, предусмотренных настоящим Положением о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Волгоградской области.

При обнаружении в объектах окружающей среды (воздухе, почве, воде), продуктах питания, пищевом и фуражном сырье радиоактивных веществ, химически опасных веществ в количествах, значительно превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации, а также отравляющих веществ, биологических (бактериологических) средств, о массовых вспышках особо опасных инфекционных заболеваний (поражений) людей, животных и растений, о случаях высокого загрязнения окружающей среды учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля передают экстренную информацию немедленно в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в соответствующий штаб по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

Передача экстренной информации (уведомление) осуществляется в формализованном и неформализованном виде по имеющимся каналам связи . Не позднее 2-х часов с момента уведомления о возникновении чрезвычайной ситуации представляется письменное подтверждение (донесение). Последующая информация о развитии обстановки передается с периодичностью не более 4 . часов (если сроки подобных сообщений не оговорены особо).

4. Деятельность сети наблюдения и лабораторного контроля в условиях чрезвычайных ситуаций зависит от их характера. При локальной чрезвычайной ситуации, сопровождающейся загрязнением объектов окружающей среды, при которой зона ее действий не выходит за пределы территории объекта производственного назначения, в целях своевременного обнаружения радиоактивных веществ, отравляющих веществ, химически опасных веществ и биологических (бактериологических) средств привлекаются силы и средства сети наблюдения и лабораторного контроля объектового уровня.

В условиях местной чрезвычайной ситуации, сопровождающейся загрязнением объектов окружающей среды, зона действия которой не выходит за пределы населенного пункта, города или района, для своевременного обнаружения радиоактивных веществ, отравляющих веществ, химически опасных веществ и биологических (бактериологических) средств и принятия экстренных мер по защите населения, как правило, привлекаются силы и средства сети наблюдения и лабораторного контроля органов местного самоуправления.

Исходя из оценки характера последствий чрезвычайной ситуации по просьбе органов местного самоуправления могут привлекаться силы и средства сети наблюдения и лабораторного контроля Волгоградской области.

В случае территориальной чрезвычайной ситуации, сопровождающейся загрязнением объектов окружающей среды, зона которой не выходит за пределы Волгоградской области, наблюдение и лабораторный контроль в целях своевременно обнаружения радиоактивных веществ, отравляющих веществ, химически опасных веществ и биологических (бактериологических) средств осуществляются силами с средствами сети наблюдения и лабораторного контроля Волгоградской области.

В зависимости от оценки последствий характера чрезвычайной ситуации в интересах ведения наблюдения и лабораторного контроля могут быть привлечены учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля федерального уровня.

IV. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Эффективность функционирования учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля в чрезвычайных ситуациях находится в прямой зависимости от их материально-технического состояния.

Оснащение учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Волгоградской области, согласно табелю, лабораторным оборудованием, приборами радиационной, химической и биологической (бактериологической) разведки, дозиметрического контроля, химическими реактивами, посудой, средствами индивидуальной защиты, другими техническими средствами для выполнения задач в военное и мирное время производится в соответствии с п.7 настоящего раздела.

2. Приборы, лабораторное оборудование, реактивы, средства индивидуальной защиты и другое имущество, которое не применяется для работы в условиях мирного времени, но требуется для решения задач в военное время или в чрезвычайных ситуациях мирного времени, хранятся непосредственно в учреждениях сети наблюдения и лабораторного контроля, используется только по прямому назначению и освежается в установленном порядке.

3. Лабораторный контроль продуктов питания, пищевого сырья, питьевой воды, установление вида микроорганизмов и токсинов, выделенных из проб объектов окружающей среды и организма человека, проводятся по методикам, утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации, Министерством охраны природы и природным ресурсов Российской Федерации.

Исследование пищевого и фуражного сырья, а также диагностика заболеваний животных и птиц, болезней и вредителей растений проводится по методикам, утвержденным соответствующими департаментами Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации.

Лабораторный контроль, кроме биологических (бактериологических) средств объектов окружающей среды, осуществляется по методикам, утвержденным Федеральной службой России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Министерством охраны природы и природных ресурсов Российской Федерации, а также министерствами и ведомствами в пределах их компетенции. Разработка, аттестация, утверждение и надзор за применением указанных методик осуществляются в порядке, установленном для сферы проведения государственного метрологического контроля и надзора ( ГОСТ 8.563- 96).

4. Готовность учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля к решению возложенных на нее задач обеспечивается соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации путем подготовки (обучения) специалистов в мирное время и оснащения учреждений, лабораторий, станций и постов необходимым оборудованием, приборами, методиками. За подготовку (переподготовку) специалистов несут ответственность руководители учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля.

Подготовка и переподготовка специалистов организуется и проводится министерствами и ведомствами Российской Федерации по планам и программам, согласованным с МЧС России. В целях совершенствования работы учреждений и лабораторий сети наблюдения и лабораторного контроля Волгоградской области с ними должно ежегодно проводиться не менее двух тренировок и один раз в 2 года - учения. Учения и тренировки проводятся с выдачей контрольных проб на радиоактивные вещества, отравляющие вещества, химически опасные вещества и биологические (бактериологические) средства.

5. Годовые отчеты о работе, укомплектованности специалистами и обеспеченности лабораторным оборудованием и приборами, готовности учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля Волгоградской области представляются в соответствующие министерства и ведомства Российской Федерации по подчиненности в установленные сроки, а также в Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации Волгоградской области к 1 декабря.

6. Ущерб и убытки, причиненные учреждениям сети наблюдения и лабораторного контроля не по их вине в результате выполнения ими задач по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, возмещаются в установленном действующим законодательством порядке.

7. Согласно Федеральному закону "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Положению о сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации финансирование организаций и учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля Волгоградской области осуществляется на каждом уровне за счет:

ассигнований, выделяемых из областного бюджета на мероприятия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

ассигнований, выделяемых министерствами, государственными комитетами, ведомствами Российской Федерации соответствующим организациям и учреждениям на мероприятия гражданской обороны;

средств, получаемых в результате деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации;

средств заинтересованных организаций, принимающих участие в выполнении федеральных целевых программ.

Основанием для истребования финансовых средств являются планы подготовки текущего и перспективного развития учреждений (лабораторий) сети наблюдения и лабораторного контроля. Планы разрабатываются начальниками учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля, согласовываются с соответствующими штабами по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и отправляются в вышестоящие инстанции (в соответствующие учреждения , министерства и ведомства).

Финансирование мероприятий, связанных с участием учреждений (лабораторий) сети наблюдения и лабораторного контроля в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, осуществляется за счет средств, выделяемых на ликвидацию чрезвычайных ситуаций (постановление Правительства Российской Федерации от 4 ноября 1993 г. N 1128), страховых и резервных финансовых фондов , создаваемых министерствами и ведомствами.

8. Состояние и готовность сети наблюдения и лабораторного контроля оценивается:

"соответствуют предъявляемым требованиям", если при имевших место в течение последнего года чрезвычайных ситуациях замечаний по работе учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля не было и учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля сделаны правильные заключения не менее чем по 90% полученных для анализа контрольных проб, а укомплектованность и техническая оснащенность ( по основным видам оборудования и приборов) учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля составляют не менее 70% от штатной и табельной положенное?;

"ограниченно соответствуют предъявляемым требованиям", если отмечены существенные недостатки в оснащенности и готовности лабораторий сети наблюдения и лабораторного контроля к действиям в чрезвычайных ситуациях, сделаны правильные заключения по 70-89% контрольных проб;

"не соответствуют предъявляемым требованиям", если работа учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля не носит организованного характера, правильные заключения сделаны менее чем по 70% проб, а укомплектованность и оснащенность учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля составляют менее 50% от штатной и табельной положенное.

О СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Название документа: О СЕТИ НАБЛЮДЕНИЯ И ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Номер документа: 268

Вид документа: Постановление Администрации Волгоградской области

Принявший орган: Администрация Волгоградской области

Статус: Действующий

Опубликован:
Дата принятия: 20 мая 1997

Дата редакции: 20 мая 1997