ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 от 11 февраля 2009 года N 152

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕОБХОДИМОГО УРОВНЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД С 2009 ПО 2015 ГОД

(в ред. постановлений Главы Администрации Волгоградской области от 17.12.2009 N 1502, от 11.02.2010 N 186, от 07.04.2010 N 489, постановлений Губернатора Волгоградской области от 10.09.2012 N 828, от 17.03.2015 N 216)


В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 9 января 1996 года N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", с целью совершенствования системы обеспечения радиационной безопасности населения Волгоградской области постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию обеспечения необходимого уровня радиационной безопасности населения на территории Волгоградской области на период с 2009 по 2015 год.

2. Утратил силу с 7 апреля 2010 года. - Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 07.04.2010 N 489.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.

Глава Администрации
Волгоградской области
Н.К.МАКСЮТА

     




Утверждена
Постановлением
Главы Администрации
Волгоградской области
от 11 февраля 2009 года N 152

     

 КОНЦЕПЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕОБХОДИМОГО УРОВНЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД С 2009 ПО 2015 ГОД


(в ред. постановлений Главы Администрации
Волгоградской области от 17.12.2009 N 1502,
от 11.02.2010 N 186,
постановлений Губернатора Волгоградской обл.
от 10.09.2012 N 828, от 17.03.2015 N 216)

1. Общие положения


1.1. Концепция обеспечения необходимого уровня радиационной безопасности населения на территории Волгоградской области на период с 2009 по 2015 год (далее именуется - Концепция) определяет цели, задачи, состав, структуру, основные принципы и направления работ по обеспечению и поддержанию необходимого уровня радиационной безопасности на территории Волгоградской области как составного элемента общей радиационной безопасности на территории Российской Федерации.

1.2. Концепция разработана в соответствии с Федеральными законами от 9 января 1996 года N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Законом Волгоградской области от 30 октября 2001 года N 617-ОД "Об обеспечении радиационной безопасности населения Волгоградской области".

(в ред. Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 11.02.2010 N 186)

1.3. В Концепции используются следующие термины и определения:

а) радиационная безопасность населения (далее именуется - радиационная безопасность) - состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения;

б) радиационная обстановка - сложившаяся на определенной территории ситуация, обусловленная радиоактивным загрязнением или возможностью радиоактивного загрязнения объектов окружающей среды (атмосферный воздух, почва, поверхностные и подземные воды, морская среда) и/или продуктов питания, сельхозугодий, лесного фонда и других объектов окружающей среды и характеризующаяся совокупностью радиационных параметров, прямо или косвенно отражающих величину воздействия или возможного воздействия радиоактивного излучения на человека и биологические объекты;

(в ред. постановления Губернатора Волгоградской области от 10.09.2012 N 828)

в) уровень радиационной безопасности - степень защищенности, характеризующаяся составом, объемом и эффективностью мероприятий, необходимых для обеспечения нормативных значений показателей воздействия на людей всех факторов, формирующих радиационную обстановку на данной территории, а также степенью готовности к проведению мероприятий по ликвидации радиационных аварий и их последствий.

Уровень радиационной безопасности определяется администрацией территории по согласованию с территориальными органами соответствующих федеральных органов контроля и надзора в соответствии с требованиями федерального законодательства и соответствующих нормативных документов, а также с учетом научно-методических данных о характере формирования радиационной обстановки на данной территории;

г) обеспечение радиационной безопасности - скоординированная деятельность соответствующих подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Волгоградской области, органов местного самоуправления по организации и реализации комплекса мероприятий по достижению и поддержанию необходимого уровня радиационной безопасности;

д) территориальная система радиационной безопасности - постоянно функционирующая система органов государственной власти и местного самоуправления, централизованно осуществляющих планирование, разработку и реализацию взаимосвязанных организационно-правовых, научно-методических, инженерно-технических и финансово-экономических мероприятий, направленных на обеспечение необходимого уровня радиационной безопасности на территории Волгоградской области;

е) контроль радиационной обстановки - деятельность соответствующих подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти Волгоградской области, органов местного самоуправления, направленная:

на организацию и проведение контроля за соблюдением требований документов, регламентирующих вопросы радиационной безопасности;

на организацию оперативного получения информации о радиационной обстановке и характере ее воздействия на человека и окружающую среду;

(в ред. постановления Губернатора Волгоградской области от 10.09.2012 N 828)

на оперативное формирование оценки текущих и прогнозируемых состояний радиационной обстановки в целях разработки и реализации соответствующих мероприятий по обеспечению необходимого уровня радиационной безопасности.

1.4. В соответствии с положениями федерального законодательства ответственность за обеспечение радиационной безопасности на территории субъекта Российской Федерации возлагается как на федеральные органы исполнительной власти, так и на органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках соответствующих полномочий.

1.5. Для обеспечения радиационной безопасности необходимы:

разработка и проведение комплекса мер правового, организационного, инженерного, научно-методического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического, воспитательно-образовательного характера, направленных на обеспечение и поддержание необходимого уровня радиационной безопасности;

осуществление органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Волгоградской области, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими юридическими лицами и гражданами мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области радиационной безопасности;

информирование населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности;

обучение населения в области обеспечения радиационной безопасности.

2. Оценка уровня радиационной безопасности

2.1. В целях определения достаточности и необходимости совершенствования достигнутого уровня радиационной безопасности необходима его ежегодная оценка органами государственной власти Волгоградской области.

2.2. Оценка достигнутого уровня радиационной безопасности должна осуществляться на основании:

2.2.1. Показателей состояния радиационной обстановки:

а) уровень радиоактивного загрязнения окружающей среды;

б) индивидуальные и коллективные эффективные дозы облучения населения, полученные от всех источников ионизирующего излучения, присутствующих на данной территории;

в) количество лиц, подвергшихся облучению выше установленных пределов доз облучения;

г) число произошедших радиационных аварий;

д) прогнозируемая вероятность возникновения радиационных аварий, их характер и масштаб.

2.2.2. Показателей уровня защищенности населения и территории:

а) наличие официально утвержденного механизма и критериев оценки эффективности мероприятий по обеспечению радиационной безопасности на территории Волгоградской области, в том числе:

перечня радиационных факторов, формирующих радиационную обстановку на территории Волгоградской области;

параметров необходимого уровня радиационной безопасности и параметров необходимого уровня эффективности контроля радиационной обстановки;

б) эффективность функционирования территориальной системы радиационной безопасности, в том числе:

оценка организационно-правовых, научно-методических, инженерно-технических, финансовых и социально-экономических средств, необходимых для обеспечения необходимого уровня защищенности населения и территорий от воздействия радиационных угроз, существующих и прогнозируемых по результатам контроля радиационной обстановки;

оценка достаточности имеющихся средств для обеспечения необходимого уровня защищенности населения и территорий (степень готовности к эффективному предупреждению или ликвидации последствий радиационных аварий на своей территории);

наличие механизма выбора приоритетных направлений работ по обеспечению необходимого уровня радиационной безопасности;

количество и степень эффективности мероприятий по радиационной безопасности, реализованных в текущем году;

наличие планов мероприятий по совершенствованию радиационной безопасности на последующие годы.

2.3. Нормативный механизм и критерии определения оценки степени воздействия радиационных факторов (оценки показателей радиационной обстановки) установлены Методическими указаниями от 30 декабря 1997 года N МУ-177-112.

2.4. Нормативный механизм и критерии оценки степени защищенности населения (оценка эффективности мероприятий по обеспечению радиационной безопасности) должны разрабатываться с учетом научно-методических данных о характере формирования радиационной обстановки на территории Волгоградской области и утверждаться органами государственной власти Волгоградской области по согласованию с соответствующими территориальными структурами федеральных органов контроля и надзора. Указанные механизмы и критерии должны соответствовать требованиям федерального законодательства, иных нормативных документов.

2.5. Результаты оценки радиационной безопасности населения ежегодно заносятся в радиационно-гигиенический паспорт территории.

Радиационно-гигиенический паспорт территории ведется органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере обеспечения радиационной безопасности, и подписывается первым заместителем Губернатора Волгоградской области.

(в ред. постановления Губернатора Волгоградской области от 17.03.2015 N 216)

(п. 2.5 в ред. постановления Губернатора Волгоградской области от 10.09.2012 N 828)

2.6. Уполномоченные органы государственной власти Волгоградской области в соответствии со своей компетенцией и на основании анализа результатов достигнутого уровня радиационной безопасности обязаны:

принимать решения о степени достаточности достигнутого уровня радиационной безопасности;

определять приоритетные направления совершенствования достигнутого уровня радиационной безопасности;

осуществлять разработку и реализацию программ и планов мероприятий по совершенствованию радиационной безопасности в рамках выбранных приоритетных направлений.

3. Характеристика сложившейся проблемной ситуации в сфере обеспечения радиационной безопасности на территории Волгоградской области


На текущий момент уровень обеспечения радиационной безопасности на территории Волгоградской области официально оценивается как удовлетворительный. Вместе с тем в части реализации делегированных Волгоградской области полномочий по оценке достигнутого уровня радиационной безопасности, по оценке наличия и эффективности функционирования организационно-правовой структуры, обеспечивающей деятельность по поддержанию и совершенствованию необходимого уровня радиационной безопасности, имеется ряд проблем:

3.1. В составе органов государственной власти Волгоградской области имеются постоянно действующие структуры, официально ответственные за обеспечение отдельных составляющих радиационной безопасности (за контроль радиационной обстановки и за готовность к проведению защитных мероприятий). Однако ни на одну из этих структур не возложена официальная ответственность за общее состояние радиационной безопасности на территории Волгоградской области, в том числе ответственность за анализ (оценку) состояния радиационной безопасности, а также за планирование с учетом результатов анализа и реализацию общих мероприятий по обеспечению необходимого уровня радиационной безопасности. В связи с чем на текущий момент отсутствует единый план мероприятий по обеспечению радиационной безопасности на территории Волгоградской области.

Функционирующий координационный совет по экологической и радиационной безопасности на территории Волгоградской области является совещательным органом и не может быть ответственным за обеспечение радиационной безопасности.

(в ред. постановления Губернатора Волгоградской области от 10.09.2012 N 828)

3.2. Исключен с 10 сентября 2012 года. - Постановление Губернатора Волгоградской области от 10.09.2012 N 828.

4. Цели и задачи Концепции


4.1. Целями Концепции являются:

а) сведение к минимуму (по возможности - исключение из жизни человека и окружающей среды) радиационных факторов риска и их отрицательного воздействия на здоровье человека и природу, обеспечение радиационно-безопасных условий для проживания и трудовой деятельности населения Волгоградской области;

(в ред. постановления Губернатора Волгоградской области от 10.09.2012 N 828)

б) снижение и предупреждение необоснованного, дополнительного к природному (фоновому) радиационного облучения всех категорий населения:

от естественных (природных) источников ионизирующего излучения;

от техногенных источников ионизирующего излучения (в том числе при ликвидации возможных аварий);

от техногенных источников ионизирующего излучения при проведении медицинских процедур (диагностика, лечение).

4.2. Для достижения поставленных целей необходима планомерная, поэтапная работа по решению следующих задач:

изучение процессов формирования и развития радиационной обстановки, обусловленной всеми известными источниками ионизирующего излучения (как природного, так и техногенного происхождения), на всей территории Волгоградской области и в первую очередь на территориях с постоянным проживанием населения, находящихся в зоне воздействия радиационно-опасных производств;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»