Недействующий

О целевой программе "Модернизация здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики на 2011-2012 годы"

Кадровое обеспечение


Число работников, занятых в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения Карачаево-Черкесской Республики (физических лиц) в 2009 году, составило 10861. В учреждениях здравоохранения республики работает 1599 врачей, из них 21,8% имеют высшую квалификационную категорию, 15,6% - первую, 3,9% - вторую. Имеют сертификаты специалистов 86% врачей в 2009 году, 95,4% - в 2010 году.

Средних медицинских работников - 5043 человека, с высшей категорией - 15,3%, с первой - 28,8%, со второй - 4,5%. Имеют сертификаты специалистов 91,5%.

Обеспеченность врачами (в расчете на 10000 населения) в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в 2009 году выросла по сравнению с 2005 года на 21% и составила 37,3 (2005 год - 30,8, по РФ - 44,1 в 2009 году),

В 2010 году обеспеченность врачами снизилась до 35,4, обеспеченность средним медицинским персоналом составила 114,9. Укомплектованность врачами - 88,5%, средним медицинским персоналом - 97,5.

Коэффициент совместительства врачей в 2010 году остался на уровне 2005 года, составив 1,6, что свидетельствует как о недостаточном числе врачей ряда специальностей, так и о высокой интенсивности их труда. Кроме того, совмещение в ряде случаев обусловлено стремлением компенсировать недостаточный уровень заработной оплаты труда за счет более высокой нагрузки. В государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения из-за низкого уровня заработной оплаты труда, возрастающей нагрузки на 1 врача, а также высокого уровня совместительства имеется дефицит врачей по ряду "труднокомплектуемых" врачебных специальностей (врачи анестезиологи-реаниматологи, врачи клинической лабораторной диагностики, функциональной диагностики, рентгенологи, фтизиатры, психиатры, наркологи и другие).

Дефицит кадров основных врачебных специальностей отмечается в республике по специальностям: анестезиология - реаниматология (68,3%), неонатология (73,9%), психиатрия (46,4%), наркология (79,1%), фтизиатрия (68,4%), клиническая лабораторная диагностика (67,5%), функциональная диагностика (59,1%), рентгенология (43,8%), терапия (32,4%). Особенно остро ощущается дефицит медицинских кадров в сельской местности.

Рис.1 Распределение врачей по возрасту

Рис.2 Распределение средних медицинских работников по возрасту

При прогнозируемой к 2012 году оптимизации коечного фонда учреждений здравоохранения республики и в связи с введением Порядков оказания медицинской помощи планируется сокращение дефицита врачей-специалистов по стационарным учреждениям с 7,5% в 2009 г. до 2,4% в 2012 г., по амбулаторно-поликлиническим учреждениям с 6,6% в 2009 г. до 5,4% в 2012 г. Однако, с учетом того, что более 32% врачей-специалистов являются пенсионерами по возрасту или выслуге лет, полностью преодолеть кадровый дефицит не представляется возможным.

Сохраняющийся дефицит врачей планируется уменьшить за счет привлечения дополнительно молодых специалистов, обучающихся по программам послевузовской подготовки (интернатура, ординатура), специалистов из других субъектов Российской Федерации и др. Для увеличения обеспеченности врачами государственных и муниципальных учреждений здравоохранения Министерством здравоохранения и курортов Карачаево-Черкесской Республики проводится определенная работа. Ежегодно на бюджетной основе на медицинские факультеты ГОУ ВПО "Ставропольская государственная медицинская академия", ГОУ ВПО "Кубанский государственный медицинский университет", ГОУ ВПО "Астраханская государственная медицинская академия", ГОУ ВПО "Ростовский государственный медицинский университет" поступает около 70 абитуриентов. При подготовке врачей в интернатуре и ординатуре на бюджетной основе практикуется система заключения трехсторонних договоров. Согласно заключенным договорам, врач должен отработать 3 года в учреждениях здравоохранения республики по направлению Министерства.

В 2010 году на обучение в интернатуру направлены 38 врачей, из них 5 - по специальности "терапия", 4 - по специальности "педиатрия", 5 - по специальности "хирургия", 3 - по специальности "травматология - ортопедия", 1 - по специальности "онкология", 5 - по специальности "акушерство-гинекология", 3 - по специальности "оториноларингология", 3 - по специальности "офтальмология", 1 - по специальности "неврология", 1 - по специальности "фтизиатрия", 7 - по специальности "анестезиология-реаниматология".

Направлены на обучение в ординатуру в 2009-2010 годах 50 врачей:

7 - по специальности "терапия", 2 - по специальности "педиатрия", 2 - по специальности "кардиология", 2 - по специальности "эндокринология", 3 - по специальности "хирургия", 1 по специальности "урология", 2 по специальности "травматология - ортопедия", 1 по специальности "нейрохирургия", 2 по специальности "челюстно-лицевая хирургия", 2 по специальности "инфекционные болезни", 4 по специальности "акушерство-гинекология", 3 по специальности "оториноларингология", 3 по специальности "офтальмология", 5 по специальности "неврология", 1 по специальности "дерматовенерология", 4 по специальности "анестезиология-реаниматология", 1 по специальности "детская хирургия", 1 по специальности "сердечно-сосудистая хирургия", 2 врача по специальности "неонатология", 2 врача по специальности "функциональная диагностика".

Серьезного внимания требуют вопросы послевузовской и постдипломной подготовки специалистов. В 2009 году имели сертификат специалиста 1379 врачей из 1599 (86,5%), в 2010 году - 1441 врач или 95,4% от общего количества врачей.

Большая часть выпускников не изъявляет желания работать в сельской местности. Основными причинами отказов молодых специалистов являются низкий уровень заработной платы и условий проживания, слабое развитие инфраструктуры сельских населенных пунктов.

Учреждения здравоохранения республики участвуют в реализации Программы, предусматривающей дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда, и в соответствии с которыми запланировано переобучение 27 врачей, в основном педиатров и терапевтов, на дефицитные медицинские специальности для последующего трудоустройства в ЛПУ республики.

Следует отметить, что врачи частной системы здравоохранения республики не могут рассматриваться как резерв для государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, так как эта система представлена преимущественно по таким специальностям, как стоматология и гинекология. Одной из проблем кадрового обеспечения здравоохранения республики остается недостаточный уровень оплаты труда, что ведет к "оттоку" кадров из отрасли, в том числе в частную систему и в другие сектора экономики.

В целях преодоления сложившегося кадрового дефицита в последние годы предприняты существенные меры по сохранению и развитию кадрового потенциала, повышению его профессионального уровня, оптимизации численности и состава. В учреждениях здравоохранения, расположенных в сельской местности, сохраняется доплата в размере 25% должностного оклада молодым специалистам, сохранены льготы по оплате коммунальных услуг и топлива. В муниципальных районах (Усть-Джегутинском, Урупском и Зеленчукском) решаются вопросы обеспечения жильем специалистов, приезжающих на работу в сельскую местность.

В связи с проводимой реструктуризацией сети медицинских учреждений, проводится сравнительный анализ обеспеченности кадрами каждого муниципального района по специальностям для сокращения дефицита кадров и решения вопросов переобучения, трудоустройства и др.

Особое внимание будет уделено подбору резерва на должности руководителей ЛПУ и приведение оплаты труда руководителей по результатам деятельности в соответствии с установленными критериями.

Таким образом, кадровое обеспечение учреждений здравоохранения республики недостаточное. В ходе реализации Программы модернизации планируется сократить существующий дефицит кадров с 6,4 до 4,1%, что положительно скажется на повышении доступности медицинской помощи населению.

Направление первое: развитие первичной медико-санитарной помощи и профилактической направленности здравоохранения, дальнейшее укрепление сети и развитие общеврачебных практик в сельской местности.

Одним из приоритетных направлений модернизации здравоохранения республики является развитие первичной медико-санитарной помощи, которая включает в себя:

лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений и других состояний, требующих неотложной медицинской помощи;

медицинскую профилактику заболеваний;

осуществление мероприятий по проведению профилактических прививок, профилактических осмотров;

диспансерное наблюдение здоровых детей и лиц с хроническими заболеваниями;

предупреждение абортов;