Недействующий

ЗАКОН

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 26 октября 2000 года N 26-РЗ

О референдуме Карачаево-Черкесской Республики

Принят Народным Собранием

6 октября 2000 года



Утратил силу:

Закон КЧР от 25.10.2004 N 31-РЗ RU 09000200400323

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Правовая основа проведения референдума Карачаево-Черкесской Республики


Референдум Карачаево-Черкесской Республики проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Карачаево-Черкесской Республики и законами Карачаево-Черкесской Республики.

Статья 2. Основные термины, используемые в настоящем Законе


В настоящем Законе используются следующие термины:

- агитационные материалы - печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки агитации по вопросам референдума Карачаево-Черкесской Республики и предназначенные для массового распространения при проведении референдума;

- агитация по вопросам референдума - деятельность граждан Российской Федерации, инициативной группы по проведению референдума, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая участников референдума проводить референдум Карачаево-Черкесской Республики или отказаться от его проведения, голосовать или отказаться от голосования на референдуме, поддержать или отвергнуть вопрос, вынесенный на данный референдум;

- гарантии права на участие в референдуме - правовое, организационное, информационное и иное обеспечение права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

- комиссии референдума - коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, которые установлены федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Карачаево-Черкесской Республики, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение референдума;

- наблюдатель - лицо, назначенное при проведении референдума инициативной группой по проведению референдума, а также общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне Карачаево-Черкесской Республики или более высоком уровне; наблюдатель на референдуме Карачаево-Черкесской Республики уполномочен вести наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии референдума в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов референдума, включая действия комиссии референдума Карачаево-Черкесской Республики по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов референдума;

- органы местного самоуправления - представительные органы местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления, избираемые непосредственно гражданами на территориях, на которых осуществляется местное самоуправление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами. Конституцией Карачаево-Черкесской Республики, законами Карачаево-Черкесской Республики;

- право на участие в референдуме - конституционное право граждан Российской Федерации участвовать в референдуме Карачаево-Черкесской Республики, в том числе голосовать по проектам законов и нормативных правовых актов, действующим законам и нормативным правовым актам, другим вопросам государственного значения, находящимся в велении Карачаево-Черкесской Республики;

- референдум Карачаево-Черкесской Республики - голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих на территории Карачаево-Черкесской Республики, по важным вопросам государственного значения, которое проводится в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Карачаево-Черкесской Республики, законами Карачаево-Черкесской Республики;

- участник референдума - гражданин Российской Федерации, обладающий нравом на участие в референдуме.

Статья 3. Общие принципы проведения референдума в Карачаево-Черкесской Республике


1. Референдум проводится на всей территории Карачаево-Черкесской Республики.

2. Граждане Российской Федерации участвуют в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.

3. Граждане Российской Федерации участвуют в референдуме Карачаево-Черкесской Республики на равных основаниях.

4. Гражданин Российской Федерации голосует на референдуме за или против вынесенного на референдум вопроса непосредственно.

5. Участие гражданина Российской Федерации в референдуме Карачаево-Черкесской Республики является добровольным и свободным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, а также на его свободное волеизъявление.

6. Деятельность комиссий республиканского референдума при подготовке и проведении референдума, подсчете голосов и установлении итогов голосования, определении результатов республиканского референдума осуществляется открыто и гласно.

Статья 4. Право граждан на участие в референдуме Карачаево-Черкесской Республики


1. Каждый гражданин Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающий на территории Карачаево-Черкесской Республики, и достигший на день проведения референдума 18 лет, имеет право голосовать на референдуме Карачаево-Черкесской Республики, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных действиях по подготовке и проведению референдума.

2. Пребывание гражданина вне места его постоянного или преимущественного проживания во время проведения на территории Карачаево-Черкесской Республики референдума Карачаево-Черкесской Республики не может служить основанием для лишения его права на участие в референдуме Карачаево-Черкесской Республики.

З. В референдуме не участвуют граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Гражданин Российской Федерации вправе участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного или должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, рода и характера занятий, а также других обстоятельств.

Статья 5. Вопросы референдума Карачаево-Черкесской Республики


1. На референдум Карачаево-Черкесской Республики могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении Карачаево-Черкесской Республики. Конституцией Карачаево-Черкесской Республики и законами Карачаево-Черкесской Республики могут быть установлены вопросы, подлежащие вынесению на референдум Карачаево-Черкесской Республики.

2. На референдум Карачаево-Черкесской Республики не могут быть вынесены следующие вопросы:

- о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики, органов местного самоуправления, либо об отсрочке указанных выборов;

- о формировании состава органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики или органов местного самоуправления, персональном составе органов государственной власти Карачаево-Черкесской Республики и органов местного самоуправления;

- об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц;

- о принятии или об изменении бюджета Карачаево-Черкесской Республики, исполнении и изменении финансовых обязательств Карачаево-Черкесской Республики;

- о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

3. На референдум Карачаево-Черкесской Республики не могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении Российской Федерации, а также вопросы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики, за исключением случаев, когда вопрос не урегулирован Конституцией Российской Федерации, федеральным законом.

4. Вопросы, выносимые на референдум Карачаево-Черкесской Республики, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии их реализации, также должны исключать возможность их множественного толкования.

5. Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован так, чтобы на него можно было дать лишь однозначный ответ.

6. Вопросы, выносимые на референдум Карачаево-Черкесской Республики, не должны противоречить законодательству Российской Федерации.

Статья 6. Обстоятельства, исключающие проведение референдума Карачаево-Черкесской Республики


1. Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации, либо на территории Карачаево-Черкесской Республики, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.

2. Повторный референдум Карачаево-Черкесской Республики с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится в течение двух лет со дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума Карачаево-Черкесской Республики.

3. Принятие органом государственной власти Карачаево-Черкесской Республики решения по существу вопроса, который может быть вынесен на референдум Карачаево-Черкесской Республики, не является обстоятельством, исключающим проведение референдума Карачаево-Черкесской Республики по этому вопросу.

ГЛАВА II. НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Статья 7. Инициатива проведения референдума Карачаево-Черкесской Республики


1. Инициатива проведения референдума Карачаево-Черкесской Республики принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме Карачаево-Черкесской Республики, Президенту Карачаево-Черкесской Республики, Народному Собранию Карачаево-Черкесской Республики.

2. Для назначения референдума Карачаево-Черкесской Республики в Народное Собрание Карачаево-Черкесской Республики должны быть представлены подписи участников референдума в поддержку инициативы его проведения в количестве, установленном настоящим Законом.

Статья 8. Назначение референдума в Карачаево-Черкесской Республике


1. Решение о проведении референдума Карачаево-Черкесской Республики принимается Народным Собранием Карачаево-Черкесской Республики в соответствии с федеральными законами. Конституцией Карачаево-Черкесской Республики и настоящим Законом. В решении о назначении референдума указываются дата его проведения, вопрос референдума или проект выносимого на референдум закона Карачаево-Черкесской Республики или иного нормативного правового акта. Решение о назначении референдума принимается не позднее двух месяцев со дня представления документов, необходимых для назначения референдума, в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

2. Народное Собрание Карачаево-Черкесской Республики вправе отказать в назначении республиканского референдума только в случае нарушения при выдвижении инициативы о проведении референдума Конституции Российской Федерации, Федерального закона {Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации}, федеральных конституционных законов, иных федеральных законов, Конституции Карачаево-Черкесской Республики и настоящего республиканского Закона.

3. Референдум Карачаево-Черкесской Республики назначается только на календарный выходной день. Решение о проведении референдума должно быть официально опубликовано не менее чем за 60 дней до дня голосования.

4. Дата проведения референдума Карачаево-Черкесской Республики не позднее чем за двадцать пять дней до дня проведения референдума может быть перенесена на более поздний срок (но не более чем на 90 дней) Народным Собранием Карачаево-Черкесской Республики в целях совмещения проведения референдума с иным референдумом либо выборами в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

5. Решение о назначении референдума, а также о перенесении даты голосования в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через 6 дней со дня его принятия.

Проведение республиканского референдума может быть приостановлено, если органами государственной власти Карачаево-Черкесской Республики или их должностными лицами принято решение, отвечающее на вопрос референдума и делающее его проведение нецелесообразным. Решение об отмене республиканского референдума принимает Народное Собрание Карачаево-Черкесской Республики.

Статья 9. Порядок реализации инициативы проведения референдума Карачаево-Черкесской Республики


1. Каждый гражданин или группа граждан, имеющие право на участие в референдуме Карачаево-Черкесской Республики, а равно общественное объединение, зарегистрированное органами юстиции Российской Федерации или Карачаево-Черкесской Республики не позднее чем за шесть месяцев до дня обращения в Народное Собрание Карачаево-Черкесской Республики с инициативой проведения референдума Карачаево-Черкесской Республики, устав которого предусматривает участие в выборах, могут образовать инициативную группу по проведению республиканского референдума для сбора подписей граждан, имеющих право на участие в референдуме, в поддержку инициативы проведения референдума, в количестве не менее 20 человек. В случае, если инициатором проведения референдума Карачаево-Черкесской Республики выступает общественное объединение, обладающее правами избирательного объединения, то руководящий орган общественного объединения или руководящий орган его регионального отделения выступает в качестве инициативной группы по проведению республиканского референдума независимо от своей численности.

2. Инициативная группа по проведению референдума Карачаево-Черкесской Республики обращается в Избирательную комиссию Карачаево-Черкесской Республики с ходатайством о регистрации группы.

З. В ходатайстве инициативной группы по проведению референдума Карачаево-Черкесской Республики указывается:

- формулировка вопроса (вопросов) или текст проекта закона Карачаево-Черкесской Республики или иного нормативного правового акта, предлагаемого для вынесения на референдум; при этом формулировка вопроса (вопросов) или текст проекта закона Карачаево-Черкесской Республики или иного нормативного правового акта должны быть изложены на русском языке;

- фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса мест жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы.

4. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению референдума Карачаево-Черкесской Республики, на котором было принято решение о выдвижении инициативы о проведении республиканского референдума. Ходатайство подписывается всеми членами инициативной группы.

5. В случае, если формулировка вопроса, предлагаемого инициативной группой по проведению республиканского референдума для вынесения на голосование, не отвечает установленным в настоящем Законе требованиям, Избирательная комиссия Карачаево-Черкесской Республики может согласовать с инициативной группой по проведению республиканского референдума новую формулировку, не изменяющую основное содержание вопроса. Право изменения формулировки вопроса, выносимого на референдум Карачаево-Черкесской Республики, принадлежит исключительно инициативной группе по проведению республиканского референдума. Формулировка вопроса, выносимого на референдум Карачаево-Черкесской Республики, не может быть изменена после регистрации инициативной группы.

6. Избирательная комиссия республики в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы обязана рассмотреть указанное ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:

в случае соответствия указанных ходатайств и документов требованиям Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Конституции Карачаево-Черкесской Республики, настоящего Закона - о направлении их в Народное Собрание Карачаево-Черкесской Республики, уполномоченное в соответствии с Конституцией Карачаево-Черкесской Республики и настоящим Законом принять решение о назначении республиканского референдума;

в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.

7. Народное Собрание Карачаево-Черкесской Республики обязано проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на республиканский референдум, требованиям статьи 5 настоящего республиканского Закона в порядке и сроки, установленные настоящим Законом. При этом срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления в Народное Собрание Карачаево-Черкесской Республики в порядке, предусмотренном пунктом 6 настоящей статьи, ходатайства инициативной группы по проведению республиканского референдума и приложенных к нему документов.

8. Народное Собрание Карачаево-Черкесской Республики не позднее чем через 5 дней со дня поступления в указанный орган в порядке, предусмотренном пунктом 6 настоящей статьи, ходатайства инициативной группы по проведению референдума Карачаево-Черкесской Республики и приложенных к нему документов обязано уведомить об этой инициативе Президента Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и Центральную избирательную комиссию Российской Федерации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»