Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 февраля 2003 года N 63

Об утверждении Региональной целевой программы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Республики Ингушетия на 2002-2010 гг."

(Признано противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня принятия: Решение Верховного Суда РИ от 05.04.2004 г.)

(Утратило силу:

Постановление Правительства РИ от 16.12.2004 г. N 287, НГР ru06000200400140)

Правительство Республики Ингушетия

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Региональную целевую программу "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Республики Ингушетия на 2002-2010 гг." (далее - Программа).

2. Министерству финансов Республики Ингушетия и Министерству экономики Республики Ингушетия ежегодно с 2003 года при формировании республиканского бюджета предусматривать финансирование мероприятий программы.

3. Установить, что мероприятия Программы и объемы их финансирования подлежат ежегодно с 2003 года корректировке с учетом возможностей республиканского бюджета.

4. Рекомендовать органам местной администрации создать необходимые условия для реализации Программы и обеспечить финансирование ее мероприятий за счет средств местных бюджетов.

5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Ингушетия Дзейтова Х.М.

Председатель Правительства

Республики Ингушетия                                                                        В. Алексенцев

Утверждена

Постановлением Правительства

Республики Ингушетия

от "20" февраля 2003 г. N 63

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Республики Ингушетия на 2002-2010 годы" Магас 2003 год ПАСПОРТ Программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Ингушетия


1. Наименование программы

Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Республики Ингушетия на 2002 - 2010 годы

2. Разработчик Программы

Управление жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушетия

3. Цель Программы

Повышение устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно - коммунальный комплекс, улучшение качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат, адресная социальная защита населения в оплате жилищно-коммунальных услуг (далее -ЖКУ).

4. Задачи Программы

Ликвидация сверхнормативного износа основных фондов, внедрение ресурсосберегающих технологий, а также мер по стимулированию жилищно-коммунальных предприятий к рациональному хозяйствованию и использованию всех доступных ресурсов для решения задач надежного и устойчивого обслуживания потребителей

5. Сроки и этапы реализации Программы

I этап-2002-2003гг. IIэтап-2004-2005гг. III этап-2006-2010гг.

6. Заказчик и исполнитель Программы

Правительство Республики Ингушетия; Управление жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушетия

7. Перечень основных мероприятий

- Обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального комплекса; - формирование рыночных механизмов функционирования ЖКК и условий для снижения издержек и повышения качества ЖКУ; - государственная поддержка модернизации ЖКК и привлечение инвестиций в эту сферу.

8. Объемы и источники финансирования Программы.

Всего затрат -528, 32 млн. руб., в том числе: Федеральный бюджет - 139, 8 млн. руб. Республиканский бюджет - 388, 1 млн. руб. Собственные средства - 0,402 млн. руб.

9. Ожидаемые, конечные результаты реализации Программы

Повышение качества жилищно-коммунального обслуживания населения, надежность работы систем энерго-, водоснабжения и водоотведения, обеспечение комфортности и безопасности условий проживания, социальная защита населения в оплате ЖКУ.

10.Система организации контроля за исполнением Программы

Контроль за исполнением Программы возлагается на Правительство РИ



1. Общие положения


Главной задачей преобразований в жилищно-коммунальном хозяйстве является превращение ЖКХ в качественно новую рентабельную отрасль, укрепление ее материально-технической базы, что требует планового научно обоснованного подхода к решению хозяйственных, экономических и социальных проблем.

Настоящая программа является составной частью Федеральной целевой программы "Жилище" и характеризует комплекс мероприятий, предотвращающих снижение надежности коммунальных систем жизнеобеспечения и обеспечивающих финансовое оздоровление жилищно-коммунального хозяйства, формирование инвестиционной привлекательности городской коммунальной инфраструктуры, создание комфортной и экономически безопасной среды проживания. Необходимость ее принятия обусловлена кризисным состоянием жилищно-коммунального хозяйства, высокой его затратностью, неразвитостью конкурентной среды, высокой степенью износа основных фондов и в целом неэффективной работой предприятий отрасли.

Программа предусматривает решение задач:

ликвидация сверхнормативного износа основных фондов;

внедрение ресурсосберегающих технологий;

разработка и широкое внедрение мер по стимулированию жилищно - коммунальных предприятий к эффективному и рациональному хозяйствованию, максимальному использованию всех доступных ресурсов, включая собственные, для решения задач надежного и устойчивого обслуживания потребителей.

В результате решения этих задач повысится качество жилищно- коммунального обслуживания населения, надежность работы системы энерго-, водоснабжения и канализации.

3. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевыми методами.


Большая часть государственной собственности в жилищно-коммунальной сфере (жилищный фонд и объекты коммунальной инфраструктуры) были переданы в муниципальную собственность.

Муниципализация жилищно-коммунальной сферы происходила в период, когда либерализация цен не в полной мере отразилась на изменении ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Бюджеты муниципальных образований не смогли выполнить своих обязательств по дотированию предприятий жилищно-коммунального комплекса в части, не покрываемой платежами потребителей. В связи с этим объемы задолженностей предприятий ЖКХ по РИ на конец 2001 г. составили:

дебиторской - 30,617 млн. руб.,

кредиторской - 22,638 млн. руб.

Состояние жилищно-коммунального хозяйства Республики Ингушетия характеризуется дотационностью сферы и неудовлетворительным финансовым положением, высокими затратами, неэффективной работой предприятий, в связи с отсутствием экономических стимулов снижения издержек на производство жилищных и коммунальных услуг и неразвитостью конкурентной среды, высокой степенью износа основных фондов, большими потерями энергии, воды и других ресурсов.

В целях более полного учета недвижимости и установления реальной стоимости и технического состояния объектов жилищного фонда, независимо от формы собственности, в республике была принята "Программа проведения инвентаризации жилищного фонда РИ", которая была завершена в 2001 году. Постановлением N33 от 31 января 2001 г. из бюджета Республики целевым назначением было выделено 5,5 млн. руб. На начало 2002 года инвентаризация полностью завершена. Проведенная инвентаризация показала, что износ инженерных сетей составляет более 70%. Срочной модернизации требует около 30% внутренних водопроводных сетей. Весь муниципальный жилой фонд - свыше 375,5 тыс. м2 находится в неудовлетворительном состоянии. 80% основных фондов полностью отслужили свой срок. Потери тепла при эксплуатации существующих тепловых сетей значительно превышают нормативы. Суммарные потери в тепловых сетях достигают 50% от произведенной тепловой энергии. Эксплуатируемые очистные сооружения перегружены.

Рост ветхого жилищного фонда обусловлен тем, что, начиная с 90-х годов в Республике Ингушетия были прекращены работы по проведению профилактических осмотров жилого фонда, его содержанию и планово-предупредительных и капитальных ремонтов. Приватизация жилого фонда ввело в заблуждение некоторые инстанции относительно платы за найм и содержание жилищного фонда, поэтому к настоящему моменту в республике нет накопленных фондов на капремонт жилья.

Одна из причин сложившейся ситуации в том, что жилищно-коммунальные предприятия не имеют серьезных экономических стимулов оптимизации структуры тарифов, снижения нерациональных затрат материально-технических ресурсов.

Закладываемые в тарифах, пусть и не на достаточном уровне, амортизационные отчисления и отчисления на капитальный ремонт по факту расходуются на покрытие текущих потребностей предприятий. Это ведет к проеданию ограниченных финансовых ресурсов.

Все вышеизложенное свидетельствует о наличии системного кризиса в отрасли и межотраслевом характере возникших проблем, для преодоления которых требуется взаимосвязанная по направлениям и уровням программа действий.

Необходимость ускоренного перехода к устойчивой модели функционирования жилищно-коммунального хозяйства определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения перечисленных выше проблем, поскольку эти проблемы не могут быть решены без участия федерального центра и в пределах одного финансового года. Они требуют бюджетных расходов в течение 8-10 лет.

3.Основные цели и задачи программы.


Основная цель Программы - повышение устойчивости и надежности функционирования жшшщно - коммунальных систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс, улучшение качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат, адресная социальная защита населения в оплате жилищно-коммунальных услуг.

Основными задачами Программы являются:

- финансовое оздоровление жилищно-коммунальных предприятий путем реструктуризации их задолженности и доведение тарифов до экономически обоснованного уровня, жесткого выдерживания установленных стандартов оплаты услуг населением, перехода от дотирования предприятий и предоставления категориальных льгот к субсидированию малообеспеченных семей, ликвидации перекрестного субсидирования тарифов;

- формирование инвестиционной привлекательности городской коммунальной инфраструктуры путем создания эффективных и прозрачных процедур тарифного регулирования коммунальных предприятий, экономически заинтересовывающих их в сокращении затрат и ресурсов;

- обеспечение государственной поддержки процесса модернизации жилищно-коммунального комплекса как путем предоставления бюджетных средств, в основном, на возвратной основе, так и формирования финансовых инструментов предоставления государственных и муниципальных гарантий по привлекаемым инвестициям.

Проблема ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда будет решаться в рамках программы "Переселения граждан Республики Ингушетия из ветхого и аварийного жилищного фонда" Федеральной целевой программы "Жилище"

Проблема энергосбережения и энергоэффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве будет решаться в рамках Федеральной целевой программы "Энергоэффективная экономика на 2002 - 2005 годы и на период до 2010 г.".

4. Система программных мероприятий


Решение задачи технической модернизации жилищно-коммунального. комплекса невозможно без коренного оздоровления финансовой ситуации в этой сфере, создания реальной системы экономической мотивации к сокращению затрат ресурсов и повышению эффективности деятельности предприятий комплекса, привлечения частных инвестиций в реконструкцию объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры.

В связи с этим, программа модернизации и реформирования ЖКК включает не только проведение технических мероприятий по восстановлению основных фондов и по реализации новых инженерно-технических решений, но и создание организационно-управленческих и финансовых механизмов, обеспечивающих стабильную и эффективную работу предприятий жилищно-коммунальной сферы. Исходя из анализа существующего положения дел в ЖКХ РИ, программные мероприятия подразделяются:

-мероприятия по обеспечению финансовой стабилизации ЖКК;

-мероприятия по формированию рыночных механизмов функционирования комплекса и условий для привлечения инвестиций;

-мероприятия по государственной поддержке инвестиций в модернизацию ЖКК.

4.1. Обеспечение финансовой стабилизации жилищно-коммунального комплекса


Решение проблемы обеспечения финансовой стабильности предприятий ЖКК предусматривает решение двух задач:

- реструктуризация и ликвидация имеющейся задолженности предприятий ЖКК;

- ликвидация дотационности ЖКХ и обеспечение стабильности и достаточности текущего финансирования предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.

4.1.1. Ликвидация дотационности жилищно-коммунального хозяйства и обеспечение стабильности и достаточности финансирования предоставляемых жилищно-коммунальных услуг.


Стабильное и достаточное финансирование предоставляемых ЖКУ будет достигнуто путем обеспечения в бюджетной системе, а также у самих предприятий ЖКХ, достаточного объема финансовых ресурсов. Основными мерами, которые приведут к обеспечению достаточного уровня финансирования, являются:

-переход в 2003 году на 100% оплату потребителями, в том числе населением, ЖКУ (включая отчисления на капитальный ремонт), с учетом роста потребности в средствах на предоставление гражданам жилищных субсидий;

-упорядочение механизма предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг;

-переориентация нерациональных расходов, выявленных в ходе аудита и экспертиз тарифов на ЖКУ, на цели модернизации и развития;

-упорядочение механизма формирования тарифов на жилищно - коммунальные услуги.

Достаточность финансового обеспечения на оплату ЖКУ будет обеспечена путем реализации принципа полного возмещения затрат. Тариф для конечного потребителя должен складываться как сумма цен работ всех участников цепочки предоставления услуг. При этом цены отдельных участников этого процесса могут быть как регулируемыми, так и определяться на рынке.

Для обеспечения достаточности финансирования ЖКУ следует предусмотреть нормирование убытков от недосбора платежей с потребителей и включать их в тарифы на коммунальные услуги, а также дать право жилищно-коммунальным предприятиям списывать просроченную безнадежную дебиторскую задолженность по платежам населения.

Темпы и параметры перехода к 100%-ной оплате ЖКУ должны определяться Правительством РИ в соответствии с ежегодными федеральными стандартами перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, утверждаемыми Правительством Российской Федерации:

-федеральный стандарт социальной нормы площади жилья;

-федеральный стандарт стоимости предоставления ЖКУ на 1 кв. метр общей площади жилья;

-федеральный стандарт уровня платежей граждан по отношению к уровню затрат на содержание и ремонт жилья, а также коммунальные услуги;

-федеральный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе, исходя из социальной нормы площади, жилья и нормативов потребления коммунальных услуг.

Органы государственной власти Республики Ингушетия вправе в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливать свои стандарты социальной нормы площади жилья, равно как и делегировать такое право органам местного самоуправления,

Федеральный стандарт социальной нормы площади жилья составляет: 18 кв. метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 кв. метра - на семью из двух человек, 33 кв. метра - на одиноко проживающих граждан. В период до 2010 года пересмотр данного федерального стандарта не предполагается.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»