Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 05 октября 2001 года N 389

О Программе государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Ингушетия на 2001-2003 гг.

(Изменения:

Постановление Правительства РИ от 13.12.2001 г. N 495, НГР ru06000200100103)

В целях реализации мероприятий по становлению и развитию малого предпринимательства в республике и в соответствии с Законом Республики Ингушетия "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Ингушетия" Правительство Республики Ингушетия постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Программу государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Ингушетия на 2001-2003 гг.;

2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Ингушетия - министра финансов Республики Ингушетия Аушева М.Б.А.-Х. (в ред. Постановления Правительства РИ от 13.12.2001 г. N 495, НГР ru06000200100103)

Председатель Правительства

Республики Ингушетия                         А. Мальсагов

УТВЕРЖДЕНА

Постановлением Правительства

Республики Ингушетия

от "05" октября 2001 г. N 389

ПРОГРАММА

государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Ингушетия на 2001-2003 гг.

г. Магас 2001 г. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

1. Наименование программы.


Программа государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Ингушетия на 2001-2003 гг.

2.Государственный Заказчик программы


Министерство экономики Республики Ингушетия.

3.Исполнители:


Министерство экономики Республики Ингушетия

Региональный фонд поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции Республики Ингушетия;

Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Республике Ингушетия;

Учебные заведения Республики Ингушетия;

Средства массовой информации Республики Ингушетия;

4. Цели программы.


- создание эффективного механизма реализации государственных мероприятий по поддержке и развитию малого предпринимательства в Республике Ингушетия;

- выявление наиболее негативных тенденций в отраслях экономики республики и стабилизация этих отраслей посредством роста производства на предприятиях сферы малого бизнеса;

- оценка реального состояния малого бизнеса в Республике Ингушетия для определения уровня инвестиционной привлекательности.

5.Эффект от реализации Программы государственной поддержки малого предпринимательства Республики Ингушетия:


1. Формирование стабильного механизма финансирования программ поддержки и развития малого предпринимательства;

2. Привлечение внешних источников финансирования путем развития межрегиональных экономических отношений и создание эффективной правовой базы для защиты инвесторов;

3.Выпуск конкурентоспособной продукции и услуг, эффективное использование природного сырья и развитие туристического бизнеса в целях привлечения капитала из других регионов.

4. Физическое расширение налогооблагаемой базы путем доведения количества эффективно работающих малых предприятий до 40% от зарегистрированных.

5. Повышение уровня занятости населения на малых предприятиях до 9,3 тыс. чел.

6. Улучшение республиканской нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность субъектов малого предпринимательства

7. Повышение инвестиционного рейтинга Республики Ингушетия

6. Сроки и этапы реализации Программы 2001-2003гг. Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (в млн. руб.):


-первый этап 2001 г. -11,9;

-второй этап 2002 г. -11,9;

-третий этап 2003 г -11,9.

Республиканский бюджет (в млн. руб):


-первый этап 2001 г. -10,0;

-второй этап 2002 г.-10,0;

-третий этап 2003 г. -10,0.

Собственные средства предпринимателей (млн. руб.)


-первый этап 2001 г. -12,2;

-второй этап 2002 г.-7,2;

-третий этап 2003 г.-5,0

7. Объем и источники финансирования программы государственная поддержка малого предпринимательства в Республики Ингушетия на 2001-20003 гг.:


1.Средства федерального фонда поддержки малого предпринимательства-35,7 млн. руб. (39,6%);

2.Республиканский бюджет-30,0 млн. руб. (33,2 %);

3.Собственные средства предпринимателей-24,4 (27,0 %)

Общий объем финансирования малого предпринимательства

Республики Ингушетия за 2001-2003 гг. составит-90,1 млн. руб.

8.Содержание программы:


8.1. Введение

8.2. Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия. Анализ и тенденции развития малого предпринимательства.

8.3. Основные мероприятия, реализуемые в рамках программы

8.3.1. Совершенствование республиканской нормативно правовой базы регулирования малого предпринимательства.

8.3.2. Финансово-кредитная поддержка малого предпринимательства в Республике Ингушетия.

8.3.3. Ресурсное обеспечение субъектов малого предпринимательства

8.3.4. Информационное и консультационное обеспечение субъектов малого предпринимательства РИ.

8.3.5. Обучение и переподготовка кадров для малого предпринимательства Республики Ингушетия.

8.1. Введение


Для стабильного функционирования экономической системы, снижения социальной напряженности необходимо создание благоприятных условий для развития такой сферы деятельности как малое предпринимательство.

Роль малого предпринимательства в экономике бесспорна и очевидна. Малый бизнес служит основой для развития межгосударственных и межрегиональных отношений, опосредуя, таким образом, перелив капитала из одного региона в другой, расширяет налоговую базу региональных и местных бюджетов, насыщает рынки конкурентноспоспособными и дешевыми товарами. Отсутствие необходимости кооперации, вложения значительных средств и простота организации делает малый бизнес более доступным для широких слоев населения и соответственно обеспечивает занятость. По объему прибыли, уровню доходов занятого населения, платежеспособности, уплате налогов малые предприятия, по общепризнанному мнению, имеют более высокие потенциальные возможности по сравнению с крупным производством. Развитие малого предпринимательства опосредует создание таких новых механизмов взаимодействия в экономике, как лизинговые, операции, взаимное кредитование, система взаиморасчетов, консигнационные поставки и др.

В процессе становления малого предпринимательства возникает много проблем правового, экономического, информационного, производственного и иного характера. В этой связи значительная роль Должна уделяться созданию механизма государственной поддержки малого предпринимательства.

Роль малых предприятий в оздоровлении экономики на сегодняшний день в республике явно недостаточна. Это объясняется как общим спадом производства и разрывом хозяйственных отношений, так и отсутствием поддержки малых предприятий со стороны федеральных и республиканских органов власти

Субъектам малого предпринимательства часто приходится приостанавливать свою деятельность в результате высоких арендных платежей и отсутствия более гибкого механизма льготного налогообложения.

Происходит стихийное перемещение промышленного капитала в торговлю, что приводит к снижению объема производимой продукции, занятости, не создаются производственные фонды и т.д. Государственная поддержка малого предпринимательства характеризуется нестабильностью источников финансирования и отсутствием эффективного механизма контроля над целевым использованием средств.

Указанные и другие проблемы приводят к сокрытию предпринимателями своих доходов и, тем самым, к снижению уровня налоговых поступлений.

8.2. Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия. Анализ и тенденции развития малого предпринимательства.


Республика Ингушетия входит в Южный федеральный округ территория 3750 кв. км., численность населения составляет 354,9 тыс. чел., из них городского населения-150,3 тыс. чел. и сельского-204,6 тыс. чел.

Республика Ингушетия расположена на северных склонах предгорья Большого Кавказа и граничит с Чеченской республикой, Республикой Грузия, Республикой Северная Осетия Алания и Кабардино-Балкарией. Недра республики содержат месторождения нефти и газа, мраморовидных известняков, доломитов, нерудных строительных материалов, строительных глин и других полезных ископаемых.

Территорию Республики Ингушетия пересекают транспортные дороги федерального значения Северо-Кавказская железная дорога, автомобильная дорога Баку - Москва.

В республике наблюдается положительные демографические процессы, темпы рождаемости населения являются самыми высокими по Российской Федерации.

Для республики характерна высокая безработица (в 2000 г. она составила 48,1 %), которая вызвана низким уровнем развития материального производства, отсутствием промышленного потенциала, необходимостью обновления производственных фондов и другими факторами. В результате концентрации предприятий в крупных городах среди безработных высока доля сельского населения. В связи с неразвитостью материального производства жизненный уровень населения является низким. На долю 10% наиболее обеспеченного населения приходится 24,5% денежных доходов, на долю наименее обеспеченного-2,9 %.

В числе сохраняющихся негативных тенденций в экономике республики является высокий уровень неплатежей. Просроченная задолженность крупных и средних предприятий и организаций всех отраслей экономики Республики Ингушетия достигла в 2000 г. 584,3 млн. руб. Задолженность предприятий по полученным кредитам также очень высокая -98,3 млн. руб.

Негативным моментом в социально-экономическом развитии Республики Ингушетия является отсутствие иностранных инвестиций в экономику, отсутствие зарегистрированных совместных предприятий. Возможности привлечения внебюджетных источников инвестиций в основной капитал ограничены сохраняющейся длительный период нестабильной ситуацией в соседних регионах.

Между тем, итоги развития экономики республики за 2000 г. свидетельствуют о качественном изменении основных макроэкономических показателей.

Так, объем ВРП Республики Ингушетия в 2000 г. повысился на 16,5 % и составил 2609,1чмлн. руб. Положительной тенденцией в развитии экономики является также рост уровня промышленного производства, который составил 979,2 млн. руб. и превысил уровень 1999 г. в 2,1 раза.

Одной из особенностей роста промышленного производства Республики Ингушетия является положительное изменение его структуры по всем отраслям экономики. Наиболее динамично развивающиеся сектора экономики республики являются строительная, пищевая отрасли. Наиболее устойчивой и структурообразующей отраслью является топливная промышленность.

В 2000 г. произошли положительные сдвиги в финансовом состоянии предприятий: повысился уровень устойчиво работающих предприятий до 50% и снизилась доля убыточных предприятий на 23,8 %., таким образом, из общего числа зарегистрированных крупных и средних предприятий устойчиво работают 718 единиц. Вырос также объем прибыли предприятий по сравнению с предыдущим годом в 2,1 раза. Увеличение прибыли предприятий произошло в результате роста физического объема производства в отдельных отраслях экономики.

В свою очередь рост объема производства промышленной продукции является следствием увеличения уровня капитальных вложений в производственные фонды, их объем в 2000 г. составил 254,0 млн. руб. или 28,1% от общего объема капитальных вложений. В основном весь объем капитальных вложений 903,5 млн. руб. (92,1%) в Республике Ингушетия был освоен крупными и средними предприятиями.

Несмотря на то, что в республике происходит повышение устойчивости деятельности крупных предприятий, в сфере малого бизнеса наблюдается обратная тенденция. По данным Управления Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по Республике Ингушетия в республике на 01.01.2001 г. зарегистрировано 11868 предприятий, из них количество малых предприятий составляет 10432 ед. (87 %), из них юридические лица- 6379 ед., индивидуальные предприниматели физические лица-4053 человек. Количество устойчиво работающих малых предприятий не увеличилось, начиная с 1994 года и составляет 1262 ед. (12,1 %). Это объясняется тем, что именно в этих годах происходила финансовая поддержка малых предприятий по линии Федерального Фонда поддержки малого предпринимательства.

По данным Государственного комитета по статистике Республики Ингушетия основным заявочным видом деятельности малых предприятий является торговля 61,7 %. Общая численность занятого населения в Республике Ингушетия составило 50,6 %, из них на крупных и средних предприятиях Республики Ингушетия на 31.01.2000 г. сосредоточено 30,4 тыс. чел (60,1%). Уровень занятости на малых предприятиях остается очень низкой 2,23 тыс. чел. (4,4%).

Анализ, состояния малого предпринимательства в Республике Ингушетия, показал:

с 1997 г. увеличилось общее количество малых предприятий. Несмотря на общеэкономический кризис в 1998 г., число малых предприятий по сравнению с 1997 г. увеличилось на 289 единиц (4.36 %). В 1999 г. количество малых предприятий увеличилось на 1069 единиц (15.5 %), в 2000 г. по сравнению с 1999 г. на 76,4 %;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»