Недействующий

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

от 02 декабря 1999 года N 28-РЗ

О социальной помощи малоимущим слоям населения

Принят Народным

Собранием - Парламентом

Республики Ингушетия 4 ноября 1999 года

(Утратил силу в ред. Закона Республики Ингушетия от 31.12.2004 г. N 40-РЗ, НГР ru06000200400161)

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Республики Ингушетия устанавливает правовые основы государственной политики в области социальной защиты населения в Республике Ингушетия.

ГЛАВА I Общие положения

Статья 1. Понятие и цель оказания социальной помощи


Социальная помощь представляет собой обеспечение в денежной и натуральной форме, в виде льгот и услуг, осуществляемое с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий.

Социальная помощь населению имеет целью повышение уровня благосостояния наименее социально защищенных категорий населения и в первую очередь тех, совокупный среднедушевой доход которых ниже установленного в республике прожиточного минимума.

Статья 2. Правовое регулирование социальной помощи населению


Правовое регулирование социальной помощи населению осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Ингушетия, настоящим Законом и иными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Ингушетия.

Статья 3. Государственная политика Республики Ингушетия в области социальной помощи населению


Целью государственной политики Республики Ингушетия в области социальной помощи населению является создание условий для удовлетворения жизненно важных потребностей граждан с соблюдением принципов адресности, доступности, гарантированности.

Статья 4. Основные понятия


В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

а) граждане, нуждающиеся в социальной защите - граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации, которым в связи с этим предоставляется социальная помощь;

б) трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства), которую он не может преодолеть самостоятельно;

в) социальная поддержка - комплекс социальных услуг социально-экономического, правового и иного характера, предоставляемых лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

г) материальная помощь - услуга по предоставлению денежных средств, средств ухода за детьми, продуктов питания, одежды, обуви и других предметов первой необходимости;

д) социальные службы - предприятия и учреждения, независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги;

е) прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины (минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности), а также обязательные платежи и сборы;

ж) малоимущая семья (гражданин) - семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в республике.

Статья 5. Государственные гарантии предоставления социальной помощи


Семьям и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, гарантируется:

-получение исчерпывающей информации о перечне и содержании социальной помощи и условиях ее оказания;

-доступ к социальной помощи, необходимой для преодоления трудной жизненной ситуации;

-выбор формы и вида социальной помощи.

Порядок предоставления социальной помощи определяется Правительством Республики Ингушетия с учетом специфики населенного пункта и потребностей граждан.

Статья 6. Критерии подхода к предоставлению социальной помощи


К критериям, по которым определяется право граждан на социальную помощь, относятся:

-установление факта, свидетельствующего, что семья (одиноко проживающий гражданин) считается малоимущей (малоимущим);

-отсутствие собственности, которая по экономическим условиям могла бы быть сдана в аренду или наем с целью получения дохода;

-наличие материального ущерба или ущерба, причиненного здоровью (нахождение в ситуации, несущей угрозу жизни или здоровью);

-невозможность получения трудового дохода в достаточном размере в силу объективных причин (уход за нетрудоспособным, инвалидность, неспособность к самообслуживанию, уход за малолетними детьми, потеря кормильца многодетной семьи, имеющей 5 и более несовершеннолетних детей и другое).

Статья 7. Общие принципы предоставления социальной помощи


Общими принципами предоставления социальной помощи являются:

-социальная справедливость;

-адресность, что предусматривает предоставление социальной помощи конкретным нуждающимся лицам с учетом их индивидуальных особенностей и иных объективных причин;

-гарантированность, что предполагает обязательное предоставление социальной помощи лицам, имеющим на нее право (как обратившимся, так и выявленным в процессе обследования).

Статья 8. Период предоставления государственной социальной помощи


Социальная помощь может оказываться временно и постоянно (пожизненно).

Статья 9. Получатели социальной помощи


Получателями социальной помощи являются:

-группы лиц, которым социальная помощь предоставляется вне зависимости от дохода получателя (семьи получателя);

-семьи и одиноко проживающие граждане, денежный или натуральный доход которых недостаточен для удовлетворения потребностей в размере прожиточного минимума, в том числе в связи с трудной жизненной ситуацией (беженцы, вынужденные переселенцы, безработные - главы многодетных семей, пострадавшие в результате катастроф, аварий и другие).

Статья 10. Группы населения, которым государственная социальная помощь предоставляется вне зависимости от дохода получателя (семьи получателя)


Государственная социальная помощь вне зависимости от дохода получателя (семьи получателя) в соответствии с действующим законодательством оказывается:

-гражданам, перечисленным в частях 1, 2 и 3 статьи 2 и статьях 3, 4 и 21 Федерального закона "О ветеранах" (N 5-ФЗ от 5 января 1995

года);

-Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы;

-узникам концлагерей, гетто и иных мест принудительного содержания, организованных немецкими фашистами и их союзниками в период Великой Отечественной войны, в том числе бывшим несовершеннолетним узникам;

-реабилитированным жертвам политических репрессий, имеющим инвалидность или являющимися пенсионерами, а также лицам, признанными пострадавшими от политических репрессий и являющимися пенсионерами или инвалидами;

-инвалидам 1 группы и неработающим инвалидам 2 группы, а также детям-инвалидам;

-гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции и производственном объединении "Маяк", ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, а также получившим или перенесшим лучевую болезнь или ставшим инвалидами вследствие радиационных аварий и их последствий на других атомных объектах гражданского или военного назначения в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами установок, включая ядерное оружие и космическую технику;

-ветеранам подразделений особого риска, ставших инвалидами;

-многодетным семьям;

-детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

ГЛАВА II Социальная помощь

Статья 11. Формы и виды социальной помощи


Социальная помощь включает следующие формы и виды:

1. Система денежной помощи:

-социальное пособие по бедности, носящее доплатной характер (до прожиточного минимума) и выплачиваемое на основе учета среднедушевого дохода семьи;

-субсидии (на строительство или приобретение жилья, на оплату жилья и коммунальных услуг, транспортных услуг, услуг общественного питания, на приобретение средств реабилитации);

-дотации на лечение и диетическое питание;

- единовременная материальная поддержка.

2. Система натурального обеспечения:

-предоставление предметов необходимости (топлива, продуктов питания, одежды, обуви, постельных принадлежностей);

-предоставление гарантированного продуктового набора особо нуждающимся инвалидам (в том числе инвалидам и участникам Великой Отечественной войны); - обеспечение лекарственными препаратами;

-обеспечение молочными продуктами детей 1-2 года жизни;

-бесплатное питание в столовых.

3. Система льгот и услуг:

-предоставление юридических, психологических и других квалифицированных услуг центрами социального обслуживания;

-надомное социально-бытовое обслуживание граждан, проживающих в семьях, в случаях, когда члены семьи по объективным причинам (командировка, болезнь, отпуск и другое) не могут оказывать им бытовую помощь, а также в случае невозможности, по объективным причинам, обеспечить уход и присмотр за детьми;

-направление в реабилитационные центры для инвалидов, детей-инвалидов, несовершеннолетних, а также другое (с учетом необходимости и имеющихся возможностей);

-устройство в дома-интернаты для престарелых;

-организация доставки немощных граждан в учреждения медицинского и социального профиля, а также детей-инвалидов в реабилитационные центры.

Статья 12. Основание предоставления социальной помощи


Основанием для оказания социальной помощи лицам, оказавшимся не в состоянии обеспечить себе денежный или натуральный доход для жизненно важных потребностей в размере прожиточного минимума, является письменное обращение заявителя в органы социальной защиты по месту постоянного проживания с предоставлением заявителем сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему имуществе на праве собственности в порядке, установленном законодательством Республики Ингушетия.

Статья 13. Ответственность заявителя за полноту и достоверность сведений


Заявитель несет ответственность за полноту и достоверность сведений о составе семьи, доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, а также за своевременность извещения органа социальной защиты об их изменении.

В случае установления недостоверности предоставляемых сведений заявитель лишается права на оказание социальной помощи.

Статья 14. Источники финансирования предоставления социальной помощи


Источниками финансирования предоставления социальной помощи являются:

-средства соответствующих бюджетов;

-финансовые средства Республиканского фонда социальной поддержки населения Республики Ингушетия;

-на установленные настоящим Законом выплаты направляются также суммы, сэкономленные за счет средств, полученных от сокращения численности аппарата органов государственной власти.

Порядок финансирования выплат, установленных настоящим Законом, определяется Правительством Республики Ингушетия.

ГЛАВА III Заключительные положения

Статья 15. Вступление в силу настоящего Закона


Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Республики Ингушетия Р. Аушев

г. Магас

2 декабря 1999 года

N28-РЗ

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»