Недействующий

ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

УКАЗ

от 15 марта 1999 года N 63

О КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ АДЫГЕЯ

В ред. Указа Президента Республики Адыгея от 07.12.2001 г. N 185 НГР:ru01000200100314
Указ утратил силу в ред. Указа Президента Республики Адыгея от 10.02.2004 г. N 17 НГР:ru01000200400016

В целях повышения эффективности функционирования органов исполнительной власти Республики Адыгея всех уровней в решении задач социально-экономического и государственного строительства и проведения единой кадровой политики постановляю:

1. Утвердить Концепцию государственной кадровой политики Республики Адыгея согласно приложению.

2. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент

Республики Адыгея

А. Джаримов

Приложение

к Указу Президента

Республики Адыгея

от 15 марта 1999 года N 63

КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ


Результаты социально-экономических и политических преобразований в Адыгее в решающей степени зависят от научной выверенности политики реформ и от людей, их осуществляющих, особенно тех, кто стоит во главе органов государственной власти и хозяйственного управления. Руководящие кадры и аппарат - это лицо власти и ее реальные носители, особый инструмент эффективного осуществления стратегического курса государства. Кадровый потенциал - это национальное достояние Республики Адыгея, база возрождения и гарант будущего процветания. В условиях рынка и демократических преобразований кадровая политика и практика ее реализации приобретают новое экономическое и социальное содержание, перестают быть только определенным видом организационно-административной работы. Ныне важно не только не допустить снижения профессионального и духовного уровня кадров, но и добиться его обогащения, максимально рационального использования трудовых ресурсов Республики Адыгея. Это значит осознать, что от уровня профессиональной компетентности, деловитости, прогрессивной ориентации и нравственности кадров, их созидательной активности и инновационного подхода к делу в решающей степени зависит динамизм рыночно-демократических преобразований, успех становления цивилизованного гражданского общества. Государственная кадровая политика - один из самых действенных рычагов усиления мотивации работников к высокопроизводительному и творческому труду, создания эффективного механизма взаимовыгодных отношений производителя и потребителя, обеспечения высокого динамизма всех социально-экономических и духовных процессов. Выработка концепции и на ее основе новой государственной кадровой политики объективная потребность общества. Это обусловлено: во-первых, содержанием происходящих в Республике Адыгея преобразований, состоянием кадрового корпуса. Работа с кадрами, инвестиции в их профессиональную подготовку становятся решающим направлением преодоления трудностей, возникших в связи с конверсией, сокращением штатов, банкротствами, нарастанием безработицы, значительным снижением жизненного уровня народа в сочетании с неэффективно функционирующим механизмом социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения. Все это оказывает негативное влияние на формирование цивилизованного рынка труда, порождает трудовую пассивность, усиливает социальную и политическую напряженность в обществе; во-вторых, тем, что значительная часть кадров, будучи достаточно квалифицированной по критериям прежней системы хозяйствования, по прежнему несет на себе груз старых представлений и методов работы, неспособна эффективно действовать в условиях демократических преобразований, развития рыночных отношений и становления новых форм собственности, отказа от административно-командных методов руководства; в-третьих, необходимостью преодоления усиливающегося отчуждения общества от власти, а государственного аппарата от народа, не утихающей политической борьбой различных социальных сил за влияние на ее структуры. В этих условиях научно обоснованная государственная кадровая политика призвана стать ведущим фактором социальной стабилизации общества и укрепления государственности, повышения эффективности государственного управления и хозяйственной деятельности. Суть современной государственной кадровой политики в Республике Адыгея состоит в изменении взаимодействия государства с личностью, в гарантированном обеспечении конституционного права гражданина на свободу выбора места, рода и времени своей трудовой деятельности, в стимулировании развития личности и защите неприкосновенности собственности, в предоставлении полной свободы людям объединяться в профессиональные союзы. Концепция кадровой политики Республики Адыгея представляет собой систему принципов и приоритетов в деятельности органов исполнительной власти Республики Адыгея в сфере кадровой политики в соответствии с Конституцией Республики Адыгея и Законом Республики Адыгея от 4 марта 1998 года N 66 "О государственной службе Республики Адыгея".

1. Основные принципы кадровой политики в Республике Адыгея


Государственная кадровая политика, являясь составной частью внутренней и внешней политики государства, формируется на основе и в рамках общегосударственной политики. Ее цели, приоритеты и принципы в решающей степени зависят от цивилизованности общества, от характера и роли государства, от режима властвования. Объем и пределы государственного регулирования кадровых процессов определяются также динамикой и стратегической направленностью развития государственности, темпами и качественными параметрами рыночных преобразований, уровнем цивилизованности демократических реформ. Государственная кадровая политика - это государственная стратегия в сфере формирования, развития и рационального использования трудовых ресурсов Республики Адыгея. Это система официально признанных целей, задач, приоритетов и принципов регулирования кадровых отношений в конкретно-исторических условиях развития общества. Государственная кадровая политика является носителем наиболее общих начал в кадровой деятельности (целей, приоритетов, принципов, стандартов, критериев) , которые закреплены в Конституции Республики Адыгея и сформулированы в других нормативно-правовых актах республиканского значения. Концепция государственной кадровой политики основывается на конституционном положении о том, что человек "имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию", а государство обязано "признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина". Отсюда суть государственной кадровой политики - максимальная гармонизация интересов личности, общества и государства.

Принципы государственной кадровой политики:

- научность, реалистичность, учитывающие потребности общества в кадрах в переходный период и реальные возможности их удовлетворения в стратегическом плане;

- системность и комплексность, обеспечивающие, с одной стороны, органическое единство целей, принципов, форм, методов и технологий работы с кадрами, а с другой стороны, дифференцированный подход к осуществлению кадровых программ с учетом особенностей различных сфер, городов и районов;

- всеобщность, многоуровневый характер;

- перспективность, опережающий и упреждающий характер;

- демократичность по целям и формам работы, гибкость и новаторство по механизмам решения кадровых проблем;

- социальное равенство, запрещающее любые формы ограничения прав человека на труд по признакам политической, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

- духовность, гуманизм, направленность на защиту конституционных прав и свобод человека, достижение гармоничного сочетания интересов человека, государства и общества, индивидуальных, групповых и общенациональных интересов;

- правовая обоснованность, осуществляемая в рамках и на основе закона, создающая правовые гарантии объективного и справедливого решения кадровых вопросов. Изложенные принципы придают государственной кадровой политике целостность, сущностную определенность и необходимый прагматизм. Создают возможность гибкого воздействия государства на все кадровые процессы, обеспечивают неразрывность триады: "профессионализм - гражданственность - стабильность". Значительное место в системе кадровой политики занимают кадры государственной службы и муниципального управления, задачи формирования высокопрофессионального, стабильного и оптимально сбалансированного, демократически ориентированного аппарата, способного эффективно, гибко и последовательно обеспечивать осуществление задач и функций соответствующих органов власти.

Основные принципы работы с кадрами в этой сфере:

- подбор и расстановка работников по профессиональным, деловым и нравственным качествам с учетом гражданской позиции человека;

- открытость доступа граждан к государственной службе в соответствии с их способностями, интересами и профессиональной подготовкой;

- равенство оплаты труда за одинаковый объем и уровень ответственности, независимо от ведомственной принадлежности;

- решение кадровых вопросов на основе демократических процедур с сохранением при этом необходимой конфиденциальности;

- обновляемость кадров в сочетании с их преемственностью, достижение позитивной стабилизации персонала на основе внутри- и межведомственной ротации, а также за счет постоянного притока молодых специалистов;

- подконтрольность государственных служащих обществу и народу, персональная ответственность первого руководителя за качество и эффективность работы с персоналом;

- гарантированность продвижения по службе; - материально-финансовые гарантии, обеспечивающие достойный уровень жизни государственного служащего и его семьи на весь период службы в государственном аппарате и после выхода на пенсию;

- формирование аппарата с учетом внепартийности и светского характера государственной службы, недопустимость сращивания государственного аппарата с аппаратом правящей партии или правящего политического блока.

Практические задачи кадровой работы в самих республиканских органах власти состоят в следующем:

а) разработка и внедрение системы отбора в аппарат органов республиканской власти наиболее квалифицированных, опытных специалистов государственного уровня на основе объективной и комплексной оценки их профессиональных и личностных качеств, альтернативности отбора и равенства шансов на получение государственной должности независимо от национальной или религиозной принадлежности, пола, политических взглядов, занимаемого поста, социального и материального положения семьи;

б) профессиональное развитие персонала республиканской государственной службы путем внедрения непрерывного специального профессионального обучения кадров в соответствии с квалификационными требованиями, посредством аттестации и проведения квалификационных экзаменов, стимулирования творческого, образцового труда;

в) систематическое обновление кадров путем выборов и конкурсов, рекомендаций представительных органов и политических партий и движений;

г) формирование республиканского кадрового резерва за счет внутренних и внешних источников пополнения аппарата как из республиканских структур, так и из структур городов и районов, из персонала работников предпринимательских, финансово-банковских и других структур;

д) создание системы правовой и социально-экономической защиты государственных служащих, в том числе медицинского страхования из государственного бюджета, морального и материального стимулирования роста их профессионализма и эффективности труда;

е) формирование централизованной системы управления персоналом и координация деятельности республиканских органов государственной службы, занимающихся работой с кадрами и ответственных за реализацию кадровой политики. В конечном итоге кадровая работа в республиканских органах власти как нигде должна отличаться системностью, обеспечивать компетентность и высокий профессионализм работников. Государственный служащий должен быть образцом, утверждать в человеке чувство достоинства и уверенности в прочности и прогрессивности существующей государственной власти. На службе в демократическом правовом государстве должны стоять люди, убежденные в необходимости демократических преобразований и экономических реформ, с устойчивыми жизненными позициями и духовными гуманистическими идеалами.

2. Основные цели и задачи кадровой политики Республики Адыгея


Стратегической задачей кадровой политики Республики Адыгея должно стать формирование нового поколения руководителей, специалистов для успешной работы в условиях суверенитета, в новых условиях рыночной экономики.

Важнейшее место в этой работе отводится персоналу государственной службы, принимающему непосредственное участие в решении сложнейших экономических, социальных, политических, национальных проблем.

Основной целью кадровой политики Республики Адыгея на ближайшие четыре года (1999-2002 годы) является создание для органов исполнительной власти в Республике Адыгея кадрового потенциала государственных служащих, преданных идеям государственности, законности, интересам населения Адыгеи, способных действовать в условиях складывающейся рыночной экономики.

(в ред. Указа Президента от 07.12.2001 г. N 185)

3. Задачи Президента Республики Адыгея и Кабинета Министров Республики Адыгея по реализации Концепции кадровой политики Республики Адыгея


Основными задачами Президента Республики Адыгея и Кабинета Министров Республики Адыгея по реализации Концепции кадровой политики Республики Адыгея являются: совершенствование структуры органов исполнительной власти в Республике Адыгея; разработка и осуществление программы обеспечения кадровой политики в Адыгее; принятие нормативных правовых актов, регулирующих деятельность исполнительной власти Республики Адыгея, и обеспечение стабильности функционирования персонала; организация системы подготовки и повышения квалификации кадров государственных служащих органов исполнительной власти Республики Адыгея; разработка механизмов подбора, перемещения, продвижения, оценки, стимулирования и ответственности персонала органов исполнительной власти Республики Адыгея.

4. Организационные основы кадровой политики Республики Адыгея


Кадровую политику в органах исполнительной власти Республики Адыгея организационно обеспечивают:

Президент Республики Адыгея (издает указы, распоряжения по назначению, освобождению руководящих кадров в пределах своих полномочий, принимает решения по важнейшим вопросам кадровой политики Республики Адыгея) ;

Кабинет Министров Республики Адыгея (принимает решения по кадровым вопросам в рамках своих полномочий, организует их выполнение и исполнение решений Президента Республики Адыгея) ;

руководители органов исполнительной власти Республики Адыгея, главы администраций городов и районов Республики Адыгея;

Управление государственной службы и кадровой политики Администрации Президента Республики Адыгея и Кабинета Министров Республики Адыгея (занимается подбором кадров, организацией подготовки, переподготовки, аттестация, работой с резервом, ведением документации, формированием информационного банка данных о кадрах) .

5. Основные направления и механизм реализации концепции государственной кадровой политики


1. Цели, приоритеты и принципы кадровой политики определяют основные направления реализации концепции государственной кадровой политики, выбор ее конкретных форм, средств и процедур работы с кадрами. Прежде всего это прогнозирование, программирование и планирование развития трудовых ресурсов; определение потребностей в кадрах различных специальностей и этапов их удовлетворения; повышение качества рабочей силы путем развития системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, формирования резерва и поиска эффективных форм работы с ним; профессиональная ориентация молодежи, внедрение профессионально-кадрового маркетинга в учебных заведениях, адаптация и коррекция вновь принятых на работу; планирование карьеры работника на основе служебного продвижения в рамках контрактной системы; переход к почасовой оплате труда и формирование гибкой системы оценки стоимости труда с учетом не только способностей и профессиональной компетентности человека, но и производительности и интенсивности его профессиональной деятельности на протяжении всего рабочего дня; формирование прочной материально-технической и финансово-экономической базы кадровой работы, действенной системы стимулирования труда и планирования расходов на персонал; формирование надежной основы социальной и правовой защиты человека труда от произвола работодателя; обеспечение систематического и действенного контроля реализации государственной кадровой политики. В контексте изложенного особую значимость приобретают четыре момента: формирование конкурентоспособного кадрового потенциала нового поколения из возрастных групп четырнадцати- пятнадцатилетних подростков; сохранение и приумножение кадрового потенциала Республики Адыгея на основе надежного финансирования и государственной поддержки структур, обладающих производственной и научно-технической базой, а значит определяющих перспективы развития наиболее важных отраслей народного хозяйства, науки и культуры, общества в целом; создание службами занятости собственной учебной базы, обеспечение действенного гражданского контроля работы должностных лиц как одного из важнейших признаков демократизма государства и зрелости гражданского общества.

2. Неотъемлемыми составными элементами механизма кадровой работы должны стать:

а) система индивидуальных и коллективных собеседований и консультаций с соответствующими государственными и общественными структурами при отборе на работу;

б) открытые (внутренние и внешние) конкурсы на замещение вакантных должностей и контракты;

в) квалификационные экзамены;

г) аттестация, стажировка, испытательный срок;

д) обучение в системе резерва;

e) тестирование;

ж) материальное поощрение и пропорциональность дисциплинарного наказания допустившего профессиональный или должностной проступок;

з) служебный и общественный контроль деятельности должностных лиц;

и) представление декларации о доходах и имущественном положении;

к) система отставки, с учетом того, что работодатель, в случае сокращения должности, должен обеспечить работнику соответствующее альтернативное рабочее место в рамках своей структуры или вне ее.

Хорошо отлаженный механизм кадровой работы позволит:

- приостановить, с одной стороны, рост безработицы, нерациональное использование интеллектуального потенциала, а с другой стороны, прекратить тенденцию неоправданно форсированного роста численности бюрократического персонала, не связанного с усложнением и расширением функций управленческого процесса;

- обеспечить занятость трудоспособного населения и более рациональное использование специалистов, оптимизировать структуру производства, повысив качество технологических и творческих процессов, ограничив использование высококвалифицированных специалистов на нетворческой, технической работе;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»