Недействующий

СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 апреля 1995 года N 93

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПОБОЧНЫХ ЛЕСНЫХ ПОЛЬЗОВАНИЙ И ЗАГОТОВКИ ВТОРОСТЕПЕННЫХ ЛЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ

В соответствии со ст.27-34 , 50-60 Закона Республики Хакасия "О лесе", в целях создания условий для рационального, многоцелевого, непрерывного и неистощительного пользования ресурсами недревесной продукции леса, их воспроизводства, охраны и защиты, а также регулирования отношений между владельцами лесного фонда и лесопользователями Совет Министров Республики Хакасия ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить и ввести в действие с 1 мая 1995 года Правила по осуществлению побочных лесных пользований и заготовки второстепенных лесных материалов в Республике Хакасия согласно приложению.

2. Предоставить право Государственному комитету по лесу (Саввушкин Н.Н.) по согласованию с государственным комитетом экологии и природных ресурсов Республики Хакасия (Голенко В. Г.) утверждать технологию заготовки ягод, лекарственно-технического сырья и других продуктов побочного пользования.

Гостелерадиовещательной компании, Государственному комитету по лесу Республики Хакасия довести до сведения предприятий, организаций и граждан основные положения указанных правил.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Совета Министров Республики Хакасия В.М. Торосова.

Председатель Совета Министров Республики Хакасия Е.А. СМИРНОВ

Управляющий Делами Совета Министров Республики Хакасия Л.А. ЛАСОВСКИЙ

Приложение

к постановлению

Совета Министров

Республики Хакасия

от 14.04.1995 г. N 93

ПРАВИЛА по осуществлению побочных лесных пользований и заготовки второстепенных лесных материалов в Республике Хакасия

1. Общие положения


1. Настоящие Правила по осуществлению побочных лесных пользований и заготовки второстепенных лесных материалов в Республике Хакасия (в дальнейшем Правила) разработаны в соответствии с требованиями Основ лесного законодательства Российской Федерации, Закона Республики Хакасия "О лесе", Положения об арене участков лесного фонда территории Республики Хакасия, постановления Президиума Верховного Совета Республики Хакасия от 28.12.94 г. N 235-п "О принципах определения платежей за пользование лесным фондом", постановления Совета Министров Республики Хакасия от 23.01.95 г. N 4 "О минимальных ставках и порядке взимания лесных податей" и регулируют отношения, возникающие между владельцами лесного фонда (лесхозами, заповедниками и другими) и лесопользователями в целях создания условий для рационального, многоцелевого, непрерывного и неистощительного пользования ресурсами недревесной продукции леса, их воспроизводства, охраны и защиты.

2. Осуществление побочных лесных пользований и заготовка второстепенных лесных материалов предусматривает следующие виды деятельности:

сенокошение и пастьба скота;

размещение ульев и пасек;

заготовка пищевых продуктов леса;

заготовка лекарственного и технического сырья;

заготовка древесных соков;

заготовка пихтовой, сосновой, еловой лапки и веников.

3. Побочные лесные пользования и заготовка второстепенных лесных материалов должны осуществляться без причинения вреда лесу, с соблюдением требований настоящих Правил и по утвержденным технологиям.

4. Осуществлять побочные лесные пользования и заготовку второстепенных лесных материалов могут физические и юридические лица, в том числе иностранные, обладающие этим правом в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия.

5. Граждане имеют право пребывать в лесах для отдыха, сбора в личное пользование дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых продуктов, лекарственного и технического сырья, проводить культурно-оздоровительные, туристические и спортивные мероприятия.

6. Пребывание граждан в лесах, сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и других пищевых продуктов и лекарственно-технического сырья (в дальнейшем дикоросов) могут быть ограничены или запрещены в интересах пожарной безопасности, ведения орехопромыслового, лесоплодового или лесосеменного хозяйства, а в лесах заповедников и других особо охраняемых территориях - в связи с установлением в них особых режимов лесопользования или их статусом, в соответствии с действующим законодательством.

7. Граждане обязаны применять технологию заготовки и сбора продукции в лесном фонде, исключающую истощение имеющихся ресурсов, сохранять информационные знаки в лесах, мосты, дренажные системы и дороги, соблюдать установленные порядок и сроки сборов дикорастущих плодов, ягод, орехов и т.п.

8. В районах, загрязненных промышленными выбросами, по решению Совета Министров Республики Хакасия на основании представления органов власти районов и государственных органов управления лесами (лесхозов) и охраны окружающей природной среды осуществление побочных лесных пользований может быть ограничено или запрещено.

2. СРОКИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОБОЧНЫХ ЛЕСНЫХ ПОЛЬЗОВАНИЙ


9. По продолжительности осуществления побочные лесные пользования могут быть краткосрочными - до 1 года (сезона) и долгосрочными - до 10 лет (сенокосы, пастбища, сбор грибов, ягод, заготовка лектехсырья, орехов и т.п.).

10. Сроки осуществления побочных пользований в течение года регламентируются массовым созреванием урожая орехов, плодов, ягод или оптимальным накоплением полезных биологически активных веществ в пищевых и лекарственных растениях и устанавливаются органами власти районов по представлению владельцев лесного фонда и органов охраны окружающей природной среды.

Сроки заготовки дикоросов доводятся органами власти районов и органами лесного хозяйства до населения не позднее чем за 15 дней до начала заготовки.

3. ПРИНЦИПЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СЫРЬЕВЫХ РЕСУРСОВ И ПЛОЩАДИ УГОДИЙ


11. Ресурсы и территориальное размещение побочных лесных пользований по их видам, их количественная и качественная оценка выявляются лесоустройством, или экспедициями специализированных проектных и научных организаций. Владельцы лесного фонда и лесопользователи осуществляют текущий учет сырьевых ресурсов. Для определения урожая текущего года и возможного объема заготовок по каждому виду побочных лесных пользований могут применяться ГОСТы и ОСТы и методики учета урожая и определения сырьевых запасов орехов, плодов, ягод, грибов, пищевых и лекарственных растений.

12. Площади сенокосных (пахотных) угодий, размер и качество площадей, пригодных дня выпаса скота без нанесения ущерба лесному хозяйству (уничтожение подроста, повреждение культур и т. д.) на участках лесного фонда, не переданных в аренду и не отнесенных к служебным наделам, определяются владельцами лесного фонда ежегодно и представляются на утверждение органам власти районов вместе с предложениями по их распределению между лесопользователями с учетом их заявок, производительности сенокосов и норм выпаса скота.

13. Возможные к заготовке объемы второстепенных лесных ресурсов на конкретном участке лесного фонда устанавливаются по проектам лесоустройства или определяются с использованием других нормативов, методик и практического опыта в районе. После проведения очередного лесоустройства и специальных обследований объемы ресурсов уточняются.

4. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПРАВА НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПОБОЧНЫХ ЛЕСНЫХ ПОЛЬЗОВАНИЙ И ЗАГОТОВКУ ВТОРОСТЕПЕННЫХ ЛЕСНЫХ МАТЕРИАЛОВ


14. Сбор дикорастущих плодов, орехов, ягод, грибов, пищевых и лекарственных растений гражданами для собственного потребления в лесном фонде производится бесплатно и без оформления лесного билета.

Нормы бесплатной заготовки продукции побочного пользования по видам для собственного потребления на одного человека или на семью устанавливаются органами власти районов. Заготовка продукции в объемах сверх установленных норм собственного потребления считается промысловой заготовкой.

15. Участки лесного фонда для осуществления побочных лесных пользований и заготовки второстепенных лесных материалов могут предоставляться на основании прямых переговоров, лесных торгов или конкурсов, Форма выбора лесопользователя определяется органами власти районов.

16. Участки лесного фонда для осуществления побочных лесных пользований и заготовки второстепенных лесных материалов предоставляются на основании специальных разрешительных документов. Порядок оформления разрешительных документов зависит от продолжительности пользования и системы оплаты за это пользование. Разовая лицензия (далее лесной, лесорубочный билет) выдается при краткосрочном пользовании (до одного года), лицензия на специальное природопользование (далее лицензия) - при долгосрочном (до 10 лет). При этом на заготовку второстепенных лесных материалов, а также других видов пользований, связанных с рубкой деревьев и кустарников, независимо от продолжительности пользования, в обязательном порядке выписывается лесорубочный билет, на остальные виды пользования - лесной билет.

17. Заготовка или закуп орехов, плодов, ягод, грибов, лекарственного сырья и т. д. в лесном фонде для реализации или промышленной переработки (сверх установленных органами власти районов норм личного пользования), а также сенокошение и пастьба скота производятся за плату и с получением в установленном порядке разрешительных документов.

Разрешение на закуп указанной продукции выдается администрацией района по форме согласно приложению N 1.

18. Лесорубочный, лесной билеты выдаются сроком на один сезон и являются документами строгой отчетности.

В лесном билете предусматривается наименование лесопользователя, виды побочных лесных пользований, место, размеры и сроки пользования участками лесного фонда, условия их проведения, размер платежа по каждому виду пользований. Лесной билет на проведение побочных лесных пользований выдается лесхозом (лесничеством) и другими владельцами лесного фонда. Форма лесного билета утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Типовая форма лесного билета приводится в приложении N 2.

19. Лицензия является документом строгой отчетности и дает право на долгосрочное пользование лесным фондом для сенокошения, выпаса скота, заготовок пищевых продуктов, лекарственного и технического сырья и др. сроком от 2-х до 10 лет. Форма лицензии утверждена приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 26 августа 1993 года N 222.

20. Юридические и физические лица, в том числе иностранные, желающие получить участки лесного фонда в аренду для осуществления побочных лесных пользований и заготовки второстепенных лесных материалов, оформляют документы в соответствии с порядком, установленным постановлением Совета Министров Республики Хакасия от 16.12.93 г. N 293 "О мерах по улучшению ведения лесного хозяйства" на основании заключения Государственной экологической экспертизы. Типовая форма договора приводится в приложении N 3.

21. Заготовительные конторы, потребительские кооперативы, магазины, частные заготовители, грибовары и т. д., производящие закуп продукции побочного лесного пользования у местного населения должны оформить у владельцев лесного фонда разрешительные документы: лесной билет, лицензию, договор в соответствии с Законом Республики Хакасия "О лесе".

Преимущественное право на осуществление побочных пользований предоставляется юридическим и физическим лицам, длительное время осваивающим данную территорию (производящим заготовку сена, выпас скота, заготовку орехов, ягод, грибов, лекарственного сырья и т. д.), и в первую очередь комплексным промысловым хозяйствам.

22. Владельцы лесного Фонда (лесхозы, сельскохозяйственные формирования и т. д.) осуществляют побочные лесные пользования (пастьбу скота, сенокошение, заготовку или закуп пищевых продуктов, лекарственно-технического сырья) на своей территории бесплатно, но с выпиской разрешительных документов. За работниками государственной лесной охраны закрепляются в установленном порядке служебные наделы (сенокосы, участки пахотных земель). На право пользования служебным наделом выписывается лесной билет.

23. Владельцы лесного фонда, ежегодно, не позднее 20 дней со дня окончания срока пользования, производят освидетельствование переданных участков лесного фонда (мест заготовки продуктов побочного пользования и т. д.). При этом устанавливается полнота и правильность использования отведенных площадей, соблюдение настоящих Правил.

5. ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОБОЧНЫХ ЛЕСНЫХ ПОЛЬЗОВАНИЙ


24. Порядок осуществления побочных лесных пользований определяется органами власти района совместно с владельцем лесного фонда по каждому виду побочного пользования.

25. При осуществлении побочных лесных пользований лесопользователям на предоставляемых им в пользование участках разрешается строительство временных сооружений типа промысловых таежных избушек, сторожек, сушилок, навесов, складов для хранения сырья и готовой продукции, грибоварен, настилов, дорог и т. д. по согласованию с владельцами лесного фонда.

Местонахождение, размер, назначение и количество строений и сроки их сноса оговариваются в лицензии (договоре) или в лесном билете.

26. Древесина, необходимая для возведения временных строений и сооружений, отпускается лесопользователям (заготовителям) на общих основаниях.

27. Возведение построек капитального типа в лесном фонде без оформления соответствующих документов запрещено.

5.1. СЕНОКОШЕНИЕ И ПАСТЬБА СКОТА


28. Сенокошение и пастьба скота в лесном фонде производятся организациями и гражданами на участках в соответствии с выданным лесным билетом на побочное пользование.

Лесные билеты оформляются владельцами лесного фонда на основании заявок лесопользователей, согласованных с органами власти районов.

29. Первоочередным правом на получение участков для сенокошения и пастьбы скота в лесном фонде пользуются владельцы лесного фонда на своей территории, инвалиды и участники Великой Отечественной войны, а также юридические и физические лица, ранее пользовавшиеся участками лесного фонда.

30. Перечень категорий граждан, пользующихся первоочередным правом на получение участков для сенокошения и пастьбы скота, а также льготное или бесплатное их использование, устанавливается органами власти районов.

31. Преимущественным правом на получение участков для сенокошения и пастьбы скота пользуются при прочих равных условиях предприятия, учреждения, организации и граждане, принимающие участие в работах по восстановлению лесов, лесоразведению и в проведении других лесохозяйственных работ.

32. Органы власти районов совместно с владельцами лесного фонда устанавливают нормы и сроки выпаса скота в зависимости от группы лесов, категории защитности, категории земель, вида животных.

33. Запрещается пастьба скота:

а) на площадях лесных культур до достижения ими высоты, исключающей возможность повреждения вершин (около 3 м и более);

б) на лесосеменных, ивовых и орехоплодных плантациях, а также на участках, где проводятся мероприятия по содействию естественному возобновлению леса;

в) в естественных молодняках и насаждениях с развитым жизнеспособным подростом до достижения молодняком и подростом высоты, исключающей возможность повреждения вершин скотом;

г) на вырубках и других не покрытых лесом землях, предназначенных под естественное возобновление хвойными породами;

д) на площадях с легкоразмываемыми и развеваемыми почвами.

34. Определение участков, на которых запрещается пастьба скота, производится ежегодно органом, ведущим лесное хозяйство, с учетом изменений состояния лесов и земель государственного лесного фонда.

35. Пастьба скота на особо защитных участках леса первой и второй групп лесов и горных лесов всех групп может быть запрещена или ограничена в каждом конкретном случае по совместному решению владельцев лесного фонда и органа власти района.

36. Владельцы скота обязаны в необходимых случаях по указанию органов управления лесным хозяйством в районе огораживать прогоны, пастбища и другие территории в целях избежания потрав лесных культур, питомников и других ценных участков леса.

37. Органы власти районов не позднее, чем за месяц до начала сенокошения или начала пастьбы скота сообщают владельцам лесного фонда о распределении сенокосных и пастбищных угодий (за исключением служебных наделов и переданных в долгосрочное пользование участков).

38. Владельцы лесного фонда обеспечивают выдачу лесных билетов и определяют в натуре участки для сенокошения и пастьбы скота.

39. Участки для сенокошения или пастьбы скота, не использованные в указанные сроки, могут передаваться другим юридическим или физическим лицам в установленном порядке.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»