Статус документа
Статус документа


РБ-138-17

РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

"УСТАНОВЛЕНИЕ И МЕТОДЫ МОНИТОРИНГА РЕСУРСНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ И АВТОМАТИКИ АТОМНЫХ СТАНЦИЙ"

УТВЕРЖДЕНО приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому  и атомному надзору от 11 октября 2017 г. N 421

ВВЕДЕНО в действие с 11 октября 2017 г.


Руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Установление и методы мониторинга ресурсных характеристик контрольно-измерительных приборов и автоматики атомных станций" РБ-138-17 (далее - Руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные требования к продлению срока эксплуатации блока атомной станции" (НП-017-2000), утвержденных постановлением Госатомнадзора России от 18 сентября 2000 г. N 4, "Требования к управлению ресурсом оборудования и трубопроводов атомных станций. Основные положения" (НП-096-15), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 октября 2015 г. N 410 (зарегистрирован Минюстом России 11 ноября 2015 г., регистрационный N 39666) (далее - НП-096-15).

Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по установлению и методам мониторинга ресурсных характеристик контрольно-измерительных приборов и автоматики атомных станций при их проектировании, конструировании, изготовлении, эксплуатации и выводе из эксплуатации.

Действие настоящего Руководства по безопасности распространяется на контрольно-измерительные приборы и автоматику атомных станций, включенное в программу управления ресурсом в соответствии с требованиями НП-096-15.

Настоящее Руководство по безопасности рекомендуется для применения юридическим и физическим (должностным) лицам, осуществляющим проектирование, конструирование, изготовление, эксплуатацию и вывод из эксплуатации контрольно-измерительных приборов и автоматики атомных станций.

Настоящее Руководство по безопасности разработано с учетом рекомендаций МАГАТЭ и отечественного опыта регулирования и обеспечения безопасности в области использования атомной энергии.

Выпускается впервые.

 ________________

В разработке принимали участие: Алпеев А.С., к.т.н., Бородкин П.Г., Хренников Н.Н., к.ф.-м.н. (ФБУ "НТЦ ЯРБ"), Белов В.И., Исаев Н.Н. (Ростехнадзор), Березанин А.А. (АО "Концерн Росэнергоатом"), Богомолов Д.В., Звонарев А.В. (АО "ЭНИЦ").

При разработке учтены замечания и предложения заинтересованных организаций и ведомств.

I. Общие положения

1. Руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Установление и методы мониторинга ресурсных характеристик контрольно-измерительных приборов и автоматики атомных станций" (РБ-138-17) (далее - Руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ  "Об использовании атомной энергии" в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные требования к продлению срока эксплуатации блока атомной станции" (НП-017-2000), утвержденных постановлением Госатомнадзора России от 18 сентября 2000 г. N 4, "Требования к управлению ресурсом оборудования и трубопроводов атомных станций. Основные положения" (НП-096-15), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 октября 2015 г. N 410 (зарегистрирован Минюстом России 11 ноября 2015 г., регистрационный N 39666) (далее - НП-096-15).

2. Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по установлению и методам мониторинга ресурсных характеристик контрольно-измерительных приборов и автоматики атомных станций при их проектировании, конструировании, изготовлении, эксплуатации и выводе из эксплуатации.

3. Действие настоящего Руководства по безопасности распространяется на контрольно-измерительные приборы и автоматику атомных станций, включаемых в программу управления ресурсом в соответствии с требованиями НП-096-15.

4. Настоящее Руководство по безопасности рекомендуется для применения юридическим и физическим (должностным) лицам, осуществляющим проектирование, конструирование, изготовление, эксплуатацию и вывод из эксплуатации контрольно-измерительных приборов и автоматики атомных станций.

5. Положения настоящего Руководства по безопасности рекомендуется учитывать при формировании требований эксплуатирующей организации к закупаемым контрольно-измерительным приборам и автоматике атомных станций.

6. Настоящее Руководство по безопасности разработано с учетом отечественного и зарубежного опыта по управлению ресурсом контрольно-измерительных приборов и автоматики атомных станций.

7. Перечень сокращений, использованных в настоящем Руководстве по безопасности, приведен в приложении N 1. Термины и определения - в приложении N 2.

II. Номенклатура контрольно-измерительных приборов и автоматики атомных станций

8. Примерный перечень КИПиА атомных станций, включаемых в программу управления ресурсом, приведен в приложении N 3 к настоящему Руководству по безопасности.

9. По согласованию с разработчиками проектов РУ и АС эксплуатирующая организация может дополнять указанный в перечень* отдельными типами КИПиА, отнесенными в проекте блока АС к элементам 2 или 3 классов безопасности, исходя из опыта эксплуатации, опыта управления ресурсом КИПиА, а также исходя из возможности замены КИПиА в случаях исчерпания их ресурса.

________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.     

10. При дополнении указанного перечня отдельными типами КИПиА в проекте АС рекомендуется приводить обоснование отнесения КИПиА к указанному перечню.

III. Рекомендации по установлению ресурсных характеристик

11. В проекте АС и в конструкторской и эксплуатационной документации рекомендуется приводить установленные и обоснованные ресурсные характеристики и сроки службы для всех КИПиА, указанных в программе управления ресурсом. Ресурсные характеристики и сроки службы КИПиА АС устанавливаются и обосновываются конструкторской (проектной) организацией на стадии проектирования.

12. Срок службы и ресурсные характеристики рекомендуется приводить в паспортах КИПиА. Для КИПиА, не имеющих паспортов, эксплуатирующей организации рекомендуется обеспечить оформление паспортов.

13. Для КИПиА, ресурсные характеристики которых не были установлены на стадии проектирования, эксплуатирующей организации рекомендуется разработать методологию управления ресурсом данных КИПиА и установить ресурсные характеристики. При разработке методологии рекомендуется учитывать основные принципы управления ресурсом в части прогнозирования механизмов повреждения КИПиА, мониторинга ресурсных характеристик и выявления доминирующих механизмов старения и деградации на стадии эксплуатации, периодической оценки фактического состояния КИПиА и их остаточного ресурса.

14. Примерный перечень параметров, определяющих ресурс КИПиА, для которых устанавливаются ресурсные характеристики, приведен в приложении N 4 к настоящему Руководству по безопасности. Необходимые для управления ресурсом КИПиА ресурсные характеристики рекомендуется устанавливать с учетом указанного перечня параметров или, если приведенных в нем параметров недостаточно для управления ресурсом, дополнительно назначаются иные. При назначении оборудованию, уже находящемуся в эксплуатации, новых ресурсных характеристик в проекте АС рекомендуется привести обоснование выбора параметров, определяющих ресурс КИПиА.

15. Установленный конструкторской (проектной) организацией или эксплуатирующей организацией перечень параметров, определяющих ресурс КИПиА, обосновывается с учетом:

опыта конструирования, изготовления, монтажа, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации КИПиА;

результатов опытной эксплуатации прототипов (головных образцов);

результатов аналитических исследований;

результатов испытаний образцов, в том числе результатов испытаний на ускоренное старение;

прогнозируемых механизмов старения и деградации КИПиА.

16. В случаях, когда ресурсные характеристики КИПиА устанавливаются эксплуатирующей организацией, выбор параметров, определяющих ресурс оборудования и для которых устанавливаются ресурсные характеристики, рекомендуется согласовать с организацией, которая выполняла конструирование (проектирование) указанных КИПиА, за исключением случаев, когда конструкторские организации прекратили работу или находятся за пределами Российской Федерации.

IV. Рекомендации по установлению критериев оценки ресурса контрольно-измерительных приборов и автоматики

17. Для всех групп КИПиА в проекте АС рекомендуется приводить установленные и обоснованные предельные значения ресурсных характеристик с целью определения критериев оценки ресурса.

18. Рекомендуется, чтобы предельные значения ресурсных характеристик КИПиА устанавливались конструкторской (проектной) организацией на стадии проектирования по каждой из установленных для данного прибора ресурсной характеристике в соответствии с:

требованиями федеральных норм и правил в области использования атомной энергии;

требованиями национальных стандартов, указанных в сводном перечне документов по стандартизации в области использования атомной энергии, применяемых на обязательной основе;

требованиями конструкторской (проектной) документации.

19. Примерный перечень критериев оценки параметров, определяющих ресурс КИПиА АС, приведен в приложении N 5 к настоящему Руководству по безопасности. Необходимые для управления ресурсом КИПиА критерии оценки ресурса рекомендуется определять с использованием указанного перечня. В случае необходимости использования иных, не указанных в приложении N 5 к настоящему Руководству по безопасности критериев оценки ресурса или дополнительных источников установления численных значений критериев ресурса, конструкторской (проектной) организацией в проекте АС рекомендуется приводить обоснование необходимости использования альтернативных критериев.

20. В случаях, когда критерии оценки ресурса КИПиА устанавливаются эксплуатирующей организацией, указанные критерии согласовываются с организацией, выполнявшей конструирование (проектирование) и изготовление указанных КИПиА, за исключением случаев, когда конструкторские организации прекратили работу или находятся за пределами Российской Федерации.

V. Рекомендации по методам мониторинга ресурсных характеристик КИПиА

21. Мониторинг ресурсных характеристик КИПиА энергоблока АС выполняется для всех включенных в программу управления ресурсом типов КИПиА, ресурс которых подлежит управлению в соответствии с НП-096-15, с целью периодической или непрерывной (с использованием систем автоматизированного контроля параметров технического состояния) оценки технического состояния и выявления доминирующих (определяющих) механизмов старения и деградации КИПиА.

22. При разработке программы управления ресурсом, в которой приводятся методы мониторинга ресурсных характеристик, рекомендуется учесть требования ГОСТ Р МЭК 61513-2011 (в части требований к функциональным и эксплуатационным характеристикам систем контроля и управления, важных для безопасности), ГОСТ Р МЭК 62342-2016 (в части управления старением систем и элементов, важных для безопасности), ГОСТ Р МЭК 62385-2012 (в части методов оценки рабочих характеристик измерительных каналов систем безопасности, в том числе методов взаимной калибровки и измерения времени реакции измерительных каналов).

Для реализации требований НП-096-15 к содержанию программы ресурсных характеристик в составе программы для конкретного энергоблока АС рекомендуется предусмотреть следующее:

1) сформировать (с учетом особенностей процессов и механизмов деградации) укрупненные типовые группы КИПиА и установить перечень КИПиА энергоблока, для которых требуется управление их ресурсом;

2) определить и установить объем контроля технического состояния КИПиА энергоблока;

3) установить критерии предельных состояний КИПиА;

4) определить методы выявления повреждений, в том числе характерных повреждений КИПиА;

5) определить периодичность и объем мониторинга технического состояния КИПиА.

Рекомендуется выделить следующие периоды проведения контроля параметров технического состояния:

оперативный мониторинг в ходе текущей эксплуатации;

мониторинг и техническое диагностирование при проведении ППР (периодичность каждые 18 месяцев);

мониторинг и техническое диагностирование, аналитические и расчетные методы, методы испытаний на ускоренное старение при периодической оценке безопасности ядерной установки (периодичность каждые 10 лет) до истечения назначенного срока эксплуатации;

мониторинг и техническое диагностирование, аналитические и расчетные методы, методы испытаний на ускоренное старение при проведении процедуры продления сроков эксплуатации;

6) определить методы прогнозирования остаточного ресурса, основанные на стандартизованных нормах расчета, в том числе:

прогнозирование остаточного ресурса составных частей КИПиА;

оценку остаточного ресурса по изменениям контролируемых параметров;

7) определить методы повышения информативности контроля технического состояния КИПиА, в том числе:

оценку технического состояния статистическими методами;

планирование минимально необходимого объема контроля и технического диагностирования;

сокращение объема контроля за счет использования распределения экстремальных значений.

23. Рекомендуется, чтобы организация работ по мониторингу ресурсных характеристик КИПиА осуществлялась эксплуатирующей организацией с привлечением специализированных организаций, имеющих необходимые лицензии, квалифицированных специалистов с соответствующим опытом работы.

24. Мониторинг ресурсных характеристик КИПиА включает следующие этапы:

проверку наличия технической документации;

проверку соблюдения условий эксплуатации, в том числе с учетом фактических характеристик, зафиксированных в формулярах;

проведение анализа эксплуатационной надежности;

проверку соблюдения регламента технического обслуживания и ремонта;

проведение испытаний и измерений ресурсных характеристик в ходе эксплуатации;

сопоставление результатов оценок ресурсных характеристик с критериями оценки ресурса и предельных состояний;

оформление документов по результатам проведенного мониторинга.

25. Мониторинг ресурсных характеристик рекомендуется проводить с учетом следующей диагностической информации:

паспортные данные КИПиА;

данные о техническом состоянии КИПиА на начальный момент эксплуатации;

данные о текущем техническом состоянии по результатам измерений и обследований;

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs