• Текст документа
  • Статус
Действующий


РБ-128-17

Руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по оформлению и проведению процедуры передачи ядерных материалов"



УТВЕРЖДЕНО приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10.10.2017 г. N 416

I. Общие положения

1. Руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по оформлению и проведению процедуры передачи ядерных материалов" (РБ-128-17) (далее - Руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", в целях содействия соблюдению требований главы V федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля ядерных материалов" (НП-030-12), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 апреля 2012 г. N 255 (зарегистрирован Минюстом России 17 августа 2012 г., регистрационный N 25210) (далее - Основные правила).

2. Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по оформлению и проведению процедуры передачи ядерных материалов (далее - ЯМ) между организациями, осуществляющими обращение с ЯМ, между зонами баланса материалов (далее - ЗБМ) организации и внутри ЗБМ.

3. Настоящее Руководство по безопасности предназначено для применения организациями, осуществляющими обращение с ЯМ, независимо от их организационно-правовой формы.

4. Требования федеральных норм и правил в области использования атомной энергии могут быть выполнены с использованием иных способов (методов), чем те, которые содержатся в настоящем руководстве по безопасности, при обосновании выбранных способов (методов) для обеспечения безопасности.

II. Общие рекомендации по проведению передачи ядерных материалов

5. Порядок оформления и проведения процедуры передачи ЯМ рекомендуется определять в нормативной документации организации. При установлении видов и объемов процедур приемки ЯМ получателю рекомендуется исходить из того, что после их выполнения он принимает на себя ответственность за сохранность ЯМ.

6. При наличии в организации компьютеризированной системы учета и контроля ЯМ (электронной базы данных) рекомендуется приходно-расходные и сопроводительные документы подготавливать с применением данной системы.

7. Ответственность за подготовку ЯМ к передаче рекомендуется возлагать на материально ответственные лица ЗБМ (далее - МОЛ) или на должностные лица, ответственные за учет ЯМ.

8. Рекомендуется удостовериться в наличии лицензии на право обращения с ЯМ в организации, оказывающей услуги по транспортированию при передаче ЯМ.

9. ЯМ при передачах рекомендуется привести в форму учетных единиц (далее - УЕ) с индивидуальными идентификационными признаками, параметры которых регистрируются в приходно-расходных документах, а целостность подтверждается применением пломб.

10. УЕ рекомендуется формировать в партии и помещать в транспортно-упаковочные комплекты (далее - ТУК), параметры которых с указанием установленных пломб регистрируются в сопроводительных документах.

11. Опломбирование УЕ и ТУК, содержащих УЕ, рекомендуется осуществлять в соответствии с программой применения пломб, утвержденной руководителем организации.

12. В случае конструктивной невозможности приведения ЯМ в форму УЕ передачу ЯМ рекомендуется осуществлять в соответствии с установленным в организации порядком, обеспечивающим сохранность ЯМ.

III. Передача ядерных материалов между организациями

13. Передачу ЯМ между организациями рекомендуется проводить при наличии у получателя и отправителя следующих документов:

лицензии, выданной государственным органом регулирования безопасности на право ведения работ в области использования атомной энергии;

договора на передачу ЯМ между отправителем и получателем;

разрешения Госкорпорации "Росатом" на перемещение (передачу) ЯМ (в случае передачи ЯМ, находящихся в федеральной собственности).

14. Приходно-расходными документами рекомендуется считать оформляемые при передаче ЯМ документы, в которых фиксируется и удостоверяется подписями передающего и принимающего уполномоченных лиц факт передачи установленного количества ЯМ. Рекомендуемый образец приходно-расходного документа (накладной) приведен в приложении N 1 к настоящему Руководству по безопасности. Рекомендуется приходно-расходный документ подготавливать в двух экземплярах.

15. Сопроводительными документами рекомендуется считать документы, содержащие информацию для идентификации ТУК, УЕ на всем пути их передвижения. Рекомендуемый образец сопроводительного документа (сопроводительной накладной) приведен в приложении N 2 к настоящему Руководству по безопасности. Рекомендуется сопроводительный документ подготавливать в двух экземплярах.

16. Оформление приходно-расходных и сопроводительных документов при передаче ЯМ рекомендуется выполнять в соответствии с порядком, установленным в организации, и подписывать уполномоченным лицам организации, ЯМ которой подлежат передаче.

17. Рекомендуемый образец предварительного уведомления приведен в приложении N 3 к настоящему Руководству по безопасности.

18. В случае получения ЯМ без паспортов (формуляров, сертификатов) рекомендуется провести входной контроль, приемку на ответственное хранение и постановку на учет УЕ до момента получения паспортов (формуляров, сертификатов) и постановки на учет ЯМ.

19. При входном контроле рекомендуется провести следующие процедуры:

проверку правильности заполнения реквизитов в приходно-расходных и сопроводительных документах;

внешний осмотр целостности ТУК;

проверку соответствия идентификационных признаков ТУК данным сопроводительных документов;

проверку количества и внешний осмотр УЕ;

контроль пломб, примененных к транспортному средству и УЕ;

подтверждающие измерения.

20. Входной контроль рекомендуется осуществлять комиссией с документальным оформлением результатов и приложением протоколов подтверждающих измерений. Рекомендуемый образец документального оформления входного контроля (акта) приведен в приложении N 4 к настоящему Руководству по безопасности.

21. Наименование и тип средств измерений, вид и объем подтверждающих измерений УЕ при приеме ЯМ рекомендуется устанавливать в программе измерений ЯМ получателя и/или договорах на передачу ЯМ. Пример расчета значения, которое не должен превышать модуль разности измеренной получателем и заявленной отправителем массой брутто УЕ, приведен в приложении N 5 к настоящему Руководству по безопасности.

22. Результаты подтверждающих измерений УЕ рекомендуется регистрировать в соответствии с утвержденной в организации программой измерений.

23. В случае обнаружения нарушения и (или) аномалии в учете и контроле ЯМ при входном контроле рекомендуется провести расследование в установленном порядке.

24. Если при входном контроле не обнаружено нарушений и (или) аномалий в учете и контроле ЯМ, то представителю организации-получателя рекомендуется принять ЯМ на ответственное хранение на период времени с момента подписания сопроводительных документов до момента постановки на учет ЯМ после получения паспортов на ЯМ, в течение которого получатель несет ответственность за сохранность УЕ в составе и количестве, указанных в сопроводительных документах. Один экземпляр сопроводительных документов с подписью представителя организации-получателя рекомендуется направить в адрес отправителя.

25. При приемке ЯМ рекомендуется провести следующие процедуры:

подтверждающие измерения;

документальное оформление приемки ЯМ.

26. При подтверждающих измерениях рекомендуется определять массу нетто, массовую долю химического элемента в продукте и массовую долю изотопа химического элемента.

27. В случае невозможности определения массы нетто (например, для емкостей с гексафторидом урана) рекомендуется провести только измерения содержания химического элемента и изотопного состава ЯМ.

28. В случае технологической невозможности отбора пробы ЯМ с целью подтверждения массовой доли химического элемента в продукте и массовой доли изотопа химического элемента (например, для тепловыделяющей сборки) допускается ограничиться проверкой наличия и вида ЯМ, измерением массы брутто УЕ.

29. Сравнение значений массовой доли химического элемента и изотопа, указанного отправителем и измеренного получателем, рекомендуется производить только при наличии соответствующих требований в договоре на передачу ЯМ.

30. После проведения подтверждающих измерений рекомендуется составить в двух экземплярах документ об оформлении приемки ЯМ, приложить к нему протоколы подтверждающих измерений ЯМ. Рекомендуемый образец документа об оформлении приемки ЯМ (акта) приведен в приложении N 6 к настоящему Руководству по безопасности. По одному экземпляру вышеприведенных документов рекомендуется направить в адрес отправителя для получения им основания для снятия с учета ЯМ.

IV. Передача ядерных материалов между зонами баланса материалов

31. При передаче ЯМ между ЗБМ рекомендуется оформлять накладную. Данный документ рекомендуется подготавливать в трех экземплярах: два экземпляра хранятся у МОЛ ЗБМ, передающей и принимающей ЯМ, один экземпляр направляется в службу (подразделение) учета и контроля ЯМ. При заполнении требования-накладной рекомендуется использовать данные паспортов на ЯМ, указывать документ (график, накладную), являющийся основанием для передачи.

32. МОЛ ЗБМ, ЯМ которой подлежат передаче, рекомендуется делать соответствующую запись в журнале учета ЯМ с указанием даты передачи, количества переданного ЯМ, идентификационных признаков УЕ и ЗБМ, куда был передан ЯМ.

33. При получении ЯМ МОЛ ЗБМ рекомендуется провести следующие процедуры:

проверку целостности и количества УЕ и пломб, примененных к УЕ;

сверку идентификационных признаков УЕ и пломб с данными требования-накладной, паспортов на ЯМ;

проведение подтверждающих измерений.

34. В случае назначения одного работника МОЛ более чем в одной ЗБМ организации рекомендуется производить передачу ЯМ между данными ЗБМ в присутствии представителя службы (подразделения) учета и контроля ЯМ организации и подтверждать факт передачи подписью указанного лица.

35. При отсутствии нарушения и (или) аномалии в учете и контроле ЯМ при получении ЯМ МОЛ рекомендуется сделать соответствующую запись в журнале учета ЯМ. Переход ответственности от МОЛ ЗБМ, передающей ЯМ, к МОЛ ЗБМ, принимающей ЯМ, происходит после подписания этими лицами полей "сдал-принял" в требовании-накладной на передачу ЯМ.

36. При отборе пробы рекомендуется навесить на пробу с ЯМ ярлык с указанием массы или объема продукта в пробе. Рекомендуемый образец ярлыка приведен в приложении N 7 к настоящему Руководству по безопасности.

37. Передачу проб продуктов рекомендуется осуществлять в опломбированном контейнере с составлением описи передаваемых проб. Рекомендуемый образец описи приведен в приложении N 8 к настоящему Руководству по безопасности.

38. При получении контейнера с пробами продуктов рекомендуется провести следующие процедуры:

визуальный осмотр целостности контейнера;

проверку пломб, примененных к контейнеру;

подтверждающие измерения массы брутто контейнера;

вскрытие контейнера;

сверку количества и номеров проб с данными, указанными в описи.

39. Результаты анализа пробы рекомендуется оформлять в виде заключения с указанием параметров (характеристик) продукта, массы ЯМ. Данное заключение рекомендуется составлять в двух экземплярах: один экземпляр заключения возвращается в ЗБМ, проба продуктов которой подлежала анализу, второй экземпляр остается в ЗБМ, проводившей анализ пробы.

40. В случае выявления нарушения и (или) аномалии в учете и контроле ЯМ при передаче ЯМ между ЗБМ данный факт рекомендуется регистрировать документально в соответствии с установленным в организации порядком. О выявленном нарушении и (или) аномалии в учете и контроле ЯМ рекомендуется уведомить руководителя организации, службу учета и контроля ЯМ, а также МОЛ ЗБМ, ЯМ которой подлежали передаче.

V. Передача ядерных материалов внутри зоны баланса материалов

41. Передачу ЯМ от МОЛ лицам, допущенным в установленном порядке в организации к получению от МОЛ ЯМ (далее - уполномоченные лица), рекомендуется осуществлять на основании производственного задания (плана, графика), утвержденного руководителем организации, и оформлять в соответствии с порядком оперативно-технического учета, установленным в организации.

42. При передаче ЯМ уполномоченному лицу МОЛ рекомендуется сделать соответствующую запись в журнале учета с указанием даты передачи ЯМ и фамилии уполномоченного лица.

43. При получении ЯМ от МОЛ уполномоченным лицам рекомендуется провести следующие процедуры:

проверку целостности и идентификационных признаков пломб и УЕ, содержащих ЯМ;

подтверждающие измерения;

фиксацию факта получения ЯМ в журнале оперативного учета.

44. В конце рабочей смены уполномоченным лицам рекомендуется передать полученный ЯМ МОЛ.

45. При получении ЯМ от уполномоченного лица МОЛ рекомендуется провести следующие процедуры:

проверку целостности и идентификационных признаков пломб и УЕ, содержащих ЯМ;

подтверждающие измерения;

фиксацию факта получения ЯМ в журнале учета.

46. Факт передачи ЯМ рекомендуется подтверждать подписями МОЛ и уполномоченного лица в поле "сдал-принял" в журнале учета и журнале оперативного учета.

47. В случае невозможности изъятия ЯМ из технологического процесса и передаче МОЛ уполномоченному лицу рекомендуется передать ЯМ уполномоченному лицу следующей смены. Передачу ЯМ между уполномоченными лицами рекомендуется фиксировать подписями в журнале оперативного учета в поле "сдал-принял".

48. В случае невозможности передачи ЯМ следующей смене рекомендуется принять меры по обеспечению сохранности ЯМ.

49. В случае коллективной материальной ответственности передачу ЯМ между сменами рекомендуется фиксировать в журнале учета ЯМ с подписями лиц, передающих и принимающих ЯМ.

50. В случае индивидуальной материальной ответственности при смене (переназначении) МОЛ ЗБМ рекомендуется провести внеплановую физическую инвентаризацию ЯМ, находящихся в ЗБМ.

51. Выбор вида материальной ответственности (индивидуальная, коллективная) и назначение МОЛ рекомендуется осуществлять таким образом, чтобы обеспечивался непрерывный учет и контроль ЯМ.

52. В случае выявления нарушения и (или) аномалии в учете и контроле ЯМ при передаче ЯМ внутри ЗБМ данный факт рекомендуется регистрировать документально в соответствии с установленным в организации порядком. О выявленном нарушении и (или) аномалии в учете и контроле ЯМ рекомендуется уведомить руководителя организации, службу учета и контроля ЯМ.

Приложение N 1. Накладная N 45

ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к руководству по безопасности
при использовании атомной энергии
"Рекомендации по оформлению и
проведению процедуры передачи ядерных
материалов", утвержденному приказом Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от ____________ 20__ г. N ____
(рекомендуемый образец)


Накладная N 45

26 января 2016 года

Отправитель: АО "Гамма"

Получатель: АО "Альфа"

Основание для отправки:

договор от 01.01.2016 N 741

(указать договор, приказ, разрешение на перемещение ЯМ ИФС или ЯМ ФС)

N п/п

Номер УЕ

Номер пломбы на УЕ

Наименование ЯМ, % обогащения

Масса, г

лигатурная

элемента (чистый вес)

Изотопа*

1

0001

455984

РБ-128-17 Руководство по безопасности при использовании атомной энергии , 5%

51755

45027

2251

2

0002

455985

РБ-128-17 Руководство по безопасности при использовании атомной энергии , 5%

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу uwt@kodeks.ru

РБ-128-17 Руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по оформлению и проведению процедуры передачи ядерных материалов"

Название документа: РБ-128-17 Руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по оформлению и проведению процедуры передачи ядерных материалов"

Номер документа: 128-17

Вид документа: РБ

Принявший орган: Ростехнадзор

Статус: Действующий

Дата принятия: 10 октября 2017

Дата начала действия: 10 октября 2017
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах