Методические рекомендации по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований
1. Настоящие Методические рекомендации по подготовке и проведению профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушения обязательных требований (далее - Методические рекомендации) разработаны с целью формирования единого подхода к организации и проведению профилактических мероприятий в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия (далее - контрольно-надзорные органы), определению видов и форм профилактических мероприятий и системе мониторинга, оценки эффективности и результативности данных мероприятий.
2. Методические рекомендации разработаны для контрольно-надзорных органов в соответствующих сферах деятельности в целях реализации положений:
плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016-2017 годы", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. N 559-р;
основных направлений разработки и внедрения системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2016 г. N 934-р.
3. Для целей настоящих Методических рекомендаций используются следующие основные понятия:
профилактическое мероприятие - мероприятие, проводимое контрольно-надзорным органом в целях предупреждения возможного нарушения подконтрольными субъектами (и (или) неопределенным кругом лиц) обязательных требований, направленное на снижение рисков причинения ущерба охраняемым законом ценностям и отвечающее следующим признакам:
реализация самими контрольно-надзорными органами в отношении неопределенного круга лиц или в отношении конкретных подконтрольных субъектов (объектов);
отсутствие принуждения и рекомендательный характер для подконтрольных субъектов;
отсутствие неблагоприятных последствий (взыскание ущерба, выдача предписаний, привлечение к ответственности) для подконтрольных субъектов, в отношении которых они реализуются;
направленность на выявление конкретных причин и факторов несоблюдения обязательных требований;
отсутствие организационной связи с контрольно-надзорными мероприятиями.
обязательные требования - требования к деятельности хозяйствующих субъектов, используемым ими производственным объектам, к их персоналу, а также к производимой и (или) реализуемой хозяйствующими субъектами продукции (выполняемым работам, предоставляемым услугам), имеющие обязательный характер и установленные международными договорами Российской Федерации, актами органов Евразийского экономического союза, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами и нормативными документами органов государственной власти СССР и РСФСР, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также иными нормативными документами (далее - акты, содержащие обязательные требования);
охраняемые законом ценности - жизнь и здоровье граждан, права, свободы и законные интересы граждан и организаций, их имущество, сохранность животных, растений, иных объектов окружающей среды, объектов, имеющих историческое, научное, культурное значение, поддержание общественной нравственности, обеспечение установленного порядка осуществления государственного управления и местного самоуправления, обеспечение обороны страны и безопасности государства, стабильности финансового сектора, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности;
подконтрольная сфера - состояние охраняемых законом ценностей в соответствующей сфере регулирования;
подконтрольные объекты - здания, помещения, сооружения, установки (объекты защиты), территории, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, перевозимые ими грузы, объекты охраны окружающей среды и иные подобные объекты, используемые гражданами и организациями при осуществлении своей деятельности и (или) совершении действий;
подконтрольные субъекты - юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, но осуществляющие профессиональную приносящую доход деятельность в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации, лицензии или в силу членства в саморегулируемой организации, в отношении которых федеральными законами предусмотрено осуществление государственного контроля (надзора), физические лица, обратившиеся в уполномоченный государственный орган с заявлением о присвоении одного из вышеуказанных статусов, а также государственные органы и органы местного самоуправления при осуществлении ими вне рамок своих властных полномочий обычной хозяйственной деятельности (в части соблюдения обязательных требований, предъявляемых к организациям независимо от их ведомственной принадлежности).
4. Контрольно-надзорные органы, чья деятельность затрагивает вопросы государственной и иной охраняемой законом тайны, осуществляют профилактические мероприятия с учетом требований законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере регулирования.
5. Целями проведения профилактических мероприятий являются:
повышение прозрачности системы государственного контроля (надзора) в целом и деятельности отдельных контрольно-надзорных органов;
снижение административных и финансовых издержек как контрольно-надзорных органов, так и подконтрольных субъектов по сравнению с ведением контрольно-надзорной деятельности исключительно путем проведения контрольно-надзорных мероприятий;
управление рисками причинения вреда охраняемым законом ценностям;
предупреждение нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;
мотивация к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям;
разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований.
6. Проведение профилактических мероприятий позволит решить следующие задачи:
формирование единого понимания обязательных требований в соответствующей сфере у всех участников контрольно-надзорной деятельности;
инвентаризация состава и особенностей подконтрольных субъектов (объектов) и оценки состояния подконтрольной сферы;
выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков их возникновения;
установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов (объектов) и присвоенной им категории риска (класса опасности).
7. Контрольно-надзорному органу рекомендуется планировать и осуществлять профилактические мероприятия на основе соблюдения следующих базовых принципов:
принцип понятности - представление информации об обязательных требованиях в простой, понятной, исчерпывающей форме: описание, пояснение, приведение примеров самих обязательных требований, указание нормативных правовых актов их содержащих и административных последствий за нарушение обязательных требований и др.;
принцип информационной открытости - доступность для подконтрольных субъектов сведений об организации и осуществлении профилактических мероприятий (в том числе за счет использования информационно-коммуникационных технологий);
принцип вовлеченности - обеспечение включения подконтрольных субъектов посредством различных каналов и инструментов обратной связи в процесс взаимодействия с контрольно-надзорными органами по поводу предмета профилактических мероприятий, их качества и результативности;
принцип полноты охвата - включение в программу профилактических мероприятий максимальное число подконтрольных субъектов;
принцип обязательности - обязательное проведение профилактических мероприятий всеми контрольно-надзорными органами по всем видам контроля (надзора);
принцип актуальности - регулярный анализ и обновление программы профилактических мероприятий, использование актуальных достижений науки и технологий при их проведении;
принцип релевантности - выбор набора видов и форм профилактических мероприятий, учитывающий особенности подконтрольных субъектов (специфика вида деятельности, размер организации, наиболее удобный способ коммуникации и др.) и объектов;
принцип периодичности - обеспечение регулярности проведения профилактических мероприятий.
8. В целях профилактики нарушений обязательных требований все контрольно-надзорные органы по всем видам контроля (надзора) применяют следующие виды и формы профилактических мероприятий:
8.1. Размещение на официальном сайте перечней актов, содержащих обязательные требования, либо перечней самих требований, оценка соблюдения которых является предметом контроля (надзора).
(Конкретный порядок составления и размещения указанных перечней определен в Методических рекомендациях по составлению перечня актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора) (одобрены подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы (протокол заседания подкомиссии от 18 августа 2016 г. N 6).
8.2. Информирование подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований посредством имеющихся доступных способов, включая следующие:
8.2.1. Разработка руководств по соблюдению действующих обязательных требований, представляющих собой брошюры, схемы, инфографические материалы, содержащие основные требования в визуализированном виде с изложением текста требований в простом и понятном формате. Такие руководства должны быть подготовлены по всем ключевым обязательным требованиям, нарушения которых наиболее часто встречаются в практике контрольно-надзорного органа. Руководства подлежат размещению на официальном сайте контрольно-надзорного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), сайтах его территориальных органов (при наличии) и специализированных тематических сайтах (при наличии), а также в помещениях территориальных органов; подлежат распространению среди подконтрольных субъектов посредством специализированных отраслевых союзов, общественных объединений предпринимателей и общественных организаций, действующих в соответствующей сфере.
8.2.2. В случае изменения обязательных требований контрольно-надзорными органами готовятся разъяснения о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также о необходимых организационных и технических мероприятиях, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения подконтрольными субъектами обязательных требований. Комментарии должны быть разработаны в понятном для широкого круга подконтрольных субъектов формате и опубликованы в срок, не превышающий 2-х месяцев с даты принятия соответствующих изменений обязательных требований. Обеспечение доступности разъяснений организуется за счет: подготовки и размещения в сети "Интернет" сравнительных схем, наглядно демонстрирующих ключевые изменения, выступлений уполномоченных представителей контрольно-надзорного органа в средствах массовой информации с кратким обзором основных изменений, проведения семинаров для общественных объединений предпринимателей и представителей подконтрольных субъектов и др.
8.2.3. Проведение консультаций с подконтрольными субъектами по разъяснению обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах. В зависимости от целевого охвата аудитории подконтрольных субъектов консультации проводятся в следующих форматах: семинары, инструктажи, тематические конференции, заседания рабочих групп, "горячие линии" с подконтрольными субъектами, консультации в общественных приемных и многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ), проводимые как в очном режиме, так и в онлайн формате посредством использования современных информационно-телекоммуникационных технологий. Указанные консультации должны проводиться на регулярной основе не реже одного раза в квартал (в случае с консультациями посредством общественных приемных и МФЦ - постоянно).
8.2.4. Информирование неопределенного круга подконтрольных субъектов посредством средств массовой информации (печатные издания, телевидение, радио, социальные сети и др.) и социальной наружной рекламы о важности добросовестного соблюдения обязательных требований, с целью формирования и укрепления культуры безопасного поведения. Данные мероприятия должны ставить своей целью доведение до подконтрольных субъектов простых информационных сообщений и ориентированы на виды контроля (надзора), затрагивающие наиболее широкий круг подконтрольных субъектов.
8.3. Обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного контроля (надзора), в том числе с выделением наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, включая подготовку рекомендаций в отношении мер, которые должны приниматься подконтрольными субъектами в целях недопущения таких нарушений:
(Конкретный порядок обобщения практики определен в Методических рекомендациях по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности (одобрены подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы (протокол заседания подкомиссии от 9 сентября 2016 г. N 7).
8.3.1. Обобщение практики проводится контрольно-надзорным органом на регулярной основе в соответствии с утвержденным Порядком организации работы по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности (см. пункт 3 Методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности), но не реже 1 раза в квартал.
8.3.2. По результатам обобщения практики контрольно-надзорный орган проводит классификацию причин возникновения типовых нарушений обязательных требований по следующим основаниям: неясность или неоднозначность трактовки обязательного требования; отсутствие информации в публичном доступе о наличии и содержании обязательного требования; избыточность, дублирование, устаревание обязательного требования, высокий уровень издержек по соблюдению обязательного требования по сравнению с уровнем возможной ответственности, отсутствие прямой связи несоблюдения обязательного требования с риском причинения ущерба охраняемым законом ценностям. На основе полученной классификации контрольно-надзорный орган инициирует процесс устранения проблемы избыточности, дублирования и (или) устаревания требований и (или) проводит корректировку соответствующей Программы профилактики нарушения обязательных требований.
8.3.3. На основе проведенных обобщения практики и классификации причин возникновения типовых нарушений контрольно-надзорный орган не реже 1 раза в квартал проводит публичные мероприятия для подконтрольных субъектов в центральном аппарате и территориальных органах с обсуждением полученных результатов, с размещением их результатов в сети Интернет и механизмом "обратной связи". Регламент проведения ежеквартальных публичных мероприятий разрабатывается Правительством Российской Федерации.
8.3.4. В рамках подготовительной работы по обобщению практики, контрольно-надзорный орган на ежеквартальной основе публикует на своем официальном сайте в сети "Интернет" статистику количества проведенных контрольно-надзорных мероприятий, перечень наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований, общую сумму привлечения к административной ответственности с указанием основных правонарушений по видам.
8.4. Выдача предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований:
8.4.1. При условии, что иное не установлено федеральным законом, при наличии у контрольно-надзорного органа сведений о готовящихся нарушениях или о признаках нарушений обязательных требований, полученных в ходе реализации контрольно-надзорных мероприятий, осуществляемых без взаимодействия с подконтрольным субъектом, либо содержащихся в поступивших обращениях и заявлениях (за исключением обращений и заявлений, авторство которых не подтверждено), информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации в случаях, если отсутствуют подтвержденные данные о том, что нарушение обязательных требований причинило ущерб охраняемым законом ценностям, и если подконтрольный субъект не привлекался к ответственности за нарушение соответствующих требований, контрольно-надзорный орган объявляет предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований и предлагает подконтрольному субъекту принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований и предоставить уведомление об этом в установленный в таком предостережении срок.
8.5. Представленный перечень не является закрытым, при формировании Программы профилактики нарушения обязательных требований контрольно-надзорный орган вправе дополнять перечень другими видами профилактических мероприятий, включая:
8.5.1. Разъяснительную работу относительно процедур контроля: подготовка в понятном формате и размещение в открытых источниках, а также предоставление и разъяснение подконтрольному субъекту до начала проведения мероприятия информации о порядке проведения контрольно-надзорных мероприятий, включая права и обязанности подконтрольного субъекта, права и обязанности контрольно-надзорного органа, сроки проведения мероприятий, порядок обжалования и др.
8.5.2. Мероприятия, направленные на поощрение и стимулирование подконтрольных субъектов, добросовестно соблюдающих обязательные требования, включая выдвижение отдельных подконтрольных субъектов в общественные и экспертные органы при контрольно-надзорном органе; перевод добросовестных подконтрольных субъектов в более низкие категории риска (классы опасности); использование упрощенных процедур контроля (надзора) и др.
8.5.3. Создание интерактивных сервисов для добровольного подтверждения подконтрольным субъектом соблюдения предъявляемых к его деятельности обязательных требований в электронном виде ("электронный инспектор", интерактивные инспекции).