ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПРИКАЗ

от 25 июля 2017 года N ММВ-7-22/579@

Об утверждении порядка работы налоговых органов с невыясненными платежами



В целях совершенствования контроля и анализа информации о платежных документах, отнесенных к разряду невыясненных,

приказываю:

1. Утвердить порядок работы налоговых органов с невыясненными платежами согласно приложению к настоящему приказу.

2. Управлению информационных технологий (Т.В.Матвеева) обеспечить в установленном порядке организацию доработки программного обеспечения АИС "Налог-3", реализующего возможность проведения работы с невыясненными платежами, формирования Ведомости невыясненных поступлений местного и регионального уровней и сводной аналитической таблицы по невыясненным поступлениям в целом по Управлению ФНС по субъекту Российской Федерации.

3. Настоящий приказ вступает в силу с 01.12.2017 и отменяет действие раздела V Приказа ФНС России от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@.

4. Руководителям (исполняющим обязанности руководителя) УФНС России по субъектам Российской Федерации:

4.1. Довести настоящий приказ до подведомственных налоговых органов ФНС России.

4.2. Обеспечить использование программного обеспечения в практической работе для ведения Ведомости невыясненных поступлений местного и регионального уровней и сводной аналитической таблицы по невыясненным поступлениям в целом по Управлению ФНС по субъекту Российской Федерации.

4.3. Обеспечить представление инспекциями Федеральной налоговой службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекциями межрайонного уровня аналитической таблицы по невыясненным платежам на региональный уровень - в срок до 6 числа месяца, следующего за отчетным, по окончании отчетного года - на седьмой рабочий день января.

5. Методологическое сопровождение работы с невыясненными платежами возложить на Управление расчетов с бюджетом (Н.В.Шалыгина).

6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего вопросы организационно-методологического обеспечения учета поступлений в бюджетную систему Российской Федерации платежей, администрируемых налоговыми органами, - в части пунктов 1, 3, 4, 5 на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы, координирующего работу по созданию, развитию, сопровождению и эксплуатации автоматизированной системы Федеральной налоговой службы, - в части пункта 2.

Руководитель
Федеральной налоговой службы
М.В.Мишустин

     

     

     

     Приложение

УТВЕРЖДЕН
приказом ФНС России
от 25 июля 2017 года N ММВ-7-22/579@

     

Порядок организации работы налоговых органов с невыясненными платежами

     

1. Работа с невыясненными платежами


Работа с невыясненными платежами осуществляется по расчетным документам, в полях которых не указана или неверно указана информация плательщиком либо кредитным учреждением при формировании ЭПД, а также платежи, которые невозможно однозначно определить к отражению в информационных ресурсах налоговых органов.

Вся информация о работе с невыясненными платежами отражается в Ведомости невыясненных поступлений (далее - Ведомость) (приложение N 1 к Порядку).

После обработки данных, поступивших от УФК, в Ведомости отражаются платежи:

- отнесенные органами Федерального казначейства на соответствующий КБК по учету невыясненных поступлений согласно классификации доходов бюджетов Российской Федерации и прилагаемые к Запросу органа Федерального казначейства на выяснение принадлежности платежа;

- оформленные плательщиками с нарушением Правил указания информации в полях расчетных документов, что привело к невозможности отражения их в карточках "РСБ", либо информационных ресурсах налоговых органов, в которых производится учет соответствующих поступлений;

- платежи, которые не могут быть однозначно классифицированы специалистами налогового органа для отражения в карточках "РСБ" конкретных налогоплательщиков;

- платежи, по которым не открыты карточки "РСБ", у налогоплательщиков.

Налогоплательщики - юридические лица, индивидуальные предприниматели, частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, главы крестьянских (фермерских) хозяйств и иные физические лица должны оформлять расчетные документы на перечисление налогов (сборов) и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации в соответствии с правилами, установленными Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Уточнение платежей налоговые органы осуществляют в порядке, предусмотренном пунктами 7, 9 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

При обнаружении налогоплательщиком (иным лицом, предъявившим в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств в счет уплаты налога за налогоплательщика) ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе представить в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.

По документам, требующим уточнения реквизитов в целях правильного отражения в информационных ресурсах налогового органа информации о поступивших платежах, налоговый орган информирует плательщика о необходимости уточнения реквизитов расчетного документа (рекомендуемая форма в приложении N 2 к Порядку).

После получения информационного сообщения о необходимости уточнения реквизитов поручения на перечисление налога, сбора, страхового взноса, пени, штрафа налогоплательщик предоставляет в налоговый орган заявление о необходимости уточнения реквизитов платежного документа.

При поступлении в налоговый орган заявления налогоплательщика об уточнении вида и принадлежности платежа налоговым органом в течение 10 рабочих дней с даты поступления указанного заявления выносится решение об уточнении платежа по форме, утвержденной приказом ФНС России от 29.12.2017* N ММВ-7-1/731@ (Зарегистрировано в Минюсте России 15 марта 2017 г. N 45952) (Приложение N 3 к Порядку).

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "от 29.12.2016". - Примечание изготовителя базы данных.


В случае если ошибка в расчетном документе возникла по вине банка при формировании ЭПД, то налоговый орган после сверки расчетов с плательщиком запрашивает банк о представлении в налоговый орган копии расчетного документа, оформленного плательщиком на бумажном носителе.

Коды ОКТМО, указанные в расчетных документах на уплату федеральных налогов (сборов), в полном объеме подлежащих зачислению в доходы федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством, не используются органами федерального казначейства при межбюджетном регулировании поступающих доходов. В связи с этим неверно указанные коды ОКТМО в таких расчетных документах не требуют дополнительного уточнения.

В случае уточнения ИНН, КПП, ФИО плательщика, статуса плательщика, основания платежа, налогового периода документа решение об уточнении платежа принимается без последующего оформления Уведомления по форме N 54 и подлежит отражению в информационных ресурсах налоговых органов.

Если решение об уточнении платежа требует исполнения в органах Федерального казначейства, налоговые органы направляют в их адрес Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа, решениях о зачете излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов и сборов, пеней, штрафов, а также подлежащих возмещению сумм налогов и сборов по форме N 54 (далее - Уведомление по форме N 54) (рекомендуемая форма в приложении N 4 к Порядку).

Уведомление по форме N 54 оформляется в случае исправления значений любого из разрядов КБК (реквизит платежного документа "104"), в том числе и кода администратора платежа, с указанием всех 20 разрядов КБК, уточнения значений кода ОКТМО (реквизит платежного документа "105"), значений ИНН получателя (реквизит платежного документа 61) и КПП получателя (реквизит платежного документа "103"), а также уточнения расчетного счета органа Федерального казначейства (с 01.01.2018)

Информация из расчетных документов, требующих дополнительного уточнения и включенных в Ведомость, проводится в карточки "РСБ" после вынесения налоговым органом решения об уточнении платежей и получения сведений из органов Федерального казначейства об осуществлении исправлений.

Налоговые органы информируют налогоплательщика о принятом решении в соответствии с п.7 ст.45 НК РФ. При этом направление извещений осуществляется в электронном виде для юридических лиц и ИП, представляющих отчетность по телекоммуникационным каналам связи - по телекоммуникационным каналам связи, для ЮЛ, ИП и ФЛ - выгружаются в Личный кабинет налогоплательщика, при его наличии, в случае его отсутствия направляются по почте (рекомендуемая форма в приложении N 5 к Порядку).

Процедура уточнения платежных документов по страховым взносам аналогична мероприятиям, проводимым налоговым органом по уточнению платежей, администрируемых ФНС России. В соответствии с пунктом 9 статьи 45 НК РФ уточнение реквизитов в расчетных документах по уплате страховых взносов не производится, в случае, если сведения об этой сумме учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

При этом необходимо учитывать, что порядок уточнения реквизитов в платежных документах по уплате страховых взносов за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, денежные средства по которым поступили в органы системы Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ПФР) до передачи администрирования страховых взносов налоговым органом (до 01.01.2017), и порядок уточнения реквизитов в платежных документах по уплате страховых взносов за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, денежные средства по которым поступили в налоговые органы после возложения функций администрирования страховых взносов (после 01.01.2017), существенно различаются.

При обнаружении налогоплательщиками ошибок при заполнении расчетных документов по уплате страховых взносов и необходимости уточнения в них реквизитов следует руководствоваться следующим.

1) Утонение реквизитов в расчетных документах, денежные средства по которым поступили до 01.01.2017 года в органы системы ПФР.

Заявление об уточнении реквизитов представляется плательщиком в отделение ПФР. Отделение ПФР в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и выносит решение об уточнении реквизитов в расчетном документе, которое направляет в налоговый орган. Одновременно с решением об утонении платежа по расчетному документу отделение ПФР передает в налоговый орган сумму пени, подлежащей уменьшению либо доначислению, пересчитанную по состоянию на 01.01.2017.

На основании полученных сведений налоговый орган отражает полученное решение об уточнении платежа и сумму начисленной (уменьшенной) пени в лицевом счете плательщика.

В случае, если данные расчетного документа подлежат уточнению через органы Федерального казначейства, налоговые органы на основании решения об уточнении платежа, направленного отделением ПФР, формируют и направляют в органы Федерального казначейства соответствующее уведомление по форме N 54.

2) Порядок уточнения реквизитов в расчетных документах, денежные средства по которым поступили после 01.01.2017 в налоговые органы.

Плательщик заявление об уточнении расчетного документа представляет в налоговый орган.

Налоговый орган направляет в отделение ПФР запрос с приложением копии заявления плательщика и копии платежного документа (до реализации соответствующего программного обеспечения запрос направляется на бумажном носителе).

После получения запроса отделение ПФР в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и подтверждает правомерность уточнения реквизитов в расчетном документе, направляя сообщение о возможности проведения соответствующих мероприятий по уточнению реквизитов.

Налоговые органы на основании сообщения, направленного отделением ПФР, принимают решение об уточнении платежа.

В случае, если данные расчетного документа подлежат уточнению через органы Федерального казначейства, налоговые органы формируют и направляют в органы Федерального казначейства уведомление по форме N 54.

Налоговый орган осуществляет перерасчет пеней в автоматизированном режиме с даты фактической уплаты платежа.

В случае, если сумма, уплаченная по конкретному расчетному документу, учтена на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, отделения ПФР в течение 5 рабочих дней извещают налоговые органы о невозможности уточнения реквизитов.

В целях правильного заполнения расчетных документов налоговые органы должны проводить работу по информированию налогоплательщиков о значениях реквизитов, необходимых для правильного заполнения полей платежных документов.

В налоговых органах для правильного заполнения платежных документов на стендах необходимо размещать соответствующую информацию, а также информацию об адресе официального сайта ФНС России в сети Internet, где можно найти любой реквизит, необходимый для заполнения расчетных документов.

Кроме того, налоговые органы при постановке на учет налогоплательщиков, плательщиков сборов, страховых взносов в соответствии с п.6 ст.32 НК РФ обязаны сообщать сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства.

Результаты работы налоговых органов с невыясненными платежами отражаются в Ведомости, которые ежемесячно передаются на региональный уровень в виде аналитической таблицы, для проведения анализа сложившейся ситуации с невыясненными платежами.

Управления, перешедшие на двухуровневую систему управления, формируют аналитическую таблицу на региональном уровне в целом по субъекту.

Межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам формируют аналитическую таблицу по невыясненным поступлениям на местном уровне.

2. Ведение Ведомости невыясненных поступлений


Ведомость состоит из следующих разделов:

- Учет невыясненных платежей при перечислении в безналичной форме, отнесенных органами Федерального казначейства и налоговыми органами на невыясненные. (далее - Раздел 1);

- Учет невыясненных платежей при перечислении наличными денежными средствами (далее - Раздел 2);

2.1. Ведение Раздела 1. Ведомости невыясненных поступлений


В соответствующих графах указываются:

В графе 1 - номер по порядку (сквозная нумерация).

В графе 2 - дата поступления документа из УФК.

В графах 3-17.1 - информация, передаваемая УФК в УФНС (Информация из расчетных документов, прилагаемых к Выписке из лицевого счета АДБ, к Справке, прилагаемой к выписке из лицевого счета АДБ, а также Запросы на выяснение принадлежности платежа) в рамках соответствующих нормативных документов Минфина России и Федерального казначейства.

В графе 18 - соответствующий код из справочника оснований отнесения платежей к категории невыясненных, приведенного в списке* в Приложении 1 к настоящему Порядку.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»