МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРОФСОЮЗ РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 23 июня 2017 года N ОВ-407/02/303


О нарушении сроков выплаты заработной платы в ряде регионов Российской Федерации



В ряде регионов Российской Федерации работники бюджетных муниципальных образовательных учреждений (далее - бюджетные учреждения) сталкиваются с проблемой нарушения сроков выплаты заработной платы и стандартных процедур ее получения по причине приостановления операций по расходованию средств на лицевых счетах этих бюджетных учреждений. По имеющейся информации случаи приостановления операций по расходованию средств на лицевых счетах бюджетных учреждений за период с 2016 года и по настоящее время имели место в республиках Хакасия, Тува, Бурятия, Марий Эл, Калмыкия, в Приморском и Забайкальском краях, в Саратовской и Астраханской областях.

Решения о приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах бюджетных учреждений принимаются органами Федерального казначейства, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований (далее - финансовые органы) в соответствии с положениями части 20 статьи 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) упреждений" (далее - Федеральный закон N 83-ФЗ).

_______________

См. Официальные документы в образовании. - 2010. - N 17, 18. - Ред.


Основанием для принятия решения о приостановлении операций по расходованию средств на лицевом счете бюджетного учреждения служит нарушение бюджетным учреждением сроков исполнения исполнительных документов (долги перед поставщиками, в том числе поставщиками электроэнергии, коммунальных и прочих услуг) и решения налогового органа о взыскании налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов. Причиной нарушения сроков исполнения исполнительных документов и решения налогового органа является недостаточность остатка средств на счете образовательной организации для исполнения исполнительных документов и решения налогового органа. При этом субвенции и субсидии конечным получателям предоставляются своевременно и денежные средства на лицевых счетах бюджетных учреждений имеются.

Приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах бюджетных учреждений приводит к приостановке всех операций по расходованию денежных средств с лицевого счета бюджетного учреждения, за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа. На практике имеет место ситуация, когда денежные средства на счете бюджетного учреждения есть, но они в целях исполнения исполнительных документов и решения налогового органа не списываются со счета. В то же время эти же средства не списываются со счета бюджетного учреждения на заработную плату работникам с использованием стандартной процедуры - по платежному поручению.

Причиной данной парадоксальной ситуации являются особенности бюджетного законодательства, предусматривающее финансовое обеспечение выполнения бюджетным учреждением государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) в виде субсидии, имеющей строго целевое назначение. Когда на лицевом счете бюджетного учреждения находятся денежные средства поступившие в виде субсидии (в составе субсидии учитываются затраты для оплаты труда педагогических работников бюджетного учреждения), а источником этих денежных средств является субвенция, предоставленная местному бюджету из бюджета субъекта РФ, обращения взыскания на средства бюджетного учреждения-должника в целях своевременного исполнения исполнительных документов и решения налогового органа, как это предписано Федеральным законом N 83-ФЗ, не происходит.

В итоге, денежные средства на заработную плату перечисляются со счета бюджетного учреждения-должника работникам, но не по платежному поручению, исполненному в обычном порядке, а на основании решений судов или решений комиссий по трудовым спорам, что приводит к нарушению стандартных процедур получения заработной платы и сроков ее выплаты.

При этом растет социальная напряженность в трудовых коллективах, а государственная система несет необоснованные административные, судебные и экономические издержки.

В связи с приостановлением операций по лицевым счетам бюджетных учреждений работники вынуждены дважды в месяц обращаться с заявлениями в суд либо в комиссию по трудовым спорам, поскольку только по исполнительным листам можно получить свои заработанные деньги.

При рассмотрении дела в суде с бюджетного учреждения-должника взимается государственная пошлина и судебные расходы в соответствии с ГПК РФ.

Далее работник направляется в службу судебных приставов для принудительного исполнения решения суда либо решения Комиссии по трудовым спорам.

В силу статьи 389 ТК РФ в случае неисполнения решения комиссии по трудовым спорам в установленный срок работнику выдается удостоверение, являющееся исполнительным документом, на основании которого судебный пристав приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке.

_______________

См. Официальные документы в образовании. - 2015. - N 1, 2. - Ред.


В силу статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" с бюджетного учреждения-должника взимается исполнительский сбор, являющийся взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению.

Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы, но не менее 10 тыс.рублей с бюджетного учреждения-должника. Причем такие сборы взимаются по каждому исполнительному документу.

Следует также отметить, что в силу статьи 142 и статьи 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже 1/150 (одной сто пятидесятой) действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Следует обратить внимание на то, что инспекторы федеральной инспекции труда вправе привлекать к административной ответственности за невыплату заработной платы как руководителей бюджетных учреждений, так и сами бюджетные учреждения.

Частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ предусмотрена ответственность за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, что влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тысяч до 20 тыс. рублей; а на юридических лиц - от 30 тысяч до 50 тыс. рублей.

Повторное совершение такого правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 тысяч до 30 тыс. рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет, на юридических лиц - от 50 тысяч до 100 тыс. рублей.

Таким образом, невозможность перечисления работодателем денежных средств на заработную плату своим работникам в установленный срок с использованием стандартных процедур по платежному поручению приводит к тому, что суммы, которые должны выплачивать бюджетные учреждения, помимо непосредственно невыплаченной вовремя заработной платы, значительно возрастают за счет госпошлин, исполнительских сборов, процентов за задержку зарплаты и административных штрафов.

Проблема нарушения сроков выплаты заработной платы и стандартных процедур ее получения по причине приостановления операций по расходованию средств на лицевых счетах бюджетных учреждений была бы решена в случае применения в бюджетной сфере норм статьи 855 ГК РФ с установлением очередности списания денежных средств со счета организации. Однако по действующему законодательству очередность списания денежных средств со счета организации не распространяется на счета, открытые бюджетным учреждением в территориальном органе Федерального казначейства, финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования).

Вопросы открытия и ведения лицевых счетов бюджетных учреждений регламентируются статьей 30 Федерального закона N 83-ФЗ со всеми указанными выше последствиями.

Списание в безусловном порядке по платежным поручениям со счетов бюджетных учреждений-должников денежных средств на заработную плату работникам, на наш взгляд, возможно в случае внесения изменений в Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений":

абзац 4 пункта 7 части 20 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" после слов "за исключением операций по исполнению исполнительных документов и решения налогового органа" дополнить словами ", а также операций по расходованию денежных средств по расчетным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору".

Принятие данного "точечного" изменения в тексте абзаца 4 пункта 7 части 20 статьи 30 Федерального закона N 83-ФЗ сохранит заложенный в данной норме принцип обеспечения мер воздействия на должника в целях своевременного исполнения исполнительных документов и решений налоговых органов о взысканиях и, одновременно, позволит обеспечить безусловное списание со счетов бюджетных учреждений-должников денежных средств по платежным поручениям в целях выплаты заработной платы, освободит бюджетные учреждения и их работников от необоснованных временных, судебных и экономических издержек.

На основании вышеизложенного в целях решения проблемы нарушения сроков выплаты заработной платы и стандартных процедур ее получения по причине приостановления операций по расходованию средств на лицевых счетах бюджетных учреждений просим дать поручение Минфину России, Минюсту России, Минтруду России подготовить предложения по законодательному урегулированию проблемы через внесение необходимых изменений в Федеральный закон N 83-ФЗ в части касающейся обеспечения выплаты заработной платы работникам в установленные сроки с соблюдением стандартных процедур при приостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах бюджетных учреждений-должников или предложить иные эффективные способы решения имеющейся проблемы.

Министр образования и науки
Российской Федерации
О.Ю.Васильева

Председатель Общероссийского Профсоюза
образования, член Российской трехсторонней
комиссии по регулированию
социально-трудовых отношений
Г.И.Меркулова

     


Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
Официальные документы в образовании.
Бюллетень нормативных правовых актов,
N 21, июль 2017 года

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»