ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ (ГУБЕРНАТОР) КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 июля 2017 года N 549


Об утверждении Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий Краснодарского края

(с изменениями на 8 октября 2024 года)

(в ред. Постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.04.2018 N 222, от 11.07.2018 N 386, от 30.08.2018 N 540, от 31.10.2018 N 697, от 07.11.2018 N 706, от 21.03.2019 N 144, от 21.03.2019 N 145, от 07.09.2020 N 552, от 05.10.2020 N 620, от 26.10.2020 N 674, от 09.11.2020 N 713, от 09.11.2020 N 714 (ред. 26.12.2022), от 15.12.2020 N 841, от 15.12.2020 N 842, от 11.02.2021 N 73, от 24.02.2021 N 94, от 05.04.2021 N 189, от 21.09.2021 N 610, Постановлений Губернатора Краснодарского края от 10.08.2023 N 576, от 12.12.2023 N 1078, от 13.12.2023 N 1088, от 18.12.2023 N 1125, от 11.07.2024 N 421, от 08.10.2024 N 665)




В соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Законом Краснодарского края от 31 декабря 2003 года N 656-КЗ "Об особо охраняемых природных территориях Краснодарского края", заключением N 416 экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по материалам "Корректировка проекта Схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий Краснодарского края", утвержденным приказом министерства природных ресурсов Краснодарского края от 24 ноября 2015 года N 67-ЭК, заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы N 273 по проекту "Материалы комплексного экологического обследования части территории Гулькевичского района в целях придания ей правового статуса особо охраняемой природной территории регионального значения - государственного природного заказника", утвержденным приказом министерства природных ресурсов Краснодарского края от 21 ноября 2016 года N 19-ЭК, заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы N 250 по проекту "Материалы комплексного экологического обследования территорий урочища "Верхняя и Нижняя Дубинка" и лесопарка у поселка Кирпичный, расположенных в муниципальном образовании город Краснодар Краснодарского края, в целях придания правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения", утвержденным приказом министерства природных ресурсов Краснодарского края от 21 ноября 2016 года N 20-ЭК, заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы N 293 по материалам "Комплексное экологическое обследование территорий Краснодарского лесопарка, урочища "Красный Кут", парка стадиона "Кубань", расположенных в муниципальном образовании город Краснодар Краснодарского края, в целях придания правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения", утвержденным приказом министерства природных ресурсов Краснодарского края от 23 декабря 2016 года N 24-ЭК, постановляю:


1. Утвердить Схему развития и размещения особо охраняемых природных территорий Краснодарского края согласно приложению к настоящему постановлению.


2. Департаменту по архитектуре и градостроительству Краснодарского края (Рысин) совместно с министерством природных ресурсов Краснодарского края (Еремин) обеспечить внесение сведений о существующих и планируемых к созданию особо охраняемых природных территориях Краснодарского края в Схему территориального планирования Краснодарского края.


3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края привести муниципальные правовые акты, в том числе документы территориального планирования муниципальных образований, в соответствие со Схемой развития и размещения особо охраняемых природных территорий Краснодарского края.


4. Внести в пункт 64 раздела "Ботанические памятники природы" приложения 1 к решению исполнительного комитета Краснодарского краевого Совета народных депутатов от 14 июля 1988 года N 326 "Об отнесении природных объектов к государственным памятникам природы" изменение, заменив слово "бука" словом "дуба".


5. Департаменту информационной политики Краснодарского края (Пригода) опубликовать настоящее постановление в печатном средстве массовой информации и обеспечить его размещение (опубликование) на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и направление на "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru).


6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Краснодарского края Лузинова Р.С.


(в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 07.11.2018 N 706, Постановления Губернатора Краснодарского края от 08.10.2024 N 665)


7. Постановление вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.



Глава администрации (губернатор)
Краснодарского края
В.И.КОНДРАТЬЕВ



Приложение



Утверждена
постановлением
главы администрации (губернатора)
Краснодарского края
от 21 июля 2017 г. N 549



СХЕМА РАЗВИТИЯ И РАЗМЕЩЕНИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

(в ред. Постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.04.2018 N 222, от 11.07.2018 N 386, от 30.08.2018 N 540, от 31.10.2018 N 697, от 07.11.2018 N 706, от 21.03.2019 N 144, от 21.03.2019 N 145, от 07.09.2020 N 552, от 05.10.2020 N 620, от 26.10.2020 N 674, от 09.11.2020 N 713, от 09.11.2020 N 714 (ред. 26.12.2022), от 15.12.2020 N 841, от 15.12.2020 N 842, от 11.02.2021 N 73, от 24.02.2021 N 94, от 05.04.2021 N 189, от 21.09.2021 N 610, Постановлений Губернатора Краснодарского края от 10.08.2023 N 576, от 12.12.2023 N 1078, от 13.12.2023 N 1088, от 18.12.2023 N 1125, от 11.07.2024 N 421, от 08.10.2024 N 665)



Создание особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) является одним из важнейших направлений по сохранению природных комплексов Краснодарского края. Совокупность имеющихся категорий ООПТ позволяет взять под охрану не только отдельные компоненты окружающей среды, но и их комплекс в целом, что значительно повышает эффективность природоохранных мероприятий. Природные комплексы Краснодарского края характеризуются высокой степенью антропогенной загруженности, что делает вопрос о сохранении малонарушенных территорий еще более актуальным. Ситуация осложняется в связи с реализацией ряда крупных промышленных проектов в энергетике, добыче и транспортировке углеводородов, строительстве жилья и других сферах в регионе. Усиление антропогенного воздействия на природные объекты ставит перед органами государственной власти Краснодарского края задачу по минимизации негативных последствий хозяйственной деятельности для уникальных и ценных природных комплексов, сохранению и развитию ООПТ, компенсирующих это воздействие.


Схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий Краснодарского края (далее - Схема) разработана в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Законом Краснодарского края N 656-КЗ "Об особо охраняемых природных территориях Краснодарского края" и включает сведения о созданных (приложение N 1 к Схеме) и планируемых к созданию (приложение N 2 к Схеме) ООПТ регионального, федерального и местного значения и их охранных зонах.


Схема определяет перспективные направления планомерного и эффективного сохранения и восстановления естественных экосистем на территории Краснодарского края, поддержания экологического равновесия и выявления закономерностей естественного развития природных комплексов и объектов, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение.


Схема направлена на реализацию следующих целей:


сохранение целостности естественных экосистем, эталонных и уникальных природных комплексов и других объектов природного наследия;


поддержание экологических системных процессов и равновесия на экорегиональном уровне, а также создание условий для сохранения природных ландшафтов Краснодарского края и биологического разнообразия за счет организации и оптимизации ООПТ;


содействие восстановлению и воспроизводству естественных популяций наиболее ценных в хозяйственном отношении видов растений и животных, редких и исчезающих биологических объектов;


экологическое просвещение населения и создание предпосылок для развития регулируемого рекреационного природопользования с учетом вида ООПТ, его функциональных зон, социально-экономических факторов и интересов местного населения;


восстановление нарушенных природных комплексов и объектов;


разработка и внедрение научных методов сохранения природных комплексов в условиях целевого использования ООПТ.


Схема сформирована на основании следующих принципов:


принцип преемственности - Схема построена с учетом созданной сети ООПТ;


принцип приоритетов - ведущими приоритетами Схемы являются охрана редких и исчезающих видов растений, животных и среды их обитания. В отношении хозяйственно ценных видов приоритетными являются выделение и охрана мест массового произрастания хозяйственно ценных видов растений, сезонных и миграционных концентраций ценных видов животных;


ландшафтный принцип (принцип комплексности) - границы ООПТ выделяются на ландшафтной основе: выделяются территории, представляющие собой единый естественно сложившийся природный комплекс;


принцип разумной достаточности - максимальная площадь ООПТ или их сети определяется потребностью сохранения оптимального числа особей охраняемого вида, необходимого для успешного воспроизводства;


принцип гибкости режимов охраны - введение обоснованного режима особой охраны в пределах, необходимых для выполнения природоохранных задач;


принцип поэтапного формирования - Схема формируется и реализуется поэтапно с учетом возможностей финансирования работ по созданию ООПТ и готовности проектной документации;


принцип постоянного совершенствования - Схема подлежит совершенствованию по мере появления дополнительных научных исследований, накопления и анализа информации, внесения изменений в нормативные правовые акты.


В качестве критериев формирования ООПТ выбраны следующие:


уникальность - предполагает выделение территорий, занятых природными сообществами, включающими комплекс редких, эндемичных и реликтовых видов растений и животных, а также неповторимые ландшафты и выдающиеся культурно-исторические памятники;


информативность - определяет количественную характеристику уникальных природных и культурно-исторических комплексов с оценкой их значимости;


репрезентативность - предполагает включение в Схему природных комплексов, наиболее полно характеризующих разнообразие природы Краснодарского края;


уязвимость - определяет неспособность отдельных природных комплексов противостоять внешним воздействиям без необратимых изменений, грозящих деградацией и полной утратой составляющих уникальность природного комплекса.


Выбор территорий, предлагаемых к созданию ООПТ, произведен на основании результатов научных исследований, данных по распространению редких и исчезающих видов животных и растений, путей миграции и мест концентрации ценных в хозяйственном отношении животных и растений, наличию уникальных природных комплексов и объектов, ценных мало нарушенных естественных территорий, значимых для сохранения туристско-рекреационного потенциала, анализа программ социально-экономического развития Краснодарского края.


Географический анализ, выделение территорий и площадей, планируемых к созданию ООПТ, осуществлен с помощью геоинформационной системы MAPINFO на базе цифровой топографической основы.


Схема должна учитываться в Схеме территориального планирования Краснодарского края.


Настоящая Схема разработана на период до 2026 года. Поэтапную реализацию Схемы обеспечивает министерство природных ресурсов Краснодарского края с учетом приоритетности создания ООПТ на территориях, находящихся под угрозой утраты природоохранной ценности вследствие усиливающегося антропогенного воздействия. При реализации Схемы может осуществляться межрегиональное сотрудничество в целях ее совершенствования и повышения эффективности.


Структура ООПТ с учетом новых категорий представлена Краснодарском крае следующим образом:


(в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.03.2019 N 145)

N п/п

Категория ООПТ

Количество созданных ООПТ

Количество предлагаемых к созданию ООПТ

Общее количество

1

Государственные природные заповедники

2

0

2

2

Национальные парки

1

0

1

3

Природные парки

1

4

5

4

Государственные природные заказники

19

4

23

5

Памятники природы

332

23

355

6

Дендрологические парки и ботанические сады

2

2

4

7

Прибрежные природные комплексы

0

4

4

8

Лиманно-плавневые комплексы

0

3

3

9

Природные рекреационные зоны

0

5

5

10

Природные достопримечательности

0

0

0

Итого

357

45

402

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»