МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 24 мая 2017 года N 18063-АЧ/04

[О применении Правил холодного водоснабжения и водоотведения]



В связи с вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2016 г. N 1134 "О вопросах осуществления холодного водоснабжения и водоотведения" Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации направляет разъяснения по применению Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2016 г. N 1134 "О вопросах осуществления холодного водоснабжения и водоотведения".

А.В.Чибис

     

Приложение

     

Разъяснения по применению Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2016 г. N 1134 "О вопросах осуществления холодного водоснабжения и водоотведения"



1. Подпунктом "г" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2016 г. N 1134 "О вопросах осуществления холодного водоснабжения и водоотведения" (далее - Постановление N 1134) установлено, что до 1 апреля 2017 года в случае, если в контрольной пробе сточных вод абонента, отобранной организацией, осуществляющей водоотведение, зафиксировано значение фактической концентрации загрязняющего вещества или фактического показателя свойств сточных вод, превышающее значение, заявленное абонентом в декларации о составе и свойствах сточных вод (далее - декларация) на 2017 год, в качестве значения фактической концентрации загрязняющего вещества или фактического показателя свойств сточных вод используется значение, полученное в результате анализа контрольной пробы сточных вод абонента, отобранной организацией, осуществляющей водоотведение.

Подпунктом "б" пункта 2 Постановления N 1134, установлено, что декларации на 2017 год, поданные абонентами до вступления в силу настоящего постановления, прекращают действие со дня принятия организацией, осуществляющей водоотведение, деклараций на 2017 год, поданных абонентами после вступления в силу настоящего постановления, но не позднее 1 апреля 2017 г.

Согласно пункту 123 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644 (далее - Правила N 644), результаты анализов контрольных проб сточных вод могут использоваться до следующего отбора проб организацией, осуществляющей водоотведение, но не более 3 календарных месяцев (при расчетах платы на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод).

Соответственно, до 1 апреля 2017 года в случае, если в контрольной пробе сточных вод абонента, отобранной организацией, осуществляющей водоотведение, зафиксировано значение фактической концентрации загрязняющего вещества или фактического показателя свойств сточных вод, превышающее максимальное значение, установленное приложением N 5 к Правилам N 644, и в декларации на 2017 год, поданной абонентом до вступления в силу Постановления N 1134, отсутствует значение фактической концентрации загрязняющего вещества или фактического показателя свойств сточных вод, то в качестве значения фактической концентрации загрязняющего вещества или фактического показателя свойств сточных вод используется значение, полученное в результате анализа контрольной пробы сточных вод абонента, отобранной организацией, осуществляющей водоотведение.

Дополнительно отмечаем, что расчет размера платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по результатам анализа контрольных проб, отобранных в ноябре-декабре 2016 года, должен осуществляться по формулам пунктов 120 и 123 Правил N 644 в редакции, действующей в период, за который происходит расчет платы, с учетом фактических концентраций загрязняющего вещества или фактических показателей свойств сточных вод, которые были определены в результате анализа отобранных проб сточных вод.

Также необходимо иметь в виду, что, в случае если на дату отбора проб сточных вод в 2016 году для конкретного вещества или показателя было установлено максимально допустимое значение (в приложении N 3 к Правилам N 644), однако, в Правилах N 644 в редакции Постановления N 1134приложении N 5) такое значение уже не установлено, то начисление платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения по такому веществу (показателю) в 2017 году не может быть осуществлено.

2. В соответствии с пунктом 28 Правил N 644 абоненты оплачивают полученную холодную воду и отведенные сточные воды по тарифам, установленным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, в следующем порядке:

50 процентов стоимости объема воды и (или) сточных вод, потребленных (сброшенных) абонентом за предыдущий месяц (для абонентов, договоры с которыми заключены менее одного месяца назад, - стоимости гарантированного объема воды или максимального расхода сточных вод, указанных в договоре), вносится до 18-го числа текущего месяца;

оплата за фактически поданную в истекшем месяце холодную воду и (или) оказанные услуги водоотведения с учетом средств, ранее внесенных абонентом в качестве оплаты за холодную воду и водоотведение в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата, на основании счетов, выставляемых к оплате организацией водопроводно-канализационного хозяйства (далее - ВКХ) не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным месяцем.

Формулировка абзаца второго пункта 28 Правил N 644 исходит из того, что по состоянию на 18-е число текущего месяца еще не известны объемы воды (сточных вод), которые будут потреблены в текущем месяце, поэтому, в целях определения размера авансового платежа предусмотрено использование объемов воды и (или) сточных вод, потребленных (сброшенных) абонентом за предыдущий период (месяц).

Полная оплата воды (сточных вод), потребленных (сброшенных) абонентом за предыдущий период (месяц), должна была быть осуществлена до 10-го числа данного предыдущего месяца.

3. На случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности при просрочке исполнения, законом или договором может быть предусмотрена обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму (неустойку), размер которой может быть установлен в твердой сумме - штраф или в виде периодически начисляемого платежа - пени (пункт 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)).

Как разъяснено в пункте 65 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положений ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств" истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (уплаты долга).

Действующей редакцией пункта 30, пункта 49, пункта 53, пункта 98 Правил N 644 установлено, что организация ВКХ хозяйства вправе потребовать от абонента уплаты пени в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.

Таким образом, из пункта 30, пункта 49, пункта 53, пункта 98 Правил N 644 следует, что организация ВКХ вправе потребовать от абонента уплаты пени в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления пени от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты. При получении от абонента фактической оплаты организация ВКХ пересчитывает ранее начисленные пени по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты.

При этом день фактического исполнения нарушенного обязательства, в частности, день уплаты задолженности организации ВКХ, включается в период расчета неустойки (пени).

4. В соответствии с пунктом 114 Правил N 644 организация, осуществляющая водоотведение или очистку сточных вод, и абонент вправе заключить договор водоотведения (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения), предусматривающий прием сточных вод с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций по показателям, относящимся к технологическим показателям работы очистных сооружений, определенным в соответствии с проектной и (или) технической документацией таких очистных сооружений, при условии, что согласно результатам технического обследования очистные сооружения могут быть дополнительно нагружены без ухудшения качества очистки сточных вод и эффективности обработки осадка сточных вод и с сохранением существующей возможности утилизации осадка сточных вод (за исключением веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу, а также максимальных допустимых значений показателей и концентраций, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на канализационные сети). Размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения при сбросе сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 113 Правил N 644, уплачиваемой абонентом в указанном случае, определяется соглашением сторон.

На основании статей 421, 445 ГК РФ договор подлежит заключению в обязательном порядке в случае, когда такая обязанность предусмотрена ГК РФ и другими федеральными законами.

Какими-либо федеральными законами (ГК РФ, Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ)) не предусмотрена обязанность организации, осуществляющей водоотведение, по заключению в обязательном порядке договора водоотведения (единого договора холодного водоснабжения и водоотведения), предусматривающего прием сточных вод с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций по показателям, относящимся к технологическим показателям работы очистных сооружений. В этой связи заключение указанного договора является правом, а не обязанностью организации, осуществляющей водоотведение

С учетом положений пункта 114 Правил N 644 договор, указанный в данном пункте, также является договором водоотведения (единым договором холодного водоснабжения и водоотведения). Отличием данного договора от обычных договоров водоотведения (единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения) является то, что он предусматривает прием сточных вод с превышением максимальных допустимых значений показателей и концентраций, указанных в приложении N 5 к Правилам N 644, а размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения при сбросе сточных вод с нарушением требований, предусмотренных подпунктом "б" пункта 113 Правил N 644, уплачиваемой абонентом в указанном случае, определяется непосредственно в самом договоре.

Все остальные условия договора водоотведения (единого договора холодного водоснабжения и водоотведения), указанного в пункте 114 Правил N 644, являются такими же, как и в иных договорах водоотведения (единых договорах холодного водоснабжения и водоотведения). Кроме того, на правоотношения абонента и организации, осуществляющей водоотведение, по указанным договорам в полной мере распространяются все нормы Правил N 644 и Правил осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2013 г. N 525 (далее - Правила N 525), в том числе в части необходимости подачи декларации и осуществлении контроля за составом и свойствами сточных вод абонента.

Таким образом, абонент, заключивший договор водоотведения (единый договор холодного водоснабжения и водоотведения) в соответствии с пунктом 114 Правил N 644 обязан предоставлять декларацию в организацию ВКХ. Такой абонент в общем порядке должен подвергаться контрольному отбору проб сточных вод. Однако, полученные результаты анализов контрольных проб сточных вод по показателям, в отношении которых заключается указанный договор, будут проверяться на соответствие не максимальным допустимым значениям, приведенным в приложении N 5 к Правилам N 644, а показателям, определенным в договоре водоотведения (едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения).

5. Согласно абзацу третьему пункта 115 Правил N 644 абоненты, не указанные в абзаце первом пункта 115 Правил N 644, вправе разработать план по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод и утвердить его по согласованию с организацией, осуществляющей водоотведение.

Порядок разработки плана по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод, форма такого плана установлены едиными, независимо от того, является ли разработка такого плана обязанностью или правом абонента.

Так, форма плана по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод приведена в приложении N 2 к Правилам N 644. Порядок разработки и согласования Плана по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод урегулирован пунктами 116-116_5 Правил N 644.

Дополнительно отмечаем, что организация ВКХ вправе разработать локальный нормативный акт (к примеру регламент), определяющий порядок рассмотрения и согласования планов по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод, не противоречащий действующему законодательству.

6. В соответствии с пунктом 116 Правил N 644 план по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод должен предусматривать реализацию одного или нескольких перечисленных в данном пункте мероприятий, в том числе строительство или модернизацию локальных очистных сооружений, а также передачу сточных вод для очистки специализированным организациям по договору на очистку сточных вод или очистку сточных вод абонента с использованием локальных очистных сооружений, принадлежащих третьим лицам.

Согласно пункту 34 Правил N 644 организация ВКХ обязана осуществлять контроль за составом и свойствами принимаемых в канализационную сеть сточных вод абонентов. В соответствии с пунктом 2 Правил N 644 контрольная проба - это проба сточных вод, принимаемых от абонентов (включая сточные воды транзитных организаций) в централизованную систему водоотведения, отобранная из контрольного канализационного колодца с целью определения состава и свойств таких сточных вод. При этом согласно данному пункту Правил N 644 контрольный канализационный колодец - это колодец, предназначенный для отбора проб сточных вод абонента, определенный в договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке сточных вод, или последний колодец на канализационной сети абонента перед ее врезкой в централизованную систему водоотведения.

В соответствии со статьей 2 Закона N 416-ФЗ абонентом признается физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения.

Таким образом, в случае если после очистки сточных вод абонента специализированной организацией или иным третьим лицом сброс очищенных сточных вод в централизованную систему водоотведения осуществляется абонентом, контроль сточных вод осуществляется в контрольном канализационном колодце на границе эксплуатационной ответственности абонента.

Если очищенные специализированной организацией или иным третьи лицом сточные воды не возвращаются абоненту, а сбрасываются в централизованную систему водоотведения специализированной организацией (иным третьим лицом), то в данном случае является целесообразным в качестве контрольного канализационного колодца абонента в договоре водоотведения (едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения) указывать колодец, оборудованный в месте сброса сточных вод в централизованную систему водоотведения специализированной организацией (иным третьим лицом) после соответствующей очистки сточных вод.

При этом при расчете платы абонента за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения используются фактическая концентрация загрязняющего вещества или фактический показатель свойств сточных вод, определенные в указанном контрольном канализационном колодце, и объем сточных вод, сброшенных непосредственно самим абонентом.

7. В соответствии с пунктом 116_3 Правил N 644 на период реализации плана по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод абонент и организация, осуществляющая водоотведение, вправе заключить соглашение, предусматривающее вычет из суммы платы абонента за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения документально подтвержденных затрат на реализацию мероприятий плана по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод, фактически произведенных абонентом на дату внесения платы, но не более 50% размера начисленной платы.

На основании статей 421 и 445 ГК РФ договор подлежит заключению в обязательном порядке в случае, когда такая обязанность предусмотрена ГК РФ и другими федеральными законами.

Какими-либо федеральными законами (ГК РФ, Закон 416-ФЗ) не предусмотрена обязанность организации, осуществляющей водоотведение, по заключению в обязательном порядке соглашения, предусматривающего вычет из суммы платы абонента за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения документально подтвержденных затрат на реализацию мероприятий плана по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод. В этой связи заключение соглашения может быть осуществлено исключительно по соглашению сторон, но не является обязательным для организации, осуществляющей водоотведение.

При определении суммы затрат на реализацию мероприятий плана по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод, подлежащих к вычету из суммы платы абонента за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, целесообразно по аналогии использовать порядок, предусмотренный статьей 16.3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 г. N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду".

Затратами на реализацию мероприятий по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод признаются документально подтвержденные расходы лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, на финансирование мероприятий, включенных в согласованный в установленном порядке план по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод.

Вычет суммы затрат на реализацию плана мероприятий по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод производится из начисленной платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения только по тем показателям (каждому загрязняющему веществу, по которому производится расчет платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения), по которым в соответствии с планом мероприятий по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод предусматривается снижение объема сбросов загрязняющих веществ, поступающих в централизованную систему водоотведения, но не более 50% размера начисленной платы.

Расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктами 120 и 123_2 Правил N 644, на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод.

Расчет суммы затрат на реализацию мероприятий плана по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод, фактически произведенных абонентом на дату внесения платы, производится абонентом и представляется в организацию, осуществляющую водоотведение с приложением следующих документов:

а) план мероприятий по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод и отчет о ходе его исполнения;

б) договоры с поставщиками, подрядчиками, исполнителями на поставку товарно-материальных ценностей, выполнение работ, оказание услуг, в том числе приобретение оборудования, проектирование, строительство, реконструкцию объектов и сооружений, и платежные документы, оформленные в установленном порядке, подтверждающие факт оплаты оборудования, работ и иных мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод с начала его реализации;

в) документы, подтверждающие оказание услуг, выполнение работ по проектированию, строительству и реконструкции объектов и сооружений, в том числе акты приема-передачи объектов основных средств и ввода их в эксплуатацию, акты о приемке выполненных работ (услуг) и справки о стоимости выполненных работ (услуг) и затрат, счета-фактуры;

г) заверенная лицом, обязанным вносить плату, пояснительная записка с расшифровкой сумм денежных средств, затрачиваемых на реализацию мероприятий, предусмотренных планом по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод.

Затраты на реализацию плана мероприятий по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод, не учтенные при исчислении платы в отчетном периоде, могут быть учтены в последующие отчетные периоды в течение срока выполнения плана.

Затраты на реализацию плана мероприятий по соблюдению требований к составу и свойствам сточных вод, фактически произведенные абонентом до утверждения и согласования с организацией, осуществляющей водоотведение, указанного плана, не подлежат вычету из суммы платы абонента за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»