• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий


ОДМ 218.3.094-2017

     
     
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

Рекомендации по инженерно-геологическим изысканиям и проектированию сооружений инженерной защиты на участках автомобильных дорог с развитием склоновых процессов



ОКС 93.080.99

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН обществом с ограниченной ответственностью "НТЦ ГеоПроект" (ООО "НТЦ ГеоПроект").

Коллектив авторов: руководитель работ - д-р техн. наук, проф. С.И.Маций, д-р геол.-минерал. наук Е.В.Безуглова, канд. техн. наук О.Ю.Ещенко, канд. техн. наук Н.Н.Любарский, канд. техн. наук Д.В.Плешаков, канд. техн. наук А.К.Рябухин, инж. В.А.Лесной, инж. В.Ю.Тимошенко.

2 ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения, Управлением проектирования и строительства автомобильных дорог Федерального дорожного агентства.

3 ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 28.06.2017 N 1325-р.

4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.

     1 Область применения

1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ "Рекомендации по инженерно-геологическим изысканиям и проектированию сооружений инженерной защиты на участках автомобильных дорог с развитием склоновых процессов" (далее - методический документ) является документом рекомендательного характера.

1.2 Методический документ разработан в целях обеспечения нормативной базы рекомендациями по инженерно-геологическим изысканиям и проектированию сооружений инженерной защиты на участках автомобильных дорог с развитием склоновых процессов: оползней, обвалов и селей.

1.3 Действие методического документа не распространяется на территории распространения многолетнемерзлых и других специфических грунтов.

1.4 Методический документ рекомендован к применению проектными, строительными и эксплуатирующими организациями, а также государственными исполнительными органами управления дорожным хозяйством при соблюдении требований [1].

2 Нормативные ссылки


В методическом документе использованы ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ 12071-2014 Грунты. Отбор, упаковка, транспортирование и хранение образцов

ГОСТ 12248-2010 Грунты. Методы лабораторного определения характеристик прочности и деформируемости

ГОСТ 14098-2014 Соединения сварные арматуры и закладных изделий железобетонных конструкций. Типы, конструкции и размеры

ГОСТ 19912-2012 Грунты. Методы полевых испытаний статическим и динамическим зондированием

ГОСТ 20276-2012 Грунты. Методы полевого определения характеристик прочности и деформируемости

ГОСТ 23278-2014 Грунты. Методы полевых испытаний проницаемости

ГОСТ 23279-2012 Сетки арматурные сварные для железобетонных конструкций и изделий. Общие технические условия

ГОСТ 23732-2011 Вода для бетонов и строительных растворов. Технические условия

ГОСТ 25100-2011 Грунты. Классификация

ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения

ГОСТ 30416-2012 Грунты. Лабораторные испытания. Общие положения

ГОСТ 30672-2012 Грунты. Полевые испытания. Общие положения

ГОСТ 31861-2012 Вода. Общие требования к отбору проб

ГОСТ 31937-2011 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния

ГОСТ 33177-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению инженерно-гидрологических изысканий

ГОСТ 32836-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Изыскания автомобильных дорог. Общие требования

ГОСТ 32847-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению экологических изысканий

ГОСТ 32868-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению инженерно-геологических изысканий

ГОСТ 32869-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению топографо-геодезических изысканий

ГОСТ 33100-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования автомобильных дорог

ГОСТ 5180-2015 Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик

ГОСТ 5686-2012 Грунты. Методы полевых испытаний сваями

ГОСТ Р 54476-2011 Грунты. Методы лабораторного определения характеристик сопротивляемости сдвигу грунтов в дорожном строительстве

СП 11-102-97 Инженерно-экологические изыскания для строительства

СП 11-103-97 Инженерно-гидрометеорологические изыскания для строительства

СП 11-104-97 Инженерно-геодезические изыскания для строительства

СП 11-105-97 Инженерно-геологические изыскания для строительства. Часть I. Общие правила производства работ

СП 11-105-97 Инженерно-геологические изыскания для строительства. Часть II. Правила производства работ в районах развития опасных геологических и инженерно-геологических процессов

СП 11-105-97 Инженерно-геологические изыскания для строительства. Часть III. Правила производства работ в районах распространения специфических грунтов

СП 50-102-2003 Проектирование и устройство свайных фундаментов

СП 14.13330.2014 Строительство в сейсмических районах

СП 15.13330.2012 Каменные и армокаменные конструкции

СП 16.13330.2011 Стальные конструкции

СП 20.13330.2011 Нагрузки и воздействия

СП 22.13330.2011 Основания зданий и сооружений

СП 24.13330.2011 Свайные фундаменты

СП 31.13330.2012 Водоснабжение. Наружные сети и сооружения

СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги

СП 35.13330.2011 Мосты и трубы

СП 39.13330.2012 Плотины из грунтовых материалов

СП 41.13330.2012 Бетонные и железобетонные конструкции гидротехнических сооружений

СП 45.13330.2012 Земляные сооружения, основания и фундаменты

СП 47.13330.2012 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения

СП 58.13330.2012 Гидротехнические сооружения. Основные положения

СП 63.13330.2012 Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения

СП 116.13330.2012 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения

СП 122.13330.2012 Тоннели железнодорожные и автодорожные

СП 129.13330.2012* Наружные сети и сооружения водоснабжения и канализации
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: СП 129.13330.2011. - Примечание изготовителя базы данных.

3 Термины и определения


В методическом документе применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 вывал: Внезапный отрыв и падение отдельных глыб и блоков горных пород из откосов выемок и полувыемок, с крутых и отвесных склонов, сложенных скальными или полускальными породами.

3.2 инженерно-геологические условия: совокупность характеристик геологической среды (рельефа, состава и состояния горных пород, условий их залегания и свойств, включая подземные воды, геологические процессы и явления), необходимых для проектирования, строительства, эксплуатации инженерных сооружений.

3.3 инженерная защита от склоновых процессов: Комплекс сооружений и мероприятий, направленных на предупреждение отрицательного воздействия склоновых процессов на защищаемый объект, а также защиту от их последствий.

3.4 обвал: Отрыв масс горных пород от склонов и их падение вниз под влиянием силы тяжести с опрокидыванием и перекатыванием без воздействия воды.

3.5 оползень: Смещение горных пород со склонов, бортов карьеров, строительных выемок под действием веса грунта и объемных и поверхностных сил. Различают оползни скольжения, оползни выдавливания, вязкопластические оползни, оползни внезапного разжижения, оползни гидродинамического разрушения.

3.6 осыпь: Длительное (в течение многих лет) движение вниз по склону накопившейся несвязной массы мелких обломочных продуктов выветривания с малыми скоростями и только в поверхностном слое. Интенсивность движения осыпи может существенно измениться под воздействием атмосферных осадков.

3.7 селевое русло: Русло постоянного или временного горного водотока, по которому проходят селевые потоки.

3.8 селевой бассейн: Водосборный бассейн, в пределах которого формируются селевые потоки, а движение их происходит по главному руслу.

3.9 сель: Процесс активного изливания грязекаменных потоков, насыщенных твердым материалом, возникающих при выпадении обильных дождей или интенсивном таянии снега в предгорных и горных районах. Различают связные и текучие сели.

3.10 селеформирующий расход: Минимальный расход воды, способный вызвать образование селевого потока.

3.11 селехранилище: Искусственный водоем, образованный селезадерживающим сооружением, в пределах которого аккумулируются селевые потоки и накапливаются селевые отложения.

3.12 скально-обвальные процессы: Совокупность опасных геологических процессов, проявляющихся в виде обвалов, вывалов и осыпей.

3.13 склоновые процессы: Смещение масс горных пород на склоне под действием собственного веса, обводненности и различных техногенных воздействий.

3.14 устойчивость склона (откоса): Способность склона (откоса) сохранять свой профиль.

4 Общие положения

4.1 Исходным положением для проектирования сооружений инженерной защиты на участках автомобильных дорог с развитием склоновых процессов является выявление природных и техногенных факторов разрушающих воздействий, присутствующих или способных проявиться в период их эксплуатации на рассматриваемом участке автомобильной дороги.

4.2 Исходные материалы для проектирования сооружений инженерной защиты от склоновых процессов должны включать в себя:

- сведения о географическом положении, хозяйственных связях и границах защищаемой территории;

- оценку существующего хозяйственного использования территории, ее экологического значения и перспектив их развития;

- сведения о существующих сооружениях и мероприятиях инженерной защиты, их состоянии, условиях эксплуатации и возможности их реконструкции;

- данные по прогнозу последствий и возможных потерь (ущерба и социальных потерь) от воздействия опасных геологических процессов;

- материалы инженерных изысканий (инженерно-геологических (см. раздел 5), инженерно-геотехнических, инженерно-гидрогеологических, инженерно-гидрометеорологических, инженерно-экологических);

- материалы о проводимых или намечаемых региональных мероприятиях по инженерной подготовке территории и их влиянии на природные условия и ресурсы защищаемой территории;

- данные о местных строительных материалах и энергетических ресурсах;

- картографические материалы;

- градостроительную документацию.

4.3 Границы защищаемых участков, подверженных воздействию склоновых процессов, в пределах которых требуются строительство сооружений, следует устанавливать по материалам рекогносцировочных обследований и уточнять при последующих инженерных изысканиях.

4.4 При проектировании сооружений инженерной защиты от склоновых процессов следует обеспечивать предотвращение, устранение или снижение до допустимого уровня отрицательного воздействия на защищаемые объекты действующих склоновых и возможных связанных с ними опасных процессов.

4.5 Проектирование инженерной защиты на участках автомобильных дорог с развитием склоновых процессов следует выполнять с учетом уровня ответственности защищаемого участка автомобильной дороги, его конструктивных и эксплуатационных особенностей, опыта проектирования, строительства и эксплуатации сооружений инженерной защиты в аналогичных природных условиях, а также масштабности проявления, цикличности и причин развития склоновых процессов, конкретных инженерно-геологических условий и прогноза их изменения в период строительства и эксплуатации объекта. Проектирование инженерной защиты автомобильных дорог с развитием склоновых процессов следует вести с учетом требований СП 34.13330.2012, а также ГОСТ 33100-2014.

4.6 Уровень ответственности (класс) сооружений инженерной защиты от склоновых процессов следует назначать в соответствии с уровнем ответственности или классом защищаемых объектов. При защите территории, на которой расположены объекты различных уровней ответственности или классов, уровень ответственности сооружений инженерной защиты должен, как правило, соответствовать уровню ответственности большинства защищаемых объектов. При этом отдельные объекты с повышенным уровнем ответственности могут иметь локальную защиту. Классы таких объектов и их локальной защиты должны соответствовать друг другу. Если технико-экономическим обоснованием установлена нецелесообразность локальной защиты, то класс сооружений инженерной защиты от склоновых процессов устанавливается по объектам наиболее высокого класса.

4.7 При проектировании сооружений инженерной защиты на участках автомобильных дорог с развитием склоновых процессов должны разрабатываться варианты комплексов этих сооружений с целью выбора оптимального из них по эффективности, надежности, технологии выполнения и экономичности с учетом прогноза взаимодействия комплекса с окружающей природно-хозяйственной средой и обеспечения наилучших условий его содержания в процессе строительства и эксплуатации. Выбор оптимальных проектных решений должен сопровождаться соответствующим технико-экономическим обоснованием.

При проектировании комплекса сооружений инженерной защиты от различных опасных геологических процессов их следует согласовать между собой.

4.8 Техническая эффективность и надежность сооружений инженерной защиты от склоновых процессов должны подтверждаться расчетами, а в обоснованных случаях - моделированием (натурным, физическим, математическим и др.) опасных процессов с учетом воздействия на них проектируемых сооружений.

4.9 Эффективность инженерной защиты от склоновых процессов следует определять на основании оценки риска опасных геологических процессов с учетом предотвращенных потерь (ущерба и социальных потерь). Экономический эффект варианта инженерной защиты определяют размером предотвращенного ущерба территории или сооружению от воздействия опасных процессов за вычетом затрат на осуществление защиты.

4.10 Если из-за сложности инженерно-геологических, гидрологических и экологических условий по материалам изысканий не представляется возможным выполнить необходимые расчеты и осуществить выбор сооружения, в проектной документации следует предусматривать экспериментальные сооружения инженерной защиты и (или) выполнение опытно-производственных работ с последующей корректировкой проектной документации. При этом данные сооружения должны быть обозначены как "экспериментальные" и для них должны быть разработаны системы геотехнического мониторинга.

Возможность выполнения опытно-производственных работ на стадии разработки проектной документации должна быть оговорена в техническом задании на проектирование, выдаваемом заказчиком-застройщиком в составе тендерной документации.

4.11 Нагрузки и воздействия, учитываемые в расчетах сооружений инженерной защиты от склоновых процессов, коэффициенты надежности, а также возможные сочетания нагрузок следует принимать в соответствии с СП 20.13330.2011. Для сооружений инженерной защиты водоподпорного типа следует также учитывать требования СП 58.13330.2012.

4.12 При проектировании сооружений инженерной защиты от склоновых процессов следует предусматривать:

- поэтапность возведения и ввода в эксплуатацию сооружений при строгом соблюдении технологической последовательности выполнения работ;

- конструктивные решения и мероприятия, обеспечивающие возможность ремонта проектируемых сооружений, а также изменение их функционального назначения в процессе эксплуатации;

- использование и, при необходимости, реконструкцию существующих сооружений инженерной защиты.

4.13 Проектная документация для сооружений инженерной защиты на участках автомобильных дорог с развитием склоновых процессов должна отвечать требованиям охраны окружающей среды и при необходимости включать разработку комплекса мероприятий, предусматривающих непревышение допустимого уровня антропогенного вмешательства в природную среду и гарантирующих предотвращение развития в ней негативных процессов.

4.14 При проектировании сооружений инженерной защиты от склоновых процессов следует также предусматривать:

- сохранение заповедных зон, ландшафтов, исторических объектов и памятников и т.д.;

- надлежащее архитектурное оформление сооружений инженерной защиты;

- в необходимых случаях - систематические наблюдения (мониторинг) за состоянием защищаемых территорий и объектов и за работой сооружений инженерной защиты в период строительства и эксплуатации.

4.15 Возведение сооружений инженерной защиты на участках автомобильных дорог с развитием склоновых процессов необходимо выполнять в соответствии с проектом организации строительства, проектом производства работ и технологическим регламентом способами, не приводящими к появлению новых и (или) интенсификации действующих геологических процессов, в том числе на примыкающих территориях. В случае, когда сооружения инженерной защиты могут оказать отрицательное влияние на эти территории, в проектной документации должны быть предусмотрены соответствующие компенсационно-восстановительные мероприятия.

4.16 При проектировании сооружений инженерной защиты на участках автомобильных дорог с развитием склоновых процессов рекомендуется применять конструкции заводского изготовления, а также конструкции, при возведении которых обеспечивается механизация производства работ. Размеры конструкций следует назначать исходя из принципов модульности и унификации элементов, а также максимального использования грузоподъемности транспортных средств и кранового оборудования. В проектах производства работ и организации строительства следует предусматривать предмонтажную подготовку и крупноузловую сборку конструктивных элементов.

4.17 Строительные материалы и конструкции для сооружений инженерной защиты от склоновых процессов должны удовлетворять требованиям государственных стандартов и технических условий на эти материалы и конструкции (при их отсутствии - сертификатам соответствия, спецификациям и рекомендациям производителей), а их выбор необходимо производить согласно требованиям глав сводов правил по проектированию: бетонных и железобетонных конструкций гидротехнических сооружений - СП 41.13330.2012, плотин из грунтовых материалов - СП 39.13330.2012, каменных и армокаменных конструкций - СП 15.13330.2012, стальных конструкций - СП 16.13330.2011.

4.18 В необходимых случаях в проектной документации следует предусматривать установку контрольно-измерительной аппаратуры и устройство наблюдательных скважин, постов, геодезических реперов, марок и т.д. для наблюдения в период строительства и эксплуатации за развитием опасных процессов и работой сооружений инженерной защиты от склоновых процессов. В проектной документации должны быть предусмотрены состав и режим необходимых наблюдений (мониторинг) и соответствующие дополнительные мероприятия по обеспечению надежности сооружений и эффективности инженерной защиты.

4.19 Ввод в эксплуатацию сооружений и мероприятий инженерной защиты и строительство защищаемых объектов должны быть взаимоувязаны и гарантировать безаварийное ведение работ.

5 Инженерно-геологические изыскания

5.1 Основные положения

5.1.1 Инженерно-геологические изыскания являются неотъемлемой частью инженерных изысканий на стадиях подготовки документации по территориальному планированию и планировке территории, архитектурно-строительного проектирования при разработке проектной документации и рабочей документации для строительства, в процессе строительства, эксплуатации, а также при текущем, капитальном ремонте, реконструкции автомобильных дорог, дорожных сооружений и сооружений инженерной защиты. Инженерно-геологические изыскания следует выполнять с учетом требований СП 47.13330.2012, СП 11-105-97, а также ГОСТ 32836-2014, ГОСТ 32868-2014.

Инженерно-геологические изыскания на участках автомобильных дорог с развитием склоновых процессов следует проводить совместно в комплексе с инженерно-геодезическими, инженерно-гидрометеорологическими и инженерно-экологическими изысканиями, выполняемыми согласно СП 11-104-97 и ГОСТ 32869-2014, СП 11-103-97 и ГОСТ 33177-2014, СП 11-102-97 и ГОСТ 32847-2014 соответственно.

5.1.2 Инженерно-геологические изыскания на участках автомобильных дорог с развитием склоновых процессов должны обеспечивать комплексное изучение инженерно-геологических условий исследуемой территории (площадки строительства), составления прогноза изменения инженерно-геологических условий с целью получения необходимых материалов для разработки экономически целесообразных и технически обоснованных решений инженерной защиты от опасных склоновых процессов, а также, при необходимости, принятия решения относительно выбора варианта трассы автомобильной дороги. Расчетные данные в составе результатов инженерно-геологических изысканий должны быть обоснованы исполнителем изысканий.

5.1.3 К проведению инженерно-геологических изысканий привлекаются организации, оснащенные необходимой приборной и инструментальной базой, имеющие в своем составе квалифицированных специалистов. Организация, осуществляющая изыскания, должна иметь соответствующие разрешающие документы на выполнение данного вида работ, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

При изысканиях на участках автомобильных дорог I и II категории рекомендуется, при необходимости, привлекать специализированные научно-исследовательские организации для консультаций, проведения отдельных видов исследований и выполнения прогноза и моделирования

5.1.4 При инженерно-геологических изысканиях на участках автомобильных дорог с развитием склоновых процессов, помимо изучения рельефа, геологического строения, сейсмотектонических, геоморфологических и гидрогеологических условий, состава, состояния и свойств грунтов, выявления геологических и инженерно-геологических (склоновых) процессов, должны быть освещены следующие принципиальные вопросы:

- типы и приуроченность склоновых процессов к определенным геологическим образованиям, тектоническим структурам и геоморфологическим элементам;

- площадь и глубина захвата исследуемого участка оползневым или обвально-осыпным процессом, тип и мощность селевого потока, максимальные объемы единовременных выносов селевой массы, имеющиеся на исследуемой территории селеопасные водосборные бассейны, пересекаемые трассой;

- современное состояние участка автомобильной дороги и прилегающих участков склонов (откосов), существующих дорожных, защитных и других сооружений (зданий), находящихся в зоне влияния склонового процесса;

- степень устойчивости исследуемого участка склона (откоса) и прогноз его дальнейшего поведения (определение стадии развития действующих процессов, возможности активизации или возникновения новых склоновых процессов, в том числе, с вовлечением участка автомобильной дороги, выявление факторов, предшествующих активизации селевого процесса, установление закономерностей возникновения селевого потока и др.);

- возраст и стадии оползневого процесса, положения базисов, морфометрические параметры, форма и положение поверхности смещения, основной деформирующийся горизонт, его мощность, механизм смещения пород; геоморфологические характеристики селевого бассейна, механизм формирования селевого потока, по возможности, частота, интенсивность, повторяемость схода селей;

- роль отдельных природных и антропогенных факторов в снижении устойчивости исследуемого склона (откоса), оценка влияния автомобильной дороги на условия формирования селя;

- опыт осуществленной в данном районе инженерной защиты с анализом ее эффективности;

- исходные данные, основные направления и рекомендации для разработки мероприятий инженерной защиты.

5.1.5 При инженерно-геологических изысканиях на участках автомобильных дорог с развитием склоновых процессов необходимо устанавливать типы и подтипы склоновых процессов по механизму смещения пород, условия их возникновения и характер проявления, в соответствии с таблицей 1.

5.1.6 Инженерно-геологические изыскания для разработки документов территориального планирования, документации по планировке территории и выбора вариантов площадок (трасс) строительства имеют целью собрать основные данные, характеризующие природные условия исследуемого района в объеме, достаточном для оценки намеченных вариантов расположения трассы автомобильной дороги, выбора основного вида инженерной защиты, оценки намеченного варианта расположения защитного сооружения. Основными видами работ на этом этапе являются ознакомление с имеющимися фондовыми материалами, сбор и обработка материалов изысканий и исследований прошлых лет, дешифрирование имеющихся аэро- и космических снимков, анализ топографических карт и планов, в том числе, прилегающей территории, рекогносцировочные обследования или осмотр участка (участков) автомобильной дороги и/или площадки строительства, выполнение наземных исследований на отдельных сложных участках, в том числе, при необходимости, разработка программы локального мониторинга и/или предварительное устройство наблюдательной сети с локальной установкой оборудования. Для оценки устойчивости склонов (как правило, качественной), с учетом прогнозируемых изменений инженерно-геологических условий, применяют метод аналогий. В качестве аналогов следует использовать другие склоны района, сходные по инженерно-геологическим условиям и техногенным факторам.

5.1.7 Инженерно-геологические изыскания для архитектурно-строительного проектирования при разработке проектной документации включают основной объем работ по инженерно-геологическим изысканиям, в том числе, оценку и прогноз устойчивости склонов (откосов) количественными (расчетными) методами, с учетом, при необходимости, реологических свойств грунтов, а также, при необходимости, локальный мониторинг по разработанной программе. Результаты исследований должны обеспечить получение необходимых материалов для обоснования принятия конструктивных решений здания или сооружения, противооползневой защиты, составления проекта организации строительства и разработки мероприятий по охране окружающей среды.

5.1.8 В целях реализации в процессе строительства архитектурных, технических и технологических решений, содержащихся в проектной документации, на объекте капитального строительства могут быть выполнены инженерные изыскания для рабочей документации. Состав и объемы видов инженерных изысканий для рабочей документации определяют программой выполнения инженерных изысканий в соответствии с заданием. Результатами инженерных изысканий для рабочей документации уточняют материалы ранее выполненных инженерных изысканий.


Таблица 1 - Типы и подтипы склоновых процессов по механизму смещения

Типы опасных склоновых процессов (по механизму смещения пород)

Подтипы

Характеристика пород основного деформируемого горизонта (ОДГ)

Характер проявления

Оползни сдвига (скольжения)

Инсеквентные (срезающие)

Глинистые (реже выветрелые полускальные и скальные) породы, массивные или слоистые, с пологим или обратным падению склона залеганием слоев

Отрыв и смещение блоков пород по вогнутой криволинейной поверхности с одновременным их запрокидыванием

Консеквентные (соскальзывающие)

Прослои глинистых пластичных грунтов в толще более прочных грунтов и поверхности ослабления, наклоненные в сторону падения склона

Смещение массива или блоков пород по поверхностям ослабления

Оползни выдавливания

-

Глинистые, преимущественно пластичные

Выдавливание грунта из-под подошвы прибровочного уступа склона и его смещение совместно с ранее образовавшимися на склоне оползневыми накоплениями

Оползни вязкопластические

Оползни-потоки

Сплывы (оплывины)

Глинистые, малоуплотненные и слаболитифицированные, пластичные

Вязкопластическое течение массы грунта: по ложбинам - оползни-потоки, вытянутой по оси оползания формы в плане; на увлажненных крутых уступах - сплывы; в пределах зоны сезонного промерзания при оттаивании - оплывины

Оползни гидродинамического разрушения

Суффозионные

Гидродинамического выпора

Водонасыщенные песчаные и глинистые пылеватые грунты

Отрыв оползневого тела или обрушение суффозионной ниши с последующим растеканием сместившейся водонасыщенной массы

Оползни внезапного разжижения

Несейсмогенного разжижения

Сейсмогенного разжижения

Слабоуплотненные глинистые и песчаные водонасыщенные грунты, подверженные быстрому разупрочнению при динамических воздействиях

Разжижение при динамическом воздействии (техногенном сотрясении или сейсмических толчках) и быстрое вязкое течение разжиженного грунта по уклону рельефа

Обвалы и вывалы

-

Скальные, полускальные и глинистые твердые трещиноватые породы

Отрыв от крутых уступов (откосов) крупных блоков (обвалы) или отдельных глыб грунта (вывалы) с последующим быстрым смещением (свободным падением или качением)

Осыпи

-

Скальные и полускальные выветрелые, песчаные и твердые глинистые породы

Отрыв от обнаженной поверхности уступа (откоса) и скатывание к его основанию мелких обломков породы

Сели

Связные

Несвязные

Рыхлые и крупнообломочные коллювиальные и делювиально-пролювиальные породы

Вовлечение в поток при достижении селеобразующего расхода

Примечание - Возможны промежуточные типы опасных склоновых процессов, а также наличие сложного (комбинированного) механизма их проявления.

5.1.9 Для территорий с развитием склоновых процессов инженерно-геологические изыскания, как правило, следует выполнять в два этапа.

На первом этапе инженерно-геологические изыскания проводятся с целью комплексного изучения инженерно-геологических условий участка автомобильной дороги и служат для обоснования компоновки сооружений, принятия конструктивных и объемно-планировочных решений, составления генерального плана проектируемого объекта, разработки мероприятий по инженерной защите, охране геологической среды. Оценка устойчивости склонов выполняется в ненарушенных природных условиях (существующих природно-техногенных условиях), а также с учетом прогнозируемых изменений в связи с техногенным воздействием, также оценивается устойчивость временных строительных выемок и откосов.

Инженерные изыскания на втором этапе проводятся с целью уточнения природных и техногенных условий исследуемого участка автомобильной дороги в пределах сферы взаимодействия с геологической средой, детализации или получения дополнительных данных для оптимизации конструктивных параметров сооружений, а также инженерной защиты. Оценка и прогноз устойчивости склонов (откосов) осуществляется с учетом выбранного положения сооружения и уточненных границ зон различной степени опасности склоновых процессов. Специальные расчеты должны выполняться для уточнения оценки временной устойчивости откосов строительных выемок. При предоставлении заказчиком исходных данных, характеризующих проектируемый объект, составляется предварительный прогноз устойчивости склона с учетом строительства проектируемых сооружений. На данном этапе, при необходимости, продолжается организованный ранее локальный мониторинг склоновых процессов, создаются, при необходимости, дополнительные наблюдательные пункты с учетом размещения на исследуемом участке автомобильной дороги конкретных сооружений.

Результаты изысканий на втором этапе должны содержать данные о соответствии заложенных в проектной документации характеристик природных и техногенных условий фактической ситуации, а также об их изменении во времени, анализ причин аварийных или предаварийных ситуаций, результаты статистической обработки показателей свойств грунтов с учетом результатов ранее выполненных инженерно-геологических изысканий, прогноз изменений инженерно-геологических условий, исходную информацию для подготовки проектной документации для строительства, эксплуатации, реконструкции, капитального ремонта или сноса (демонтажа) объекта, детализации проектных решений по проектированию мероприятий инженерной защиты. При необходимости установления степени влияния природных и техногенных факторов на устойчивость склонов, в составе работ предусматриваются или продолжаются начатые ранее в рамках мониторинга наблюдения.

5.1.10 Инженерно-геологические изыскания в период строительства, эксплуатации, реконструкции, капитального ремонта должны обеспечивать получение материалов и данных о состоянии и изменении инженерно-геологических условий для контроля или корректировки проектных решений и мероприятий, связанных с повышением устойчивости, надежности и эксплуатационной пригодности автомобильной дороги, дорожных сооружений и сооружений инженерной защиты. Возможность выполнения соответствующих работ должна быть оговорена в техническом задании на проектирование, выдаваемом заказчиком-застройщиком в составе тендерной документации.

5.1.11 Инженерно-геологические изыскания в период сноса (демонтажа) объекта должны обеспечивать получение материалов и данных для установления безопасных условий при выполнении работ по сносу (демонтажу), обоснования мероприятий по рекультивации земель и мероприятий по прекращению или снижению активности склоновых процессов.

5.1.12 Инженерно-геологические изыскания должны выполняться на основе договора на выполнение комплекса проектно-изыскательских работ или на выполнение только инженерных изысканий. Договор между заказчиком и исполнителем проектно-изыскательских работ или изыскательских работ, являющийся основанием для их выполнения, должен содержать обязательные приложения: задание, программу инженерно-геологических изысканий, календарный план работ, расчет стоимости, а также дополнительные соглашения к договору при изменении его состава, сроков и условий выполнения работ.

5.1.13 В задании должны быть сформулированы требования к проведению инженерно-геологических изысканий. Условия договора (контракта) должны соответствовать особенностям природно-климатических и природно-техногенных условий территории изысканий, а также учитывать период осуществления работ.

Задание должно быть составлено заказчиком в соответствии с требованиями ГОСТ 32836-2014. Задание на выполнение инженерно-геологических изысканий должно содержать основные сведения об объекте изысканий, необходимые для составления программы инженерно-геологических изысканий, а также основные требования к материалам и результатам изысканий.

5.1.14 Задание на выполнение инженерно-геологических изысканий для архитектурно-строительного проектирования при разработке проектной документации должно содержать следующие сведения и данные:

- наименование объекта исследования (проектирования);

- идентификационные сведения об объекте (категория, класс автомобильной дороги, функциональное назначение существующих сооружений);

- вид дорожно-строительных работ (строительство, реконструкция, капитальный ремонт, текущий ремонт);

- сведения об этапе работ, сроках проектирования, строительства и эксплуатации объекта;

- требование о составлении и представлении программы инженерно-геологических изысканий на согласование заказчику;

- данные о местоположении, границах участка трассы, полосы отвода и придорожной территории;

- характеристику ожидаемых воздействий объектов дорожного строительства на природную среду;

- сведения и данные об исследуемом участке автомобильной дороги (сооружении);

- перечень нормативных документов, в соответствии с требованиями которых необходимо выполнить инженерно-геологические изыскания;

- имеющиеся сведения о ранее выполненных инженерно-геологических изысканиях и исследованиях;

- данные о наблюдавшихся на исследуемой территории осложнениях в процессе строительства и эксплуатации автомобильных дорог и сооружений инженерной защиты (деформациях и аварийных ситуациях);

- необходимость и требования к выполнению специальных исследований, научного сопровождения в процессе инженерно-геологических изысканий с учетом отраслевой специфики;

- требования к точности, надежности, достоверности и обеспеченности получаемых результатов;

- требования к составлению и содержанию прогноза возможных изменений природных и техногенных условий исследуемого участка, оценке опасности и риска от склоновых процессов;

- требования к материалам и результатам инженерно-геологических изысканий (состав, сроки, порядок, форма представления изыскательской продукции, форматы материалов в электронном виде);

- наименование и местонахождение организации заказчика, инициалы, фамилия и номер телефона (факса), электронный адрес ответственного представителя заказчика.

К заданию должны прилагаться графические и текстовые документы, необходимые для организации и проведения инженерно-геологических изысканий при соответствующем виде градостроительной деятельности.

5.1.15 Предусмотренные в задании требования к полноте, достоверности, точности и качеству отчетных материалов могут уточняться исполнителем инженерно-геологических изысканий при составлении программы выполнения инженерно-геологических изысканий и в процессе выполнения изыскательских работ по согласованию с заказчиком. Изменение видов изыскательских работ, размеров проектируемого участка автомобильной дороги, объемов и сроков выполнения работ должно оформляться в виде нового задания или дополнения к заданию.

5.1.16 В задании не допускается устанавливать детализированные состав и объем изыскательских работ, методику и технологию их выполнения, за исключением заданий на отдельные виды работ для субподрядных организаций исполнителя. Детализированный состав основных и специальных видов инженерно-геологических изысканий, объемы, методики и технологии работ, необходимые и достаточные для выполнения задания и принятия проектных решений, определяет и обосновывает исполнитель изысканий в программе инженерно-геологических изысканий.

5.1.17 Программа инженерно-геологических изысканий составляется исполнителем, согласовывается с заказчиком и утверждается руководителем организации исполнителя. Программа инженерно-геологических изысканий должна быть составлена в соответствии с требованиями ГОСТ 32836-2014, кроме того она должна соответствовать требованиям задания на проектно-изыскательские работы.

При составлении программы инженерно-геологических изысканий на участках автомобильных дорог с развитием склоновых процессов, состав и объем изыскательских работ следует намечать с учетом:

- вида градостроительной деятельности (этапа изысканий);

- стадии и масштабности склонового процесса;

- категории автомобильной дороги;

- степени изученности участка исследованиями прошлых лет.

5.1.18 Для участков автомобильных дорог I и II категорий требуется проведение полного комплекса изысканий. Для участков автомобильных дорог III-V категорий при хорошей изученности территории, наличии достаточного количества и качества материалов изысканий прошлых лет, позволяющих оценить современное состояние исследуемого участка, возможно обоснованное сокращение объемов работ и/или обоснованная замена выполнения отдельных видов исследований имеющимися данными, если они достаточны для проектирования сооружений инженерной защиты. В случаях, когда материалы отсутствуют или оцениваются как недостаточные, сомнительные или устаревшие, изыскания следует выполнять в полном объеме.

5.1.19 Программа инженерно-геологических изысканий для архитектурно-строительного проектирования при разработке проектной документации должна содержать:

- общие сведения, включающие в себя наименование, местоположение, идентификационные сведения об объекте, границы изысканий, цели и задачи инженерно-геологических изысканий, краткую характеристику природных и техногенных условий района, сведения о заказчике и исполнителе работ;

- оценку изученности территории, включая описание исходных материалов и данных, представленных заказчиком, результаты анализа степени изученности природных условий, оценку возможности использования материалов ранее выполненных инженерно-геологических изысканий с учетом срока их давности и репрезентативности, сведения о материалах и данных, дополнительно приобретаемых (получаемых) исполнителем;

- краткую характеристику природных и техногенных условий района работ, влияющих на организацию и выполнение инженерно-геологических изысканий;

- обоснование границ (расширения границ) территории проведения инженерно-геологических изысканий с учетом сферы взаимодействия проектируемых объектов с природной средой, категорией сложности природных и техногенных условий;

- обоснование состава, объемов, методов и технологии выполнения инженерно-геологических изысканий и отдельных видов изыскательских работ (исследований), применяемых приборов и оборудования, включая программное обеспечение, местоположения пунктов производства работ (точек наблюдений, горных выработок, полевых испытаний и др.), последовательности, времени, продолжительности выполнения, необходимости проведения мониторинговых наблюдений и их продолжительности;

- сведения о контроле качества и приемке работ, включая виды и методы работ по контролю качества, об оформлении результатов полевого и (или) камерального контроля и приемки работ;

- особые условия (при необходимости), включая обоснование применения нестандартизированных технологий (методов), необходимости выполнения научно-исследовательских работ, научного сопровождения инженерно-геологических изысканий и др.;

- рабочие гипотезы об условиях формирования и причинах склонового процесса, механизме смещения, стадии развития;

- мероприятия по обеспечению безопасных условий труда;

- мероприятия по охране окружающей среды, исключению ее загрязнения и предотвращению ущерба при выполнении инженерно-геологических изысканий;

- перечень используемых нормативно-методических документов, обосновывающих методы выполнения работ;

- сведения по метрологическому обеспечению;

- перечень и состав отчетных материалов, сроки их представления.

Приложения к программе выполнения инженерно-геологических изысканий содержат: копию задания, перечень нормативно-технических документов или их частей, обосновывающих методы выполнения работ, копии документов, определенных законодательством Российской Федерации ее субъектов, требуемых для выполнения инженерно-геологических изысканий, и графические приложения для планирования и организации производства работ и др.

5.1.20 Окончательная редакция программы выполнения инженерно-геологических изысканий составляется после подписания договора, сбора и обработки материалов изысканий и исследований прошлых лет. Программа может корректироваться в случае выявления в процессе инженерно-геологических изысканий непредвиденных сложных или опасных природных и техногенных условий, которые могут оказать неблагоприятное влияние на строительство и эксплуатацию сооружений и среду обитания. В этом случае, исполнитель инженерно-геологических изысканий должен поставить заказчика в известность о необходимости дополнительного изучения и внесения изменений и дополнений в программу изысканий и в договор в части изменения объемов, видов и методов работ, увеличения продолжительности и (или) стоимости инженерно-геологических изысканий. Если заказчик не обеспечивает исполнителю изысканий возможность дополнительного изучения выявленных условий и не соглашается с внесением соответствующих изменений, ответственность за последствия несет заказчик.

5.1.21 Инженерно-геологические изыскания, как правило, включают в себя следующие этапы работ: подготовительные (предполевые), полевые, лабораторные и камеральные.

5.2 Подготовительные работы

5.2.1 В состав подготовительных работ по инженерно-геологическим изысканиям входят:

- сбор и обработка материалов изысканий и исследований прошлых лет;

- дешифрирование аэро- и космоматериалов, аэровизуальные наблюдения.

5.2.2 Сбор и обработка имеющихся материалов являются основой для составления рабочей гипотезы об инженерно-геологических условиях участка автомобильной дороги и предшествуют выполнению основного комплекса исследований. Сбору и обработке, с учетом требований подлежат материалы:

- инженерно-геологических изысканий прошлых лет, выполненных для обоснования проектирования и строительства трассы автомобильной дороги, дорожных сооружений, сооружений инженерной защиты, прилегающих объектов различного назначения - технические отчеты об инженерно-геологических изысканиях, гидрогеологических, геофизических и сейсмологических исследованиях, локальном мониторинге и другие данные, сосредоточенные в государственных и ведомственных фондах и архивах;

- топографических съемок разных лет, инженерно-геологического картирования, региональных исследований, режимных наблюдений и др.;

- аэрокосмических съемок территории;

- научно-исследовательских работ и научно-технической литературы, в том числе научных публикаций с результатами исследований гидрологических, гидрогеологических условий, физико-механических свойств грунтов, факторов развития склоновых процессов, эффективности различных мероприятий инженерной защиты, разработок по методике и технологии выполнения изысканий;

- региональных рекомендаций, руководств;

- актов обследований участков автомобильной дороги, имеющихся сооружений, заключений комиссий, данных мониторинга и др., в том числе, на объектах-аналогах.

При анализе собранных материалов основное внимание необходимо уделять причинам и особенностям механизма склонового процесса, приведенным примерам оползней, обвалов, осыпей, селей, результатам исследований физико-механических свойств грунтов, данным об активности склонового процесса на исследуемой территории, рекомендациям по предупреждению и устранению главных причин формирования или активизации склонового процесса, эффективности различных конструкций и мероприятий инженерной защиты в аналогичных условиях и т.п.

5.2.3 По результатам сбора и обработки материалов изысканий и исследований прошлых лет в техническом отчете представляется анализ:

- опыта эксплуатации исследуемой и других трасс автомобильных дорог, эффективности мероприятий инженерной защиты на участках с аналогичными инженерно-геологическими условиями;

- причин возникновения чрезвычайных ситуаций, вызванных активизацией склоновых процессов, а также отказов сооружений инженерной защиты;

- влияния природных и техногенных факторов на функционирование автомобильной дороги;

- изменения влияния отдельных факторов развития склоновых процессов при дальнейшей эксплуатации автомобильной дороги, в том числе, при строительстве сооружений инженерной защиты;

- динамики развития склонового процесса по отношению к исследуемому участку автомобильной дороги.

На основе анализа материалов изысканий и исследований прошлых лет приводится характеристика степени изученности инженерно-геологических условий территории и оценка возможности использования имеющихся материалов для решения соответствующих задач различных видов градостроительной деятельности. Определяются принципиальные вопросы и необходимый комплекс дальнейших инженерно-геологических изысканий на исследуемом участке автомобильной дороги.

5.2.4 Дешифрирование космо- и аэрофотоматериалов, аэровизуальные наблюдения осуществляются, как правило, предшествуют инженерно-геологической съемке и другим наземным исследованиям*. Космо- и аэрофотоматериалы позволяют одновременно оценить сложность инженерно-геологической обстановки в разных частях исследуемой территории с равной детальностью, а также различить стадии склонового процесса: подготовительную; возникновения и нарастающего развития смещений; кульминации; спада; последствий.
________________
* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

5.2.5 Основными задачами дешифрирования и аэровизуальных наблюдений являются:

- установление наличия и масштабности склоновых процессов, их границ, типов, формы, приуроченности к определенным комплексам пород и геоморфологическим уровням;

- приближенная оценка возраста (относительного возраста) деформаций, вызванных развитием склонового процесса;

- определение стадии развития склонового процесса;

- выявление факторов воздействия на развитие склонового процесса, интенсивности и характера техногенной нагрузки, степени преобразования склона;

- установление видимых деформаций поверхности земли и отдельных сооружений;

- уточнение границ распространения на склоне генетических типов четвертичных отложений;

- определение локализаций разрывных нарушений и зон повышенной тектонической трещиноватости пород;

- определение областей распространения, питания и разгрузки подземных и поверхностных вод;

- установление границ различных ландшафтов;

- уточнение границ геоморфологических элементов;

- определение динамики развития склоновых процессов на основе сопоставления снимков и карт разных лет съемки, а также при сопоставлении данных об исследуемом склоне с аналогами.

5.2.6 При дешифрировании используются следующие материалы: космо- и аэрофотоснимки (плановые и перспективные), в том числе, черно-белые, цветные, спектрозональные; материалы тепловых (инфракрасных) съемок и сканерные снимки.

5.2.7 В процессе инженерно-геологических изысканий для подготовки документации по территориальному планированию и планировке территории дешифрирование аэрофотоматериалов следует осуществлять в два этапа:

- предварительное дешифрирование в предполевой период;

- дешифрирование, в том числе с использованием аэровизуальных наблюдений, в полевых условиях и при камеральной обработке материалов.

Для подготовки проектной документации при архитектурно-строительном проектировании сооружений инженерной защиты, дешифрирование аэрофотоматериалов как отдельный вид работ не проводится, однако при выполнении инженерно-геологической съемки в масштабе 1:2000-1:10000 рекомендуется использовать имеющиеся отдешифрированные материалы, а также проводить уточнение границ развития склоновых процессов относительно выявленных ранее на снимках.

На последующих этапах проектирования, строительства и эксплуатации сооружений собственно дешифрирование и аэровизуальные наблюдения не проводятся, но имеющиеся материалы используются при обследованиях и мониторинге участков автомобильных дорог и сооружений инженерной защиты для сбора информации о динамике развития склоновых процессов.

5.2.8 Дешифрирование аэрофотоснимка включает в себя распознавание изображенных на нем объектов, раскрытие сущности содержания контуров и отдельных предметов, а также определение их характеристик. При выборе масштаба аэро- и космофотоматериалов следует учитывать, что чем сложнее район работ по природным условиям, тем крупнее должен быть масштаб используемых фотоснимков. Изучаемые объекты должны иметь на снимке линейные размеры не менее 1 мм, чтобы их можно было опознать на местности.

5.2.9 В основе дешифрирования аэрофотоснимков при инженерно-геологических работах лежат принципы геологического дешифрирования. В качестве дополнительного обычно используется ландшафтный метод дешифрирования, согласно которому территории, имеющие одинаковый "внешний" облик, имеют и сходное "внутреннее" строение, т.е. литогенную основу ландшафта, под которой обычно понимается состав и строение подстилающих горных пород на глубину до 25 м и более. Мощность этой зоны в значительной мере зависит от глубины залегания грунтовых вод.

5.2.10 Система дешифровочных признаков при работе с аэро- и космофотоматериалами включает:

- прямые признаки, которые могут быть сняты непосредственно со снимка в виде размера, формы, тона, тени, цвета и фактуры объекта, условий залегания пород и площади их распространения;

- косвенные признаки, характеризующие геологические объекты через некое промежуточное звено, в качестве которого могут выступать специфические формы рельефа, следы деятельности поверхностных вод, определенная растительная ассоциация и т.д.

Как прямые, так и косвенные дешифровочные признаки могут быть частными - характеризующими отдельный геологический объект или некоторые его свойства, или общими - характеризующими совокупность разных геологических объектов в целом или некоторые общие для них свойства.

5.2.11 При дешифрировании в предполевой и полевой периоды устанавливают:

- отличительные черты участков, сложенных различными по составу породами;

- приуроченность и определенность форм мезо- и микрорельефа к слагающим их породам;

- сравнительную мощность и примерный литологический состав поверхностных рыхлых отложений, в зависимости от форм рельефа и коренных пород;

- характер увлажненности и заболоченности поверхности.

5.2.12 При необходимости получения дополнительной количественной информации о склоновых процессах (размерах, площадях, уклонах, профилях, относительной высоте оползневых ступеней, ширине и длине трещин, высотах стенок срыва, глубинах эрозионного вреза и т.д.), могут выполняться фотограмметрические измерения аэрофотоснимков в процессе инженерно-геологических изысканий по специальной программе.

5.2.13 По результатам сбора и обработки материалов изысканий и исследований прошлых лет, с учетом дешифрирования аэро- и космофотоматериалов, а также данных аэровизуальных наблюдений составляется окончательная программа инженерно-геологических изысканий.

5.3 Полевые работы

5.3.1 В состав полевых работ по инженерно-геологическим изысканиям входят:

- маршрутные наблюдения;

- проходка горных выработок;

- геофизические исследования;

- полевые исследования грунтов;

- гидрогеологические исследования.

5.3.2 Маршрутные наблюдения следует осуществлять в процессе рекогносцировочного обследования и инженерно-геологической съемки, с целью выявления и изучения основных особенностей и отдельных факторов инженерно-геологических условий исследуемого участка трассы. Маршрутные наблюдения выполняют с использованием топографических планов и карт, по ранее составленной предварительной карте оползневых процессов или селевых бассейнов, аэро- и космоснимков и других имеющихся материалов, отображающих результаты сбора и обобщения материалов изысканий и исследований прошлых лет. Количество маршрутов, состав и объем сопутствующих работ устанавливают в зависимости от детальности изысканий, их назначения, масштабности склонового процесса, категории автомобильной дороги, вида градостроительной деятельности.

5.3.3 При инженерно-геологических изысканиях для разработки документов территориального планирования и документации по планировке территории, инженерно-геологическую съемку следует выполнять в масштабах, определяемых техническим заданием на инженерно-геологические изыскания, в зависимости от необходимого масштаба соответствующих графических документов (карт и схем). На автомобильных дорогах I и II категорий для выбора площадок строительства и расположения трасс рекомендуется выполнение инженерно-геологической съемки в масштабе 1:5000.

5.3.4 При производстве инженерно-геологических изысканий на первом этапе для архитектурно-строительного проектирования инженерно-геологическую съемку следует выполнять в масштабах 1:1000-1:500, на втором этапе - 1:500-1:200.

В задачи маршрутных наблюдений входят:

- описание и фотофиксация состояния полотна дороги;

- описание и оценка состояния поверхности склона (откоса) и его особенностей на отдельных оползневых, селевых, осыпных и обвальных участках в границах исследуемого участка трассы, геоморфологических условий;

- первичная оценка масштабов склоновых деформаций и выявление наиболее активных зон;

- установление границ участков склонового процесса, в соответствии со стадиями развития (активности);

- выявление и описание выходов подземных вод (родники, мочажины и т.п.) и других водопроявлений, искусственных водных объектов, суффозионных процессов;

- выявление проявлений свежей эрозионной подсечки склонов;

- установление характера хозяйственного использования территории, техногенных воздействий, преобразований рельефа на прилегающих к участку трассы склонах;

- обследование в границах исследуемого и смежных с ним участков существующих сооружений с описанием имеющихся деформаций и ориентировочной оценкой технического состояния, а также оценка эффективности существующей инженерной защиты;

- уточнение результатов предварительного дешифрирования аэро- и космоматериалов;

- предварительное планирование мест размещения ключевых участков для дальнейших комплексных исследований (мест размещения горных выработок, пунктов и створов для проведения других видов работ, в том числе, локального мониторинга и др.);

- при необходимости, поиск аналогов оползней, обвалов, селей на прилегающей территории с выявлением их причин.

5.3.5 Маршрутные наблюдения включают:

- осмотр пораженного склоновым процессом участка;

- установление размеров распространения процесса и видов трещин; составление схем, чертежей и зарисовок;

- описание повреждений в конструкциях;

- фиксацию просадок, выпоров, перекосов и описание их параметров.

При маршрутных наблюдениях следует выявлять изменения в проявлении оползней, селей, осыпей и обвалов, происшедшие за период со времени проведения предшествующих изысканий.

При маршрутных наблюдениях на застроенной (освоенной) территории следует дополнительно выявлять дефекты планировки территории, развитие заболоченности, подтопления, просадок поверхности земли, степень (избыточность, норма или недостаточность) полива газонов и древесных насаждений и другие факторы, обусловливающие изменение инженерно-геологических условий или являющиеся их следствием.

5.3.6 Маршрутные наблюдения осуществляют по намечаемым положениям сооружений. При первичной рекогносцировке исследуемого участка автомобильной дороги на прилегающих склонах и откосах, полотне дороги рекомендуется намечать возможные места проходки горных выработок и установки оборудования для осуществления локального мониторинга.

5.3.7 При расположении исследуемого участка автомобильной дороги на теле оползня или в пределах зоны его влияния необходимо:

- зафиксировать головной уступ и первые частные уступы по отношению к проезжей части автомобильной дороги;

- оценить степень устойчивости уступов бортов;

- выявить наличие поперечных трещин (количество, расположение, ширину раскрытия, наличие обводненности и т.д.) в частных уступах.

Рекомендуемая схема описания оползня приведена в приложении Б СП 11-105-97, часть II. Рекомендуемая схема описания оползневых трещин приведена в приложении В СП 11-105-97, часть II.

5.3.8 При обследовании состояния скальных склонов (откосов) следует устанавливать следующие морфологические и морфометрические параметры:

- высоту, крутизну, форму поверхности склона;

- расчлененность массива пород на отдельные блоки, наличие следов прошлых вывалов в виде отдельных глыб и их скоплений;

- характер и ориентацию поверхностей отчленения обвалов;

- наличие и типы осыпей, характер и угол наклона поверхности осыпи, состав и размеры обломочного материала;

- положение в плане подошвы скального склона (откоса);

- степень выветрелости пород склона (откоса), характер трещиноватости пород, среднее количество трещин на один погонный метр, ширину и глубину их раскрытия, наличие, состав и состояние заполнителя трещин, направление и угол падения трещин;

- интенсивность обвалообразования и осыпания, объемы оползневых осыпных и обвальных тел;

- состояние поверхности обломков;

- наличие древесной и кустарниковой растительности.

Рекомендуемая схема описания обвалов и осыпей приведена в приложении Г СП 11-105-97, часть II.

5.3.9 Существующие сооружения на исследуемом участке обследуются в соответствии с ГОСТ 31937-2011, [2]. Оценка технического состояния полотна автомобильной дороги проводится на основе изучения сохранности профиля, единого створа, наличия или отсутствия осадок, просадок, ступеней, сплывов и других деформаций откосов, трещин.

5.3.10 Проходка горных выработок на участках развития склоновых процессов осуществляется в целях:

- установления или уточнения геологического разреза и условий залегания грунтов: мощности, минерального и литологического состава, структурно-текстурных особенностей, изменчивости в плане и по глубине;

- установления или уточнения условий залегания подземных вод, их изменчивости в плане и разрезе;

- отбора образцов грунтов для определения их состава, состояния и свойств, а также проб подземных вод для их химического анализа;

- проведения полевых исследований свойств грунтов (при необходимости), определения гидрогеологических параметров водоносных горизонтов и зоны аэрации, производства геофизических исследований;

- устройства скважин для выполнения наблюдений (локального мониторинга компонентов геологической среды).

5.3.11 Горнопроходческие работы выполняются в следующей последовательности:

- вынос в натуру места расположения горных выработок;

- подготовка площадки к проведению работ;

- проходка горных выработок (скважин, шурфов, расчисток и др.);

- ведение полевого журнала;

- описание керна, отбор и упаковка образцов (монолитов), проб грунта и воды;

- ликвидационный тампонаж.

5.3.12 Организация буровых и горнопроходческих работ выполняется в соответствии с программой инженерно-геологических изысканий. Намечаемые в программе изысканий способы бурения скважин должны обеспечивать высокую эффективность бурения, необходимую точность установления границ между слоями грунтов (отклонение не более 0,25-0,50 м), возможность изучения состава, состояния и свойств грунтов, их текстурных особенностей и трещиноватости скальных пород в природных условиях залегания. Рабочие журналы проведения горных выработок оформляются с учетом указаний [3].

5.3.13 Проходка горных выработок должна осуществляться оборудованием, по техническим параметрам соответствующим физико-механическим свойствам грунтов и характеристикам горных выработок (глубине, диаметру, и т.п.).

Бурение скважин в труднодоступных местах и стесненных условиях (например, на крутых склонах) осуществляется вручную либо с помощью переносных разборных буровых установок, при соответствующем обосновании в программе инженерно-геологических изысканий. Бурение скважин вручную применяется только в труднодоступных местах или стесненных условиях. Для оползневых склонов с уклоном более 15° и при отсутствии путей проезда к площадке, следует использовать переносные буровые установки размерами не более 2х2х2 м и массой не более 500 кг.

5.3.14 Выбор вида горных выработок (см. таблицу 2), способа и разновидности бурения (см. таблицу 3) следует производить, исходя из целей и назначения выработок с учетом условий залегания, вида, состава и состояния грунтов, крепости пород, наличия подземных вод и намечаемой глубины проходки, а также из необходимости обеспечения максимального выхода керна и выполнения, при необходимости, в тех же скважинах, полевых опытных работ и геофизических исследований. Выбор способа, разновидности и диаметра бурения скважин должны обеспечивать выход керна по оползневым отложениям не менее 90%, зоны смещения - 95-100%, по грунтам, не затронутым деформациями, - 80-90%.

5.3.15 Для изучения механических и прочностных свойств пород в естественном состоянии бурение следует сопровождать отбором образцов пород с нарушенным сложением и монолитов при помощи грунтоносов различного типа. Так, в глинистых грунтах твердой и полутвердой консистенции при отборе монолита следует применять обуривающие грунтоносы со скоростью вращения не более 60 об/мин и давлением на забой 1,5-3,0 кН; в грунтах тугопластичной, мягкопластичной и текучепластичной консистенции - вдавливаемые грунтоносы. Образцы пород для исследований следует отбирать целенаправленно в соответствии с требованиями ГОСТ 12071-2014, для чего уже в полевых условиях необходимо производить предварительное инженерно-геологическое расчленение слагающей склон толщи пород. Монолиты для лабораторных исследований следует отбирать из различных глубин толщи каждого слоя и, по возможности, в разных частях оползня: головной, средней и языковой. Основное количество образцов следует отбирать из ослабленных зон, часть образцов, по возможности - из области поверхности скольжения грунтов. Выбуренный керн укладывают в специальные ящики, производя его фотофиксацию. Керн каждого рейса отделяют от последующего деревянной биркой, в которой указывают номер скважины, интервал глубины рейса, дату и фамилию геолога. Укладка керна на землю, асфальт и другое покрытие недопустима.


Таблица 2 - Виды, глубины и условия применения горных выработок при инженерно-геологических изысканиях

Вид горных выработок

Рекомендуемые размеры и глубина горных выработок

Условия применения горных выработок

Закопушки

Небольшая воронкообразная выработка диаметром 0,3 м и глубиной 0,5-0,8 м

Выполняется для вскрытия горных пород, залегающих под почвенным слоем

Расчистки

Глубиной до 1,5 м

Применяется в местах естественных обнажений на крутых склонах, для вскрытия пород, перекрытых слоем почвы, делювия или осыпи

Шурфы и дудки

Вертикальная горная выработка сечением порядка 1,25х1,5 м и глубиной до 20 м, прямоугольного (шурфы) или круглого (дудки) сечения

Данный вид выработок проводится в сухих, рыхлых горизонтальных или чуть наклонных пластах и дает возможность произвести осмотр и фотографирование залегания пластов

Штольня

Горизонтальная выработка трапецеидального сечения, высотой около 1,8 м, шириной по основанию 1,3-1,7 м, по верху - 1 м, имеющая выход на поверхность

Данный вид горных выработок предназначен для решения различных задач: определения трещиноватости и фильтрационных свойств грунтов в береговых участках, выявления суффозионных процессов. Рекомендуется при изысканиях для проектирования особо ответственных и уникальных зданий и сооружений при обосновании в программе работ

Скважины

Горная выработка круглого сечения глубиной 5-150 м

Бурение скважин позволяет подробно изучить геологический разрез

5.3.16 При описании керна особое внимание следует уделять наклону прослоев и линз, зонам дробления и смятия, поверхностям скольжения (их частоте, ориентировке и углу наклона, наличию борозд и т.п.). Для выделения ослабленных зон рекомендуется использовать поверхностное пенетрационное опробование микропенетрометром или другими подобными устройствами. При описании "рыхлых" склоновых накоплений большое внимание следует уделять цвету пород, наличию признаков ожелезнения, карбонатности, степени перемятости пород, наличию и характеру обломочных включений, степени окатанности обломков и характеру их распределения во вмещающей толще и др.

Часть из отобранных монолитов обязательно должна разламываться и тщательно осматриваться. При обнаружении зеркал скольжения фиксируются их частота, ориентировка, угол наклона к горизонту и поверхности склона, консистенция глинистых примазок на поверхности зеркал скольжения, наличие или отсутствие угнетенности кристаллов гипса и других гипергенных минералов, остатки корней растений и т.п. Наиболее четко зеркала скольжения выражены в грунтах твердой и полутвердой консистенции. Следует отличать собственно оползневые зеркала скольжения от сходных с ними зеркал, обусловленных набуханием-усадкой пород. Последние представлены блестящими короткими (до 3-4 см и менее), беспорядочно ориентированными поверхностями, нередко прихотливой формы, придающими всей толще брекчиевидный облик. Обычно зеркала этого генезиса развиты на глубине до 2-3 м не только на склонах, но и на горизонтальных участках местности. Оползневые зеркала скольжения следует также отличать от зеркал, образующихся в результате роста кристаллов гипса и уплотнения породы вокруг них, а также от зеркал скольжения тектонического генезиса, которые отличаются более или менее выдержанным простиранием, обычно крутым падением и заполнением трещин вторичными минералами. В процессе работ и первичной обработки материалов бурения обязательно должно проводиться предварительное выделение инженерно-геологических элементов (ИГЭ) на основе учета возраста, генезиса, структурно-текстурных особенностей, степени выветрелости и измененности склоновыми процессами, визуальной оценки консистенции, прочности и номенклатурного вида пород. В дальнейшем выделенные ИГЭ уточняются данными лабораторных и/или полевых определений состава, состояния и свойств пород.


Таблица 3 - Способы и разновидности бурения скважин при инженерно-геологических изысканиях

Способ бурения скважины

Разновидность бурения

Диаметр скважины, мм

Область применения в зависимости от вида грунта

Примечание

Колонковый

С промывкой водой

34-146

Скальные невыветрелые (монолитные) и слабовыветрелые (трещиноватые)

преимуществом является возможность бурения в породах любой крепости под различными углами наклона, а также получение образцов в виде керна

С промывкой глинистым раствором

73-146

Скальные слабовыветрелые (трещиноватые); выветрелые и сильновыветрелые; крупнообломочные; песчанистые; глинистые

С продувкой воздухом

73-146

Скальные невыветрелые (монолитные) и слабовыветрелые, необводненные; дисперсные, твердомерзлые и пластичномерзлые

С призабойной циркуляцией промывочной жидкости

89-146

Скальные выветрелые и сильновыветрелые (рухляки), обводненные, глинистые

Всухую

89-146

Скальные выветрелые и сильновыветрелые (рухляки), песчаные и глинистые необводненные и слабообводненные, твердомерзлые и пластичномерзлые

Ударно-
канатный с забоем

кольцевым

Забивной

108-325

Песчаные и глинистые необводненные и слабообводненные

высокая трудоемкость и низкие темпы проходки

Клюющий

89-168

Глинистые слабообводненные

сплошным

С применением долот и желонок

127-325

Крупнообломочные; песчаные обводненные и слабообводненные

Вибрационный

С применением вибратора или вибромолота

89-168

Песчаные и глинистые обводненные и слабообводненные

высокая производительность, возможность отбора образцов грунта с ненарушенной структурой

Примечание - Применение других способов бурения допускается при соответствующем обосновании в программе инженерно-геологических изысканий.

5.3.18* Для разработки документации по территориальному планированию и планировке территории с целью получения опорных разрезов, первоочередные горные выработки рекомендуется размещать по створам, пересекающим исследуемую территорию в наиболее характерных местах (оползневые депрессии, осевые полосы крупных оползней, межоползневые гребни, наиболее крупные и типичные для района другие формы рельефа). В пределах створов, выработки следует располагать с частотой, обеспечивающей построение инженерно-геологических разрезов с детальностью, соответствующей масштабу инженерно-геологической съемки (карты) и позволяющей выполнить расчеты устойчивости склонов.
________________
* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

5.3.19 Для архитектурно-строительного проектирования при разработке проектной документации на первом этапе изысканий расположение, количество и глубина намечаемых выработок зависят от размеров исследуемого участка, степени обнаженности территории, сложности инженерно-геологической обстановки, целевого назначения выработок.

Выработки следует размещать как по продольным (по направлению движения оползня, селя), так и по поперечным створам. Также рекомендуется располагать створы по оси проектируемых конструкций инженерной защиты. Основная часть горных выработок должны располагаться по продольным створам по линии максимально уклона поверхности. Часть выработок, по возможности, следует располагать по створам вдоль бортов оползня и на прилегающих к нему участках. В случае крупных фронтальных или циркообразных оползней следует размещать несколько продольных створов выработок с расстоянием между ними 30-50 м. Поперечные створы целесообразно размещать на оползнях с большим индексом удлиненности. В этих случаях рекомендуется заложить не менее трех поперечных створов - в головной, средней и языковой частях оползня.

Количество выработок в створе определяется размером склонового проявления и, как правило, устанавливается из расчета одной-двух на каждом крупном (более 30 м) элементе рельефа, вовлеченного в склоновый процесс (оползневых ступенях, понижениях, межоползневых гребнях и т.п.). Кроме того, должны быть пройдены минимум по две выработки на устойчивых частях склона (например, выше бровки срыва и ниже языка оползня).

Расстояние между выработками по основному продольному створу следует принимать таким, чтобы обеспечить получение достоверного разреза исследуемого участка склона. На участках основных перегибов рельефа следует производить сгущение разведочных выработок с целью уточнения механизма смещения, характера сопряжения отдельных ступеней оползня, выявления изменений уклонов поверхности коренных пород и др. Расстояние между выработками обосновывается в программе работ с учетом рекомендаций СП 47.13330.2012, СП 11-105-97, часть II, ГОСТ 32836-2014, ГОСТ 32868-2014, а также [4] и должно обеспечивать возможность построения инженерно-геологических разрезов с детальностью, соответствующей масштабу инженерно-геологической съемки, и выполнение расчетов устойчивости склонов (откосов).

Часть горных выработок, не менее 75%, следует проходить на всю мощность оползневого тела с заглублением ниже ложа оползня в несмещенные породы не менее чем на 5 м с целью изучения их состава и состояния. Отдельные (опорные) горные выработки по оси оползня рекомендуется проходить ниже ложа оползня до глубины характерного маркирующего горизонта в коренных породах для проверки их несмещенности, выявления и изучения различных зон в профиле выветривания и т.п.

5.3.20 Для архитектурно-строительного проектирования при разработке проектной документации на втором этапе изысканий геологические выработки располагаются непосредственно вблизи контуров и по оси проектируемых конструкций инженерной защиты для уточнения прочностных, деформационных и фильтрационных свойств грунтов. Вне площадок строительства сооружений инженерной защиты выработки следует задавать только в случае, если произошло изменение инженерно-геологической обстановки (например, активизация оползня) и возникла необходимость получения дополнительных данных для уточненной оценки степени устойчивости склона.

5.3.21 Геофизические исследования выполняются в процессе инженерно-геологических изысканий для подготовки документации при всех видах градостроительной деятельности (территориальном планировании и планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, рабочей документации строительства, в процессе строительства, а также при выполнении проектно-изыскательских работ для реконструкции, капитального и текущего ремонтов автомобильных дорог, дорожных и защитных сооружений на них), как правило, в сочетании с другими видами инженерно-геологических работ в целях:

- определения фактических и потенциально возможных зон оползневого смещения, которые могут быть приурочены, в частности, к грунтам мягко- и текучепластичной консистенции;

- выделения зон разной степени выветрелости, прибортовой трещиноватости и разуплотнения;

- определения мощности оползневых масс грунтов, осыпей и обвальных отложений;

- определения границ обводненных зон в грунтовом массиве, глубины залегания уровней подземных вод и водоупоров;

- определения изменений свойств грунтов вблизи зоны смещения;

- определения изменений напряженного состояния склона;

- выявления мест утечки воды из подземных коммуникаций;

- выявления на склоне старых заброшенных и действующих дренажей, сетей подземных коммуникаций и т.п.;

- измерения динамических нагрузок от транспорта;

- проведения мониторинга.

5.3.22 Возможность применения геофизических методов основана на различии физических свойств горных пород в зависимости от их состава и состояния. Результаты геофизических исследований необходимо совмещать с материалами горнопроходческих работ, результатами испытаний грунтов и данными гидрогеологических исследований. Основными методами оценки состояния склонов являются сейсморазведка, электроразведка и георадиолокация.

5.3.23 Сейсмические исследования на склоне проводятся для определения:

- геологического строения, границ тела оползня, поверхности скольжения, положения скальных пород;

- направления движения грунта (тела оползня);

- уровня грунтовых вод;

- уровня динамических нагрузок со стороны внешних источников;

- деформационных свойств грунтов, слагающих оползень.

Сейсмоакустические измерения динамических нагрузок от проходящего транспорта производятся при обследовании на первом этапе инженерно-геологических изысканий для архитектурно-строительного проектирования и при проведении мониторинга состояния грунтового массива. Данный вид измерений основан на наблюдении изменений параметров собственных колебаний, возникающих под действием различных динамических нагрузок. Наблюдения проводятся как на поверхности грунтового массива, так и в неглубоких скважинах.

5.3.24 Электротомография относится к группе методов электроразведки на постоянном токе. В трехмерном варианте позволяет получить куб данных о строении массива по признаку удельного электрического сопротивления. В свою очередь, удельное электрическое сопротивление тесно связано с физическими характеристиками - пористостью, влагонасыщением, глинистостью и т.д. Метод обладает глубинностью не менее 1/3 максимального линейного размера площади исследований.

5.3.25 Георадиолокационные исследования на склоне проводятся с целью изучения внутреннего строения оползня и грунтов вокруг него на основе построения отражающих границ между слоями с различными электрофизическими свойствами. В свою очередь, электрофизические свойства тесно связаны с физическими характеристиками - пористостью, влагонасыщением, глинистостью и т.д. Георадар хорошо работает на грунтах, имеющих высокое электрическое сопротивление. Напротив, низкоомные породы, такие как глины, могут являться непреодолимым барьером для изучения методами георадиолокации. Так как часто породы тела оползня представлены влажными глинистыми разностями, георадиолокация на теле оползня носит вспомогательный характер. Простота выполнения полевых работ позволяет рекомендовать этот метод для обследования состояния склонов наряду с сейсмическими методами и электроразведкой.

5.3.26 Полевые исследования грунтов рекомендуется выполнять при необходимости и соответствующем обосновании в программе инженерно-геологических изысканий. Полевые исследования могут выполняться в целях:

- оценки физических, деформационных и прочностных свойств грунтов в массиве;

- установления характера пространственной изменчивости свойств грунтов;

- выявления, уточнения и прослеживания границ литологических тел (пластов, прослоев, линз);

- оценки возможности погружения свай в грунты и несущей способности свай;

- определения динамической устойчивости водонасыщенных грунтов.

При проведении работ по полевым исследованиям грунтов на участках развития склоновых процессов следует руководствоваться СП 11-105-97, ГОСТ 32836-2014, ГОСТ 32868-2014, ГОСТ 20276-2012, ГОСТ 19912-2012, ГОСТ 5686-2012, ГОСТ 30672-2012.

5.3.27 К полевым исследованиям относятся следующие виды работ:

- определение деформационных характеристик грунтов, не затронутых деформациями (грунты основания и зоны влияния проектируемых сооружений), при помощи испытаний статическими нагрузками штампами и (или) прессиометрами (необходимость, возможность и объемы выполнения испытаний определяются составом и состоянием грунтов и обосновываются в программе работ);

- определение прочностных характеристик срезом целиков грунтов и (или) вращательным (поступательным) срезом;

- проведение статического и динамического зондирования для выявления условий залегания, мощности и распространения в плане и по глубине ослабленных зон в толще склоновых отложений (перемятых грунтов, суффозионного разуплотнения и т.п.), оценки динамической устойчивости песчаных грунтов, возможности их разжижения (необходимость и объем зондирования определяются составом и состоянием грунтов и обосновываются в программе работ);

- определения скорости падения камней, величины отскока камней и других параметров на участках обвалоопасных склонов;

- испытания грунтов сваями (эталонными, натурными) для оценки возможности их погружения в грунты и несущей способности (данный вид работ выполняется только при необходимости по специальному заданию при повышенном уровне ответственности (ГОСТ 27751-2014) проектируемых или защищаемых сооружений; возможность, тип свай и объем работ обосновываются в программе изысканий).

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу spp@kodeks.ru

ОДМ 218.3.094-2017 Рекомендации по инженерно-геологическим изысканиям и проектированию сооружений инженерной защиты на участках автомобильных дорог с развитием склоновых процессов

Название документа: ОДМ 218.3.094-2017 Рекомендации по инженерно-геологическим изысканиям и проектированию сооружений инженерной защиты на участках автомобильных дорог с развитием склоновых процессов

Номер документа: 218.3.094-2017

Вид документа: ОДМ

Принявший орган: Росавтодор (Федеральное дорожное агентство)

Статус: Действующий

Дата принятия: 28 июня 2017

Дата начала действия: 28 июня 2017
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах