Статус документа
Статус документа

          
ОДМ 218.2.091-2017

     

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

Геотехнический мониторинг сооружений инженерной защиты автомобильных дорог



ОКС 93.080.99

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН обществом с ограниченной ответственностью "НТЦ ГеоПроект" (ООО "НТЦ ГеоПроект").

Коллектив авторов: руководитель работ - д-р техн. наук, проф. С.И.Маций, д-р геол.-минерал. наук Е.В.Безуглова, канд. техн. наук О.Ю.Ещенко, канд. техн. наук Н.Н.Любарский, канд. техн. наук Д.В.Плешаков, канд. техн. наук А.К.Рябухин, инж. В.А.Лесной, инж. В.Ю.Тимошенко.

2 ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения, Управлением проектирования и строительства автомобильных дорог Федерального дорожного агентства.

3 ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 28.06.2017 N 1326-р.

4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.

     1 Область применения

1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ "Геотехнический мониторинг сооружений инженерной защиты автомобильных дорог" (далее - методический документ) является документом рекомендательного характера.

1.2 Настоящий методический документ подготовлен в целях обеспечения нормативной базы для проведения геотехнического мониторинга на автомобильных дорогах общего пользования федерального, регионального, местного, и частного значения, а также дорожных сооружений на них, в частности сооружений инженерной защиты.

1.3 Настоящий методический документ рекомендуется применять при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации автомобильных дорог и дорожных сооружений на них, в частности сооружений инженерной защиты.

1.4 Методический документ рекомендован к применению изыскательскими, проектными, строительными и эксплуатирующими организациями, а также государственными исполнительными органами управления дорожным хозяйством.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем методическом документе использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ТР ТС 014/2011 Безопасность автомобильных дорог

ГОСТ 22.2.04-2012 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные аварии и катастрофы. Метрологическое обеспечение контроля состояния сложных технических систем. Основные положения и правила

ГОСТ 24846-2012 Грунты. Методы измерения деформаций оснований зданий и сооружений

ГОСТ 31937-2011 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния

ГОСТ 32836-2014 Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Изыскания автомобильных дорог. Общие требования

ГОСТ 32868-2014 Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению инженерно-геологических изысканий

ГОСТ 32869-2014 Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению топографо-геодезических изысканий

ГОСТ 33063-2014 Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Классификация типов местности и грунтов

ГОСТ 33149-2014 Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования автомобильных дорог в сложных условиях

ГОСТ 33161-2014 Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации искусственных сооружений на автомобильных дорогах

ГОСТ 33177-2014 Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению инженерно-гидрологических изысканий

ГОСТ 33179-2014 Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Изыскания мостов и путепроводов. Общие требования

ГОСТ 33220-2015 Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию

ГОСТ Р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования

ГОСТ Р 54523-2011 Портовые гидротехнические сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния

СП 22.13330.2011 "СНиП 2.02.01-83* Основания зданий и сооружений"

СП 47.13330.2012 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения (актуализированная редакция СНиП 11-02-96)

СП 116.13330.2012 "СНиП 22-02-2003 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения"

     3 Термины и определения


В настоящем методическом документе применены следующие термины c соответствующими определениями:

3.1 автономная метеорологическая станция: Станция, применяемая для измерения метеорологических параметров, состоящая, как правило, из осадкомера (плювиометра), комплекса датчиков температуры и влажности, способная удаленно передавать результаты наблюдений с помощью системы глобального позиционирования (GPS, ГЛОНАСС).

3.2 активное состояние оползня: регулярное смещение оползневого массива, выявленное по результатам визуальных, геодезических, геофизических, тензометрических и других видов наблюдений.

3.3 анкерный датчик нагрузки: Вид геотехнического оборудования, применяемый для определения фактической нагрузки, возникающей в несущей части анкерной микросваи.

3.4 безопасное строительство (эксплуатация): состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан (участники дорожного движения, работающие строительных организаций, дорожных служб и т.д.), государственному и/или муниципальному имуществу и т.д.

3.5 виброметрические наблюдения: Наблюдения, выполняемые для оценки влияния колебательных воздействий техногенного или природного происхождения на объекты геотехнического мониторинга.

3.6 гидросистема контроля осадки: Вид геотехнического оборудования, применяемый для определения величин осадок отдельных конструкций сооружений за счет изменения высотных отметок между замкнутой системой датчиков осадки и контрольной емкостью.

3.7 геодинамическая ситуация: Ситуация связанная с изменением напряженно-деформированного состояния геологической среды, способной привести к возникновению опасных природных процессов.

3.8 геотехнический мониторинг: Комплекс работ, основанный на наблюдениях за состоянием сооружений инженерной защиты автомобильных дорог, опасных природных процессов (оползни, сели, обвалы, подтопления), угрожающих безопасной эксплуатации автомобильной дороги.

3.9 датчик давления грунта: Вид геотехнического оборудования, применяемый для контроля давлений на контакте грунтового массива и конструкций сооружений, определяемых за счет сдавливания (сжатия) измерительной пластины датчика.

3.10 датчик деформации: Вид геотехнического оборудования, располагаемый на поверхности или закладываемый в тело конструкций, применяемый для контроля их напряженно-деформированного состояния (НДС) за счет сжатия или растяжения измерительной струны датчика.

3.11 датчик уровня воды: Вид геотехнического оборудования, применяемый для бесконтактного измерения уровня воды в реках, озерах, ручьях и т.д. за счет излучения ультразвуковых или инфракрасных сигналов до измеряемой поверхности.

3.12 деформационная марка: Геодезический знак, жестко закрепленный на конструкции сооружения и меняющий вместе с ней свое планово-высотное положение вследствие осадки, просадки, подъема, сдвига, крена и т.д.

3.13 грунтовый репер: Геодезический знак, опирающийся на прочные грунты или грунты, расположенные ниже глубины сезонного промерзания, для определения планово-высотного положения дневной поверхности.

3.14 измерительные проводные системы (струнные растяжки): Вид геотехнического оборудования, применяемый для измерения планово-высотного положения различных объектов геотехнического мониторинга за счет сжатия или растяжения волоконно-оптического кабеля.

3.15 индикатор уровня грунтовых вод: Вид геотехнического оборудования, применяемый для определения уровня подземных вод в грунтовом массиве.

3.16 лазерная сканирующая система: Комплект оборудования для автоматического измерения пространственных координат на поверхности объекта геотехнического мониторинга.

3.17 лазерное сканирование: Метод дистанционного зондирования, использующий лазерную сканирующую систему для получения сети контрольных точек, характеризующих геометрию объекта сканирования, для отслеживания их планово-высотного положения.

3.18 ленточный экстензометр (струнный деформометр, электронный трещиномер): Вид геотехнического оборудования, применяемый для измерения деформаций и смещений за счет фактического удлинения или сжатия натянутой измерительной струны.

3.19 нормальная эксплуатация: Эксплуатация строительного объекта в соответствии с условиями, предусмотренными в строительных нормах или задании на проектирование, включая соответствующее техническое обслуживание, капитальный ремонт, реконструкцию и т.д.

3.20 сооружения инженерной защиты: противооползневые, противоселевые, противообвальные, а также берегозащитные сооружения, возведенные для предотвращения или уменьшения отрицательного воздействия на автомобильную дорогу опасных природных процессов (оползни, сели, обвалы, подтопление).

3.21 тензометрические наблюдения: Измерения для оценки напряженно-деформированного состояния конструкций.

3.22 наклономер: Вид геотехнического оборудования, применяемый для измерения наклона или крена отдельных конструкций или всего сооружения в целом.

3.23 поверхностный экстензометр: Вид геотехнического оборудования, применяемый для измерения конвергенции отдельных элементов горных массивов или конструкций сооружений за счет фактического сжатия измерительного стержня.

3.24 сейсмический датчик (велосиметр, регистратор колебаний, сейсмограф и т.д.): Вид геотехнического оборудования, применяемый для измерения колебаний в объектах геотехнического мониторинга, вызванных природными или техногенными причинами.

3.25 система мониторинга влажности грунтов: Вид геотехнического оборудования, состоящая из комплекса датчиков влажности и температуры, применяемая для измерения водонасыщения грунтов и прогнозирования их устойчивости.

3.26 скважинный инклинометр: Вид геотехнического оборудования, применяемый для измерения глубинных горизонтальных смещений грунтового массива, определяемых за счет фактических деформаций обсадной трубы инклинометра.

3.27 скважинный пьезометр: Вид геотехнического оборудования, применяемый для определения порового (гидростатического) давления воды в грунтах.

3.28 скважинный экстензометр: Вид геотехнического оборудования, применяемый для измерения глубинных смещений отдельных участков грунтового массива, определяемых за счет фактической деформации измерительных стержней экстензометра.

3.29 стабилизированное состояние оползня: отсутствие признаков смещения оползневого массива, выявленное по результатам визуальных, геодезических, геофизических, тензометрических и других видов наблюдений.

     4 Общие положения

4.1 Согласно требованиям нормативных и методических документов  для обеспечения нормальной эксплуатации автомобильной дороги и прилегающих к ней объектов, в частности сооружений инженерной защиты, следует осуществлять выполнение геотехнического мониторинга.

4.2 Рекомендации по геотехническому мониторингу должны соответствовать требованиям основных регламентирующих документов РФ в области геотехнического мониторинга, проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог и прилегающих к ней сооружений инженерной защиты [ТР ТС 014/2011, ГОСТ 33149-2014, СП 22.13330.2011, СП 116.13330.2012], а также обеспечивать взаимоувязку и преемственность существующих методик наблюдений на этапах инженерных изысканий [ГОСТ 32836-2014, ГОСТ 32868-2014, ГОСТ 32869-2014, ГОСТ 33063-2014, ГОСТ 33177-2014, ГОСТ 33179-2014, СП 47.13330.2012, [1]], и эксплуатации [ГОСТ 31937-2011, ГОСТ 33161-2014, ГОСТ 33220-2015, ГОСТ Р 54523-2011].

4.3 Целью геотехнического мониторинга является обеспечение безопасного строительства и безопасной эксплуатации автомобильных дорог, а также дорожных объектов прилегающих к ней, в частности сооружений инженерной защиты.

4.4 Основными задачами геотехнического мониторинга являются:

- контроль и оценка технического состояния строящихся и эксплуатируемых сооружений инженерной защиты;

- контроль и оценка состояния оползне-, селе- и обвалоопасных участков, а также гидрологических условий на подтопляемых территориях автомобильных дорог;

- определение причин, динамики и прогнозирование развития деформаций;

- выдача рекомендаций по предотвращению дальнейшего развития опасных природных процессов.

4.5 Объектами геотехнического мониторинга являются автомобильная дорога, конструкции сооружений инженерной защиты и их грунты основания, а также опасные природные процессы (оползни, сели, обвалы, подтопления).

4.6 Геотехнический мониторинг сооружений инженерной защиты рекомендуется выполнять в период строительства и не менее одного года с момента ввода их в эксплуатацию (начальный период эксплуатации). При отсутствии стабилизации контролируемых параметров после начального этапа эксплуатации геотехнический мониторинг требуется продлевать. Отсутствием стабилизации изменений контролируемых параметров считается превышение их величин по сравнению с предыдущими циклами более чем на величину точности измерений.

4.7 В случае если геотехнический мониторинг выполняется на этапе строительства автомобильной дороги, то периодичность наблюдений следует увязывать с графиком проведения строительно-монтажных работ (СМР).

4.8 Внеплановые наблюдения при строительстве и начальном этапе эксплуатации сооружений инженерной защиты выполняются при:

- активизации опасных склоновых процессов (оползни, сели, обвалы);

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs