Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру в Российской Федерации
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с созданием эксплуатацией и развитием системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру в Российской Федерации.
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
1) система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру в Российской Федерации (далее - Система) - комплекс информационных систем, средств защиты информации, информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающий прием вызовов (сообщений о происшествиях), получение сведений (данных), необходимых для обеспечения реагирования по вызову (сообщению о происшествии), обработку поступающей информации, направление информации о происшествиях в дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб в соответствии с их компетенцией для организации реагирования, а также информационное взаимодействие органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
2) вызов (сообщение о происшествии) - поступление в Систему по сетям связи информации, требующей организации реагирования экстренных оперативных служб;
3) информационное взаимодействие - обмен информацией (данными) о происшествии в автоматизированном режиме с использованием средств идентификации и аутентификации, в результате применения которых однозначно определяются (идентифицируются) участники информационного взаимодействия, их правомочность, дата и время осуществления такого взаимодействия, а также гарантируются идентичность информации, отправленной одним участником информационного взаимодействия и полученной другим;
4) оператор Системы - организация, учрежденная органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, обеспечивающая эксплуатацию и развитие Системы.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с созданием, эксплуатацией и развитием Системы, осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Создание, эксплуатация и развитие Системы осуществляются на основании следующих принципов:
1) общедоступность, круглосуточность и бесплатность осуществления вызовов (сообщений о происшествиях) по единому номеру вызова экстренных оперативных служб;
2) обязательность реагирования экстренных оперативных служб, перечень которых определен Правительством Российской Федерации, на вызовы (сообщения о происшествиях), поступившие из Системы;
3) обеспечение своевременности, некорректируемости передаваемой с помощью Системы информации, содержащей набор сведений и данных, достаточный для организации реагирования;
4) обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных.
Основными целями создания Системы являются:
1) организация вызова экстренных оперативных служб по принципу "одного окна";
2) организация комплекса мер, обеспечивающих ускорение реагирования и улучшение взаимодействия экстренных оперативных служб при вызовах (сообщениях о происшествиях).
1. Правительство Российской Федерации осуществляет следующие полномочия в области создания, эксплуатации и развития Системы, а именно:
1) устанавливает единый номер вызова экстренных оперативных служб на всей территории Российской Федерации;
2) устанавливает перечень экстренных оперативных служб, вызов которых должен быть обеспечен по единому номеру;
3) определяет структуру Системы, порядок ее создания, эксплуатации и развития;
4) устанавливает требования к Системе, ее компонентам и порядку обработки информации;
5) устанавливает форму, порядок и сроки предоставления субъектами Российской Федерации информации (отчета) о функционировании Системы.
2. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в области создания, эксплуатации и развития Системы осуществляет следующие полномочия:
1) координирует работы по созданию, организации эксплуатации и развитию Системы;
2) организует совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработку требований к Системе и типовых программно-технических решений для ее создания;
3) согласовывает технические задания и проектно-техническую документацию на создание, эксплуатацию и развитие Системы, за исключением разделов, определяющих реализацию оперативно-розыскных мероприятий.
3. Федеральный орган исполнительной власти в области связи осуществляет следующие полномочия:
1) координирует действия операторов связи по функционированию инфраструктуры сети связи общего пользования для обеспечения работы единого номера вызова экстренных оперативных служб во всех субъектах Российской Федерации;
2) в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты, определяющие требования к элементам инфраструктуры сети связи Системы и осуществляет контроль их исполнения;
3) издает нормативный правовой акт о начале использования единого номера вызова экстренных оперативных служб на территории субъекта Российской Федерации.
1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют следующие полномочия:
1) создают Систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру, обеспечивают ее эксплуатацию и развитие;
2) осуществляют правомочия собственника Системы и обладателя размещенной в ней информации в пределах своих полномочий;
3) организуют и осуществляют материально-техническое обеспечение подведомственных дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб для обеспечения их информационного взаимодействия с Системой;
4) организуют и осуществляют материально-техническое обеспечение функционирования информационно-телекоммуникационных сетей для информационного взаимодействия Системы с едиными дежурно-диспетчерскими службами муниципальных образований и дежурно-диспетчерскими службами экстренных оперативных служб;
5) исходя из местных условий, определяют организации субъекта Российской Федерации, которым наряду с дежурно-диспетчерскими службами экстренных оперативных служб, в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации, необходимо обеспечить информационное взаимодействие с Системой;
6) организуют профессиональное обучение персонала, обеспечивающего функционирование Системы;
7) утверждают перечень муниципальных образований, где с учетом местных условий необходимо обеспечить прием вызовов (сообщений о происшествиях) на государственном языке субъекта Российской Федерации, входящего в состав Российской Федерации, и (или) иных языках народов, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, а также на иностранных языках;
8) определяет организацию, выполняющую функции оператора Системы.
2. Органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия:
1) участвуют в проведении работ по созданию Системы на своей территории;
2) организуют и осуществляют материально-техническое обеспечение подведомственных дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб и единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований для обеспечения их информационного взаимодействия с Системой;
3) организуют подготовку и переподготовку персонала, обеспечивающего функционирование Системы в единых дежурно-диспетчерских службах муниципальных образований.
3. Федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся экстренные оперативные службы осуществляют следующие полномочия:
1) организуют и осуществляют материально-техническое обеспечение подведомственных дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб для обеспечения их информационного взаимодействия с Системой;
2) организуют подготовку и переподготовку персонала, обеспечивающего функционирование Системы в дежурно-диспетчерских службах экстренных оперативных служб, находящихся в их ведении.
4. Организации - собственники систем газоснабжения и газораспределения осуществляют следующие полномочия:
1) организуют и осуществляют материально-техническое обеспечение аварийно-диспетчерских служб, находящихся в их ведении (управлении), для обеспечения их информационного взаимодействия с Системой;
2) организуют подготовку персонала, обеспечивающего функционирование Системы в аварийно-диспетчерских службах, находящимися в их ведении (управлении).
Государственный контроль (надзор) в сфере создания и функционирования Системы осуществляется в целях реализации требований, установленных настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
1. Общественный контроль соблюдения настоящего Федерального закона осуществляется гражданами и общественными объединениями в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественном контроле.
2. Государственные органы и должностные лица обязаны содействовать гражданам и общественным объединениям в проведении соответствующих проверок фактов нарушения требований настоящего Федерального закона и уведомлять заявителей о принятых решениях в соответствии с действующим законодательством.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2018 года.
Президент
Российской Федерации
В настоящее время в Российской Федерации проводятся работы по созданию и обеспечению эксплуатации системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" (далее - Система). Вопросы создания Системы определяются следующими нормативными правовыми актами:
Федеральным законом от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ (ред. от 23.06.2016 г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";
Федеральным законом от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ (ред. от 23.06.2016 г.) "О пожарной безопасности";
Федеральным законом от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ (ред. от 17.04.2017 г.) "О связи";
постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 г. N 958 "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112"" (ред. от 6.04.2015 г.).
При этом отсутствует системообразующий законодательный акт о Системе, что приводит к несогласованности и недостаточной эффективности правового регулирования в данной сфере.
Анализ нормативной правовой базы в сфере создания, эксплуатации и развития Системы показал наличие коллизий и противоречий между этими актами. Федеральным законом от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ предусмотрены полномочия по созданию системы-112 только у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Вместе с тем, Указом Президента Российской Федерации от 28.12.2010 г. N 1632 и постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 г. N 958 предусмотрено возложение на МЧС России полномочий по координации работ по созданию, развитию и организации эксплуатации системы-112 как между федеральными органами исполнительной власти, так и органами власти субъектов Российской Федерации.
Согласно Конституции Российской Федерации новые права и обязанности субъектов, введение мер ответственности могут устанавливаться только федеральным законом. Кроме того, в случаях, когда речь идет об установлении полномочий субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, данные вопросы также решаются федеральным законом.
Таким образом, на сегодняшний день законодательство не соответствует современным потребностям по созданию и функционированию Системы.
В целях комплексного регулирования отношений, складывающихся при создании и функционировании Системы в Российской Федерации, наиболее оптимальным представляется разработка проекта федерального закона, регулирующего указанные отношения.
Основной идеей проекта федерального закона "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру в Российской федерации" (далее - законопроект) является создание единых условий создания и функционирования системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру на всей территории в Российской Федерации.