• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте


Вносится Правительством
Российской Федерации



Проект

     
     
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

     
     
О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру в Российской Федерации

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона


Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с созданием эксплуатацией и развитием системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру в Российской Федерации.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе


В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру в Российской Федерации (далее - Система) - комплекс информационных систем, средств защиты информации, информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающий прием вызовов (сообщений о происшествиях), получение сведений (данных), необходимых для обеспечения реагирования по вызову (сообщению о происшествии), обработку поступающей информации, направление информации о происшествиях в дежурно-диспетчерские службы экстренных оперативных служб в соответствии с их компетенцией для организации реагирования, а также информационное взаимодействие органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

2) вызов (сообщение о происшествии) - поступление в Систему по сетям связи информации, требующей организации реагирования экстренных оперативных служб;

3) информационное взаимодействие - обмен информацией (данными) о происшествии в автоматизированном режиме с использованием средств идентификации и аутентификации, в результате применения которых однозначно определяются (идентифицируются) участники информационного взаимодействия, их правомочность, дата и время осуществления такого взаимодействия, а также гарантируются идентичность информации, отправленной одним участником информационного взаимодействия и полученной другим;

4) оператор Системы - организация, учрежденная органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, обеспечивающая эксплуатацию и развитие Системы.

Статья 3. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с созданием, эксплуатацией и развитием Системы


Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с созданием, эксплуатацией и развитием Системы, осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 4. Принципы создания, эксплуатации и развития Системы


Создание, эксплуатация и развитие Системы осуществляются на основании следующих принципов:

1) общедоступность, круглосуточность и бесплатность осуществления вызовов (сообщений о происшествиях) по единому номеру вызова экстренных оперативных служб;

2) обязательность реагирования экстренных оперативных служб, перечень которых определен Правительством Российской Федерации, на вызовы (сообщения о происшествиях), поступившие из Системы;

3) обеспечение своевременности, некорректируемости передаваемой с помощью Системы информации, содержащей набор сведений и данных, достаточный для организации реагирования;

4) обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных.

Статья 5. Цели создания Системы


Основными целями создания Системы являются:

1) организация вызова экстренных оперативных служб по принципу "одного окна";

2) организация комплекса мер, обеспечивающих ускорение реагирования и улучшение взаимодействия экстренных оперативных служб при вызовах (сообщениях о происшествиях).

Статья 6. Полномочия Правительства Российской Федерации, уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области создания, эксплуатации и развития Системы и федерального органа исполнительной власти в области связи

1. Правительство Российской Федерации осуществляет следующие полномочия в области создания, эксплуатации и развития Системы, а именно:

1) устанавливает единый номер вызова экстренных оперативных служб на всей территории Российской Федерации;

2) устанавливает перечень экстренных оперативных служб, вызов которых должен быть обеспечен по единому номеру;

3) определяет структуру Системы, порядок ее создания, эксплуатации и развития;

4) устанавливает требования к Системе, ее компонентам и порядку обработки информации;

5) устанавливает форму, порядок и сроки предоставления субъектами Российской Федерации информации (отчета) о функционировании Системы.

2. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в области создания, эксплуатации и развития Системы осуществляет следующие полномочия:

1) координирует работы по созданию, организации эксплуатации и развитию Системы;

2) организует совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти разработку требований к Системе и типовых программно-технических решений для ее создания;

3) согласовывает технические задания и проектно-техническую документацию на создание, эксплуатацию и развитие Системы, за исключением разделов, определяющих реализацию оперативно-розыскных мероприятий.

3. Федеральный орган исполнительной власти в области связи осуществляет следующие полномочия:

1) координирует действия операторов связи по функционированию инфраструктуры сети связи общего пользования для обеспечения работы единого номера вызова экстренных оперативных служб во всех субъектах Российской Федерации;

2) в пределах своей компетенции издает нормативные правовые акты, определяющие требования к элементам инфраструктуры сети связи Системы и осуществляет контроль их исполнения;

3) издает нормативный правовой акт о начале использования единого номера вызова экстренных оперативных служб на территории субъекта Российской Федерации.

Статья 7. Полномочия участников создания системы

1. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют следующие полномочия:

1) создают Систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру, обеспечивают ее эксплуатацию и развитие;

2) осуществляют правомочия собственника Системы и обладателя размещенной в ней информации в пределах своих полномочий;

3) организуют и осуществляют материально-техническое обеспечение подведомственных дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб для обеспечения их информационного взаимодействия с Системой;

4) организуют и осуществляют материально-техническое обеспечение функционирования информационно-телекоммуникационных сетей для информационного взаимодействия Системы с едиными дежурно-диспетчерскими службами муниципальных образований и дежурно-диспетчерскими службами экстренных оперативных служб;

5) исходя из местных условий, определяют организации субъекта Российской Федерации, которым наряду с дежурно-диспетчерскими службами экстренных оперативных служб, в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации, необходимо обеспечить информационное взаимодействие с Системой;

6) организуют профессиональное обучение персонала, обеспечивающего функционирование Системы;

7) утверждают перечень муниципальных образований, где с учетом местных условий необходимо обеспечить прием вызовов (сообщений о происшествиях) на государственном языке субъекта Российской Федерации, входящего в состав Российской Федерации, и (или) иных языках народов, проживающих на территории субъекта Российской Федерации, а также на иностранных языках;

8) определяет организацию, выполняющую функции оператора Системы.

2. Органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия:

1) участвуют в проведении работ по созданию Системы на своей территории;

2) организуют и осуществляют материально-техническое обеспечение подведомственных дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб и единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований для обеспечения их информационного взаимодействия с Системой;

3) организуют подготовку и переподготовку персонала, обеспечивающего функционирование Системы в единых дежурно-диспетчерских службах муниципальных образований.

3. Федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся экстренные оперативные службы осуществляют следующие полномочия:

1) организуют и осуществляют материально-техническое обеспечение подведомственных дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб для обеспечения их информационного взаимодействия с Системой;

2) организуют подготовку и переподготовку персонала, обеспечивающего функционирование Системы в дежурно-диспетчерских службах экстренных оперативных служб, находящихся в их ведении.

4. Организации - собственники систем газоснабжения и газораспределения осуществляют следующие полномочия:

1) организуют и осуществляют материально-техническое обеспечение аварийно-диспетчерских служб, находящихся в их ведении (управлении), для обеспечения их информационного взаимодействия с Системой;

2) организуют подготовку персонала, обеспечивающего функционирование Системы в аварийно-диспетчерских службах, находящимися в их ведении (управлении).

Статья 8. Государственный контроль (надзор) функционирования Системы


Государственный контроль (надзор) в сфере создания и функционирования Системы осуществляется в целях реализации требований, установленных настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Статья 9. Общественный контроль функционирования Системы

1. Общественный контроль соблюдения настоящего Федерального закона осуществляется гражданами и общественными объединениями в соответствии с законодательством Российской Федерации об общественном контроле.

2. Государственные органы и должностные лица обязаны содействовать гражданам и общественным объединениям в проведении соответствующих проверок фактов нарушения требований настоящего Федерального закона и уведомлять заявителей о принятых решениях в соответствии с действующим законодательством.

Статья 10. Вступление в силу настоящего Федерального закона


Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2018 года.

Президент
Российской Федерации

Пояснительная записка содержащая изложение предмета законодательного регулирования и основной идеи проекта федерального закона "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру в Российской Федерации"



В настоящее время в Российской Федерации проводятся работы по созданию и обеспечению эксплуатации системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" (далее - Система). Вопросы создания Системы определяются следующими нормативными правовыми актами:

Федеральным законом от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ (ред. от 23.06.2016 г.) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

Федеральным законом от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ (ред. от 23.06.2016 г.) "О пожарной безопасности";

Федеральным законом от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ (ред. от 17.04.2017 г.) "О связи";

Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 1632 "О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории Российской Федерации";

постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 г. N 894 "Об утверждении перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб" (ред. от 6.10.2011 г.);

распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 г. N 1240-р "О Концепции создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований";

постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 г. N 958 "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112"" (ред. от 6.04.2015 г.).

При этом отсутствует системообразующий законодательный акт о Системе, что приводит к несогласованности и недостаточной эффективности правового регулирования в данной сфере.

Анализ нормативной правовой базы в сфере создания, эксплуатации и развития Системы показал наличие коллизий и противоречий между этими актами. Федеральным законом от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ предусмотрены полномочия по созданию системы-112 только у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Вместе с тем, Указом Президента Российской Федерации от 28.12.2010 г. N 1632 и постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2011 г. N 958 предусмотрено возложение на МЧС России полномочий по координации работ по созданию, развитию и организации эксплуатации системы-112 как между федеральными органами исполнительной власти, так и органами власти субъектов Российской Федерации.

Согласно Конституции Российской Федерации новые права и обязанности субъектов, введение мер ответственности могут устанавливаться только федеральным законом. Кроме того, в случаях, когда речь идет об установлении полномочий субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, данные вопросы также решаются федеральным законом.

Таким образом, на сегодняшний день законодательство не соответствует современным потребностям по созданию и функционированию Системы.

В целях комплексного регулирования отношений, складывающихся при создании и функционировании Системы в Российской Федерации, наиболее оптимальным представляется разработка проекта федерального закона, регулирующего указанные отношения.

Основной идеей проекта федерального закона "О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру в Российской федерации" (далее - законопроект) является создание единых условий создания и функционирования системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру на всей территории в Российской Федерации.

Целью законопроекта является снижение размеров ущерба и потерь от происшествий и чрезвычайных ситуаций за счет создания единого комплекса территориально-распределенных автоматизированных информационных систем, а также разграничение полномочий в области создания и функционирования Системы между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями, участвующими в создании и эксплуатации Системы.

Предметом правового регулирования законопроекта являются общественные отношения, возникающие в процессе государственного управления и координации деятельности по созданию, эксплуатации и развитию Системы.

Действие проекта федерального закона распространяется на:

государственные органы и органы местного самоуправления,

государственных заказчиков создания и развития Системы (главных распорядителей бюджетных средств, распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств);

организации, участвующие в создании и эксплуатации Системы.

Законопроектом предусматривается наделение Правительства Российской Федерации полномочиями:

1) по установлению единого номера вызова экстренных оперативных служб на всей территории Российской Федерации;

2) по назначению, определению структуры системы, порядку ее создания и функционирования;

3) по определению обязательного перечня экстренных оперативных служб, вызов которых должен быть обеспечен по единому номеру;

4) по установлению обязательных требований к системе и ее компонентам;

5) по определению перечня обязательных к использованию в Системе иностранных языков.

Законопроектом уточнены полномочия федерального органа исполнительной власти уполномоченного Правительством Российской Федерации в области создания и функционирования Системы, федерального органа исполнительной власти в области связи, участников создания Системы.

В соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" организация - собственник Единой системы газоснабжения обеспечивает непрерывный диспетчерский контроль функционирования объектов Единой системы газоснабжения, а также подсоединенных к ней объектов газоснабжения в точках их подсоединения (ст.13 Главы IV), также организация - собственник опасного объекта системы газоснабжения создает аварийно-спасательную службу или привлекает на условиях договоров соответствующие специализированные службы, а также создает инженерные системы контроля и предупреждения возникновения потенциальных аварий, катастроф, системы оповещения, связи и защиты (ст.33). В развитие положений указанного Федерального закона приказ Ростехнадзора N 542 от 15.11.2013 г. предусматривает обязательства организаций - собственников систем газоснабжения и газораспределения по созданию аварийно-диспетчерских служб.

Поскольку ни одним из ранее принятых нормативных правовых актов не урегулирован вопрос информационного взаимодействия с Системой аварийно-диспетчерских служб газового хозяйства и для уточнения полномочий организаций - собственников систем газоснабжения и газораспределения, в ведении (управлении) которых эти службы находятся, законопроектом предусмотрено участие организаций - собственников систем газоснабжения и газораспределения в финансировании ими материально-технического обеспечения аварийно-диспетчерских служб, находящихся в их ведении (управлении) для обеспечения информационного взаимодействия с Системой.

Законопроект относится к конституционному законодательству, но в известной мере носит комплексный характер, поскольку содержит также ряд норм административного и финансового права.

Законопроект базируется на статье 72 Конституции Российской Федерации, согласно которой вопросы обеспечения правопорядка, общественной безопасности, обеспечения экологической безопасности, координации вопросов здравоохранения, осуществления мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Данный законопроект в соответствии с Классификатором правовых актов, одобренным Указом Президента Российской Федерации от 15.03.2000 г. N 511 "О классификаторе правовых актов", относится к разделу "020.000.000 Основы государственного управления" и подразделам "020.010.020 Правительство Российской Федерации", "020.010.050 Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации"; разделу "120.000.000 Информация и информатизация" и подразделу "120.040.020 Информационные системы, технологии и средства их обеспечения"; разделу "160.000.000 Безопасность и охрана правопорядка" и подразделу "160.010.000 Общие положения в сфере обеспечения безопасности государства, общества и личности"; разделу "080.000.000 Финансы" и подразделам "080.050.030 Расходы федерального бюджета", "080.060.030 Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации".

Законопроект повлияет на существующую правовую систему в части отхода от концепции ряда территориально обособленных региональных Систем и закреплении подхода к Системе как единому комплексу территориально-распределенных автоматизированных информационных систем, создаваемых в границах субъектов Российской Федерации, что позволит, в том числе более эффективно использовать ресурсы соседних субъектов Российской Федерации.

Поскольку федеральные законы от 21.12.1994 г. N 68-ФЗ (ред. от 23.06.2016 г.), от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ (ред. от 23.06.2016 г.), от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ (ред. от 17.04.2017 г.) содержат нормы о создании Системы, внесение изменений в действующее законодательство не требуется. Приведению в соответствие подлежат подзаконные акты (постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы и распоряжения федеральных органов исполнительной власти, участвующих в создании Системы и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации).

Финансирование создания Системы осуществляется в рамках федеральной целевой программы "Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" в Российской Федерации на 2013 - 2017 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2013 г. N 223 (ред.от 27 июля 2015 г.), а также в рамках государственных программ субъектов Российской Федерации. Создание аварийно-диспетчерских служб газового хозяйства предусмотрено действующим законодательством и финансируется организациями - собственниками систем газоснабжения и газораспределения. Принятие законопроекта не потребует дополнительных финансовых средств, так как его реализация будет осуществляться в пределах расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренных на соответствующий финансовый год.



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
Федеральный портал проектов
нормативных правовых актов

http://regulation.gov.ru

по состоянию на 05.06.2017

О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру в Российской Федерации

Название документа: О системе обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру в Российской Федерации

Вид документа: Проект Федерального закона

Принявший орган: Государственная Дума

Опубликован: Федеральный портал проектов нормативных правовых актов http://regulation.gov.ru по состоянию на 05.06.2017

http://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=66747

Дата принятия: 26 октября 2017

Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах