СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


Об Обращении Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации к Правительству Российской Федерации по вопросу о необходимости завершения работы по оценке эффективности налоговых льгот


Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

постановляет:

1. Принять Обращение Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации к Правительству Российской Федерации по вопросу о необходимости завершения работы по оценке эффективности налоговых льгот.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И.Матвиенко

Москва

24 мая 2017 года

N 136-СФ

СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОБРАЩЕНИЕ


к Правительству Российской Федерации по вопросу о необходимости завершения работы по оценке эффективности налоговых льгот

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации обращает внимание Правительства Российской Федерации, что при заключении на 2017 год высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) с Министерством финансов Российской Федерации соглашений, предусматривающих меры, направленные на стимулирование социально-экономического развития и оздоровление государственных финансов субъектов Российской Федерации, у субъектов Российской Федерации возникают обязательства по оптимизации предоставляемых ими в пределах собственной компетенции налоговых льгот. Такое требование содержится в постановлении Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 1506 "О соглашениях, заключаемых Министерством финансов Российской Федерации с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, и мерах ответственности за невыполнение субъектом Российской Федерации обязательств, возникающих из указанных соглашений", в соответствии с которым субъект Российской Федерации должен провести оценку эффективности налоговых льгот (пониженных ставок по налогам), предоставляемых органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления, утвердить до 1 июля 2017 года план по устранению с 1 января 2018 года неэффективных налоговых льгот (пониженных ставок по налогам) и обеспечить вступление в силу законов субъекта Российской Федерации, направленных на реализацию указанного плана, до 1 декабря 2017 года.

Вместе с тем на федеральном уровне отсутствует типовая методика оценки эффективности налоговых льгот, установленных законодательством о налогах и сборах, поэтому субъекты Российской Федерации при планировании консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации самостоятельно разрабатывают критерии и системы оценки предоставляемых на региональном уровне налоговых льгот, а также осуществляют предварительную оценку недополученных доходов. Во многих субъектах Российской Федерации порядок оценки эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот установлен законами субъектов Российской Федерации. Однако анализ этих нормативных правовых актов показывает, что их положения зачастую носят декларативный характер, различаются в части методологии и не обеспечивают точность и сопоставимость результатов оценки.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации предлагает Правительству Российской Федерации ускорить работу по разработке и утверждению общих методических подходов к оценке эффективности налоговых льгот и условий их применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. На основании такой единой методики необходимо провести согласованную по срокам оценку востребованности налоговых льгот, а также анализ их бюджетной, экономической и социальной эффективности в целях принятия решений об их отмене или корректировке.

При разработке единой методологии комплексной оценки налоговых льгот следует учитывать, что значительное число действующих налоговых льгот направлено на стимулирование развития экономики и такие льготы являются эффективным инструментом привлечения инвестиций и повышения социально-экономического потенциала субъектов Российской Федерации. Однако давно назрела потребность в проведении качественного анализа результатов действующих мер налоговой поддержки участников рынка. На сегодняшний день уже проведена работа по систематизации соответствующей информации по широкому кругу налоговых льгот. Завершение указанной работы, проведение оценки эффективности и изменение на основе такой оценки системы действующих налоговых льгот могут стать важным резервом для выявления дополнительных доходов бюджетной системы Российской Федерации.

Серьезной проблемой для обеспечения сбалансированности консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации остаются льготы по региональным и местным налогам, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. По данным Министерства финансов Российской Федерации, их объем составляет около 17 процентов от общего объема налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом в указанных расчетах не учитываются установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах изъятия из объектов налогообложения, с учетом которых объем налоговых льгот будет еще более значительным. На необходимость отмены указанных налоговых льгот неоднократно указывалось в постановлениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, и в последние годы в этой области правового регулирования отмечается некоторая положительная динамика.

С 2013 года началась поэтапная отмена льгот по налогу на имущество организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью. Также были включены в состав объектов налогообложения по земельному налогу земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

В настоящее время основной объем предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации льгот по налогу на имущество организаций и земельному налогу приходится на льготы, установленные в отношении организаций и учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, федеральных автомобильных дорог общего пользования, фармацевтических организаций, коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций. Это приводит к выпадающим доходам бюджетов субъектов Российской Федерации, и дальнейшее расширение перечня таких льгот нельзя признать правомерным с точки зрения интересов как субъектов Российской Федерации, так и Российской Федерации в целом.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации также отмечает, что при внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов, предусматривающих установление новых налоговых льгот, как правило, отсутствуют целевые показатели результативности налоговых льгот, а также критерии оценки их бюджетной, экономической и социальной эффективности. Кроме того, некоторые действующие положения о льготах по налогам, подлежащим зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, были законодательно оформлены минуя стадию внесения проекта федерального закона в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, так как включались в проекты федеральных законов о налогах в виде поправок в рамках процедуры второго чтения.

В связи с вышеизложенным Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации обращается к Правительству Российской Федерации с предложениями:

разработать и утвердить единые методические подходы к оценке эффективности налоговых льгот, учитывающие как выпадающие доходы бюджетной системы Российской Федерации, так и создание благоприятных условий для субъектов предпринимательской деятельности, а также результаты реализации ими полученных преимуществ;

завершить в 2017 году работу по инвентаризации налоговых льгот, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, провести оценку их эффективности и составить перечень подлежащих отмене или корректировке неэффективных налоговых льгот;

приступить к поэтапной отмене начиная с 1 января 2018 года действующих налоговых льгот по региональным и местным налогам, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации;

отражать в обязательном порядке при внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов, содержащих нормы о налоговых льготах, в финансово-экономических обоснованиях расчеты финансовых и экономических последствий установления новых налоговых льгот.

     Совет Федерации
     Федерального Собрания
     Российской Федерации




Электронный текст документа

подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:

электронный текст НТЦ "Система"

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»