Статус документа
Статус документа

ОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий

     4 Общие положения

4.1 К макрошероховатым дорожным покрытиям относятся шероховатые поверхностные обработки, втапливание черненного щебня в литой асфальтобетон ездового полотна мостовых сооружений, цветные покрытия противоскольжения, покрытия пешеходных мостов, антигололедные дорожные покрытия с максимальной макрошероховатостью, полиуретановые дорожные покрытия, съезды для маломобильных групп населения и др. (СП 34.13330.2012, СП 78.13330.2012, рекомендации [1-3]).

4.2 Макрошероховатое дорожное покрытие является самостоятельным конструктивным элементом автомобильной дороги, который должен проектироваться с целью повышения уровня безопасности, устойчивости и комфортности движения; обеспечения требуемой скорости, интенсивности и пропуска расчетных нагрузок, минимальной экологической нагрузки на местность, окружающую дорогу, высоких ремонтопригодности и срока службы, экономичности и простоты содержания.

4.3 Макрошероховатость дорожного покрытия определяет коэффициент сцепления - важнейший транспортно-эксплуатационный показатель автомобильной дороги, обуславливающий устойчивость контакта шины транспортного средства с покрытием.

4.4 Макрошероховатость дорожного покрытия обеспечивают зерна минерального материала, равномерно распределенные по его поверхности и формирующие разные текстуры в виде выступов и впадин.

4.5 Профиль макрошероховатых дорожных покрытий определяется геометрией щебня, его количеством, составом по фракциям и характером распределения. Изменение этих параметров влечет за собой изменение коэффициента сцепления. Определение макрошероховатости проводится при помощи геометрических параметров высоты (вертикально) и шага (горизонтально, продольно и поперечно) неровностей.

4.6 Элементы макрошероховатости (структурообразующие неровности профиля макрошероховатости), характеризуемые частной глубиной впадин и частным шагом шероховатости, представлены на рисунке 1 [2, 4].

      - зона активной шероховатости;

      - зона пассивной шероховатости;

     1 - элементы макрошероховатости; 2 - элементы микрошероховатости; 3 - колесо; К - базовая плоскость поверхности колеса в зоне контакта с элементами макрошероховатости; C - плоскость наибольших впадин в зоне контакта колеса; B - плоскость наибольших выступов профиля в зоне контакта колеса; - базовая длина, мм; - шаг местных выступов в пределах базовой длины, мм; - шаг контакта колеса с покрытием в пределах базовой длины, мм; - частная глубина впадин (расстояние между проекциями смежных вершины и впадины на вертикальную ось), мм

     Рисунок 1 - Элементы и параметры макрошероховатости

4.7 При распределении компонентов макрошероховатых дорожных покрытий может наблюдаться эффект сегрегации, связанный с неоднородностью распределения геометрических показателей активных выступов макрошероховатости в вертикальном, продольном и поперечном направлениях и определяющий случайный характер возникновения участков с пониженным и повышенным коэффициентом сцепления.

4.8 Регламент контроля качества макрошероховатых дорожных покрытий рекомендуется формировать на основе определения и анализа геометрических показателей макрошероховатости, имеющих свойства инвариантности в отношении базы измерений.