Статус документа
Статус документа

ОДМ 218.2.079-2016

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий



ОКС 93.080.01

Предисловие

     

1 РАЗРАБОТАН обществом с ограниченной ответственностью "Конструктор" (ООО "Конструктор").

2 ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения Федерального дорожного агентства.

3 ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 15.05.2017 N 942-р.

4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.

     1 Область применения

1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее - методический документ) является документом рекомендательного характера для использования в дорожном хозяйстве.

1.2 Данный методический документ можно использовать на стадии проектирования при назначении геометрических параметров макрошероховатости дорожного покрытия в зависимости от условий движения, при выборе соответствующих типов покрытий и способов распределения материалов, видов и качества применяемых материалов, технологий и организации работ, а также для контроля качества.

1.3 Этот методический документ рассчитан на инженерно-технических работников дорожного хозяйства и предназначается для практического использования организациями, выполняющими работы по устройству макрошероховатых дорожных покрытий.

1.4 Настоящий методический документ является основой для постоянного совершенствования технологий по проектированию и устройству макрошероховатых дорожных покрытий, а также для создания и развития новых методических документов.

     2 Нормативные ссылки

В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие нормативные документы:

ГОСТ 12.0.004-90 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения

ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны

ГОСТ 2789-73 Шероховатость поверхности. Параметры и характеристики

ГОСТ 3344-83 Щебень и песок шлаковые для дорожного строительства. Технические условия

ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 8269.0-97 Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний

ГОСТ 8735-88 Песок для строительных работ. Методы испытаний

ГОСТ 8736-2014 Песок для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 9128-2013 Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия

ГОСТ 11508-74 Битумы нефтяные. Методы определения сцепления битума с мрамором и песком

ГОСТ 11955-82 Битумы нефтяные дорожные жидкие. Технические условия

ГОСТ 12801-98 Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний

ГОСТ 16557-2005 Порошок минеральный для асфальтобетонных и органо-минеральных смесей. Технические условия

ГОСТ 22245-90 Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия

ГОСТ 30413-96 Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием

ГОСТ 31015-2002 Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия

ГОСТ 31424-2010 Материалы строительные нерудные из отсевов дробления плотных горных пород при производстве щебня. Технические условия

ГОСТ 32703-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Технические требования

ГОСТ Р 50597-2017 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения

ГОСТ Р 52128-2003 Эмульсии битумные дорожные. Технические условия

СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги (актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*)

СП 78.13330.2012 Автомобильные дороги (актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85)

Примечание - При пользовании настоящим методическим документом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячным информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании данным методическим документом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения

В настоящем методическом документе применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 базовая линия (поверхность): Линия (поверхность) заданной геометрической формы, определенным образом проведенная относительно профиля и служащая для оценки геометрических параметров поверхности.

3.2 впадина профиля: Часть реального профиля, соединяющая две соседние точки пересечения его со средней линией, направленная из тела.

3.3 высота неровностей профиля по десяти точкам: Сумма средних арифметических абсолютных отклонений точек пяти наибольших минимумов и пяти наибольших максимумов профиля в пределах базовой длины.

3.4 выступ профиля: Часть реального профиля, соединяющая две соседние точки пересечения его со средней линией профиля, направленная в тело.

3.5 линия выступов профиля: Линия, эквидистантная средней линии, проходящая через высшую точку профиля в пределах базовой длины.

3.6 линия впадин профиля: Линия, эквидистантная средней линии, проходящая через низшую точку профиля в пределах базовой длины.

3.7 макрошероховатость покрытия: Совокупность макрошероховатостей либо специально созданных бороздок на покрытии в зоне контакта шины автомобиля с поверхностью покрытия.

3.8 неровность профиля: Выступ профиля и сопряженная с ним впадина профиля.

3.9 наибольшая высота профиля: Расстояние между линией выступов профиля и линией впадин профиля в пределах базовой длины.

3.10 нормальное сечение: Сечение, перпендикулярное базовой поверхности.

3.11 относительная опорная длина профиля: Отношение опорной длины профиля к базовой длине.

3.12 отклонение профиля: Расстояние между любой точкой профиля и средней линией.

3.13 полиуретан: Класс синтетических эластомеров, состоящий из одного или двух компонентов (полиола и изоцианата, до этапа приготовления на месте производства работ, хранящихся отдельно; при их смешивании образуется реакционноспособная смесь). Свойства полиуретана регулируют, получая жесткий, мягкий, интегральный, ячеистый (вспененный) или монолитный материал.

3.14 разброс высот выступов макрошероховатостей: Статистическое распределение расстояний между проекциями вершин активных выступов макрошероховатости на вертикальную ось.

3.15 средний шаг неровностей: Среднее арифметическое значение шага неровностей профиля в пределах базовой длины.

3.16 средний шаг неровностей профиля по вершинам: Среднее арифметическое значение шага неровностей профиля по вершинам в пределах базовой длины.

3.17 средняя линия профиля: Базовая линия, имеющая форму номинального профиля и проведенная так, чтобы в пределах базовой длины среднее квадратическое отклонение профиля до этой линии было минимально.

3.18 среднее арифметическое отклонение профиля: Среднее арифметическое абсолютных значений отклонений профиля в пределах базовой длины.

3.19 тонкий слой износа: Верхний слой дорожного покрытия толщиной от 1,0 до 2,5 см с повышенными фрикционными (шероховатостью) и гидроизоляционными характеристиками из специально подобранной асфальтобетонной смеси, уложенной по мембранной технологии.

3.20 число знакочередований: Число пересечений с уровнем.

3.21 шаг местных выступов профиля: Длина отрезка средней линии между проекциями на нее двух наивысших точек соседних местных выступов профиля.

3.22 шаг неровностей профиля: Отрезок средней линии профиля, ограничивающий неровность профиля.

3.23 шероховатость поверхности: Совокупность неровностей поверхности с относительно малыми шагами, выделенная с помощью базовой длины.

3.24 шероховатая поверхность (ШП): Поверхность, которая образуется чередованием выступов зерен щебня и впадин между ними, а также шероховатостью выступов.

3.25 шероховатая поверхностная обработка (ШПО): Верхний конструктивный слой дорожного покрытия, образованный последовательным распределением вяжущего и щебня.

3.26 шероховатое тонкослойное покрытие (ШТП): Шероховатый износостойкий защитный и устойчивый к колее слой толщиной от 2,5 до 4,0 см, частично впрессованный в перекрываемое асфальтобетонное покрытие по высокотемпературной технологии и образующий с ним единый монолит.

3.27 шероховатый поверхностный слой: Специально создаваемый поверхностный слой дорожного покрытия, обладающий макрошероховатостью, защитными и сцепными свойствами.

3.28 элементы макрошероховатости: Крупные структурообразующие неровности профиля шероховатости.

     4 Общие положения

4.1 К макрошероховатым дорожным покрытиям относятся шероховатые поверхностные обработки, втапливание черненного щебня в литой асфальтобетон ездового полотна мостовых сооружений, цветные покрытия противоскольжения, покрытия пешеходных мостов, антигололедные дорожные покрытия с максимальной макрошероховатостью, полиуретановые дорожные покрытия, съезды для маломобильных групп населения и др. (СП 34.13330.2012, СП 78.13330.2012, рекомендации [1-3]).

4.2 Макрошероховатое дорожное покрытие является самостоятельным конструктивным элементом автомобильной дороги, который должен проектироваться с целью повышения уровня безопасности, устойчивости и комфортности движения; обеспечения требуемой скорости, интенсивности и пропуска расчетных нагрузок, минимальной экологической нагрузки на местность, окружающую дорогу, высоких ремонтопригодности и срока службы, экономичности и простоты содержания.

4.3 Макрошероховатость дорожного покрытия определяет коэффициент сцепления - важнейший транспортно-эксплуатационный показатель автомобильной дороги, обуславливающий устойчивость контакта шины транспортного средства с покрытием.

4.4 Макрошероховатость дорожного покрытия обеспечивают зерна минерального материала, равномерно распределенные по его поверхности и формирующие разные текстуры в виде выступов и впадин.

4.5 Профиль макрошероховатых дорожных покрытий определяется геометрией щебня, его количеством, составом по фракциям и характером распределения. Изменение этих параметров влечет за собой изменение коэффициента сцепления. Определение макрошероховатости проводится при помощи геометрических параметров высоты (вертикально) и шага (горизонтально, продольно и поперечно) неровностей.

4.6 Элементы макрошероховатости (структурообразующие неровности профиля макрошероховатости), характеризуемые частной глубиной впадин и частным шагом шероховатости, представлены на рисунке 1 [2, 4].

      - зона активной шероховатости;

      - зона пассивной шероховатости;

     1 - элементы макрошероховатости; 2 - элементы микрошероховатости; 3 - колесо; К - базовая плоскость поверхности колеса в зоне контакта с элементами макрошероховатости; C - плоскость наибольших впадин в зоне контакта колеса; B - плоскость наибольших выступов профиля в зоне контакта колеса; - базовая длина, мм; - шаг местных выступов в пределах базовой длины, мм; - шаг контакта колеса с покрытием в пределах базовой длины, мм; - частная глубина впадин (расстояние между проекциями смежных вершины и впадины на вертикальную ось), мм

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs