• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий


ОДМ 218.2.079-2016

     
     
Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий

Recommendations about design macrorough pavings



ОКС 93.040

Дата введения 2016

Предисловие

1 РАЗРАБОТАНЫ ООО "Конструктор".

2 ВНЕСЕНЫ Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения Росавтодора.

3 ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ распоряжением Федерального дорожного агентства от 15.05.2017 г. N 942-р.

4 ИМЕЮТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

5 ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ.

1 Область применения

1.1 ОДМ является документом рекомендательного характера для использования в дорожном хозяйстве.

1.2 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий используются на стадии проектирования при назначении геометрических параметров макрошероховатости дорожного покрытия в зависимости от условий движения, при выборе соответствующих типов покрытий и способов распределения материалов, видов и качества используемых материалов, технологий и организации работ, а также для контроля качества.

1.3 Рекомендации рассчитаны на инженерно-технических работников дорожного хозяйства и предназначаются для практического использования организациями, выполняющими работы по устройству макрошероховатых дорожных покрытий.

1.4 Рекомендации предполагают постоянное совершенствование технологий по проектированию и устройству макрошероховатых дорожных покрытий, имеют возможность для создания и развития новых методических документов.

2 Нормативные ссылки


В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие документы:

1. ГОСТ 12.0.004-90 Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения.

2. ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны.

3. ГОСТ 2789-73 Шероховатость поверхности. Параметры и характеристики.

4. ГОСТ 3344-83 Щебень и песок шлаковые для дорожного строительства. Технические условия.

5. ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия.

6. ГОСТ 8269.0-97 Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний.

7. ГОСТ 8735-88 Песок для строительных работ. Методы испытаний.

8. ГОСТ 8736-93 Песок для строительных работ. Технические условия.

9. ГОСТ 9128-2009 Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия.

10. ГОСТ 11508-74 Битумы нефтяные. Определение сцепления битума с мрамором или с песком.

11. ГОСТ 11955-82 Битумы нефтяные дорожные жидкие. Технические условия.

12. ГОСТ 12784-78 Порошок минеральный для асфальтобетонных смесей. Методы испытаний.

13. ГОСТ 12801-98 Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний.

14. ГОСТ 16557-2005* Порошок минеральный для асфальтобетонных и органоминеральных смесей. Технические условия.
________________
* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым здесь и далее по тексту, можно получить, перейдя по ссылке на сайт http://shop.cntd.ru. - Примечание изготовителя базы данных.

15. ГОСТ 22245-90 Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия.

16. ГОСТ 30108-94 Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов.

17. ГОСТ 30413-96 Дороги автомобильные. Метод определения коэффициента сцепления колеса автомобиля с дорожным покрытием.

18. ГОСТ 31015-2002 Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия.

19. ГОСТ 31424-2010 Материалы строительные нерудные из отсевов дробления плотных горных пород при производстве щебня. Технические условия.

20. ГОСТ 32703-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Технические требования.

21. ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.

22. ГОСТ Р 52128-2003 Эмульсии битумные дорожные. Технические условия.

23. ГОСТ Р 52129-2003 Порошок минеральный для асфальтобетонных и органоминеральных смесей. Технические условия.

24. Свод правил по проектированию и строительству Российской Федерации СП 78.13330.2012 Автомобильные дороги (актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85).

3 Термины и определения


В настоящих рекомендациях используются следующие термины с соответствующими определениями, применяемые в дорожном хозяйстве:

3.1 базовая линия (поверхность): Линия (поверхность) заданной геометрической формы, определенным образом проведенная относительно профиля и служащая для оценки геометрических параметров поверхности.

3.2 впадина профиля: Часть реального профиля, соединяющая две соседние точки пересечения его со средней линией, направленная из тела.

3.3 высота неровностей профиля по десяти точкам: Сумма средних арифметических абсолютных отклонений точек пяти наибольших минимумов и пяти наибольших максимумов профиля в пределах базовой длины.

3.4 выступ профиля: Часть реального профиля, соединяющая две соседние точки пересечения его со средней линией профиля, направленная из тела.

3.5 линия выступов профиля: Линия, эквидистантная средней линии, проходящая через высшую точку профиля в пределах базовой длины.

3.6 линия впадин профиля: Линия, эквидистантная средней линии, проходящая через низшую точку профиля в пределах базовой длины.

3.7 ЛЭМС: Литая эмульсионно-минеральная смесь.

3.8 макрошероховатость покрытия: Совокупность макрошероховатостей либо специально созданных бороздок на покрытии в зоне контакта шины автомобиля с поверхностью покрытия.

3.9 неровность профиля: Выступ профиля и сопряженная с ним впадина профиля.

3.10 наибольшая высота профиля: Расстояние между линией выступов профиля и линией впадин профиля в пределах базовой длины.

3.11 нормальное сечение: Сечение, перпендикулярное базовой поверхности.

3.12 относительная опорная длина профиля: Отношение опорной длины профиля к базовой длине.

3.13 отклонение профиля: Расстояние между любой точкой профиля и средней линией.

3.14 полиуретан: Класс синтетических эластомеров, приготавливаемый из одного или двух компонентов (полиола и изоцианата, до этапа приготовления на месте производства работ, хранящихся отдельно; при их смешивании образуется реакционно-способная смесь). Свойства полиуретана регулируют, получая жесткий, мягкий, интегральный, ячеистый (вспененный) или монолитный материал.

3.15 разброс высот выступов макрошероховатостей: Статистическое распределение расстояний между проекциями вершин активных выступов макрошероховатости на вертикальную ось.

3.16 средний шаг неровностей: Среднее арифметическое значение шага неровностей профиля в пределах базовой длины.

3.17 средний шаг неровностей профиля по вершинам: Среднее арифметическое значение шага неровностей профиля по вершинам в пределах базовой длины.

3.18 средняя линия профиля: Базовая линия, имеющая форму номинального профиля и проведенная так, чтоб в пределах базовой длины среднее квадратическое отклонение профиля до этой линии минимально.

3.19 среднее арифметическое отклонение профиля: Среднее арифметическое абсолютных значений отклонений профиля в пределах базовой длины.

3.20 тонкий слой износа: Верхний слой дорожного покрытия толщиной от 1,0 до 2,5 см с повышенными фрикционными (шероховатостью) и гидроизоляционными характеристиками из специально подобранной асфальтобетонной смеси, уложенной по мембранной технологии.

3.21 число знакочередований: Число пересечений с уровнем.

3.22 шаг местных выступов профиля: Длина отрезка средней линии между проекциями на нее двух наивысших точек соседних местных выступов профиля.

3.23 шаг неровностей профиля: Отрезок средней линии профиля, ограничивающий неровность профиля.

3.24 шероховатость поверхности: Совокупность неровностей поверхности с относительно малыми шагами, выделенная с помощью базовой длины.

3.25 шероховатая поверхность (ШП): Поверхность, которая образуется чередованием выступов зерен щебня и впадин между ними, а также шероховатостью выступов.

3.26 шероховатая поверхностная обработка (ШПО): Верхний конструктивный слой дорожного покрытия, образованный последовательным распределением вяжущего и щебня.

3.27 шероховатое тонкослойное покрытие (ШТП): Шероховатый износостойкий защитный и устойчивый к колее слой, толщиной от 2,5 до 4,0 см, частично впрессованный в перекрываемое асфальтобетонное покрытие по высокотемпературной технологии и образующий с ним единый монолит.

3.28 шероховатый поверхностный слой: Специально создаваемый поверхностный слой дорожного покрытия, обладающий макрошероховатостью, защитными и сцепными свойствами.

3.29 элементы макрошероховатости: Крупные структурообразующие неровности профиля шероховатости.

4 Общие положения

4.1 К макрошероховатым дорожным покрытиям относятся шероховатые поверхностные обработки, втапливание черненного щебня в литой асфальтобетон ездового полотна мостовых сооружений, цветные покрытия противоскольжения, покрытия пешеходных мостов, антигололедные дорожные покрытия с максимальной макрошероховатостью, полиуретановые дорожные покрытия, взъезды для маломобильных групп населения и др. [1-5].

4.2 Макрошероховатое дорожное покрытие является самостоятельным конструктивным элементом автомобильной дороги, который должен проектироваться с целью повышения уровня безопасности движения, устойчивости и комфортности движения, обеспечения требуемой скорости, интенсивности и пропуска расчетных нагрузок, обеспечивать минимальную экологическую нагрузку на окружающую дорогу местность, высокую ремонтопригодность и сроки службы, экономичность и простоту содержания.

4.3 Макрошероховатость дорожного покрытия определяет коэффициент сцепления - важнейший транспортно-эксплуатационный показатель автомобильной дороги, обуславливающий устойчивость контакта шины транспортного средства с покрытием.

4.4 Макрошероховатость дорожного покрытия обеспечивают зерна минерального материала, равномерно распределенные по поверхности дорожного покрытия и формирующие разные текстуры покрытия в виде выступов и впадин.

4.5 Профиль макрошероховатых дорожных покрытий определяется геометрией щебня, его количеством и составом по фракциям, характером распределения щебня. Изменение этих параметров определяет изменение коэффициента сцепления. Определение макрошероховатости проводится при помощи геометрических параметров высоты (вертикально) и шага (горизонтально, продольно и поперечно) неровностей.

4.6 Элементы макрошероховатости (структурообразующие неровности профиля макрошероховатости), характеризуемые частной глубиной впадин и частным шагом шероховатости, представлены на рисунке 1 [4, 6].

Рисунок 1 - Элементы и параметры макрошероховатости

ОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий


К - базовая плоскость поверхности колеса в зоне контакта с элементами макрошероховатости; C - плоскость наибольших впадин в зоне контакта колеса; B - плоскость наибольших выступов профиля в зоне контакта колеса; l - базовая длина, мм; DОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий - размер отпечатка протектора колеса расчетного автомобиля, мм; SОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий - шаг местных выступов в пределах базовой длины, мм; dОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий - шаг контакта колеса с покрытием в пределах базовой длины, мм; RОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий - частная глубина впадин (расстояние между проекциями смежных вершины и впадины на вертикальную ось), мм

Рисунок 1 - Элементы и параметры макрошероховатости

4.7 При распределении компонентов макрошероховатых дорожных покрытий может наблюдаться эффект сегрегации, связанный с неоднородностью распределения геометрических показателей активных выступов макрошероховатости в вертикальном, продольном и поперечном направлениях и определяющий случайный характер возникновения участков с пониженным и повышенным коэффициентом сцепления.

4.8 Регламент контроля качества макрошероховатых дорожных покрытий рекомендуется формировать на основе определения и анализа геометрических показателей макрошероховатости, имеющих свойства инвариантности в отношении базы измерений.

4.9 Технические свойства макрошероховатых дорожных покрытий характеризуются геометрическими параметрами, закладываемыми на стадии проектирования поверхности покрытия с учетом перспективы, обеспечивающих допустимое ухудшение свойств за счет износа покрытия под воздействием возрастающей грузонапряженности движения, природно-климатических факторов и деятельности дорожно-эксплуатационной службы по содержанию и ремонту автомобильной дороги.

4.10 При назначении геометрических параметров макрошероховатости рекомендуется учитывать, что на изменение коэффициента сцепления влияет не только изменение средней высоты выступов и средней глубины впадин макрошероховатостей, но и изменение разброса (диапазона или статистического распределения) высот активных выступов. Измеряемые геометрические параметры макрошероховатости могут быть назначены согласно ГОСТ 2789 и [5] с применением дополнительных показателей.

5 Классификация макрошероховатых дорожных покрытий

5.1 Одним из главных способов повышения сопротивления скольжению шины, т.е. обеспечения требуемых значений коэффициента сцепления, согласно ГОСТ 30413 и ГОСТ Р 50597 является создание макрошероховатости.

5.2 Минимально допустимые в течение всего срока службы значения коэффициента сцепления: 0,28 (легкие), затрудненные 0,3; опасные - 0,32 [5].

5.3 Классификация макрошероховатых дорожных покрытий производится по параметрам макрошероховатости ОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий, приведенным в таблице 1.

5.4 Основные типы макрошероховатых дорожных покрытий, соответствующие типам макрошероховатости, приведены в таблице 2.


Таблица 1 - Классификация макрошероховатых дорожных покрытий

Типы макрошероховатости

Уровень макрошероховатости

Среднее квадратическое отклонение макрошероховатости, ОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий, мм

Нешероховатые (гладкие)

1

менее 1,0

Шероховатые

2

от 1,0 до 2,0 включительно

Среднешероховатые

3

от 2,0 до 3,0 включительно

Сильношероховатые

4

от 3,0 и более



Таблица 2 - Основные типы макрошероховатых дорожных покрытий

Типы шероховатости

Основные типы макрошероховатых дорожных покрытий

Нешероховатые (гладкие)

Асфальтобетонные из плотных смесей типа Д, цементобетонные

Шероховатые

Асфальтобетонные из плотных смесей типов В, Г, ГОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий

Среднешероховатые

Асфальтобетонные из плотных смесей типов А, Б, В, Г; покрытия из ЛЭМС; покрытия из ЩМА-10

Сильношероховатые

Асфальтобетонные из крупнозернистых смесей типов А и Б; пористые и высокопористые слои; покрытия из ЩМА-15; поверхностные обработки; покрытия с втапливанием щебня; покрытия из ЩМА-20, посыпка щебнем ездового полотна мостовых сооружений из литого асфальтобетона

5.5 Для обеспечения безопасности движения изменение коэффициента сцепления в поперечном профиле не должно превышать 0,1.

5.6 Во избежание усиления вибрации во время движения транспортных средств расстояние между соседними выступами макрошероховатости (шаг шероховатости) рекомендуется выбирать менее 40 мм, если это не оговорено особо (например, для шумовой шероховатой поверхностной обработки).

5.7 Во избежание увеличения уровня шума от проезжих транспортных средств крупношероховатые дорожные покрытия не рекомендуется применять в пределах населенных пунктов.

5.8 Неопределенность в использовании только средней глубины впадин макрошероховатостей определяется, в частности, разбросом заполнения межзернового пространства вяжущим (обычно от 1/3 до 1/2 высоты зерна). При этом изменение коэффициента сцепления не зависит от высоты вяжущего между зерен щебня.

5.9 Параметры макрошероховатости дорожных покрытий определяются в соответствии с разделом 7.

5.10 Предлагается классификация шероховатых структур, основанных на параметрах ГОСТ 2789 и обеспечиваемом коэффициенте сцепления по требованиям ГОСТ Р 50597 и [1, см. таблицу 46]. Исходя из условий движения, характеризуемых таблицей 46 [1], степень макрошероховатости по обеспечиваемому коэффициенту сцепления классифицируется согласно таблице 3.

5.11 Классификация типов элементов макрошероховатости приведена в таблице 3.

5.12 Классификация и потребительские качества макрошероховатых дорожных покрытий и обеспечивающие их технические характеристики по уровню макрошероховатости приведены в таблице 4.

5.13 Требуемые качественные характеристики макрошероховатых дорожных покрытий приведены в таблице 5.


Таблица 3 - Классификация элементов шероховатости дорожных покрытий

N типов струк-
туры

Наименование типа макрошеро-
ховатой структуры

Размер элементов структур макроше-
роховатости (мм)

Виды макрошероховатых дорожных покрытий

Обеспечи-
ваемый коэффициент сцепления не менее

1

Крупноблочные

от 70 до 250

Мостовые из мелких бетонных блоков, брусчатые из равного камня, булыжные

0,5

2

Крупнозернистые

от 40 до 70

Щебеночные покрытия

0,5

3

Среднезернистые

от 20 до 40

Асфальтобетонные, щебеночные, холодный асфальтобетон

0,4

4

Мелкозернистые

от 5 до 20

Асфальтобетон, поверхностные обработки, искусственная шероховатость

0,5

5

Песчаная

менее 5

Асфальтобетон, цементобетон

0,4



Таблица 4 - Классификация дорожных покрытий по уровню макрошероховатости (ориентировочно)

Уровень макрошеро-
ховатости

Актив-
ность поверх-
ности эле-
ментов шерохо-
ватости (балл)

Относи-
тельная актив-
ность контакта, OОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий

Относи-
тельная плот-
ность контак-
тов, NОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий

Среднее квадрати-
ческое откло-
нение макро-
шеро-
ховатости, ОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий, мм

Обеспечиваемые транспортно-эксплуатационные характеристики при неблагоприятном состоянии покрытия

Мини-
маль-
ный коэф-
фициент сцеп-
ления, не менее

Коэффи-
циент сопротив-
ления движения,
не более

Уро-
вень звука, ДБл, не более

Макси-
маль-
ная ско-
рость км/ч, не менее

Вели-
чина тормоз-
ного пути, м, не менее

Нешероховатые

1

1,0

1,0

менее 1,0

0,35

0,05

50

90

92,0

Шероховатые

2

от 1 до 1,5

от 1,0 до 1,5

от 1,0 до 2,0

0,4

0,06

60

100

86,0

Среднешероховатые

3

от 1,5 до 2,0

от 1,5 до 2,0

от 2,0 до 3,0

0,45

0,07

70

110

77,0

Сильношероховатые

4

от 2,0

от 2,0

более 3,0

0,5

0,08

80

110

64,0



Таблица 5 - Требуемые характеристики макрошероховатых дорожных покрытий (ориентировочно)

Кате-
гория автомо-
биль-
ной дороги

Потребительские характеристики

Технические характеристики

Ско-
рость, км/ч

Комфортность движения (коэффициент
комфортности), мм/с

Одно-
род-
ность усло-
вий дви-
жения (коэффи-
циент
вариа-
ции пара-
мет-
ров)

Безопас-
ность движения, КОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытийОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий, не более

Геометри-
ческие
элементы дороги

Ров-
ность, см/км
(толч-
комер), не более

Коэф-
фици-
ент сцеп-
ления (при небла-
гопри-
ятном состо-
янии покры-
тия),
не менее

Коэф-
фици-
ент
сопро-
тив-
ления движе-
нию

Уро-
вень шума, Дб

Яркость покры-
тия, КД/мОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий, не менее

Одно-
род-
ность струк-
туры поверх-
ности
(коэффи-
циент вариа-
ции)

Проч-
ность, сдви-
гоус-
тойчи-
вость, МПа, не менее

Долго-
веч-
ность, лет

Износо-
стойкость,
мм/млн.бр.т, не менее

Пре-
дель-
ная глу-
бина
колеи, мм, не менее

I-а

120
90

от 0,2 до 0,3
от 0,4 до 0,5

0,15
0,2

20/0,8

по СНиП 2.05.02-85

50
200

0,45
0,4

0,03
0,04

70
90

0,8
0,8

от 0,15 до 0,2

0,5

от 4 до 6

2

6

I-б

100
80

от 0,3 до 0,4
от 0,4 до 0,5

0,15
0,2

20/0,8

50
200

0,5
0,4

0,03
0,04

70
90

0,8
0,8

от 0,15 до 0,2

0,5

от 4 до 6

2

6

II

100
80

от 0,2 до 0,3
от 0,4 до 0,5

0,15
0,2

20/0,8

50
200

0,5
0,4

0,03
0,04

70
90

0,6
0,6

от 0,15 до 0,2

0,5

от 6 до 8

2

6

III

80
60

от 0,3 до 0,4
от 0,5 до 0,7

0,2
0,25

20/0,8

50
300

0,45
0,35

0,035
0,05

70
90

0,6
0,6

от 0,2 до 0,25

0,5

от 6 до 9

от 2 до 4

8

IV

60
40

от 0,4 до 0,5
от 0,6 до 0,8

0,2
0,25

20/0,8

110
400

0,4
0,35

0,05
0,06

60
70

0,4
0,4

от 0,2 до 0,3

0,4

от 4 до 8

от 15 до 20

8

V

40
25

от 0,5 до 0,6
от 0,7 до 1,0

0,3
0,4

20/0,8

150
500

0,4
0,3

0,05
0,08

60
70

0,4
0,4

от 0,3 до 0,4

0,4

от 2 до 4

от 150 до 200

8


Примечание - В числителе указаны значения параметров на начало эксплуатации покрытия, в знаменателе - с учетом допустимого эксплуатационного состояния при неблагоприятных погодно-климатических условиях в процессе эксплуатации.

6 Принципы проектирования макрошероховатых дорожных покрытий

6.1 Процесс проектирования свойств и показателей поверхности макрошероховатых дорожных покрытий проводят в несколько этапов.

6.1.1 Этап сбора и анализа исходных данных:

- Эксплуатационная стадия дорожного покрытия (новое строительство, реконструкция, усиление покрытия, восстановление слоя износа, повышение сцепных качеств).

- Тип существующего или проектируемого дорожного покрытия и его свойства (ширина, поперечные уклоны, срок службы, вид материала, толщина, прочностные и деформативные характеристики, степень разрушенности и виды разрушений, общая прочность дорожной одежды, ровность, колейность, характеристики шероховатости, прогнозируемый срок службы).

- Участок дорожного покрытия (прямые, кривые в плане, уклоны, полоса движения, подходы к мостам и на мостах, на перекрестках, элементы транспортных развязок, шумовые полосы, укрепительные полосы, населенные пункты, ж/д переезды).

- Характеристики движения (сезонные интенсивности и состав движения, сезонные грузонапряженности, скорости расчетные и фактические на отдельных участках).

- Характеристики безопасности движения (прогнозируемый уровень для проектируемых дорог и фактический для существующих).

- Погодно-климатические условия дифференцированно по участкам автомобильной дороги (температура воздуха по сезонам, минимальные и максимальные температуры и их длительность, виды и интенсивность осадков по сезонам, степень снегозаносимости участков, количество туманов по сезонам, гололедоопасные участки и длительность гололедной опасности).

6.1.2 Этап проектирования (обоснования) основных конструкционных и эксплуатационных свойств макрошероховатого дорожного покрытия:

- Обоснование эксплуатационных требований к отдельным участкам дорожного покрытия (обеспечиваемая скорость, яркость, минимально допустимая шумность, минимально допустимый уровень безопасности движения, обеспечиваемая грузонапряженность).

- Обоснование и формулировка требований к нижележащему слою (ровность, прочность, шероховатость) и методы удовлетворения этих требований (очистка, мойка, обработка активизирующими растворами, ремонтная профилировка, фрезерование поверхности и т.п.).

- Обоснование конструктивных решений (без усиления покрытия путем придания покрытию определенных адгезионных свойств, путем создания тонкослойного поверхностного слоя, обладающего обусловленными качественными характеристиками, создание однослойной или двухслойной поверхностной обработки для восстановления слоя износа, усиление покрытия путем создания подстилающих слоев и поверхностного слоя, обладающих требуемыми деформационными и прочностными характеристиками.
- Подбор соответствующих материалов и формулировка требований к ним (минеральный материал, вяжущие, композитные материалы).

- Обоснование технологических режимов и условий создания запроектированного макрошероховатого дорожного покрытия.

6.1.3 Этап проектирования технологии приготовления, транспортирования и устройства:

- технология подготовительных работ в зависимости от требований к нижележащему слою (рекомендуемые технологические машины, особенности их работы, последовательность технологических операций и рекомендуемая расстановка технологических машин на захватке, технологические условия (температура воздуха,

лажность, интенсивность осадков и т.п.) и технологические режимы работы машин (скорость, интенсивность вибрации и т.п.);

- технология основных работ (технологические машины, технологические режимы их работы, технологические условия, технологическая последовательность выполнения отдельных технологических операций);

- технология ухода и формирование структуры макрошероховатого дорожного покрытия (регулирование движения, возможное время открытия движения и т.п.);

- способы и методы операционного контроля качества.

6.1.4 Этап разработки рекомендаций по эксплуатации макрошероховатого дорожного покрытия:

- рекомендуемые технологические машины по уходу за дорожным покрытием (чистка, мойка) периодичность и особенности выполнения этих работ;

- рекомендуемые технологии снегоуборки в зависимости от объемов снегоуборки;

- рекомендуемые технологии борьбы с зимней скользкостью;

- рекомендуемые технологии по текущему ремонту.

6.2 Критериями проектирования макрошероховатых дорожных покрытий являются:

- минимально необходимый коэффициент сцепления шины транспортного средства с дорожным покрытием, гарантирующий возможность движения с разрешенной скоростью, а также возможность остановки на расстоянии допустимого остановочного пути (ОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий, м) или экстренного торможения без заноса, при неблагоприятном состоянии дорожного покрытия (мокрое, заснеженное) реализуется определенным уровнем макрошероховатости;

- максимально допустимый коэффициент сопротивления движению (коэффициент сопротивления качению шины по покрытию), обеспечивающий движение автомобиля с разрешенной скоростью при нормативной загрузке реализуется определенным уровнем макрошероховатости;

- прочность и устойчивость поверхностного слоя покрытия при воздействии нормативной нагрузки от движущихся транспортных средств и меняющихся природных факторов (вода, температура) реализуется прочностью структуры макрошероховатого дорожного покрытия и прочностью в связи с нижележащим слоем дорожной одежды;

- износостойкость, характеризует долговечность сохранения эксплуатационных свойств поверхностного слоя под воздействием нагрузки от движущихся транспортных средств, природных факторов и технологических воздействий содержания в процессе эксплуатации автомобильной дороги реализуется оптимальным подбором материалов, технологии их предварительной обработки, технологиями устройства и содержания;

- водоотведение, характеризует способность макрошероховатого дорожного покрытия быстро отводить или поглощать воду с поверхности покрытия во время ливней без образования критической пленки воды, способствующей аквапланированию шины по поверхности дорожного покрытия обеспечивается определенным уровнем макрошероховатости;

- яркость поверхности покрытия гарантирует минимально допустимую степень зрительного восприятия дорожных условий в процессе движения реализуется подбором светлых материалов для устройства поверхностного слоя покрытий;

- шумность покрытия, характеризует силу звука, возникающего при проезде транспортных средств с определенной скоростью по дорожному покрытию, реализуется подбором оптимальной текстуры макрошероховатости дорожного покрытия.

6.3 Этапы проектирования макрошероховатого дорожного покрытия реализуются исходя из следующих основных принципов:

- максимальное удовлетворение требуемых транспортно-эксплуатационных свойств (скорости, удобства и безопасности движения) в течение расчетного срока службы покрытия;

- максимальное использование имеющихся возможностей производственно-технической базы, технологических машин, местных дорожно-строительных материалов и кадров при устройстве, содержании и ремонте;

- сведение к минимуму негативных свойств текстур макрошероховатых дорожных покрытий (шумности и повышенного коэффициента сопротивления движению).

6.3.1 На этапе сбора и анализа исходных данных осуществляется сбор и анализ нижеприведенных характеристик.

6.3.1.1 Эксплуатационная стадия жизненного цикла макрошероховатого дорожного покрытия. Выделяются следующие стадии:

- новое строительство автомобильной дороги или дорожного покрытия;

- реконструкция участка автомобильной дороги или дорожного покрытия;

- усиление дорожной одежды;

- восстановление слоя износа дорожного покрытия;

- повышение сцепных качеств дорожного покрытия;

- устройство дополнительных полос для движения и целевая их предназначенность (скоростные полосы, полосы разгона и торможения, дополнительные полосы на подъемах и т.п.).

6.3.1.2 Тип существующего или проектируемого макрошероховатого дорожного покрытия и его характеристики. Устанавливаются:

- вид материала;

- толщина материала;

- прочностные и деформативные свойства (марка прочности, модули упругости, сцепление, угол внутреннего трения) материала;

- геометрические характеристики (ширина, продольные и поперечные уклоны);

- эксплуатационные характеристики (срок службы на момент осмотра, степень разрушенности и виды разрушений, ровность, характеристики макрошероховатости существующего дорожного покрытия, прогнозируемый срок службы).

6.3.1.3 Участок дорожного покрытия. Отражаются особенности дорожного движения на участках:

- прямые и кривые в плане;

- продольные и поперечные уклоны;

- полосы с особыми условиями движения;

- покрытия на мостах и подходах к ним;

- покрытия на перекрестках и подходах к ним;

- покрытия в населенных пунктах и подходах к ним;

- покрытия на железнодорожных переездах и подходов к ним;

- элементы транспортных развязок;

- шумовые полосы;

- укрепительные полосы.

6.3.1.4 Характеристики дорожного движения. Отражаются:

- фактические и прогнозируемые сезонные интенсивности;

- состав транспортного потока;

- сезонные грузонапряженности;

- расчетные и фактические скорости на отдельных участках дороги.

6.3.1.5 Характеристики безопасности дорожного движения. Устанавливаются фактический и прогнозируемый для эксплуатируемых автомобильных дорог уровни безопасности дорожного движения.

6.3.1.6 Погодно-климатические характеристики местности. Устанавливаются:

- температура воздуха по сезонам;

- минимальные и максимальные температуры и их длительности;

- количество и длительность зимних оттепелей;

- виды и интенсивность осадков по сезонам;

- степень снегозаносимости участков автомобильной дороги;

- количество и длительность туманов по сезонам;

- гололедоопасные участки;

- длительность гололедоопасных периодов.

6.3.2 На этапе проектирования осуществляется обоснование конструктивных и технологических решений, обеспечивающих требуемые транспортно-эксплуатационные свойства макрошероховатых дорожных покрытий при конкретных условиях движения и воздействия природно-климатических факторов.

6.3.2.1 Обосновываются транспортно-эксплуатационные требования к отдельным участкам макрошероховатого дорожного покрытия в зависимости от категории автомобильной дороги и характеристик (обеспечиваемая скорость движения, яркость покрытия, допустимая шумность, допустимый уровень безопасности движения, обеспечиваемая грузонапряженность) (таблицы 5 и 6).

6.3.2.2 Обосновываются требования к нижележащему слою дорожного покрытия, в зависимости от способа устройства, вида материалов вышележащего и нижележащих слоев, воздействующих нагрузок и климатических условий. Требования к нижележащему слою обосновываются исходя из обеспечения требуемой устойчивости, прочности и долговечности сохранения транспортно-эксплуатационных свойств макрошероховатых дорожных покрытий. Условно эти требования можно разделить на три группы.

1) Требования к форме нижележащего слоя регламентируются согласно [2] по следующим параметрам:

- высотные отметки по оси;

- ширина слоя;

- толщина слоя;

- поперечные уклоны ([2] приложение 2, раздел 5).

2) Требования к прочностным характеристикам нижележащего слоя регламентируются по следующим параметрам:

прочность на сжатие, определяется из условия, предложенного Н.Н.Ивановым:


где: RОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий - минимальная прочность на сжатие материала нижележащего слоя, гарантирующая, что он не будет разрушен колесом автомобиля при непосредственном контакте, либо от вдавливания фрагментов материала вышележащего слоя, МПа (определяется путем испытания на сжатие кернов, взятых из обрабатываемого покрытия);

P - максимальное удельное давление от колеса автомобиля в плоскости контакта с покрытием (для нагрузки группы А - 0,6 МПа; для нагрузки группы Б - 0,5 МПа);

K - комплексный коэффициент, учитывающий влияние горизонтальных усилий и степень пластичности материала обрабатываемого покрытия (на перегонах при легких условиях движения K=3ОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий6; на участках с затруднительными условиями движения K= 6ОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий12; на участках с опасными условиями движения K=12ОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий18. Меньшие значения берутся для более жестких материалов покрытия и средней интенсивности движения, большие - для пластичных материалов и тяжелого движения);

h - толщина нижележащего слоя покрытия, см;

D - диаметр отпечатка контакта колеса с покрытием (для нагрузки группы А - 37 см; для нагрузки группы Б - 32 см);

ОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий - угол внутреннего трения материалов нижележащего слоя, ° (определяется испытанием материала на сдвиг).

- сдвигоустойчивость нижележащего слоя, определяется из условия:

ОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий, (2)


где: KОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий - коэффициент степени передачи вертикального давления на горизонтальные сдвиговые усилия, численно равный коэффициенту сцепления шины транспортного средства с покрытием в сухом и чистом состоянии (0,6-0,8);

CОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий - среднее вязкое сцепление при длительном действии повторяющихся нагрузок при высокой температуре, МПа (определяется при испытании на сдвиг образцов материала дорожного покрытия);

CОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий - сцепление при кратковременных нагрузках, МПа (обычно в два-три раза больше, чем при длительном действии нагрузки, определяются при испытании на сдвиг образцов материала дорожного покрытия);

ОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий - суммарная сопротивляемость обрабатываемого покрытия сдвигу, МПа; прочность на отрыв материала дорожного покрытия определяется из условия:

ОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий, (3)


где: OОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий - сопротивляемость отрыву частиц материала от поверхности обрабатываемого покрытия в результате вакуумного воздействия шины в плоскости контакта с поверхностью покрытия, МПа (определяется испытанием на отрыв материала от поверхности покрытия); прочность на растяжение при изгибе, определяется из условия.

ОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий, (4)


где: RОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий - допускаемое растягивающее напряжение в материале рассматриваемого слоя с учетом условий работы, МПа;

ОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий, (5)


где: ОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий- среднее значение сопротивления материала обрабатываемого слоя покрытия растяжению при изгибе, МПа (определяется испытанием материала на изгиб);

t - коэффициент нормативного отклонения ОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий, принимаемый в зависимости от уровня проектной надежности (таблица 7).



Таблица 7* - Зависимость коэффициента нормативного отклонения от уровня проектной надежности
_________________

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

Уровень проектной надежности

0,85

0,9

0,95

Коэффициент нормативного отклонения

1,06

1,32

1,71


vОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий - коэффициент вариации, принимаемый равным 0,1;

KОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий - коэффициент усталости в зависимости от интенсивности движения;

KОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий - коэффициент снижения прочности от воздействия природных факторов (принимаемый для асфальтобетона I и II марок на щебне изверженных пород KОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий=1,0 и III марки KОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий=0,8; для смесей на щебне осадочных пород и гравии I марки - KОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий=0,9; для II и III марок KОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий=0,7; для дегтебетона KОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий=0,7);

ОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий - наибольшее растягивающее напряжение от воздействия нагрузки, МПа:

ОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий, (6)


где: ОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий - расчетное растягивающее напряжение от изгиба под действием единичной нагрузки в обрабатываемом слое покрытия, МПа;

KОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий - коэффициент, учитывающий особенности напряженного состояния (принимается равным 0,85), критерий допустимого прогиба под нагрузкой, обеспечивающий прочность на растяжение при изгибе обрабатываемого покрытия. Определяется при значительной разрушенности обрабатываемого покрытия (площадь деформаций и ранее отремонтированных разрушений превышает 20% от общей площади покрытия; протяженность ранее отремонтированных трещин превышает 1,0 м/мОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий покрытия) по формуле:

ОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий, (7)


где: lОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий - фактический упругий прогиб на поверхности покрытия, см (определяемый с помощью нивелира или прогибомера под колесом расчетного транспортного средства, или расчетом);

D - диаметр отпечатка контакта колеса с покрытием (для нагрузки группы А - 37 см; для нагрузки группы Б - 32 см);

ОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий - коэффициент Пуассона, принимается равным 0,3;

EОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий - требуемый модуль упругости дорожной одежды, МПа, (определяемый в зависимости от интенсивности движения, приведенной к расчетному транспортному средству);

lОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий - допустимый упругий прогиб дорожной одежды на поверхности покрытия, см (для нагрузок группы А принимается равным 0,1 см; для нагрузок группы Б принимается равным 0,13 см).

6.3.2.3 Требования к состоянию обрабатываемого слоя, на котором предусматривается устройство макрошероховатого дорожного слоя, обуславливаются в зависимости от способа распределения материала и содержания воды в материале замыкающего слоя:

- чистота покрытия - характеризуется количеством твердых частиц (пыли, песка, грунта) на квадратном метре покрытия, г/мОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий;

- влажность покрытия - оценивается влажностью соскреба с поверхности покрытия, % по массе;

- ровность покрытия - оценивается по просветам под трехметровой рейкой (местная ровность) и по величине амплитуд продольной ровности, получаемой нивелированием поверхности на базе 5, 10 и 20 м;

- колейность покрытия - оценивается максимальной стрелой просветов под трехметровой рейкой по полосам наката, мм;

- макрошероховатость поверхности - оценивается по параметрам уровня макрошероховатости;

- дефектность поверхности - характеризуется степенью отклонения фактического "рельефа" поверхности покрытия (неровности, раковины, выбоины, просадки и т.п.) от идеальной плоскости с поперечным и продольным уклоном, равным проектному в данной точке дорожного покрытия.

6.3.2.5* При несоответствии фактического состояния обрабатываемого нижележащего слоя покрытия, параметрам, приведенным в таблице 8, необходимо запроектировать мероприятия по приведению фактического состояния к требуемому. Выбранный способ приведения фактических прочностных характеристик и характеристик состояния обрабатываемого покрытия к требуемым должен комплексно удовлетворять всем требуемым параметрам.
_________________

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.


6.3.2.6 В зависимости от видов дефектов на обрабатываемом слое покрытия рекомендуются способы и методы их устранения, приведенные в таблице 9.

6.3.2.7 Проектирование замыкающих поверхностных слоев дорожного покрытия осуществляется в приведенной ниже последовательности.


Таблица 8 - Требования к нижележащему обрабатываемому слою покрытия

Тип обрабатываемого нижележащего слоя покрытия, категория дорог

Планируемая толщина шероховатого слоя и способ распреде-
ления, мм

Прочностные характеристики

Характеристики состояния

Прочность на сжатие (RОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий), МПа, не менее

Сдвиго-
устойчи-
вость (ОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий), МПа, не менее

Проч-
ность на
отрыв (OОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий), МПа

Проч-
ность на
растя-
жение при
изгибе (RОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий),МПа

Допус-
тимый упругий прогиб (lОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий), мм, не более

Чис-
тота, г/мОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий

Влаж-
ность
поверх-
ности, %, не более

Ровность

Колей-
ность, мм, не более

Уро-
вень макро-
шеро-
хова-
тости

Допус-
тимая дефек-
тность (тре-
щины и рако-
вины), не более, мм

Про-
свет под трех-
метро-
вой рей-
кой, мм не более

Ампли-
туда на базе 5 м, мм

Асфальтобетон, I, II, III категории дорог

не более 25 разравнивание

0,6/0,9*

0,4/0,6

0,12

0,45

1,0

2/30*

2/30

14

7,0

14

от 2 до 3

10

То же

не более 25 поливка

0,6/0,9

0,4/0,5

0,12

0,45

1,0

2/30

2/30

10

7,0

0

от 2 до 3

5

То же

от 25 до 40 разравнивание

0,5/0,8

0,3/0,5

0,1

0,3

1,0

2/30

2/30

20

15

20

от 2 до 3

15

Асфальтобетон, обработанный битумом, III-IV категории дорог

не более 25 разравнивание

0,5/0,7

0,3/0,5

0,12

0,3

1,3*

2/30

2/30

20

10

20

от 2 до 3

15

То же

не более 25 поливка

0,5/0,7

0,3/0,5

0,12

0,3

1,3

2/30

2/30

14

10

0

от 2 до 3

10

То же

от 25 до 40 разравнивание

0,5/0,7

0,3/0,5

0,1

0,3

1,3

2/30

2/30

20

15

20

от 2 до 3

15

Цементобетон I, II, III категории дорог

не более 25 разравнивание

20

-

-

более 25,5

1,0**

3/30

3/30

10

7,0

-

от 2 до 3

10

То же

не более 25 поливка

20

-

-

более 25,5

1,0

3/30

3/30

7,0

7,0

-

от 2 до 3

5

То же

от 25 до 40 разравнивание

20

-

-

более 15,5

1,0

3/30

3/30

15

15

-

от 2 до 3

15


Примечания 1 * - прочностные характеристики в числителе приведены для легких условий движения, в знаменателе для затрудненных и опасных;

2 - характеристики состояния приведены в числителе для материалов, не содержащих в своем составе воду, в знаменателе - содержащих в составе воду

3 ** - допустимый упругий прогиб на цементобетонных покрытиях определяется при положении расчетной нагрузки над поперечными трещинами в цементобетонной плите. При отсутствии на поверхности цементобетонных плит поперечных или косых трещин этот показатель не определяется.


Таблица 9 - Способы и методы приведения фактического состояния нижележащего покрытия к требуемому

Тип покрытия и параметры, не соответствующие требуемым характеристикам

Способ приведения фактического состояния к требуемому

Методы ведения работ

Асфальтобетон, прочностные характеристики

Усиление нижнего слоя

Регенерация, наращивание толщины дорожной одежды

Асфальтобетон, прочность на отрыв, уровень макрошероховатости

Закрепление поверхности, искусственная шероховатость

Тонкослойная регенерация поверхности, тонкослойные поверхностные обработки

Асфальтобетон, ровность, колейность, деформированная поверхность

Выравнивание поверхности

Термопрофилирование, фрезерование, выравнивающие слои

Асфальтобетон, местные дефекты (ямочность, шелушение, трещины и т.п.)

Локальные ремонтно-профилировочные работы

Ямочный ремонт, ремонт трещин, локальный ремонт поверхности

Цементобетон, прочностные характеристики

Усиление цементобетонного покрытия

Регенерация, перекрытие слоем асфальтобетона или цементобетона

Цементобетон, прочность на отрыв, уровень макрошероховатости

Закрепление поверхности, нанесение шероховатости

Тонкослойная поверхностная обработка, обработка поверхности полимерно-вяжущими составами

Цементобетон, ровность, коробление плит

Выравнивание поверхности

Фрезерование, укладка выравнивающих асфальтобетонного или цементобетонного слоев

Цементобетон, недопустимая дефектность (ямочность, шелушение и т.п.)

Локальные ремонтно-профилировочные работы

Ямочный ремонт, заделка трещин, укладка выравнивающего слоя, локальный и поверхностный ремонт

1) В зависимости от категории автомобильной дороги, типа покрытия, эксплуатационного его состояния, интенсивности и состава движения, погодно-климатических факторов поверхность дорожного покрытия условно разбивается на характерные участки, отличающиеся требуемым уровнем макрошероховатости. Для каждого характерного участка в соответствии с таблицей 5 назначаются требуемый уровень макрошероховатости и соответствующие ему параметры по таблице 2.

2) В зависимости от состояния и технологической направленности региональной производственно-технической базы, наличия дорожно-строительных материалов, наличия и состояния технологических машин и оборудования, накопленного регионального опыта, намечается тип макрошероховатого слоя покрытия.

6.3.2.8. Износостойкость покрытий зависит от ряда факторов: материала поверхностного слоя, структуры макрошероховатой поверхности, климатических условий и нагрузки (интенсивности, состава, скорости движения). Верхний макрошероховатый слой дорожного покрытия может устраиваться и как самостоятельный слой из материалов, отличных от материалов покрытия. Во всех случаях толщина верхнего макрошероховатого слоя должна определяться из условия износостойкости и планируемого срока службы. Годовой износ дорожного покрытия определяется по формуле.

ОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий, (8)


где: hОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий - износ покрытия, мм/год;

a - износ за счет воздействия природных факторов, зависящий от материала покрытия, мм/год;

b - удельный износ от воздействующей нагрузки, и вида материалов покрытия, мм/млн.кН;

Q - грузонапряженность, млн. кН/год (суммарная нагрузка от всех осей на покрытие за год. Определяется по формуле;

ОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий, (9)


где: NОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий - приведенная средняя интенсивность движения, авт/сут.

KОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий - коэффициент, зависящий от качества содержания поверхности покрытия, применяемых технологических машин и материалов (от 1 до 1,3).

Значения параметров, входящих в формулу 8, помещены в таблицу 10.

6.4 Расчетный износ за рассчитываемый период времени рассчитывается по формуле:

ОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий, (10)


где: hОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий - износ покрытия за T лет, см;

a - износ за счет воздействия природных факторов, зависящий от материала покрытия, мм/год (принимается по таблице 10);

T - планируемый срок службы поверхностного слоя, лет;

NОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий - приведенная средняя интенсивность движения, авт./сут.;

b - удельный износ от воздействующей нагрузки, и вида материалов покрытия, мм/млн.кН (принимается по таблице 10);

K - коэффициент, учитывающий повышение количества тяжелых машин в составе транспортного потока (от 1,05 до 1,07);

q - знаменатель прогрессии роста интенсивности движения, рассчитывается по формуле;

ОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий, (11)


где: P - процент ежегодного прироста интенсивности движения, %.

Планируемый износ не должен превышать допустимого по таблице 10.

Толщина поверхностного слоя рассчитывается по формуле 12. Она не учитывается при прочностном расчете дорожных одежд и не должна более чем на 30% превышать величину общего износа:

ОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий, (12)


где: hОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий - толщина макрошероховатого слоя покрытия, см;

KОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий - коэффициент, учитывающий условия работы поверхностного слоя, если поверхностный слой предусматривается, как совместно работающий с верхним слоем покрытия, то KОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий=1,2ОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий1,3;


Таблица 10 - Значения параметров износостойкости

Тип покрытия

Климатический износ (a), мм/год

Удельный износ от движения (b), мм/млн. Кн

Допустимый износ, мм

Цементобетон

от 0,15 до 0,3

от 0,01 до 0,03

10

Асфальтобетон

от 0,4 до 0,6

от 0,025 до 0,055

10

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу uwt@kodeks.ru

ОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий

Название документа: ОДМ 218.2.079-2016 Рекомендации по проектированию макрошероховатых дорожных покрытий

Номер документа: 218.2.079-2016

Вид документа: ОДМ

Принявший орган: Росавтодор (Федеральное дорожное агентство)

Статус: Действующий

Дата принятия: 15 мая 2017

Дата начала действия: 15 мая 2017
Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах