Статус документа
Статус документа

     
     ОДМ 218.2.051-2015

     

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

Рекомендации по проектированию и расчету противообвальных сооружений на автомобильных дорогах

     

ОКС 93.080.99

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН обществом с ограниченной ответственностью "НТЦ ГеоПроект" (ООО "НТЦ ГеоПроект")

Руководитель работ - доктор техн. наук, профессор Маций С.И., Документ разработан канд. техн. наук Безугловой Е.В., канд. техн. наук Любарским Н.Н., канд. техн. наук Плешаковым Д.В., инж. Михеевой Л.А., инж. Тимошенко В.Ю., инж. Шелестовым С.А.

2 ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения, Управлением проектирования и строительства автомобильных дорог Федерального дорожного агентства

3 ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от ________________ N _________*

________________

* Текст документа соответствует оригиналу. Следует читать: распоряжения Федерального дорожного агентства от 17.08.2015 N 1467-р. - Примечание изготовителя базы данных.

4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

     1 Область применения

1.1 Отраслевой дорожный методический документ "Рекомендации по проектированию и расчету противообвальных сооружений на автомобильных дорогах" (далее - методический документ) является актом рекомендательного характера.

1.2 Настоящий методический документ предназначен для выбора варианта и разработки проекта противообвальных сооружений на новых и эксплуатируемых участках автомобильных дорог.

1.3 Методический документ рекомендован к применению изыскательскими, проектными, строительными и эксплуатирующими организациями, а также государственными исполнительными органами управления дорожным хозяйством при соблюдении требований [1].

     2 Нормативные ссылки


В настоящем методическом документе использованы нормативные ссылки на следующие документы:

ГОСТ 5180-84 Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик

ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 8736-93 Песок для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 10178-85 Портландцемент и шлакопортландцемент. Технические условия

ГОСТ 52398-2005* Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования

________________

* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ Р 52398-2005, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.


ГОСТ 12248-2010 Грунты. Методы лабораторного определения характеристик прочности и деформируемости

ГОСТ 12536-2014 Методы лабораторного определения гранулометрического (зернового) и микроагрегатного состава

ГОСТ 20276-2012 Грунты. Методы полевого определения характеристик прочности и деформируемости

ГОСТ 20522-2012 Грунты. Методы статистической обработки результатов испытаний

ГОСТ 21153.0-75 Породы горные. Отбор проб и общие требования к методам физических испытаний

ГОСТ 26633-2012 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия

ГОСТ 31937-2011 Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния

ГОСТ Р 52748-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения и габариты приближения

СП 14.13330.2014 Строительство в сейсмических районах (актуализированная редакция СНиП II-7-81*)

СП 15.13330.2012 Каменные и армокаменные конструкции (актуализированная редакция СНиП II-22-81*)

СП 16.13330.2011 Стальные конструкции (актуализированная редакция СНиП II-23-81*)

СП 20.13330.2011 Нагрузки и воздействия (актуализированная редакция СНиП 2.01.07-85*)

СП 22.13330.2011 Основания зданий и сооружений (актуализированная редакция СНиП 2.02.01-83*)

СП 24.13330.2011 Свайные фундаменты (актуализированная редакция СНиП 2.02.03-85)

СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги (актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*)

СП 35.13330.2011 Мосты и трубы (актуализированная редакция СНиП 2.05.03-84*)

СП 45.13330.2012 Земляные сооружения, основания и фундаменты (актуализированная редакция СНиП 3.02.01-87)

СП 47.13330.2012 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения (актуализированная редакция СНиП 11-02-96)

СП 63.13330.2012 Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения (актуализированная редакция СНиП 52-01-2003)

СП 116.13330.2012 Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения (актуализированная редакция СНиП 22-02-2003)

СП 122.13330.2012 Тоннели железнодорожные и автодорожные (актуализированная редакция СНиП 32-04-97)

     3 Термины и определения


В настоящем ОДМ применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 анкер: Деталь или устройство механическим или химическим способом закрепляющаяся в несущем основании и удерживающая какую-либо конструкцию.

3.2 активная противообвальная защита: Комплекс мер, направленных на предупреждение развития скально-обвальных процессов.

3.3 вывал: Внезапный отрыв и падение, отдельных глыб и блоков горных пород из откосов выемок и полувыемок, с крутых и отвесных склонов, сложенных скальными или полускальными породами.

3.4 выветривание: Процесс физического разрушения и химического разложения горных пород под влиянием колебаний температуры, замерзания и оттаивания воды.

3.5 закрепление грунтов: Мероприятия по повышению несущей способности грунтов, уменьшению интенсивности их выветривания путем инъекции специальных растворов.

3.6 кольчужная сеть: Сеть, изготовленная сплошным канатным плетением из отдельных, независимых друг от друга колец из стальной оцинкованной проволоки, соединенных воедино по периметру с соседними кольцами.

3.7 обвал: Отрыв масс горных пород от склонов и их падение вниз под влиянием силы тяжести с опрокидыванием и перекатыванием без воздействия воды.

3.8 осыпь: Длительное (в течение многих лет) движение вниз по склону накопившейся несвязной массы мелких обломочных продуктов выветривания с малыми скоростями и только в поверхностном слое. Интенсивность движения осыпи может существенно измениться под воздействием атмосферных осадков.

3.9 пассивная противообвальная защита: Комплекс мер, направленных на предотвращение или снижение воздействия скально-обвальных процессов на защищаемый объект.

3.10 пропускающие сооружения: Сооружения, предназначенные для отведения и пропуска продуктов обвалов, вывалов, осыпей над или под защищаемым объектом.

3.11 скально-обвальные процессы: Совокупность опасных геологических процессов, проявляющихся в виде обвалов, вывалов и осыпей.

3.12 тормозное устройство: Энергопоглощающее устройство, предназначенное для снижения воздействия динамических нагрузок на конструкцию.

3.13 улавливающие сооружения: Сооружения, предназначенные для перехватывания продуктов обвалов, вывалов, осыпей перед защищаемым объектом.

     4 Общие положения

4.1 Противообвальные сооружения предназначены для обеспечения безопасной эксплуатации участков автомобильных дорог, подверженных воздействию скально-обвальных процессов.

4.2 При проектировании, строительстве и эксплуатации противообвальных сооружений на автомобильных дорогах необходимо соблюдать требования СП 34.13330 и СП 116.13330, а также учитывать рекомендации настоящего методического документа.

4.3 Исходным положением для проектирования противообвальных сооружений является выявление природных и техногенных факторов разрушающих воздействий, присутствующих или способных проявиться в период их эксплуатации на рассматриваемом участке автомобильной дороги. Требования к качеству исходных данных для проектирования приведены в разделе 5 настоящего методического документа.

4.4 Разработку проекта и расчет противообвальных сооружений следует выполнять в соответствии с рекомендациями разделов 6 и 7 с учетом уровня ответственности защищаемого участка автомобильной дороги, его конструктивных и эксплуатационных особенностей, а также возможных изменений в окружающей среде в связи с их постройкой.

При проектировании противообвальных сооружений необходимо учитывать деформации откоса (склона) по механизму смещения, масштабность проявления, цикличность и причины развития скально-обвальных процессов, конкретные инженерно-геологические условия и прогноз их изменения в период строительства и эксплуатации объекта.

4.5 При незначительных объемах скально-обвальных процессов (до нескольких тысяч кубических метров), обеспечение надежности и безопасной эксплуатации объектов дорожного хозяйства возможно средствами активной (см. раздел 6) и пассивной (см. раздел 7) противообвальной защиты, которые могут применяться как самостоятельно, так и совместно, в едином комплексе.

На участках возникновения крупных скально-обвальных процессов (в объемах, превышающих десятки тысяч кубических метров), целесообразно осуществлять вынос объектов из зоны вероятного воздействия обвалов, предусматривать устройство обходов открытой трассой (в том числе эстакадами) или в тоннелях.

4.6 При проектировании противообвальных сооружений и мероприятий следует рассматривать различные варианты проектных решений с целью выбора наиболее оптимального из них по эффективности, надежности, технологии выполнения и экономичности с учетом прогноза взаимодействия комплекса с окружающей природно-хозяйственной средой и обеспечения наилучших условий его содержания в процессе строительства и эксплуатации.

Выбор оптимальных проектных решений должен сопровождаться соответствующим технико-экономическим обоснованием, при разработке которого следует учитывать степень целесообразности и эффективности различных вариантов. Технические и технологические решения конкретного варианта должны содержать оценки экономического, социального и экологического эффектов при его осуществлении.

4.7 При наличии на обвалоопасном участке автомобильной дороги других опасных геологических процессов (оползневых, селевых, лавинных и др.), мероприятия, предназначенные для их локализации, следует увязывать с противообвальными сооружениями.

4.8 При назначении средств противообвальной защиты рекомендуется применять конструкции заводского изготовления, а также конструкции, при возведении которых обеспечивается механизация производства работ. Размеры конструкций следует назначать исходя из принципов модульности и унификации элементов, а также максимального использования грузоподъемности транспортных средств и кранового оборудования. В проектах производства работ и организации строительства следует предусматривать предмонтажную подготовку и крупноузловую сборку конструктивных элементов.

4.9 Проект противообвальных сооружений должен отвечать требованиям СП 34.13330 об охране окружающей среды и при необходимости включать разработку комплекса природоохранных мероприятий, предусматривающих непревышение допустимого уровня антропогенного вмешательства в природную среду и гарантирующих предотвращение развития в ней негативных процессов.

4.10 При выполнении строительно-монтажных работ по возведению противообвальных сооружений следует выполнять рекомендации раздела 8 настоящего методического документа.

4.11 Для контроля работы противообвальных сооружений в период их строительства и эксплуатации выполняются геотехнический мониторинг и профилактические работы в соответствии с разделом 9 настоящего методического документа.

     5 Требования к исходным данным для проектирования

     

     5.1 Общие положения

5.1.1 Исходные данные для проектирования средств противообвальной защиты должны охватывать весь круг сведений, необходимых для определения величин действующих нагрузок, назначения основных параметров конструкций и технико-экономической оценки предлагаемых вариантов проектных решений.

5.1.2 Исходные данные для проектирования средств противообвальной защиты должны включать:

- общие сведения об обвалоопасном участке автомобильной дороги;

- материалы выполненных на участке инженерных изысканий (5.1.3);

- результаты геотехнического мониторинга и опытного сбрасывания обломков скального грунта на участке (см. 5.1.9);

- сведения о перспективах развития исследуемого участка дороги, данные по прогнозу последствий и потерь (социальных, экономических и экологических) от воздействия опасных природных процессов на исследуемый участок дороги.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs