МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 6 апреля 2017 года N 691/пр

Об утверждении методических рекомендаций по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды" на 2018-2022 годы

(с изменениями на 21 декабря 2017 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 декабря 2017 года N 1696/пр.

____________________________________________________________________



В соответствии с подпунктом "д" пункта 10 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержу государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. N 169,

приказываю:

1. Утвердить методические рекомендации по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды" на 2018-2022 годы" согласно приложению к настоящему приказу.

2. Установить, что разъяснения по применению методических рекомендаций, утвержденных настоящим приказом, дает Департамент городской среды Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Министр
М.А.Мень

     

     

     

     

          Приложение

     
УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 6 апреля 2017 года N 691/пр

     

Методические рекомендации по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды на 2018-2022 годов

(с изменениями на 21 декабря 2017 года)

     

     1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды на 2018-2022 годы (далее - Методические рекомендации) разработаны в целях оказания методологического содействия субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления в реализации приоритетного проекта "Формирование комфортной городской среды" (далее - Приоритетный проект).

1.2. Настоящие Методические рекомендации рекомендуется использовать при разработке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды на 2018-2022 годы (далее - региональные (муниципальные) программы соответственно), принятие и реализация которых является одним из условий предоставления субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию комплекса мероприятий, предусмотренных Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. N 169 (далее - Правила предоставления федеральной субсидии на 2017 год), Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утвержденными Правительством Российской Федерации (далее - Правила предоставления субсидий на 2018-2022 годы) и направленных на развитие городской среды в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации, а именно: благоустройство территорий муниципальных образований соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий) (далее - общественные территории), дворовых территорий многоквартирных домов, а также других мероприятий, реализуемых в указанной сфере.

(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 декабря 2017 года N 1696/пр. - См. предыдущую редакцию)

1.3. Требования к региональным (муниципальным) программам установлены Правилами предоставления федеральной субсидии на 2017 год и Правилами предоставления субсидий на 2018-2022 г..

(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 декабря 2017 года N 1696/пр. - См. предыдущую редакцию)

1.4. В региональную программу в соответствии с подпунктом "д" пункта 10 Правил предоставления федеральной субсидии на 2017 год и Правилами предоставления субсидий на 2018-2022 г. включается мероприятие по софинансированию муниципальных программ на 2018-2022 гг., соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации и (или) финансирование мероприятий по благоустройству дворовых и (или) общественных территорий.

(Пункт в редакции, введенной в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 декабря 2017 года N 1696/пр. - См. предыдущую редакцию)

1.5. Разработку региональной (муниципальной) программы рекомендуется осуществлять исходя из следующих принципов:

- полнота и достоверность информации;

- прозрачность и обоснованность решений органов местного самоуправления о включении объектов благоустройства в муниципальную программу;

- приоритет комплексности работ при проведении благоустройства;

- эффективность расходования федеральной субсидии путем обеспечения высокой степени готовности к реализации региональной программы на стадии ее формирования;

- учет мнения жителей и организаций при реализации проектов по благоустройству общественных и (или) дворовых территорий, а также при определении конкретных общественных территорий, подлежащих благоустройству в первоочередном порядке.

(Абзац дополнительно включен приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 декабря 2017 года N 1696/пр)

1.6. Проект региональной программы рекомендуется разрабатывать на основании Перечня государственных программ субъекта Российской Федерации, утвержденного соответствующим нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации и сформированного в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере социально-экономического развития региона и задачами, утвержденными в Стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.


1.7. Ответственный исполнитель региональной (муниципальной) программы обеспечивает ее разработку, координацию деятельности соисполнителей и участников региональной (муниципальной) программы, а также мониторинг ее реализации и предоставление отчетности о достижении целевых показателей (индикаторов) региональной (муниципальной) программы.

2. Содержание региональных (муниципальных) программ


С учетом требований, установленных Правилами предоставления федеральной субсидии на 2017 г. в региональную (муниципальную) программу рекомендуется включать следующие разделы:

(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 декабря 2017 года N 1696/пр. - См. предыдущую редакцию)

а) титульный лист, включающий:

- наименование программы;

- наименование субъекта Российской Федерации (муниципального образования), на территории которой реализуется программа;

- сроки и этапы реализации программы в целом;

- номер и дату нормативного правового акта об утверждении программы;

б) текстовую часть программы, включающую:

- характеристику текущего состояния сектора благоустройства в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации (отдельном муниципальном образовании - для муниципальной программы);

- описание приоритетов региональной (муниципальной) политики в сфере благоустройства, формулировка целей и постановка задач программы;

- прогноз ожидаемых результатов реализации программы, характеристику вклада субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления) в достижение результатов Приоритетного проекта;

- объем средств, необходимых на реализацию программы за счет всех источников финансирования на каждый год реализации программы;

- мероприятия, предусмотренные разделом 3 настоящих Методических рекомендаций;

в) приложения к программе, в том числе:

паспорт программы (примерная форма предусмотрена в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям);

сведения о показателях (индикаторах) программы (примерная форма предусмотрена в приложении N 2 к настоящим Методическим рекомендациям);

сведения об основных мероприятиях программы (примерная форма предусмотрена в приложении N 3 к настоящим Методическим рекомендациям);

сведения о ресурсном обеспечении программы за счет всех источников финансирования с расшифровкой по главным распорядителям средств областного бюджета, целевым программам, основным мероприятиям подпрограмм, а также по годам реализации (примерная форма предусмотрена в приложении N 4 к настоящим Методическим рекомендациям);

(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 декабря 2017 года N 1696/пр. - См. предыдущую редакцию)

план реализации программы (примерная форма предусмотрена в приложении N 5 к настоящим Методическим рекомендациям);

(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 21 декабря 2017 года N 1696/пр. - См. предыдущую редакцию)

г) сведения о софинансировании за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации муниципальных программ;

д) иные мероприятия по усмотрению субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

3. Содержание текстовой части региональных (муниципальных) программ

3.1. Характеристика текущего состояния сферы благоустройства в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации.

3.1.1. В данный раздел рекомендуется включать информацию о состоянии сферы благоустройства в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации (для муниципальных программ), в субъекте Российской Федерации (для региональных программ), численность населения в которых составляет более 1000 человек, за период, составляющий не менее 3 лет, предшествующих году начала реализации региональной (муниципальной) программы.

3.1.2. Региональную (муниципальную) программу рекомендуется разрабатывать с учетом проведенной на территории субъекта Российской Федерации оценки потребностей и спроса населения в реализации комплексных проектов благоустройства. При описании текущего состояния городской среды муниципального образования целесообразно выделить наиболее интенсивно используемые жителями территории, территории жилой застройки, общественные территории, территории, приспособленные для выполнения разнообразных функций (далее - многофункциональные территории), дворовые пространства и другие).

3.1.3. Оценку состоянии сферы благоустройства в муниципальных образованиях рекомендуется проводить по следующим показателям:

1) количество и площадь благоустроенных дворовых территорий (обеспеченных твердым покрытием, позволяющим комфортное передвижение по основным пешеходным коммуникациям в любое время года и в любую погоду, освещением, игровым оборудованием для детей возрастом до пяти лет и набором необходимой мебели, озеленением, оборудованными площадками для сбора отходов);

2) доля благоустроенных дворовых территорий от общего количества дворовых территорий;

3) охват населения благоустроенными дворовыми территориями (доля населения, проживающего в жилом фонде с благоустроенными дворовыми территориями от общей численности населения муниципального образования субъекта Российской Федерации);

4) количество и площадь площадок, специально оборудованных для отдыха, общения и проведения досуга разными группами населения (спортивные площадки, детские площадки, площадки для выгула собак и другие);

5) доля населения, имеющего удобный пешеходный доступ площадками, специально оборудованным для отдыха, общения и проведения досуга, от общей численности населения муниципального образования субъекта Российской Федерации. Под удобным пешеходным доступом по смыслу настоящих Методических рекомендаций понимается возможность для пользователя площадки дойти до нее по оборудованному твердым покрытием и освещенному маршруту в течение не более чем пяти минут;

6) количество общественных территорий (парки, скверы, набережные и т.д.);

7) доля и площадь благоустроенных общественных территорий (парки, скверы, набережные и т.д.) от общего количества таких территорий;

8) доля и площадь общественных территорий (парки, скверы, набережные и т.д.) от общего количества таких территорий, нуждающихся в благоустройстве;

9) площадь благоустроенных общественных территорий, приходящихся на 1 жителя муниципального образования;

10) объем финансового участия граждан, организаций в выполнении мероприятий по благоустройству дворовых территорий, общественных территорий (при наличии такой практики);

11) информация о наличии трудового участия граждан, организаций в выполнении мероприятий по благоустройству дворовых территорий, общественных территорий (при наличии такой практики);

12) иные показатели по усмотрению субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

3.1.4. В целях организации процесса комплексного благоустройства по результатам оценки текущего состояния сферы благоустройства в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации, в том числе оценки состояния дворовых территорий, рекомендуется составить итоговый документ, содержащий инвентаризационные данные о территории и расположенных на ней элементах (паспорт благоустройства территорий), который позволит оптимизировать как процесс ухода и содержания территории, так и ее дальнейшего развития (например, осуществить проектирование и строительство детских площадок, размещение мест отдыха, выделение дополнительных мест для парковки и т.д.).

3.1.5. Паспорт рекомендуется разрабатывать по результатам натурного обследования территории и расположенных на ней элементов.

3.1.6. В паспорте рекомендуется указать границы и общую площадь территории, присутствующие и планируемые к размещению объекты благоустройства и их характеристики (в том числе общий уровень благоустройства - состояние дорожного покрытия, освещенность территории, наличие и состояние малых архитектурных форм, и т.д.). Состав и форма паспорта благоустройства территории определяются субъектом Российской Федерации (органами местного самоуправления). Паспорт рекомендуется сопровождать картографическими материалами (то есть нанести объекты благоустройства на карту).

3.1.7. По результатам оценки целесообразно описать ключевые проблемы территории, на которых предполагается реализация мероприятий по благоустройству. К проблемам могут быть отнесены низкий уровень общего благоустройства территории, низкий уровень экономической привлекательности территории из-за наличия инфраструктурных проблем, наличие на территории ветхих и аварийных зданий и сооружений, неудовлетворительный внешний вид зданий, находящихся в муниципальной и государственной собственности, значительная доля населения с низкими доходами и другие.

Также рекомендуется дать оценку общего состояния городской среды на территории данного муниципального образования для того, чтобы оценить целесообразность затрат на отдельные проекты и возможную реакцию населения на их реализацию.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»