РЕШЕНИЕ
от 26 декабря 2016 года N 20
О Программе формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза
В соответствии со статьями 81 и 104 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года Высший Евразийский экономический совет
решил:
1. Утвердить прилагаемую Программу формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза.
2. Государствам - членам Евразийского экономического союза совместно с Евразийской экономической комиссией подготовить и представить для рассмотрения Евразийским межправительственным советом:
до 1 апреля 2017 г. - предложения об использовании существующих в государствах-членах торговых площадок, в том числе об их модернизации (при необходимости), или о создании новых торговых площадок для организации централизованной торговли электрической энергией в рамках общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза, а также о механизме привлечения внебюджетных источников для финансирования модернизации или создания таких торговых площадок;
до 1 мая 2017 г. - предложения о финансировании мероприятий по формированию общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза (за исключением мероприятий по формированию системы информационного обмена, обеспечивающей взаимодействие субъектов общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза) с указанием предварительных объемов финансирования по соответствующим источникам финансирования;
до 1 января 2018 г. - предложения о возможности использования интегрированной информационной системы Евразийского экономического союза и (или) иных (в том числе существующих) механизмов для формирования системы информационного обмена, обеспечивающей взаимодействие субъектов общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза, а также предложения о финансировании мероприятий по формированию такой системы информационного обмена.
Члены Высшего
Евразийского экономического совета:
от Республики Армения
от Республики Беларусь
от Республики Казахстан
от Кыргызской Республики
от Российской Федерации
Программа формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза
Общий электроэнергетический рынок Евразийского экономического союза (далее - Союз) - это система отношений между субъектами внутренних оптовых электроэнергетических рынков государств - членов Союза (далее - государства-члены) на основе параллельно работающих электроэнергетических систем, связанная с куплей-продажей электрической энергии (мощности), действующая на основании актов, регулирующих общий электроэнергетический рынок Союза, и соответствующих договоров между субъектами общего электроэнергетического рынка Союза.
Формирование общего электроэнергетического рынка Союза осуществляется на основании принципов, указанных в пункте 5 Протокола об обеспечении доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики (приложение N 21 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года).
В соответствии со статьями 81 и 104 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор) Решением Высшего Евразийского экономического совета от 8 мая 2015 г. N 12 утверждена Концепция формирования общего электроэнергетического рынка Евразийского экономического союза (далее - Концепция).
Настоящая Программа разработана на основе Концепции в соответствии с пунктом 2 статьи 81 Договора.
Пунктом 2 статьи 104 Договора определены следующие сроки формирования общего электроэнергетического рынка Союза:
утверждение настоящей Программы - до 1 июля 2016 г.;
выполнение мероприятий настоящей Программы - до 1 июля 2018 г.
Целями выполнения настоящей Программы являются обеспечение готовности государств-членов к участию субъектов электроэнергетических рынков государств-членов в общем электроэнергетическом рынке Союза и создание условий для эффективного функционирования общего электроэнергетического рынка Союза.
Настоящая Программа включает комплекс взаимоувязанных организационных, технологических и других мероприятий, обеспечивающих формирование общего электроэнергетического рынка Союза, последовательность действий, сроки их реализации, исполнителей, источники финансирования, а также разработку актов органов Союза, регулирующих общий электроэнергетический рынок Союза.
В результате выполнения мероприятий настоящей Программы будут сформированы субъектный состав, методическая, организационная, инфраструктурная, технологическая и правовая основы общего электроэнергетического рынка Союза.
Понятия, используемые в настоящей Программе, применяются в значениях, определенных в Договоре и Концепции.
Разделом XIII Концепции определены следующие этапы формирования общего электроэнергетического рынка Союза:
этап I (2015 год - I и II кварталы 2016 г.) - разработка и утверждение настоящей Программы;
этап II (III и IV кварталы 2016 г. - I и II кварталы 2018 г.) - выполнение мероприятий настоящей Программы. Основным результатом данного этапа должно стать создание всех необходимых правовых, институциональных, технологических и других условий, обеспечивающих функционирование общего электроэнергетического рынка Союза.
На данном этапе необходимо в том числе:
сформировать технологическую основу общего электроэнергетического рынка Союза;
разделить в вертикально интегрированных структурах конкурентные и монопольные виды деятельности;
разработать акты, регулирующие общий электроэнергетический рынок Союза, в соответствии с планом мероприятий по формированию общего электроэнергетического рынка Союза согласно приложению;
этап III (III и IV кварталы 2018 г. - I и II кварталы 2019 г.) - обеспечение функционирования технологической основы общего электроэнергетического рынка Союза, вступление в силу международного договора о формировании общего электроэнергетического рынка Союза, содержащего в том числе единые правила доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики (далее - международный договор).
После 1 июля 2019 г. развитие и функционирование общего электроэнергетического рынка Союза регулируются международным договором, актами органов Союза и законодательством государств-членов.
Субъектный состав общего электроэнергетического рынка Союза определяется поэтапно:
до создания общего рынка газа Союза субъектный состав общего электроэнергетического рынка Союза определяется в соответствии с разделом VI Концепции, пунктом 2 Решения Высшего Евразийского экономического совета от 8 мая 2015 г. N 12 и законодательством государств-членов;
после создания общего рынка газа Союза субъектный состав общего электроэнергетического рынка Союза функционирует в соответствии с законодательством государств-членов и положениями международного договора.
Переходные положения, касающиеся этапов развития и функционирования общего электроэнергетического рынка Союза, будут включены в международный договор.
Права и обязанности субъектов общего электроэнергетического рынка Союза устанавливаются законодательством государств-членов в сфере электроэнергетики и предусмотренными разделом VIII настоящей Программы актами, регулирующими общий электроэнергетический рынок Союза, включая:
правила взаимной торговли электрической энергией на общем электроэнергетическом рынке Союза, содержащие в том числе порядок доступа на общий электроэнергетический рынок Союза (далее - правила взаимной торговли электрической энергией);
правила информационного обмена.
Государствами-членами при формировании субъектного состава общего электроэнергетического рынка Союза обеспечивается разделение конкурентных и монопольных видов деятельности в вертикально интегрированных структурах.
С целью создания условий для функционирования общего электроэнергетического рынка Союза:
разрабатываются правила информационного обмена, предусматривающие порядок обмена технологической информацией в объеме, достаточном для годового, месячного, суточного и внутрисуточного планирования режимов работы электроэнергетических систем, формирования расчетных моделей энергосистем и взаимодействия системных операторов в процессе планирования, управления режимами параллельной работы электроэнергетических систем государств-членов, выполнения необходимых функций по технологическому обеспечению функционирования общего электроэнергетического рынка Союза, а также порядок взаимного обмена и раскрытия государствами-членами информации о субъектном составе общего электроэнергетического рынка Союза;
формируется система информационного обмена, обеспечивающая взаимодействие субъектов общего электроэнергетического рынка Союза на основе данных о функционировании электроэнергетических систем и электроэнергетических рынков государств-членов;
формируется электронная система торговли, обеспечивающая проведение централизованных торгов по срочным контрактам;
формируется электронная система торговли, обеспечивающая проведение централизованных торгов на сутки вперед;
разрабатываются технические требования к системам коммерческого учета электрической энергии, информационным системам обмена данными и каналам связи, обеспечивающим взаимодействие субъектов общего электроэнергетического рынка Союза, а также обеспечивается исполнение указанных требований.
Обеспечение надежной параллельной работы электроэнергетических систем государств-членов должно осуществляться в соответствии с Договором об обеспечении параллельной работы электроэнергетических систем государств - участников Содружества Независимых Государств от 25 ноября 1998 года в рамках принятых государством-членом обязательств и двусторонними договорами об обеспечении параллельной работы электроэнергетических систем государств-членов.
Разработка механизма распределения пропускной способности межгосударственных линий электропередачи (далее - пропускная способность) предусмотрена абзацем пятым раздела V Концепции.
Пропускная способность может использоваться в том числе для обеспечения взаимной торговли электрической энергией между участниками общего электроэнергетического рынка Союза, межгосударственной передачи электрической энергии, а также для обеспечения устойчивой работы электроэнергетических систем государств-членов.
С целью создания механизма распределения пропускной способности разрабатываются правила определения и распределения пропускной способности, предусматривающие:
порядок распределения и использования пропускной способности;
порядок взаимодействия инфраструктурных организаций с целью взаимного обмена информацией о пропускной способности и об объемах заключенных договоров;
порядок определения наличия технических возможностей, учитывающий следующую приоритетность определения технической возможности межгосударственной передачи электрической энергии (мощности), установленную пунктом 7 Протокола об обеспечении доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики (приложение N 21 к Договору):
обеспечение внутренних потребностей в электрической энергии (мощности) государства-члена, через электроэнергетическую систему которого планируется осуществление межгосударственной передачи;
обеспечение межгосударственной передачи электрической энергии (мощности) из одной части электроэнергетической системы государства-члена в другую ее часть через электроэнергетическую систему сопредельного государства-члена;
обеспечение межгосударственной передачи электрической энергии (мощности) через электроэнергетическую систему государства-члена из электроэнергетической системы одного государства-члена в электроэнергетическую систему другого государства-члена;
обеспечение межгосударственной передачи электрической энергии (мощности) через электроэнергетическую систему государства-члена в целях исполнения обязательств в отношении субъектов электроэнергетики третьих государств.
Существующие межгосударственные линии электропередачи позволяют организовать функционирование общего электроэнергетического рынка Союза после вступления в силу международного договора.
Развитие инфраструктуры общего электроэнергетического рынка Союза в интересах его участников и взаимодействие государств-членов по вопросам развития межгосударственных электрических сетей осуществляются в соответствии с разделом X Концепции.
С целью развития межгосударственных электрических сетей разрабатывается положение о развитии межгосударственных электрических сетей, предусматривающее:
порядок подготовки предложений по согласованию сроков и параметров сооружения межгосударственных линий электропередачи;
механизм развития межгосударственных электрических сетей;
определение организаций государств-членов, уполномоченных на подготовку предложений по развитию межгосударственных электрических сетей, согласованию сроков и параметров сооружения межгосударственных линий электропередачи.
Развитие взаимной торговли электрической энергией между участниками общего электроэнергетического рынка Союза по свободным двусторонним договорам (далее - взаимная торговля электрической энергией по свободным двусторонним договорам) осуществляется в соответствии с абзацами вторым и шестым раздела V Концепции.