МОСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

от 27 декабря 2016 года N 3а-716/16

     

[О признании частично недействующими Закона Московской области N 74/2005-ОЗ "О статусе и границах Дмитровского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований" и  Закона Московской области N 227/2015-ОЗ "О границе городского округа Мытищи" от 16.12.2015 года]



Московский областной суд в составе: председательствующего судьи Елизаровой М.Ю. с участием прокурора Московской областной прокуратуры Козловой О.А. при секретаре Клевцовой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Гусевой Елены Николаевны о признании недействующим Закона Московской области N 74/2005-ОЗ "О статусе и границах Дмитровского муниципального района МО и вновь образованных в его составе муниципальных образований" и Закона N 227/2015-ОЗ "О границе городского округа Мытищи" в части,

установил:

Гусева Е.Н. обратилась в Московский областной суд с административным иском, уточняя заявленные требования, просит признать Закон Московской области N 74/2005 ОЗ "О статусе и границах Дмитровского муниципального района МО и вновь образованных в его составе муниципальных образований" в части установления границ Дмитровского муниципального района в геодезических точках 2108,2109 (координаты в системе МСК 50) Приложения 2 и Закон Московской области N 227/2015-ОЗ "О границе городского округа Мытищи" в части установления границ городского округа Мытищи в геодезических точках 1119, 1120 (координаты в системе МСК 50) Приложения 2.

В обоснование требований Гусева Е.Н. указала, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 900 кв. метров, с кадастровым номером 50:04:0051001:132. Участок был предоставлен постановлением главы администрации поселка Некрасовский Дмитровского района Московской области в 1994 году и расположен с юго-восточной стороны от участка N 9 по улице Дружба в поселке Некрасовский, имеет адрес: Московская область, Дмитровский район, пос.Некрасовский, ул.Дружбы, участок 9а. Уточняя границы земельного участка на местности после проведения работ по его межеванию, обратилась 13 января 2016 года в Росреестр для осуществления кадастрового учета объекта. Решением от 25 января 2016 года Росреестр приостановил государственную регистрацию учета земельного участка, указав, что граница земельного участка с кадастровым номером 50:04:0051001:132 пересекает границу земельного участка с кадастровым номером 50:12:0020206:74, одна из границ земельного участка пересекает границы муниципального образования Дмитровского муниципального района, муниципального образования Мытищинский муниципальный район, муниципального образования Федоскинское с/п населенного пункта д.Сухарево Мытищинского района Московской области. Границы городского округа Мытищи и границы Дмитровского муниципального района Московской области установлены. Границы земельных участков, установленные оспариваемыми Законами в части геодезических точек 2108, 2109, 1119, 1120 пересекают принадлежащий ей земельный участок, предназначенный под личное подсобное хозяйство, при этом большая часть участка оказывается на территории городского округа Мытищи, тогда как сам участок относиться к поселку Некрасовский Дмитровского муниципального района Московской области. Полагает, что границы изменены без учета мнения жителей поселка, она лишена возможности реализации права по уточнению местоположения участка и внесению сведений о границах земельного участка в государственный кадастр объектов недвижимости.

Представители Губернатора Московской области Горячева Ю.И., Московской областной Думы Мерцалова Т.С., Министерства по делам территориальной политики Московской области и администрации Дмитровского муниципального района Московской области с заявленными требованиями не согласились, ссылались на то, что оспариваемые Законы приняты в пределах полномочий органов государственной власти Московской области, не противоречат какому-либо федеральному закону, либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Администрация городского округа Мытищи представителя в суд не направила, в отзыве возражала против заявленных требований, указав, что оспариваемые координаты первоначально были установлены для границ Мытищинского муниципального района Законом Московской области от 29 декабря 2004 года N 198/200-ОЗ (точки 984-990). В настоящее время в оспариваемых координатах установлены границы городского округа Мытищи Закон Московской области от 16 декабря 2015 года N 22/15 (точки 1120-1114). Границы являются действующими. Порядок установления границ муниципальных образований соблюден. Оспариваемые законы приняты в соответствии с требованиями Федерального закона N 131-ФЗ. Границы двух муниципальных образований были образованы задолго до образований земельного участка административного истца, как объекта гражданских прав. Сведения о местоположении земельного участка Гусевой Е.Н. содержащиеся в межевом плане, подготовленном кадастровым инженером, указаны со слов административного истца, картографический материал отсутствует. Право распоряжения земельными участками, расположенными в границах Мытищинского района у органа местного самоуправления поселка Некрасовский отсутствовало. Удовлетворение требований приведет к нарушению прав муниципального образования городской округ Мытищи.

Городское поселение Некрасовский Дмитровского муниципального района Московской области в суд представителя не направило, извещено.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, заслушав свидетеля, заключение прокурора Козловой О.А., полагавшей, что требования подлежат удовлетворению, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лиц, в отношении которых применен этот акт, а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с пунктами 2 и 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

В соответствии с пунктом 36 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится определение границ муниципальных образований в установленном порядке.

Статьей 10 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) предусмотрено, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11-13 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 85 Федерального закона N 131-ФЗ в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 01 марта 2005 года должны установить границы муниципальных образований и наделить соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа и муниципального района.

Часть 3 статьи 85 того же Закона допускает утверждение границ муниципальных образований в виде картографического описания, при этом границы муниципальных образований подлежат описанию и утверждению в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства не позднее 01 января 2015 года.

Таким образом, границы муниципальных образований Московской области подлежали описанию и утверждению в соответствии с градостроительным и земельным законодательством.

Требования к установлению границ муниципальных образований установлены статьей 11 Федерального закона N 131-ФЗ.

В силу пунктов 12 и 16 части 1 статьи 11 Федерального закона N 131-ФЗ территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения, а территория поселения должна полностью входить в состав территории муниципального района.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 11 Федерального закона N 131-ФЗ при установлении границ муниципальных образований должен быть соблюден принцип, согласно которому территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения.

Судом установлено, что в соответствии с приведенными выше положениями в Московской области в указанный период законами Московской области устанавливались границы муниципальных образований, они наделялись соответствующим статусом, в том числе, приняты Закон Московской области N 74/2005-ОЗ "О статусе и границах Дмитровского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований" и Закон Московской области N 198/2004-ОЗ "О статусе и границах Мытищинского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований".

18 июля 2011 года Совет депутатов Дмитровского муниципального района внес в Московскую областную Думу проект закона Московской области "О внесении изменений в Закон Московской области "О статусе и границах Дмитровского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований".

Правительством Московской области были приняты постановления от 16.08.2007 N 608/30 "Об утверждении перечня мероприятий по описанию и утверждению границ муниципальных образований Московской области в 2007 году", от 03.04.2008 N 242/11 "Об утверждении перечня мероприятий по описанию и утверждению границ муниципальных образований Московской области в 2008 году", от 13.05.2009 N 373/19 "Об утверждении перечня мероприятий по описанию и утверждению границ муниципальных образований Московской области в 2009 году".

На основании указанных постановлений Правительства Московской области проведены аэрофотосъемка, фотограмметрические работы, собрана информация об объектах землеустройства и определено местоположение границ муниципальных образований в соответствии с земельным и градостроительным законодательством.

По итогам указанных работ составлены карты (планы) Дмитровского муниципального района и входящих в его состав муниципальных образований, которые основаны на описании границ данных муниципальных образований, изложенном в действующей редакции Закона Московской области "О статусе и границах Дмитровского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований", и описывают их с помощью геодезических методов.

В соответствии с названными документами разработаны карты (схемы), уточненное описание и геодезические данные границ Дмитровского муниципального района и входящих в его состав муниципальных образований.

На картах (схемах) изображен графический контур прохождения границ Дмитровского муниципального района и входящих в его состав муниципальных образований по основным поворотным точкам, которые располагаются с севера по часовой стрелке. Геодезические данные задают координаты всех поворотных точек границ в системе координат МСК-50.

При этом проект закона содержит норму о том, что геодезические данные являются приоритетными и применяются для установления прохождения границы Дмитровского муниципального района и входящих в его состав поселений на местности, а также при рассмотрении вопросов градостроительства и землеустройства.

Изменение местонахождения или границ объектов (в том числе земельных участков, микрорайонов, лесных кварталов), переименование, реорганизация или ликвидация землепользователей, указанных в приложении 1 к настоящему Закону, а также изменение рельефа местности не влекут изменения границ Дмитровского муниципального района и входящих в его состав поселений.

10 октября 2010 года состоялось голосование по вопросу изменения границ городских поселений Дмитров и Яхрома Дмитровского муниципального района, по результатам которого населением было поддержано включение деревень Животино, Круглино и Степаново в состав городского поселения Яхрома Дмитровского муниципального района. Советами депутатов поселений приняты соответствующие решения об изменении границ поселений.

В связи с тем, что законами Московской области о статусе и границах Талдомского и Солнечногорского муниципальных районов граница Дмитровского муниципального района была изменена, а также пересчитана с помощью аналитического метода расчета по координатам, обладающего меньшей погрешностью по сравнению с ранее используемым методом подсчета, площадь Дмитровского муниципального района составила 218202 га, а не 218600 га, как закреплено в действующей (на момент внесения законопроекта) редакции Закона Московской области "О статусе и границах Дмитровского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований".

Карта (схема), описание и геодезические данные прохождения границ Дмитровского муниципального района и входящих в его состав поселений согласованы со всеми сопредельными муниципальными образованиями.

Проект закона был рассмотрен и принят постановлением Московской областной Думы "О Законе Московской области "О внесении изменений в Закон Московской области "О статусе и границах Дмитровского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований" и Закон Московской области "О статусе и границах Солнечногорского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований" от 03.11.2011 N 15/174-П.

Указанным Законом Московской области были установлены геодезические данные границы Дмитровского муниципального района (точки 2107-2112), городского поселения Некрасовский (точки 117-122) в полном соответствии с данными, представленными в проекте закона.

Закон Московской области опубликован в газете "Ежедневные Новости. Подмосковье", N 217, 23.11.2011 (Закон, приложения 1, 2 (начало)), "Ежедневные Новости. Подмосковье", N 218, 24.11.2011 г.

11 декабря 2008 года Совет депутатов Мытищинского муниципального района внес в Московскую областную Думу проект закона Московской области "О внесении изменений в Закон Московской области "О статусе и границах Мытищинского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципапьных образований".

Проект закона был рассмотрен и принят постановлением Московской областной Думы "О Законе Московской области "О внесении изменений в Закон Московской области "О статусе и границах Мытищинского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований" от 28.05.2009 N 7/81-П.

Закон Московской области N 64/2009-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О статусе и границах Мытищинского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований" опубликован в газете "Ежедневные Новости. Подмосковье", N 112, 19.06.2009 г.

В соответствии с Законом Московской области N 147/2015-ОЗ "Об организации местного самоуправления на территории Мытищинского муниципального района" состав территории Мытищинского муниципального района изменен путем объединения территорий поселений, входящих в состав Мытищинского муниципального района, без изменения границ района. Городское поселение, образованное путем указанного изменения состава территории Мытищинского муниципального района наделено статусом городского округа.

Закон Московской области N 147/2015-ОЗ "Об организации местного самоуправления на территории Мытищинского муниципального района" вступил в силу 4 октября 2015 года. С указанной даты на территории Мытищинского муниципального района образован городской округ Мытищи.

В соответствии со статьями 10, 11, 85 Федерального закона граница городского округа Мытищи подлежала установлению в соответствии с градостроительным и земельным законодательством.

Во исполнение указанных положений Федерального закона 23 ноября 2015 года Губернатором Московской области в Московскую областную Думу внесен проект закона Московской области "О границе городского округа Мытищи" (сопроводительное письмо Губернатора Московской области от 23.11.2015 N Исх-18975).

Проект закона был рассмотрен и принят постановлением Московской областной Думы "О Законе Московской области "О границе городского округа Мытищи" от 03.12.2015 N 19/148-П. Данным законом были установлены геодезические данные границы городского округа Мытищи (точки 1116-1121) в полном соответствии с данными, представленными в проекте закона.

Закон Московской области N 227/2015-ОЗ "О границе городского округа Мытищи" опубликован на официальном Интернет-портале Правительства Московской области http://www.mosreg.ru, 18.12.2015, в газете "Ежедневные Новости. Подмосковье", N 242, 24.12.2015.

Суд, оценив представленные доказательства, приходит к выводу, что оспариваемые Законы Московской области были приняты Московской областной Думой в пределах полномочий по вопросам, отнесенным к ее ведению, процедура и их утверждение соответствует требованиям закона. Административным истцом полномочия и порядок принятия не оспаривается.

Предъявляя требования Гусева Е.Н. ссылалась на то, что Законы МО установившие границу Дмитровского муниципального района и городского округа Мытищи в части геодезических точек 2108, 2109, 1119, 1120 противоречат требованиям федерального законодательства, поскольку границы муниципальных образований нарушают целостность исторически сложившейся территории поселка Некрасовский Дмитровского муниципального района, а права заявителя нарушены, в частности, тем, что принадлежащий ей с 1994 года земельный участок по улице Дружба в поселке Некрасовский частично включен в территорию иного муниципального образования с 2015 года - городского округа Мытищи.

Из представленных заявителем материалов усматривается, что решением исполкома Некрасовский поселкового Совета народных депутатов N 14/258 от 13 декабря 1991 года Гусевой Е.Н. в дополнение к занимаемому участку дома N 8/10 по ул.Дружба поселка Некрасовский во временное пользование для посадки овощей выделен земельный участок площадью 900 кв. метров. Схема расположения участка приложена к решению.

Постановлением Главы администрации поселка Некрасовский Дмитровского района Московской области от N 227 от 19 июля 1994 года земельный участок площадью 900 кв. метров, расположенный с юго-восточной части со стороны участка N 9 по ул.Дружба поселка Некрасовский передан Гусевой Е.Н. в собственность.

Распоряжением Главы администрации поселка Некрасовский от 05 июля 1997 года участку присвоен адрес: Московская область, Дмитровский район, поселок Некрасовский ул.Дружба дом 9а. 26 августа 1999 года за Гусевой Е.Н. на данный участок для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства, кадастровый номер 50:4:03:5:09:9а зарегистрировано право собственности.

По данным государственного кадастра объектов недвижимости граница земельного участка площадью 900 кв. метров, расположенного по адресу: Московская область, Дмитровский район поселок Некрасовский улица Дружба дом 9а не установлена на местности. Сведения о земельном участке внесены в ГКН 05 февраля 2014 года, участок имеет кадастровый номер 50:04:0051001:132. Объект имеет статус ранее учтенный, предыдущий кадастровый номер объекта 50:64:03:5:09:9а (л.д.27).

В ходе рассмотрения дела установлено, что на земельном участке истицей возведено строение, участок огорожен забором и используется по назначению.

Для уточнения границ земельного участка на местности, проведены межевые работы, истица обратилась в Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области с заявлением.

Органом кадастрового учета 25 января 2016 года вынесено решение N 16/РКФ-20761 о приостановлении осуществления кадастрового учета по тем мотивам, что граница указанного земельного участка пересекает границу земельного участка с кадастровым номером 50:12:0020206:74. Одна из границ земельного участка пересекает границы муниципального образования Дмитровский муниципальный район, муниципального образования Мытищинский муниципальный район, муниципального образования Федоскинское населенного пункта Сухарево Мытищинского муниципального района Московской области.

Административным истцом представлено решение Дмитровского городского суда Московской области от 10 августа 2016 года согласно которого удовлетворены требования Гусевой Е.Н. и исправлена кадастровая ошибка в сведениях о местоположении границ координат характерных точек земельного участка с кадастровым номером 50:12:0020206:74 площадью 509339 кв. метров, принадлежащего ООО "Проспект", расположенного западнее деревни Сухарево Мытищинского муниципального района Московской области. Данным судебным актом установлено, что при определении координат характерных точек границ приведенного выше земельного участка допущена кадастровая ошибка, границы участка не соответствуют фактическим границам участка, что нарушает права Гусевой Е.Н. Решение вступило в законную силу (л.д.144 том 1).

Представители Московской областной Думы, Губернатора Московской области, Министерства по делам территориальных образований Московской области подтвердили в судебном заседании, что впервые были установлены границы Мытищинского муниципального района Московской области.

Из текстов оспариваемых Законов, как первоначальной редакции, так и после внесения изменений усматривается, что до их принятия границы муниципальных образований были утверждены в виде картографического описания, впоследствии установлены геодезические данные.