Министерство экономического развития Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ

ПИСЬМО

от 27 января 2017 года N 14-00929-ГЕ/17


[О зачисления в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации государственной пошлины за государственный кадастровый учет недвижимого имущества и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг]



Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, руководствуясь положениями статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК), с целью установления единообразной практики применения норм действующего законодательства просит дать разъяснения по следующим вопросам.

1. Согласно статье 13 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) осуществляется органом регистрации прав:

1) в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации;

2) в порядке межведомственного информационного взаимодействия - при внесении дополнительных сведений об объекте недвижимого имущества, при внесении сведений в реестр границ, а также в установленных Законом N 218-ФЗ случаях сведений о лице, за которым зарегистрировано право на объект недвижимости, а также лице, в пользу которого установлены ограничения права, обременения объекта недвижимости;

3) в уведомительном порядке - при внесении в установленных Законом N 218-ФЗ случаях дополнительных сведений, внесение которых в ЕГРН не влечет за собой переход, прекращение права, ограничение права или обременение объекта недвижимости.

В соответствии со статьей 38 Закона N 218-ФЗ в ЕГРН в уведомительном порядке вносятся в том числе:

сведения об адресе электронной почты и (или) о почтовом адресе, по которым осуществляется связь с лицом, чье право на объект недвижимости зарегистрировано, а также лицом, в пользу которого зарегистрировано ограничение права и обременение объекта недвижимости;

сведения о назначении единого недвижимого комплекса и предприятия как имущественного комплекса.

Указанные сведения вносятся в ЕГРН на основании заявления собственника или его законного представителя.

При этом Закон N 218-ФЗ и изданные в его развитие нормативные правовые акты различают заявления о внесении изменений в записи ЕГРН и о внесении в ЕГРН дополнительных сведений в уведомительном порядке (для последних используется форма, предусмотренная приложением N 2 к приказу Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 920).

Подпунктом 27 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК) установлены размеры государственной пошлины за внесение изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (с 01.01.2017 ЕГРН), за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктом 32 пункта 1 данной статьи НК.

Поскольку НК не установлено иное, учитывая положения статьи 3 НК, полагаем, что внесение в ЕГРН дополнительных сведений в уведомительном порядке должно осуществляться без уплаты государственной пошлины.

2. Подпунктом 27 пункта 1 статьи 333.33 НК установлены размеры государственной пошлины за внесение изменений, как указано выше, в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (с 01.01.2017 ЕГРН), за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктом 32 пункта 1 данной статьи НК.

Подпунктами с 21 по 26, с 28 по 32 пункта 1 статьи 333.33 НК (равно как и в иных положениях НК) не установлены размеры государственной пошлины за осуществление соответствующих действий по государственному кадастровому учету. (При этом до 01.01.2017 в государственный кадастр недвижимости также могли вноситься изменения в содержащиеся в нем сведения об объектах недвижимости и (или) правообладателе по заявлению заинтересованных лиц, но обязанность уплатить государственную пошлину в этом случае НК также не была установлена.)

В соответствии с письмом Минфина России от 29.12.2016 N 03-05-04-03/79179 до приведения в соответствие с Законом N 218-ФЗ положений подпунктов 27-30 пункта 1 статьи 333.33 НК указанные положения применяются после 01.01.2017 (после дня вступления в силу Закона N 218-ФЗ).

При этом согласно части 2 статьи 7 Закона N 218-ФЗ ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой и графической формах и состоит в том числе из:

1) реестра объектов недвижимости;

2) реестра прав, ограничений прав и обременении недвижимого имущества;

3) реестра сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, лесопарков, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), а также сведений о проектах межевания территорий (далее - реестр границ).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 218-ФЗ в реестр объектов недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости, в соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 218-ФЗ в реестр границ вносятся сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, территориальных зонах, территориях объектов культурного наследия, территориях опережающего социально-экономического развития, зонах территориального развития в Российской Федерации, об игорных зонах, о лесничествах, лесопарках, об особо охраняемых природных территориях, особых экономических зонах, охотничьих угодьях (данные сведения до 01.01.2017 вносились в государственный кадастр недвижимости).

Согласно части 1 статьи 9 Закона N 218-ФЗ в реестр прав, ограничений прав и обременении недвижимого имущества вносятся сведения о правах, об ограничениях прав и обременениях объектов недвижимости, о сделках с объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, а также дополнительные сведения, внесение которых в реестр прав на недвижимость не влечет за собой переход, прекращение, ограничения прав и обременение объектов недвижимости (данные сведения до 01.01.2017 вносились в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

Учитывая изложенное, в том числе письмо Минфина России от 29.12.2016 N 03-05-04-03/79179, полагаем, что подпункт 27 пункта 1 статьи 333.33 НК применяется только при внесении в ЕГРН изменений в части сведений, содержащихся в реестре прав, ограничений прав и обременении недвижимого имущества.

3. В соответствии со статьей 17 Закона N 218-ФЗ за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с НК.

Согласно пункту 3 статьи 333.18 НК государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме.

В данном случае юридически значимым действием является государственная регистрация прав.

На основании Закона N 218-ФЗ (в том числе статей 1, 29) государственная регистрация прав - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества, осуществление государственной регистрации прав включает в себя также прием заявления о государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов и выдачу документов после ее осуществления.

В соответствии с частью 2 статьи 18 Закона N 218-ФЗ заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в форме документов на бумажном носителе посредством личного обращения представляются независимо от места нахождения объекта недвижимости в подразделение органа регистрации прав или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) согласно перечню подразделений органа регистрации прав и МФЦ, который опубликован на официальном сайте.

При этом Законом N 218-ФЗ не установлено, где должны быть осуществлены государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав (внесение соответствующих записей в ЕГРН) - по месту приема (подачи) документов, по месту нахождения объекта недвижимости или по месту нахождения любого иного территориального органа Росреестра. В свою очередь, заявитель, представляя документы на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, не обязан знать, где непосредственно будут осуществлены учетно-регистрационные действия (внесены записи, принято соответствующее решение по представленным документам).

В соответствии с Правилами указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами, утвержденными приказом Минфина России от 12.11.2013 N 107н:

в реквизите "105" распоряжения о переводе денежных средств указывается значение кода, присвоенного территории муниципального образования (межселенной территории) или населенного пункта, входящего в состав муниципального образования в соответствии с ОКТМО, и состоящего из 8 или 11 знаков (цифр), при этом все знаки (цифры) кода ОКТМО одновременно не могут принимать значение ноль ("0");

при этом указывается код ОКТМО территории, на которой мобилизуются денежные средства от уплаты налога, сбора и иного платежа.

Доходы, поступившие в бюджетную систему Российской Федерации, подлежат распределению между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации и кодом ОКТМО в установленном Минфином России порядке.

Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (ОКТМО) предназначен для обеспечения систематизации и однозначной идентификации на всей территории Российской Федерации муниципальных образований и населенных пунктов, входящих в их состав, с отражением структуры и уровней территориальной организации местного самоуправления для решения задач сбора, автоматизированной обработки, представления и анализа информации в разрезе муниципальных образований в различных областях экономики, включая статистику, прогнозирование, налогообложение (ОК 033-2013. Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований, утвержденный приказом Росстандарта от 14.06.2013 N 159-ст).

Согласно статье 50 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК) в федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы также от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

государственной пошлины (за исключением государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, указанных в статьях 56, 61, 61.1, 61.2, 61.3, 61.4 и 61.5 БК, государственной пошлины, предусмотренной абзацем двадцать восьмым статьи 50 БК) - по нормативу 100 процентов;

государственной пошлины за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в МФЦ - по нормативу 50 процентов.

На основании пункта 2 статьи 56 БК в бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы также от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами налогов:

государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов), за исключением государственной пошлины, предусмотренной абзацем сорок шестым данного пункта, - по нормативу 100 процентов:

государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) за совершение федеральными органами исполнительной власти юридически значимых действий в случае подачи заявления и (или) документов, необходимых для их совершения, в МФЦ - по нормативу 50 процентов.

Учитывая изложенное, принимая также во внимание, что часть государственной пошлины должна быть направлена в бюджет того муниципального образования, которое учредило МФЦ, осуществившее прием документов на государственную регистрацию прав, полагаем, что государственная пошлина должна уплачиваться по месту нахождения подразделения органа регистрации прав, МФЦ, которые принимают заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы.С целью формирования единообразной практики применения норм действующего законодательства просим высказать позицию Минфина России по каждому из комментируемых вопросов в возможно короткий срок.

Г.Ю.Елизарова




Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
рассылка


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»