Статус документа
Статус документа

     
     РБ-118-17

     

РУКОВОДСТВО ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

"РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТРУКТУРЕ И СОДЕРЖАНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ ПО УЧЕТУ И КОНТРОЛЮ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЩЕНИЕ С ЯДЕРНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ, И ИНСТРУКЦИИ ПО УЧЕТУ И КОНТРОЛЮ ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ В ЗОНЕ БАЛАНСА МАТЕРИАЛОВ"



УТВЕРЖДЕНО приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27.02.2017 г. N 70

ВВЕДЕНО в действие с 27 февраля 2017 г.

     
     Руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по структуре и содержанию положения по учету и контролю ядерных материалов в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами, и инструкции по учету и контролю ядерных материалов в зоне баланса материалов".
(РБ-118-17) (далее - Руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля ядерных материалов" (НП-030-12), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 апреля 2012 г. N 255.


Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по структуре и содержанию положения по учету и контролю ядерных материалов в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами и инструкции по учету и контролю ядерных материалов в зоне баланса материалов.

Действие настоящего Руководства по безопасности распространяется на деятельность по обеспечению государственного учета и контроля ядерных материалов при их производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении.

Настоящее Руководство по безопасности предназначено для применения организациями, осуществляющими деятельность по обращению с ядерными материалами, независимо от их формы собственности и организационно-правовой формы.

Выпускается впервые.

________________

Разработано коллективом авторов в составе: Гареев М.Д., Субботин Е.П., Кушневский Л.Н., Аникина Т.М,. Василишина С.Ю. (ФБУ "НТЦ ЯРБ"), Боков Д.А. (Ростехнадзор).

I. Общие положения

1. Руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации по структуре и содержанию положения по учету и контролю ядерных материалов в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами, и инструкции по учету и контролю ядерных материалов в зоне баланса материалов" (РБ-118-17) (далее - Руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля ядерных материалов" (НП-030-12), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 апреля 2012 г. N 255 (далее - Основные правила).

2. Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по структуре и содержанию положения по учету и контролю ядерных материалов (далее - ЯМ) в организациях, осуществляющих обращение с ЯМ, и инструкции по учету и контролю ЯМ в зоне баланса материалов (далее - ЗБМ).

3. Действие настоящего Руководства по безопасности распространяется на деятельность по обеспечению государственного учета и контроля ЯМ при их производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении.

4. Настоящее Руководство по безопасности предназначено для применения организациями, осуществляющими деятельность по обращению с ЯМ (далее - организации), независимо от их формы собственности и организационно-правовой формы.

5. Требования Основных правил могут быть выполнены с использованием иных способов (методов), чем те, которые содержатся в настоящем Руководстве по безопасности, при обоснованности выбранных способов (методов) для обеспечения безопасности.

6. Разработку положения по учету и контролю ЯМ в организации (далее - Положение) рекомендуется осуществлять службе (подразделению) учета и контроля ЯМ организации, а к разработке инструкции по учету и контролю ядерных материалов в ЗБМ (далее - Инструкция) рекомендуется привлечь должностных лиц, организующих учет и контроль ЯМ в ЗБМ.

7. Положение и Инструкцию рекомендуется разрабатывать в объеме, позволяющем отразить в них все требования и процедуры по учету и контролю ЯМ. При этом в Положении рекомендуется отражать информацию по учету и контролю ЯМ в целом по организации и по всем ЗБМ организации, а в Инструкции - приводить детальную информацию по учету и контролю ЯМ с учетом специфики обращения с ЯМ в ЗБМ, для которой разрабатывается Инструкция.

8. Утверждение Положения и Инструкции рекомендуется осуществлять руководителю организации или уполномоченному руководителем должностному лицу (далее - руководитель организации). Положение и Инструкцию рекомендуется вводить в действие распорядительным документом организации, в котором указывается срок их введения в действие.

9. Если часть информации, которая указывается в Положении и Инструкции по учету и контролю ЯМ, содержится в других документах организации, то в Положении и Инструкции по учету и контролю ЯМ рекомендуется делать ссылки на эти документы.

II. Структура и содержание Положения по учету и контролю ядерных материалов в организации

10. Рекомендуемая структура Положения:

а) общие положения;

б) организация учета и контроля ЯМ в организации;

в) описание ЗБМ и зон отчетности;

г) перечень, формы, порядок ведения учетных и отчетных документов, порядок оперативно-технического учета;

д) учет и контроль при передачах ЯМ;

е) средства контроля доступа к ЯМ;

ж) система измерений в учете и контроле ЯМ;

з) проведение физических инвентаризаций ЯМ;

и) расследование аномалий в учете и контроле ЯМ;

к) меры учета и контроля ЯМ при авариях и чрезвычайных ситуациях;

л) административный контроль состояния учета и контроля ЯМ;

н) порядок подготовки и допуска персонала организации к работам по учету и контролю ЯМ.

При необходимости отражения каких-либо особенностей учета и контроля ЯМ в организации рекомендуется дополнить Положение необходимыми сведениями, которые могут быть помещены в дополнительные разделы.

11. Термины и определения, а также список сокращений, используемые в Положении, рекомендуется оформлять в виде приложений. При этом список сокращений рекомендуется составлять при наличии значительного их количества в тексте Положения.

12. В разделе Положения "Общие положения" рекомендуется отразить:

а) цели и задачи учета и контроля ЯМ в организации;

б) назначение и область применения Положения;

в) состав нормативной базы, использованной при разработке Положения;

г) подразделения организации и перечень должностных лиц, на которые распространяется действие Положения.

13. В разделе Положения "Организация учета и контроля ЯМ в организации" рекомендуется указать:

а) подразделения организации, на которые возложены задачи по учету и контролю ЯМ, их функциональную подчиненность;

б) распределение ответственности и обязанностей по учету и контролю ЯМ между должностными лицами и подразделениями организации;

в) перечень ЯМ, подлежащих учету и контролю в ЗБМ организации.

Кроме того, рекомендуется сделать ссылку на перечень нормативных правовых актов Российской Федерации, применяемых в организации в целях учета и контроля ЯМ.

Перечень нормативных правовых актов Российской Федерации, применяемых в организации в целях учета и контроля ЯМ, рекомендуется оформлять в виде приложения к Положению. Также в виде приложений к Положению рекомендуется оформлять перечни, образцы форм нормативных и распорядительных документов организации, в соответствии с которыми организован учет и контроль ЯМ.

14. В разделе Положения "Описание ЗБМ и зон отчетности" рекомендуется:

а) привести перечень ЗБМ в организации с указанием категории ЯМ для ЗБМ;

б) для каждой ЗБМ: привести описание физических границ, структуры (перечень подразделений организации, входящих в ЗБМ); указать категорию ЯМ в ЗБМ; привести перечень ключевых точек измерений (далее - КТИ) ЯМ с указанием их назначения; указать периодичность проведения физических инвентаризаций (далее - ФИ) ЯМ в ЗБМ; указать виды и формы ЯМ в ЗБМ; привести описание мест размещения ЯМ в ЗБМ, описание или схему перемещений ЯМ в ЗБМ (включая перемещения как внутри ЗБМ, так и в/из ЗБМ с указанием КТИ, информацию о местах образования возможных потерь ЯМ (или информацию о том, что такие места отсутствуют), перечень применяемых в ЗБМ средств контроля доступа (далее - СКД);

в) привести количество и структуру зон отчетности (далее - ЗО), сформированных из ЗБМ организации.

15. В разделе Положения "Перечень, формы, порядок ведения учетных и отчетных документов, порядок оперативно-технического учета" рекомендуется определить:

а) общий порядок постановки на учет и снятия с учета ЯМ в ЗБМ организации;

б) перечень учетных документов;

в) общий порядок ведения (оформления) учетных документов, внесения в них исправлений;

г) перечень отчетных документов ЗБМ, порядок и сроки их представления;

д) перечень отчетных документов ЗО, установленных Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", порядок и сроки их представления;

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs