МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 1 февраля 2017 года N 9

Об утверждении Методических рекомендаций по проведению территориальными органами Минюста России государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований

(с изменениями на 24 августа 2021 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минюста России от 24 августа 2021 года N 144.

____________________________________________________________________



В целях реализации Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30 (ч.1), ст.3108; 2007, N 43, ст.5084; 2011, N 48, ст.6730; 2017, N 1 (ч.1), ст.35)

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по проведению территориальными органами Минюста России государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований.

2. Признать утратившими силу:

приказ Минюста России от 31.05.2012 N 88 "Об утверждении Методических рекомендаций по проведению государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований";

пункт 2 приложения "Изменения, вносимые в некоторые приказы Министерства юстиции Российской Федерации" к приказу Минюста России от 21.09.2015 N 219 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства юстиции Российской Федерации".

Министр
А.В.Коновалов

     

     

     

     

          УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Минюста России
от 1 февраля 2017 года N 9

     

Методические рекомендации по проведению территориальными органами Минюста России государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований

(с изменениями на 24 августа 2021 года)



1. Методические рекомендации по проведению территориальными органами Минюста России государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований (далее - Рекомендации) разработаны для использования территориальными органами Минюста России (далее - территориальный орган) при государственной регистрации уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований (далее - государственная регистрация, устав, муниципальный правовой акт соответственно).

2. Должностные обязанности по осуществлению государственной регистрации рекомендуется закрепить в должностном регламенте федерального государственного гражданского служащего территориального органа, осуществляющего государственную регистрацию.

3. Для учета документов, представленных на государственную регистрацию, рекомендуется вести Книгу регистрации уставов (приложение N 1).

Сведения об опубликовании (обнародовании) проекта устава или муниципального правового акта, в том числе о зарегистрированном уставе или муниципальном правовом акте, могут содержаться в информационном письме об опубликовании (обнародовании) устава или муниципального правового акта и (или) непосредственно в самом источнике официального опубликования (газета или сборник) устава или муниципального правового акта.

4. Возврат устава или муниципального правового акта главе муниципального образования рекомендуется осуществлять сопроводительным письмом территориального органа с подписью начальника территориального органа (лица, исполняющего его обязанности) или заместителя начальника территориального органа с указанием оснований возврата, установленных частью 5 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований", в течение пяти рабочих дней со дня поступления устава или муниципального правового акта в территориальный орган.

5. Решение о государственной регистрации принимается на основании проверки соответствия устава или муниципального правового акта Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, соблюдения установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава или муниципального правового акта, а также на основании результата антикоррупционной экспертизы устава или муниципального правового акта( )(далее - проверка на соответствие действующему законодательству).

_______________

Часть 2 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований".


Проверка на соответствие действующему законодательству проводится на дату государственной регистрации устава или муниципального правового акта.

_______________

Пункт 1 части 4 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований".

6. Решение о государственной регистрации рекомендуется оформлять в виде заключения территориального органа о государственной регистрации (рекомендуемый образец приведен в приложении N 2 к Рекомендациям), подписанного начальником территориального органа (лицом, исполняющим его обязанности), после проведенной проверки указанных актов на соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации.

(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Минюста России от 24 августа 2021 года N 144. - См. предыдущую редакцию)


В заключении о государственной регистрации рекомендуется отражать следующие сведения:

(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Минюста России от 24 августа 2021 года N 144. - См. предыдущую редакцию)

оценка соблюдения установленного Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст.3822; 2017, N 1 (ч.1), ст.42) порядка принятия устава или муниципального правового акта;

соответствие содержания устава требованиям части 1 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";

соответствие устава или муниципального правового акта Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации;

наличие или отсутствие коррупциогенных факторов в уставе или муниципальном правовом акте;

вывод о возможности государственной регистрации устава или муниципального правового акта.

7. Результаты антикоррупционной экспертизы устава или муниципального правового акта отражаются в заключении о государственной регистрации законодательству или заключении об отказе в государственной регистрации устава или муниципального правового акта (приложение N 3).

(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Минюста России от 24 августа 2021 года N 144. - См. предыдущую редакцию)

При проведении антикоррупционной экспертизы уставов или муниципальных правовых актов в целях выявления коррупциогенных факторов и их последующего устранения следует руководствоваться методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 10, ст.1084; 2012, N 52, ст.7507; 2013, N 13, ст.1575, N 48, ст.6278; 2015, N 6, ст.965, N 30, ст.4604).

8. Абзац утратил силу - приказ Минюста России от 24 августа 2021 года N 144. - См. предыдущую редакцию.


С учетом требования части 4 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" рекомендуется вносить устав или муниципальный правовой акт в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации в день подписания заключения о государственной регистрации устава или муниципального правового акта.

(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Минюста России от 24 августа 2021 года N 144. - См. предыдущую редакцию)

9. Пункт утратил силу - приказ Минюста России от 24 августа 2021 года N 144. - См. предыдущую редакцию.

_______________

Сноска исключена - приказ Минюста России от 24 августа 2021 года N 144. - См. предыдущую редакцию.

Сноска исключена - приказ Минюста России от 24 августа 2021 года N 144. - См. предыдущую редакцию.


Проставлять специальный штамп о зарегистрированных изменениях в устав на титульном листе устава не рекомендуется.

10. Если в результате проверки на соответствие действующему законодательству сделан вывод о противоречии устава или муниципального правового акта Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, о нарушении установленного в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" порядка принятия устава или муниципального правового акта и (или) о наличии в уставе или муниципальном правовом акте коррупциогенных факторов, территориальный орган принимает мотивированное решение об отказе в государственной регистрации.

(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Минюста России от 24 августа 2021 года N 144. - См. предыдущую редакцию)

_______________

Часть 7 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований".

(Сноска в редакции, введенной в действие приказом Минюста России от 24 августа 2021 года N 144. - См. предыдущую редакцию)


Решение об отказе в государственной регистрации устава или муниципального правового акта оформляется в виде заключения об отказе в государственной регистрации устава или муниципального правового акта с указанием причин отказа.

При описании норм устава или муниципального правового акта указываются положения (абзац, подпункт, пункт, статья) устава или муниципального правового акта, не соответствующие федеральному законодательству и (или) законодательству субъекта Российской Федерации, а также содержание выявленных коррупциогенных факторов.

Заключение об отказе в государственной регистрации устава или муниципального правового акта с одним экземпляром устава или муниципального правового акта, представленных на государственную регистрацию, вручается главе муниципального образования или сотруднику муниципального образования по доверенности (лично) либо направляется почтовой связью в пятидневный срок со дня принятия решения об отказе в государственной регистрации устава или муниципального правового акта.

Экземпляр устава или муниципального правового акта и документы, представленные для государственной регистрации, рекомендуется сохранять в территориальном органе для представления в Минюст России в связи с возможностью оспаривания решения территориального органа об отказе в государственной регистрации устава или муниципального правового акта.

(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Минюста России от 24 августа 2021 года N 144. - См. предыдущую редакцию)

11. Уставы или муниципальные правовые акты рекомендуется считать противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, законам субъекта Российской Федерации, если они:

содержат положения, которые прямо противоречат Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству;

регулируют вопросы, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным и региональным законодательством не могут регулироваться уставами или муниципальными правовыми актами;

не регулируют вопросы, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным и региональным законодательством в обязательном порядке должны устанавливаться уставом и при этом не могут устанавливаться иными муниципальными правовыми актами;

содержат положения, противоречащие решениям, принятым путем прямого волеизъявления населения муниципального образования.

12. Нарушениями установленных требований, касающихся порядка принятия устава или муниципального правового акта, рекомендуется считать:

принятие устава или муниципального правового акта ненадлежащим органом местного самоуправления;

принятие устава или муниципального правового акта представительным органом местного самоуправления или собранием (сходом) граждан при отсутствии необходимого кворума;

принятие устава или муниципального правового акта без учета мнения населения, повлекшее нарушение гарантированных законом прав граждан на участие в разработке устава или муниципального правового акта.

13. Уведомление о включении сведений об уставе муниципального образования, муниципальном правовом акте о внесении изменений в устав муниципального образования в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации (далее - уведомление) в форме электронного документа, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью начальника территориального органа (лица, исполняющего его обязанности) или его заместителя, может быть направлено посредством системы межведомственного электронного документооборота субъекта Российской Федерации либо по электронной почте (с официального адреса электронной почты территориального органа).

________________
      часть 6 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ "О государственной регистрации уставов муниципальных образований" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст.3108; 2020, N 50, ст.8056).     
     (Сноска дополнительно включена приказом Минюста России от 24 августа 2021 года N 144)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»