Правительство Санкт-Петербурга
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 14 марта 2016 года N 701-р

Об утверждении примерного положения об отделении дополнительного образования



В соответствии с п.4 ст.27 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации":

1. Утвердить примерное положение о структурных подразделениях - отделениях дополнительного образования (далее - ОДОД) в образовательных учреждениях, находящихся в ведении Комитета по образованию и администраций районов Санкт-Петербурга, согласно Приложению.

2. Рекомендовать руководителям образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию и администраций районов Санкт-Петербурга, руководствоваться примерным положением об ОДОД.

3. Государственному бюджетному нетиповому образовательному учреждению "Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных" организовать работу по методическому сопровождению деятельности ОДОД, находящихся в ведении Комитета по образованию и администраций районов Санкт-Петербурга.

4. Государственному бюджетному учреждению дополнительного образования для детей и взрослых Дворцу учащейся молодежи Санкт-Петербурга организовать работу по методическому сопровождению деятельности ОДОД в образовательных учреждениях профессионального образования, находящихся в ведении Комитета по образованию.

5. Признать утратившими силу:

5.1. Распоряжение Комитета по образованию от 01.07.2004 N 291-р "Об упорядочении деятельности образовательных учреждений по развитию дополнительного образования детей на базе учреждений общего и начального профессионального образования".

5.2. Распоряжение Комитета по образованию от 10.07.2007 N 1073-р "Об организации структурных подразделений - отделений дополнительного образования детей в государственных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга".

6. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя председателя Комитета по образованию А.А.Борщевского.

Председатель Комитета
Ж.В.Воробьева

     

     

Приложение
к распоряжению
Комитета по образованию
от 14 марта 2016 года N 701-р

     

Примерное положение об отделении дополнительного образования

1. Общие положения

1.1. Отделение дополнительного образования детей (далее - ОДОД) является структурным подразделением образовательного учреждения (далее - ОУ) и действует на основании Устава ОУ и Положения об отделении дополнительного образования детей (далее - Положение), утвержденного в порядке, установленном уставом ОУ.

1.2. Примерное положение об ОДОД разработано в соответствии с п.4 ст.27 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов.

1.3. Деятельность ОДОД осуществляется в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 N 1008 (далее - Порядок).

1.4. Особенности реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области искусств и в области физической культуры и спорта регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

1.6*. Порядок является обязательным для ОДОД, реализующих дополнительные общеобразовательные программы (дополнительные общеразвивающие программы и дополнительные предпрофессиональные программы).

_______________

* Здесь и далее нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

1.7. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной ОУ.

1.8. Образовательный процесс в ОДОД организуется в соответствии с индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры) (далее - объединения), а также индивидуально.

Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами ОУ.

1.9. Занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественно-научной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической).

1.10. Формы обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются ОУ самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

1.11. Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории, а также продолжительность учебных занятий в объединении зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ и определяются локальным нормативным актом ОУ.

1.12. Обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их.

1.13. Дополнительные общеобразовательные программы реализуются ОУ как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.

1.14. При реализации дополнительных общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

1.15. В ОДОД может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.

1.16. ОДОД ежегодно обновляет дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.

2. Порядок деятельности ОДОД

2.1. Деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в ОДОД направлена на:

формирование и развитие творческих способностей обучающихся;

удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;

обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;

выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;

профессиональную ориентацию обучающихся;

создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;

социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;

формирование общей культуры обучающихся;

удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.

2.2. В учебно-производственном плане ОДОД (далее - УПП) указываются перечень направленностей ОДОД, количество групп и занимающихся в них обучающихся, объем педагогических и концертмейстерских часов по годам обучения и другие необходимые для планирования средств показатели. УПП ОДОД ежегодно в срок до 1 сентября текущего года утверждается начальником отдела образования администрации района Санкт-Петербурга или руководителем образовательного учреждения, находящегося в ведении Комитета по образованию, осуществляющего финансовое обеспечение деятельности ОУ.

В течение учебного года в УПП ОДОД могут быть внесены изменения, которые оформляются локальными актами ОУ.

2.4. ОДОД имеет финансовое обеспечение в рамках бюджетной сметы ОУ. Текущие расходы ОДОД могут оплачиваться из внебюджетных финансовых средств ОУ.

2.5. Расписание занятий объединений составляется руководителем ОДОД и утверждается руководителем ОУ с учетом рациональной загрузки помещений ОУ, а также с учетом пожеланий родителей (законных представителей), возрастных особенностей обучающихся и установленных санитарно-гигиенических норм для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся.

Перенос занятий или временное изменение расписания производится только с согласия администрации ОУ и оформляется локальным актом ОУ.

2.6. Продолжительность занятий исчисляется в академических часах. Количество часов занятий в неделю регламентируется УПП ОУ из расчета норм бюджетного финансирования и государственного задания.

2.7. В ОДОД ведется примерная номенклатура дел (Приложение N 1).

2.8. ОДОД реализует дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время. В каникулярное время ОДОД работает по специальному расписанию и плану. Допускается работа с переменным составом обучающихся, объединение групп, перенос занятий на утреннее время, выезды групп обучающихся на соревнования, конкурсы, концерты, экскурсии, творческие встречи и т.п. на основании приказа руководителя ОУ.

2.9. В воскресные и праздничные дни ОДОД работает в соответствии с расписанием занятий и планом мероприятий ОУ в рамках действующего трудового законодательства Российской Федерации.

2.10. При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся с обучающимися по группам или индивидуально.

2.11. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся администрацией ОУ по представлению педагогических работников с учетом пожеланий учащихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних учащихся и возрастных особенностей учащихся.

2.12. Использование при реализации дополнительных общеобразовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается.

2.13. В работе объединений ОДОД при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними обучающимися их родители (законные представители) без включения в основной состав.

2.14. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов ОДОД организует образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида и инвалида.

2.15. Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по дополнительным общеобразовательным программам может осуществляться на основе дополнительных общеобразовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся, с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогическими работниками, прошедшими соответствующую переподготовку.

2.16. В целях доступности получения дополнительного образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами организации, осуществляющие образовательную деятельность, обеспечивают:

а) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:

адаптацию официального сайта ОУ в сети Интернет с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);

размещение в доступных для учащихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);

присутствие ассистента, оказывающего учащемуся необходимую помощь;

обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию ОУ, располагающего местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого обучающегося;

б) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:

дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения));

обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;

в) для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения ОУ, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).

2.17. Сроки обучения по дополнительным общеразвивающим программам и дополнительным предпрофессиональным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии - для обучающихся, индивидуальной программой реабилитации - для учащихся детей-инвалидов и инвалидов.

2.18. Численный состав объединения может быть уменьшен при включении в него обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и(или) детей-инвалидов, инвалидов. Численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов в учебной группе устанавливается до 15 человек.

2.19. Занятия в объединениях с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами и инвалидами могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

2.20. При реализации дополнительных общеобразовательных программ обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам и инвалидам предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

С учетом особых потребностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов организациями, осуществляющими образовательную деятельность, обеспечивается предоставление учебных, лекционных материалов в электронном виде.

2.21. ОДОД может оказывать помощь педагогическим коллективам других образовательных организаций в реализации дополнительных общеобразовательных программ, организации досуговой и внеучебной деятельности обучающихся, а также молодежным и детским общественным объединениям и организациям.

3. Зачисление и организация деятельности ОДОД

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»