• Текст документа
  • Статус
Оглавление
Поиск в тексте
Действующий


РБ-116-17

     
     
Руководство по безопасности  при использовании атомной энергии "Рекомендации к разработке вероятностного анализа безопасности  для хранилищ отработавшего ядерного топлива"



УТВЕРЖДЕНО приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 10.02.2017 г. N 51



I. Общие положения

1. Руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации к разработке вероятностного анализа безопасности для хранилищ отработавшего ядерного топлива" (РБ-116-17) (далее - Руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" в целях содействия соблюдению требований пунктов 3.12, 6.1.5, 6.1.8 федеральных норм и правил в области использовании атомной энергии "Общие положения обеспечения безопасности объектов ядерного топливного цикла" (НП-016-05), утвержденных постановлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 2 декабря 2005 г. N 11, и пунктов 1.2.9, 1.2.17 федеральных норм и правил в области использовании атомной энергии "Общие положения обеспечения безопасности атомных станций" (НП-001-15), утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17 декабря 2015 г. N 522.

2. Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Ростехнадзор) в части разработки вероятностного анализа безопасности для проектируемых, сооружаемых и эксплуатируемых хранилищ отработавшего ядерного топлива.

3. Рекомендации настоящего Руководства по безопасности распространяются на стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения отработавшего ядерного топлива, включая объекты и сооружения, расположенные на территории атомной станции и не входящие в состав блоков атомной станции.

4. Настоящее Руководство по безопасности предназначено для использования проектными и эксплуатирующими организациями при проектировании, сооружении, эксплуатации и разработке мероприятий по обеспечению безопасности хранилище* отработавшего ядерного топлива, а также организациями научно-технической поддержки Ростехнадзора.
_________________

* Текст документа соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.


5. Рекомендации настоящего Руководства по безопасности относятся к целям, объему и последовательности выполнения отдельных задач вероятностного анализа безопасности для хранилищ отработавшего ядерного топлива, а также к составу и содержанию отчетной документации по вероятностному анализу безопасности для хранилищ отработавшего ядерного топлива.

6. Требования федеральных норм и правил в области использования атомной энергии могут быть выполнены с использованием иных способов (методов), чем те, которые содержатся в настоящем Руководстве по безопасности, при обосновании применимости использованных способов (методов) для решения поставленных задач.

7. Перечень сокращений, используемых в настоящем Руководстве по безопасности, приведен в приложении N 1, термины и определения - в приложении N 2.

II. Общие сведения

8. ВАБ ХОЯТ рекомендуется разрабатывать с целью расчета ВПБ для ХОЯТ, расположенных на территории АС, и ХОЯТ, являющихся объектом ЯТЦ.

9. ВАБ ХОЯТ рекомендуется выполнять с целью использования его результатов для:

проверки соответствия ВПБ ХОЯТ целевым ориентирам безопасности ХОЯТ, установленным федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии;

выявления наиболее значимых для безопасности ХОЯТ отказов систем (элементов), действий персонала;

обоснования приоритетов при разработке и реализации мероприятий, направленных на обеспечение безопасности ХОЯТ;

оценки влияния мероприятий по модернизации систем (элементов) ХОЯТ на безопасность ХОЯТ;

оценки влияния на безопасность нарушений в работе ХОЯТ;

оптимизации проектных решений ХОЯТ;

обоснования перечня ИС проектных аварий, перечня запроектных аварий, руководств по управлению запроектными авариями;

разработки технических решений по управлению авариями с целью ослабления их последствий;

анализа отступлений от требований федеральных норм и правил и иных действующих нормативных правовых актов в области использования атомной энергии с точки зрения влияния этих отступлений на безопасность ХОЯТ;

обоснования изменения пределов и условий безопасной эксплуатации ХОЯТ;

обоснования внесения изменений в проектную, конструкторскую, технологическую и эксплуатационную документацию.

10. ВАБ ХОЯТ рекомендуется разрабатывать для внутренних ИС и ИС, обусловленных внутренними воздействиями и внешними воздействиями природного и техногенного происхождения.

11. ВАБ ХОЯТ рекомендуется разрабатывать с учетом всех возможных источников радиоактивности (мест размещения ядерных материалов, РВ и РАО) на территории ХОЯТ.

12. ВАБ ХОЯТ рекомендуется разрабатывать с учетом всех режимов эксплуатации ХОЯТ (хранение, обращение с ОЯТ, техническое обслуживание и ремонт).

13. При разработке ВАБ ХОЯТ рекомендуется выполнять следующие задачи:

отбор и группирование ИС;

моделирование АП;

анализ надежности систем;

определение вероятностей (частот) ИС и показателей надежности систем (элементов) ХОЯТ;

анализ надежности персонала;

анализ зависимостей, выявленных при выполнении различных задач ВАБ ХОЯТ;

анализ внутренних пожаров;

анализ внутренних затоплений;

анализ внешних воздействий;

анализ аварий и определение их последствий;

анализ значимости, чувствительности и неопределенности;

разработка вероятностной модели ХОЯТ, расчет ВПБ ХОЯТ, анализ и представление результатов ВАБ ХОЯТ.

14. ВАБ ХОЯТ рекомендуется выполнять на основании:

проектно-конструкторской и эксплуатационной документации;

актов испытаний и исполнительной документации на техническое обслуживание и ремонт систем (элементов) безопасности и элементов, важных для безопасности;

информации об отказах элементов систем, важных для безопасности, и ошибок персонала;

сведений о расследовании нарушений в работе ХОЯТ;

сведений о нарушении пределов и условий безопасной эксплуатации;

результатов анализов безопасности, включающих анализы аварийных ситуаций, анализы запроектных аварий и другие анализы, проведенные в рамках обоснования безопасности ХОЯТ и (или) в рамках других исследований;

нормативных документов для ХОЯТ.

15. При выполнении ВАБ ХОЯТ рекомендуется использовать данные, соответствующие состоянию исследуемого ХОЯТ на момент начала разработки ВАБ.

16. Использованные при выполнении ВАБ ХОЯТ ограничения и допущения, а также их обоснование рекомендуется приводить в документации по ВАБ ХОЯТ.

III. Отбор и группирование исходных событий

17. В рамках данной задачи выполняется формирование перечня ИС, включая внутренние ИС, ИС, вызванные внутренними и внешними воздействиями, и их группирование.

18. Формирование перечня ИС рекомендуется выполнять в два этапа. На первом этапе рекомендуется формировать предварительный перечень ИС, на втором - окончательный перечень ИС.

19. Предварительный перечень ИС рекомендуется формировать на основании:

анализа нарушений на исследуемом ХОЯТ;

анализа обобщенных перечней ИС для подобных ХОЯТ;

анализа перечней ИС, использованных при обосновании безопасности анализируемого ХОЯТ и подобных ХОЯТ;

опыта эксплуатации анализируемого ХОЯТ и подобных ХОЯТ;

требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии для ХОЯТ;

документов МАГАТЭ (и других международных организаций), содержащих перечни ИС, рекомендуемые для рассмотрения при обосновании безопасности ХОЯТ.

20. Формирование предварительного перечня ИС рекомендуется выполнять с учетом возможности возникновения ИС при различных режимах эксплуатации ХОЯТ.

21. Рекомендуется при формировании предварительного перечня ИС учитывать ИС, которые могут быть следствием ошибок персонала при проведении регламентных операций, проверок работоспособности систем (элементов) и испытаний.

22. Рекомендуется разрабатывать критерии отбора ИС для формирования окончательного перечня ИС. Окончательный перечень ИС рекомендуется формировать из предварительного перечня ИС в соответствии с принятыми критериями отбора. Критерии отбора ИС могут быть основаны либо на вероятности (частоте) потенциально возможных ИС (например, допускается исключение ИС или групп ИС из дальнейшего рассмотрения, если их вклад в оценку ВПБ, оцененный упрощенно, пренебрежимо мал; при расчете ВПБ учитываются исключенные ИС и группы ИС), либо на потенциально возможных последствиях ИС, реализующихся в том числе из-за дополнительных отказов систем безопасности и (или) ошибок персонала.

23. Рекомендуется выявлять ИС, вызывающие зависимые повреждения или отказы систем (элементов), требуемых для предотвращения повреждения ядерного топлива или аварийного выброса.

24. Рекомендуется выявлять ИС, вызванные отказами систем (элементов) ХОЯТ из-за пожара (затопления) или внешнего воздействия природного и техногенного происхождения.

25. Рекомендуется выявлять все ИС, которые могут быть вызваны пожаром (например, из-за повреждения кабелей различных систем (элементов), расположенных в пожарной зоне).

26. Рекомендуется выявлять все ИС, которые могут возникать вследствие распространения пожара (затопления) за пределы пожарной зоны (зоны затопления).

27. Рекомендуется выявлять все ИС, которые могут быть вызваны затоплением (например, из-за повреждения систем (элементов) ХОЯТ, включая разрывы (течи) трубопроводов и сосудов, расположенных в различных помещениях, ошибочные действия персонала).

28. При выявлении ИС, вызванных затоплениями, рекомендуется учитывать эффекты запаривания и забрызгивания систем (элементов) ХОЯТ.

29. Группирование ИС из окончательного перечня ИС рекомендуется осуществлять путем обоснования схожести:

путей протекания аварии и достигаемых конечных состояний АП;

требований к работе систем (элементов) ХОЯТ и действиям персонала.

30. Рекомендуется, чтобы критерии успеха систем для группы ИС были не менее строгими (консервативными), чем критерии успеха систем для каждого из ИС, включенного в рассматриваемую группу ИС.

31. Рекомендуется соблюдать баланс между минимизацией числа рассматриваемых групп ИС, с одной стороны, и предотвращением излишнего консерватизма, вносимого процедурой группирования, с другой стороны.

32. Критерии успеха систем (элементов) рекомендуется обосновывать. Для обоснования критериев успеха систем (элементов) рекомендуется использовать отчеты по обоснованию безопасности ХОЯТ и при необходимости выполнять в рамках ВАБ ХОЯТ детерминистические расчеты или использовать имеющиеся детерминистические расчеты, относящиеся к анализируемому ХОЯТ или другому подобному ХОЯТ. Рекомендуется в составе отчетных материалов по ВАБ ХОЯТ приводить ссылки на материалы, содержащие детальные результаты этих расчетов.

33. В соответствующем разделе отчетной документации по ВАБ ХОЯТ рекомендуется представлять использованные исходные данные, описание выполненного анализа и результаты отбора и группирования ИС, включая:

данные о нарушениях, приводящих к ИС на исследуемом ХОЯТ;

использованные обобщенные перечни ИС для исследуемого и подобных ХОЯТ и ссылки на источники информации;

предварительный и окончательный перечни ИС;

примененные критерии отбора;

перечень отсеянных в результате отбора событий с обоснованиями;

критерии группирования ИС;

перечень групп ИС.

IV. Моделирование аварийных последовательностей

34. Назначением данной задачи является разработка вероятностных моделей АП, отображающих процессы развития запроектной аварии в ХОЯТ (от ИС и до момента повреждения ядерного топлива и выбросов радиоактивных веществ в окружающую среду). При этом определяются пути протекания аварий, требования к срабатыванию различных систем (элементов) и к выполнению действий персонала (критерии успеха), физические явления при запроектных авариях, конечные состояния аварийной последовательности событий.

35. Модели АП рекомендуется разрабатывать для каждой сформированной группы ИС.

36. При разработке АП ИС рекомендуется использовать:

обоснование безопасности ХОЯТ, включая результаты детерминистических анализов;

результаты ВАБ для других ХОЯТ;

особенности проекта ХОЯТ.

37. При разработке АП рекомендуется учитывать физические явления запроектных аварий (плавление тепловыделяющих элементов, выход радиоактивных веществ из тепловыделяющих элементов, окисление оболочек тепловыделяющих элементов, образование водорода при окислении тепловыделяющих элементов, горение водорода в помещениях ХОЯТ и другие физические явления).

38. Рекомендуется определять и приводить описание видов конечных состояний АП.

39. Виды конечных состояний АП рекомендуется определять на основании сформированных признаков.

40. Признаки конечных состояний АП рекомендуется выбирать таким образом, чтобы каждый из них характеризовал, по крайней мере, один из следующих факторов:

особенности физических процессов, сопровождающих развитие запроектных аварий;

пути выхода радиоактивного вещества в окружающую среду (например, выход радиоактивного вещества из герметичного помещения в случае его повреждения, выход через негерметичные помещения);

состояние систем ХОЯТ, оказывающих влияние на процессы в помещениях ХОЯТ и выход радиоактивного вещества в окружающую среду (системы вентиляции, система энергоснабжения и другие системы);

количество и состав РВ, выходящих из ОЯТ;

количество и состав РВ, выходящих в окружающую среду.

41. Интервал времени развития АП рекомендуется принимать равным не менее чем 24 часа с момента возникновения ИС. Интервал времени рекомендуется расширять в случае если за его пределами возможно достижение неуспешного конечного состояния АП по следующим причинам:

исчерпание запасов охлаждающей среды, топлива, масла, сжатых газов при невозможности возобновить эти запасы;

устойчивое развитие неблагоприятных физических процессов, приводящих к неуспешным конечным состояниям АП.

42. При обосновании выбранного периода времени моделирования АП рекомендуется исходить из того, что постепенное увеличение указанного периода не приводит к скачкообразному увеличению вероятности тяжелой аварии или вероятности аварийного выброса радиоактивных веществ. При этом интервал моделирования АП превышает время восстановления отказавшего оборудования систем (элементов) в условиях функционирования других систем (элементов), обеспечивающих безопасность ХОЯТ. Эта задача может быть решена за счет включения в модели аварийных последовательностей событий, учитывающих восстановительные действия персонала и использование нештатных мер по управлению аварией после истечения 24 часов (с последующей оценкой вероятности их невыполнения).

43. При построении моделей АП рекомендуется располагать моделируемые функции в "деревьях событий" с учетом причинно-следственных связей и хронологического порядка.

44. При построении моделей АП рекомендуется учитывать влияние одних событий на другие (например, отказы систем (элементов) могут возникать из-за воздействия на них истекающих струй, летящих предметов, ударных волн, вторичных пожаров, температурных деформаций в конструкционных материалах и других событий). При этом рекомендуется учитывать зависимость режима работы систем (элементов) от характера аварийного процесса, возможности работы одних систем (элементов) при отказе других.

45. Рекомендуется разрабатывать аварийные сценарии внутренних и внешних воздействий. Сценарии внутренних и внешних воздействий должны включать внутреннее или внешнее воздействие и АП, которые могут развиваться после наступления этих воздействий.

46. На основании сведений о помещениях ХОЯТ (их пожарной нагрузке, источниках затопления, расположении оборудования в помещениях ХОЯТ, прочностных характеристиках систем (элементов) ХОЯТ) рекомендуется отбирать:

возможные ИС (группы ИС) из перечня внутренних ИС (групп ИС), вызванных пожарами (в каждой отобранной для дальнейшего анализа пожарной зоне);

возможные ИС (группы ИС) из перечня внутренних ИС (групп ИС), вызванных затоплениями (в каждой отобранной для дальнейшего анализа зоне затопления);

возможные ИС (группы ИС), вызванные внешними воздействиями для дальнейшего анализа.

Для отобранных ИС (групп ИС) рекомендуется формировать аварийные сценарии для внутренних и внешних воздействий.

Если последствия от внутреннего или внешнего воздействия не могут быть соотнесены с одним из внутренних ИС (групп ИС), то рекомендуется разрабатывать модели АП для таких воздействий в соответствии с рекомендациями пунктов 35-44, 63, 64 настоящего Руководства по безопасности.

47. Рекомендуется проводить отборочный и детальный анализ аварийных сценариев внутренних и внешних воздействий.

48. В рамках отборочного анализа рекомендуется выявлять сценарии, которые могут быть оценены как малозначимые по вкладу в суммарную вероятность тяжелых аварий или аварийных выбросов. Для оценки значимости сценариев рекомендуется использовать упрощенные консервативные методы оценки.

49. В рамках отборочного анализа аварийных сценариев внутренних воздействий (пожаров и затоплений) рекомендуется выявлять:

сценарии, исключенные из дальнейшего анализа на основании упрощенных методов оценки;

сценарии, включенные в оценку суммарной вероятности тяжелых аварий или аварийных выбросов без проведения детального анализа;

сценарии, отобранные для детального анализа.

50. Рекомендуется разрабатывать критерии отбора аварийных сценариев, вызванных внешними и внутренними воздействиями для детального анализа аварийных сценариев.

51. Детальный анализ аварийных сценариев, вызванных внешними и внутренними воздействиями, рекомендуется проводить для всех сценариев, отобранных для детального анализа с целью переоценки ВПБ путем снижения уровня консерватизма, заложенного при выполнении отборочного анализа, и получения реалистичных оценок ВПБ.

52. Аварийные сценарии пожаров (затоплений) разрабатываются для каждой пожарной зоны (зоны затопления).

53. Для снижения уровня консерватизма сценариев затоплений на этапе детального анализа рекомендуется уточнить следующие факторы:

расположение и характеристики систем (элементов) ХОЯТ в зонах распространения затопления;

потенциальные источники затопления и критичные пути распространения (пути распространения затопления, которые приводят к отказу систем (элементов) ХОЯТ и, как следствие, - к повреждению ядерного топлива), выявленные по результатам анализа распространения затоплений;

результаты детерминистического анализа возможности распространения воды (пара) по выбранному пути;

возможности повреждения систем (элементов) ХОЯТ, выполняющих функции безопасности;

время до повреждения систем (элементов) ХОЯТ;

уточненные значения вероятностей для учитываемых ошибок персонала.

54. Для снижения уровня консерватизма сценариев пожаров на этапе детального анализа рекомендуется уточнить следующие факторы:

расположение и характеристики систем (элементов) ХОЯТ в зонах распространения пожара;

потенциальные источники возгорания и критичные пути распространения пожара;

результаты детерминистического анализа распространения огня (горячих газов) по выбранному пути;

вероятности для учитываемых ошибок персонала;

возможности повреждения систем (элементов) ХОЯТ, выполняющих функции безопасности;

время до повреждения систем (элементов) ХОЯТ.

55. По результатам детального анализа аварийных сценариев внутренних воздействий (пожаров, затоплений) рекомендуется формулировать вывод о возможности распространения пожара (затопления) по исследуемому пути и отказов систем (элементов) ХОЯТ, приводящих к повреждению ядерного топлива, а также оценивать время до повреждения систем (элементов) и до повреждения ядерного топлива.

56. Если по результатам детального анализа пожаров (затоплений) выявлено, что системы (элементы) ХОЯТ теряют свою работоспособность, оценивается время до отказа систем (элементов) ХОЯТ, которое используется для учета действий по предотвращению пожаров (затоплений).

57. Для наиболее значимых сценариев пожаров (затоплений) с повреждением ядерного топлива рекомендуется выполнять детальный анализ сценариев - от начала пожара (затопления) до момента критического повреждения систем (элементов).

58. Оценку ВПБ при детальном анализе пожарных сценариев или сценариев затоплений рекомендуется проводить с учетом:

уточненного количества систем (элементов) в зоне распространения, потенциально подверженных отказу в конкретных пожарных сценариях или сценариях затоплений;

уточненного количества цепей управления в зоне распространения, потенциально подверженных отказу в конкретном пожарном сценарии или сценарии затопления;

возможности ликвидации пожара (затопления) до момента критического повреждения систем (элементов).

59. В рамках отборочного анализа аварийных сценариев внешних воздействий рекомендуется определять:

сценарии, исключенные из дальнейшего анализа в соответствии с принятыми критериями исключения сценариев;

сценарии, включаемые в оценку суммарной вероятности тяжелых аварий или аварийных выбросов без проведения детального анализа;

сценарии, отобранные для детального анализа.

60. Для снижения уровня консерватизма на этапе детального анализа рекомендуется уточнить следующие факторы сценариев внешних воздействий:

номенклатуру систем (элементов) ХОЯТ, отказ которых обусловлен внешним воздействием;

нагрузки на системы (элементы) ХОЯТ, обусловленные внешними воздействиями;

возможность действий оперативного персонала по управлению альтернативными системами (элементами) ХОЯТ, включая действия персонала по восстановлению систем (элементов) ХОЯТ.

61. Для уточнения сценариев внешних воздействий на этапе детального анализа рекомендуется выполнять дополнительные детерминистические исследования.

62. Результатом детального анализа внешних и внутренних воздействий является оценка вероятности тяжелых аварий или аварийных выбросов, полученная с учетом результатов отборочного и детального анализов аварийных сценариев.

Доступ к полной версии этого документа ограничен

Ознакомиться с документом вы можете, заказав бесплатную демонстрацию систем «Кодекс» и «Техэксперт».

Что вы получите:

После завершения процесса оплаты вы получите доступ к полному тексту документа, возможность сохранить его в формате .pdf, а также копию документа на свой e-mail. На мобильный телефон придет подтверждение оплаты.

При возникновении проблем свяжитесь с нами по адресу uwt@kodeks.ru

РБ-116-17 Руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации к разработке вероятностного анализа безопасности для хранилищ отработавшего ядерного топлива"

Название документа: РБ-116-17 Руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Рекомендации к разработке вероятностного анализа безопасности для хранилищ отработавшего ядерного топлива"

Номер документа: 116-17

Вид документа: РБ

Принявший орган: Ростехнадзор

Статус: Действующий

Дата принятия: 10 февраля 2017

Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах